Современное искусство

Современное искусство

Современное искусство – одно из самых загадочных явлений в мировой культуре. Казалось бы, его признали, приняли и осмыслили уже несколько десятилетий назад, но для большинства людей оно по-прежнему остаётся непознанной тайной.

Что скрывается за его внешней простотой, радикальными новациями – пощечина общественному консервативному вкусу, насмешка над необразованными зрителями или же сложные философские метафоры? К счастью, ответы на эти непростые вопросы оставили нам сами создатели произведений современного искусства. Из их автобиографических книг, статей и эссе читатели смогут узнать не только основы и разновидности художественных стилей последних 150 лет, но и понять причину их появления и логику преемственности. В представленной подборке мы предлагаем Вам окунуться в разнообразие экспериментальных «–измов» и прикоснуться к удивительному миру современного искусства.

Уилл Гомперц. «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси»

В мире существует распространенный миф, что современное искусство непонятно и недоступно для непосвященного «обывателя». Однако с этой устоявшейся теорией готовы поспорить не только современные художники и галеристы, но и посетители выставок современного искусства. Один из таких частых гостей – Уилл Гомперц, редактор отдела искусств BBC, в своей книге «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси» решил опровергнуть этот миф и окончательно разрушить боязливое, скептическое отношение зрителей к работам современных художников.

Оказавшись совершенно случайно в мире причудливых шедевров, автор книги долгое время изучал язык современного искусства. Работая многие годы в качестве директора по медиа-технологиям в лондонской галерее современного искусства Тейт, он пытался расшифровать художественный язык нового поколения и найти коды-подсказки к пониманию его таинственных символов. Результаты его успешных поисков и удивительных открытий стали главной целью для создания этой удивительной книги.

На её страницах читатели словно побывают в лучших галереях мира и познакомятся с самыми яркими и знаковыми произведениями последнего века. Книга выстроена в хронологическом порядке: от революционных протестов французских импрессионистов против традиционных канонов живописи вплоть до актуальных на сегодняшний день уличных граффити Бэнкси. В сопровождении опытного наставника Вам предстоит раскрыть тайну «Черного квадрата» Малевича, причудливых сюрреалистических шарад Сальвадора Дали, а также понять первопричину этих глобальных трансформаций и экспериментов.

Книга «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси» будет интересна и полезна всем читателям, кто поверхностно соприкасался с миром современного искусства, но хотел бы его открыть для себя во всех своих ярких красках.

85.103(0)
Г 64
617111-КХ
617112-АБ
Гомперц У. Непонятное искусство : от Моне до Бэнксм / У. Гомперц ; пер. с англ. И. Литвиновой. - Москва : Синдбад, 2016. - 461 с., цв. ил.

 

Марк Шагал «Моя жизнь»

Марк Шагал – один из самых ярких и самобытных представителей русского авангарда ХХ века. С первых своих творческих шагов, вдохновившись экспериментальными полотнами Пикассо и Сезанна, Шагал избрал для себя тернистый путь художника-реформатора. В поисках своего уникального художественного стиля он следует за своим первым кумиром Пикассо в Париж. Вступает в только что открывшуюся школу молодых футуристов под его покровительством и успешно проходит там обучение. Достигнув мастерства в футуризме, он возвращается на родину с гордым титулом «футурист la russe».

Вскоре его творческий путь пересекается с другим художником-реформатором Казимиром Малевичем. Вместе с ним он организует школу прогрессивных художников, где разрабатывались новые формы и стили искусства. В результате эти два великих модерниста выработали собственные уникальные стилистические направления – супрематизм Малевича и прото-сюрреализм Шагала.

Этот краткий эпизод биографии Шагала стал основой для его автобиографического романа «Моя жизнь». В легкой, ироничной манере Шагал повествует о своей жизни, близких людях, творческих кумирах, долгих поисках и экспериментов в творчестве. Эта книга поможет читателям не только понять искусство великого художника, но и сквозь призму его жизни увидеть мир его глазами.

85.14(2)6
Ш 15
522529-КХ
529229-АБ
529266-АБ
Шагал М. З. Моя жизнь / М. З. Шагал ; пер. Н. Малевич, авт. предисл. Н. Апчинская. - СПб : Азбука, 2000. - 412 с. - (Наследие).

 

Казимир Малевич «Черный квадрат. О себе»

Казимир Малевич – один из самых загадочных художников мировой истории. Его супрематическая картина «Черный квадрат» более 100 лет является причиной жарких споров: что это, новая форма живописи или её метафорический конец?

Приход Малевича к радикальному супрематизму – результат длительных духовных и философских практик. Вслед за многими художниками начала ХХ века он тяготеет к радикальным реформам и отказу от преемственности классической живописи. Вдохновившись полотнами европейских модернистов (Матисса, Гогена и Ван Гога, с их подчеркнутым акцентом на цвет и Пикассо с его распадом форм), Малевич экспериментирует с различными направлениями, подражает и синтезирует, с единственной целью создания собственного уникального стиля. И долгожданное озарение к нему приходит в 1913 году во время работы над эскизами декораций оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем». В качестве солнца он изобразил огромный черный квадрат. Этот символический образ в духе иероглифической живописи станет базовой формой в разработке его супрематического стиля – геометрической абстракции.

Познакомиться с длительным путем экспериментов Малевича читатели смогут на страницах книги «Черный квадрат. О себе». В этой богато иллюстрированной монографии представлены не только жизнеописания творческого пути Малевича, объяснение его теоретических концепций, но и воспоминания его современника, друга и единомышленника И. В. Клюна. Данная книга считается одной из самых полных монографий, посвященных творчеству Малевича, и может быть адресована всем поклонникам современного искусства.

85.14(2)6
М 18
Ф623884-КХ
Ф623835-АБ
Малевич К. С. Черный квадрат. О себе / К. С. Малевич. - Москва : Эксмо, 2015. - 443 с., цв. ил.

 

Василий Кандинский «О духовном в искусстве», «Избранные труды по теории искусства в 2 т.», «Точка и линия на плоскости»

Василий Кандинский, наряду с Марком Шагалом и Казимиром Малевичем, считается одним из самых значительных и радикальных реформатов в истории искусств. Его стилистический метод беспредметного абстракционизма окончательно освободил мировых художников от необходимости изображать конкретные предметы и сюжеты.

Широко известна легенда об открытии абстракционизма: однажды, возвратившись домой, Кандинский увидел в своём кабинете удивительной красоты картину – яркую цветовую абстракцию, в буквальном смысле светящуюся от буйства хаотичных цветовых пятен, изображенных на ней. Оказалось, что это загадочное полотно принадлежит кисти самого Кандинского, которое в тот момент располагалось не как задумывал автор – фронтально, а перевернуто на другой бок. Так родилась идея беспредметного искусства, обращающаяся к бессознательным чувствам человека, а не к его логическому умозаключению.

Этот поистине революционный метод вызвал настолько огромный резонанс в культурном обществе, что Кандинский поспешил его лично прокомментировать и описать в серии теоретических работ и статей. В своих литературных работах, творческих эссе он не только объяснял базовые понятия беспредметного искусства, но и причину, по которой эти новации оказались исторически необходимы и необратимы.

Впоследствии этот метод концептуального творчества, когда новые формы сопровождались теоретическим комментарием, стал базовой оценкой при анализе новых направлений в искусстве. Так книги и научные статьи стали не менее существенной и значимой частью его творческого наследия, чем его экспериментальные картины.

В фонде отдела абонемента представлены несколько значимых теоретических работ Кандинского, знакомство с которыми является необходимой задачей для понимания базовых основ современного искусства. Книги будут интересны и полезны всем, кто желает углубиться в философский мир современного искусства и познать механизмы его внутренней жизни.

85
К 12
 М322817-КХ
М323805-АБ
Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. - Москва, 1992, - 109 с., ил.

85
К 12
530196-АБ
530109-АБ
Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства : в 2 т. / В. В. Кандинский ; авт. предисл. Д. В. Сарабьянов. - Москва : Гилея, 2001.

85
К 12
М531148-КХ
М532455-АБ
Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2001. - 560 с., ил. - (Наследие).