Виртуальные выставки

«Путь липецкого театра: к 100-летию Липецкого государственного театра драмы им.  Л. Н. Толстого»

«Путь липецкого театра: к 100-летию Липецкого государственного театра драмы им. Л. Н. Толстого»

«Театр - зеркало общества...»
М. А. Захаров

История театральной культуры Липецка неразрывно связана с Липецким государственным академическим театром драмы имени Л. Н. Толстого.

Свой путь он начал как первый, открывшийся в городе, профессиональный театр. До этого в Липецке своего театра не было, так как в дореволюционной России театры существовали лишь в крупных губернских городах. 5 июня 1921 года, в воскресный летний вечер Липецким театром был показан первый спектакль по пьесе Л. Андреева «Савва», поставленный режиссером В. А. Русловым. С этого момента театр начал свою историю и вот уже на протяжении 100 лет не перестаёт радовать зрителей тёплой атмосферой, новыми эмоциями и интересными постановками.

«История театра драмы им. Л. Н. Толстого» - электронный ресурс ЛОУНБ, подготовленный к 90-летию театра: https://lib48.ru/kray/kultura/territoriya-kino/istoriya-teatra-dramy-im-l-n-tolstogo

История развития театра широко представлена и на страницах областных газет «Ленинское знамя» http://pub.lib48.ru/gazety/leninskoe-znamya, «Ленинец» http://pub.lib48.ru/gazety/leninets, «Липецкая газета» http://pub.lib48.ru/gazety/lipetskaya-gazeta-oblastnaya-gazeta.

Το λίκνο του δυτικού πολιτισμού! («Колыбель западной цивилизации!»)

Το λίκνο του δυτικού πολιτισμού! («Колыбель западной цивилизации!»)

– О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: – Антропос!
Чехов А. П. Человек в футляре
Язык – великое достижение человечества. Можно ли представить себе жизнь без греческого языка? Невозможно. Трудно вообразить Всемирную культуру без ее лучших представителей: Гомера, Софокла, Платона, чей язык обогатил и насытил ее и другие языки мира. Греческий язык – один из самых древнейших языков. На греческом языке говорит более 15 миллионов человек. Греческий язык принадлежит к отдельной ветви индоевропейской языковой семьи.

Началом письменности считается ХV в. до н. э. Важнейшими текстами греческой письменности являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Язык Эсхила, Еврипида и др. называют классическим каноном греческого языка. В конце VIII в до н. э. появился греческий алфавит, возникший на основе финикийского письма. Многие греческие слова и понятия существуют до сих пор в их первоначальном смысле. Например, слова философия (φιλοσοφία) или демократия (democratia) сегодня остались в своем подлинном написании и значении. Десять процентов русских слов имеют греческую основу и прочно вошли в наш обиход. Грекам можно гордиться тем, что они, в той или иной степени, оказали влияние практически на все языки мира.

Язык очень активно менялся. Но к концу ХIХ века окончательно сформировалось два основных «языка»: новый литературный – кафаревуса и димотика, так называемый простой разговорный народный язык. В современной Греции с 1982 года официальным языком является только димотика.

Греческий алфавит состоит из 24 букв. Каждая буква имеет свое название и произношение. Целый ряд букв греческого алфавита читаются так же, как и в русском языке. Есть и такие, которым нет эквивалента в нашем языке. Мелодика и интонационный тон речи в греческом языке имеют особое значение. Голосовым акцентом принято выделять ударные элементы фраз. Овладение ударением – один «из ключиков» к глубокому освоению греческого языка.

Чтобы познакомиться с особенностями греческой грамматики и эффективно использовать навыки освоения языка, – добро пожаловать на нашу виртуальную выставку! Все представленные издания есть в отделе литературы на иностранных языках ЛОУНБ.

"Душа человечкина": к 190-летию со дня рождения Н. С. Лескова

В 2021 году две юбилейные даты связаны с гениальным русским писателем Н. С. Лесковым: 16 февраля исполнилось 190 лет со дня его рождения, а в мае исполнится 140 лет первой публикации его знаменитого «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» в газете И. С. Аксакова «Русь».

Н. С. Лесков – человек сложный, отличавшийся, по воспоминаниям современников, тяжелым и несдержанным нравом, но пишущий так, как не умел никто, кроме него. Своё творческое кредо Лесков выразил словами: «Я очень люблю литературу, но еще больше люблю живого человека с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде». Живой человек и его «правда», одаренность и нравственная сила русского национального характера – вот главные темы произведений Лескова. Всё его творчество наполнено стремлением к изображению героических образов, олицетворяющих русский народ.

Лескова чаще, чем какого-либо другого писателя, называют «оригинальным», «удивительным», «необычным». Его творческий путь продолжался 35 лет. К сожалению, при жизни его талант не был оценен по достоинству. Современники Лескова оставили самые разноречивые отклики о его сочинениях. Для одних Лесков был «талантом средней величины», другие подчёркивали его «независимую мысль, одухотворённую любовью к добру и правде, необыкновенную силу психического анализа и высокую оригинальность как в форме, так и в содержании произведений». Сегодня влияние Лескова на русскую литературу, его вклад в развитие нашей художественной культуры только начинают изучаться в полном объёме.

Юрий Нагибин в статье «Мастер сказа» очень тонко заметил: «Не стоит читать его книги наспех, между делом, в метро или в автобусе. Надо выбрать свободное время, отринуть суету и с глубоко дышащей грудью ступить в колдовской мир Лескова...»

Современное искусство

Современное искусство

Современное искусство – одно из самых загадочных явлений в мировой культуре. Казалось бы, его признали, приняли и осмыслили уже несколько десятилетий назад, но для большинства людей оно по-прежнему остаётся непознанной тайной.

Что скрывается за его внешней простотой, радикальными новациями – пощечина общественному консервативному вкусу, насмешка над необразованными зрителями или же сложные философские метафоры? К счастью, ответы на эти непростые вопросы оставили нам сами создатели произведений современного искусства. Из их автобиографических книг, статей и эссе читатели смогут узнать не только основы и разновидности художественных стилей последних 150 лет, но и понять причину их появления и логику преемственности. В представленной подборке мы предлагаем Вам окунуться в разнообразие экспериментальных «–измов» и прикоснуться к удивительному миру современного искусства.