"Душа человечкина": к 190-летию со дня рождения Н. С. Лескова

В 2021 году две юбилейные даты связаны с гениальным русским писателем Н. С. Лесковым: 16 февраля исполнилось 190 лет со дня его рождения, а в мае исполнится 140 лет первой публикации его знаменитого «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» в газете И. С. Аксакова «Русь».

Н. С. Лесков – человек сложный, отличавшийся, по воспоминаниям современников, тяжелым и несдержанным нравом, но пишущий так, как не умел никто, кроме него. Своё творческое кредо Лесков выразил словами: «Я очень люблю литературу, но еще больше люблю живого человека с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде». Живой человек и его «правда», одаренность и нравственная сила русского национального характера – вот главные темы произведений Лескова. Всё его творчество наполнено стремлением к изображению героических образов, олицетворяющих русский народ.

Лескова чаще, чем какого-либо другого писателя, называют «оригинальным», «удивительным», «необычным». Его творческий путь продолжался 35 лет. К сожалению, при жизни его талант не был оценен по достоинству. Современники Лескова оставили самые разноречивые отклики о его сочинениях. Для одних Лесков был «талантом средней величины», другие подчёркивали его «независимую мысль, одухотворённую любовью к добру и правде, необыкновенную силу психического анализа и высокую оригинальность как в форме, так и в содержании произведений». Сегодня влияние Лескова на русскую литературу, его вклад в развитие нашей художественной культуры только начинают изучаться в полном объёме.

Юрий Нагибин в статье «Мастер сказа» очень тонко заметил: «Не стоит читать его книги наспех, между делом, в метро или в автобусе. Надо выбрать свободное время, отринуть суету и с глубоко дышащей грудью ступить в колдовской мир Лескова...»

Литературно-художественное издание «Ваш Лесков» вышло благодаря Издательской программе Международного Пушкинского фонда «Классика».

Открывает книгу вступительная статья известного советского и российского литературоведа Александра Горелова, который в 1988 г. защитил первую в стране докторскую диссертацию по творчеству Н. С. Лескова, официальное отношение к которому в советское время было неоднозначным. Исследователь приложил немало усилий, чтобы преодолеть недооцененность Лескова и вновь открыть его для широкого круга читателей. 

В прекрасно изданное собрание сочинений вошли самые яркие и лучшие произведения Н. С. Лескова: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», рассказы «Запечатленный ангел», «Бесстыдник», «Чертогон», «Тупейный художник» и др.

В книге впервые представлена столь обширная галерея иллюстраций к произведениям Лескова, а также графика и живопись художников разных творческих направлений. В разное время произведения классика иллюстрировали М. В. Добужинский, Н. В. Кузьмин, Кукрыниксы, А. Г. Тюрина, П. Н. Пинкисевич, И. С. Глазунов и многие другие мастера.

Вниманию читателей представлены архивные фотодокументы. Издание снабжено подробными примечаниями, комментированным именным указателем. Том завершает иллюстрированная хроника жизни и творчества писателя, которая поможет любителям и знатокам русской классической литературы более полно представить эпоху, в которую жил и творил Н. С. Лесков.

84(2Рос=Рус)
Л50
606429F-КХ
Лесков Н. С. Ваш Лесков : книга-альбом / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) Рос. акад. Наук, Междунар. Пушкин. фонд «Классика» ; сост. А. А. Горелов, Н. Н. Скатов]. – Москва : Классика, 2012. – 574 с. : ил., цв. ил., факс., портр. – (Издательская программа Международного Пушкинского фонда «Классика»).

 

Интересна судьба этой книги: сын писателя – Андрей Николаевич Лесков (1866-1953) выступил биографом своего отца.

Родился Андрей Николаевич Лесков в Петербурге 12 июля 1866 года. Его матерью была киевлянка Екатерина Степановна Бубнова (урожденная Савицкая), разорвавшая отношения с первым супругом, когда она уже была матерью четверых детей. В 1865 году Бубнова вступила в гражданский союз с гостившим в Киеве Николаем Семеновичем Лесковым, и новая семья переехала в Петербург.

Сын был назван в честь апостола Андрея Первозванного: этим именем освящен один из соборов в Киеве, особенно любимый Лесковым-отцом. Первые годы Андрея Лескова прошли на Фурштатской улице вблизи запустелого тогда Таврического дворца в тихой части города.

Андрею было 11 лет, когда семья распалась. Мальчик остался с отцом. Из частной школы подросток поступил в военную гимназию. Впоследствии он станет профессиональным военным.

После смерти отца Андрей Лесков почувствовал ответственность за сохранение рукописей Лескова. Он очень скрупулёзно отнёсся к собиранию лесковских биографических материалов и реликвий. Отчасти на написание книги Андрея Лескова сподвигло, как он сам говорил, появление «воспоминательной дребедени» о писателе. Он стал готовиться к созданию обширной достоверно-документальной работы.

Из «Автобиографии» Андрея Лескова мы узнаем, что, выйдя в отставку, он 1 сентября 1932 года, когда ему «шел 67-й год <...>, сел за монографию» об отце, «располагая шестнадцатью тысячами записей в своих картотеках по Лескову». Картотеки А. Н. Лескова содержат сотни имен лиц, когда-либо упомянутых в сочинениях и статьях писателя, включают сотни произведений, не отраженных дореволюционной библиографией, названия городов и местечек, где доводилось бывать Лескову, фиксируют своеобразные обороты речи – «лесковизмы».

В своей книге Андрей Лесков повествует не только о жизни родного и близкого по духу человека, но и рассказывает о жизни одного из крупнейших русских писателей с объективностью и достоинством академического ученого, вместе с тем «сострадая его мятущейся натуре художника, жившего в непрестанной борьбе за признание истинности своих мыслей и слов, и притом постоянно мучимого собственной мнительностью, взрывчатостью импульсивного характера, настроениями минуты».

Эту книгу об отце Андрей Николаевич Лесков писал в течение двадцати лет. Он хотел воспроизвести сложный, противоречивый жизненный и творческий пути Н. С. Лескова.

К осени 1935 года книга была почти написана. Но лишь осенью 1940 года издательством «Советский писатель» было предпринято редактирование работы для выпуска её в двух томах.

4 июня 1941 года 1-й том книги был подписан к печати. Но начавшаяся 22 июня 1941 года война перечеркнула все планы. Через три месяца после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз фашистская бомба, попавшая в издательство, уничтожила экземпляр рукописи, подготовленной к печати. Во время блокады Ленинграда полный авторский экземпляр погиб, сохранился лишь авторский архив с подготовительными материалами и вариантами глав книги. И когда Андрея Лескова летом 1942 г. эвакуировали из осажденного Ленинграда, ему удалось вывезти с собой драгоценные машинописи.

Он проделал героический труд в преклонном возрасте и до последних дней совершенствовал, дорабатывал книгу. Чудо произошло: 23 февраля 1948 года Андрей Николаевич Лесков передал издательству «Художественная литература» рукопись 1 тома монографии «Жизнь Николая Лескова», 2 том закончен в июне 1949 года. 5 ноября 1953 года автора не стало. Книга вышла посмертно.

Под пером сына-биографа писатель велик, но не идеален. Сведения, которые могут получить читатели из книги, огромны: Н. Лесков предстает в многочисленных общественных, личных встречах, за рабочим столом; в поисках хлеба насущного и в спорах с редакциями, в странствиях по России, «в единстве бытовой и творческой граней личности».

Читая книгу, понимаешь, насколько Андрей Николаевич Лесков чтил память Лескова-писателя и серьёзно работал над сбережением каждой его строки.

8Р1
Л50
346579-КХ
Лесков А. Н.  Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям / А. Н. Лесков ; предисл. В. Десницкого, послесл. В. А. Громова. – Тула : Приокское книжное изд-во, 1981. – 647 с.

 

Сборник воспоминаний и дневниковых записей об одном из наиболее ярких и самобытных русских писателей XIX века – Н. С. Лескове открывает статья доктора филологических наук А. М. Ранчина «Жизнь и мнения Николая Лескова, описанные его друзьями, знакомыми и недоброжелателями». Филолог размышляет о причинах незначительного интереса мемуаристов к персоне Н. С. Лескова. По мнению Ранчина, это связано с маргинальным положением писателя в литературной среде. Лесков начинал свой путь как журналист и был в кругу литераторов не вполне «своим». Отчасти невнимание современников к личности Лескова объясняется его скандальной репутацией как автора якобы доносительской статьи 1862 года о петербургских пожарах и антинигилистического романа «Некуда» (1864).

Еще одна причина, по мнению Ранчина, – «скучная» биография, в которой нет яркого сюжета. Хотя с этим утверждением вряд ли можно согласиться. Жизнь Лескова была насыщена событиями: это череда путешествий, смена городов и сферы деятельности. Он не угождал никаким политическим направлениям, шёл своей особой дорогой, в какой-то момент следовал толстовскому учению, и при всём этом Лесков постоянно писал, хотя на него обрушивался шквал критики.

В сборник вошел труд А. И. Фаресова «Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем» (1904), это фактически первая биография прозаика.

Анатолий Иванович Фаресов (1852–1928) – беллетрист, публицист, один из первых биографов Н. С. Лескова. Он познакомился с писателем в конце 1880-х гг., они довольно много общались, и впоследствии Фаресов создал подробное жизнеописание и многостороннюю характеристику творчества писателя. Однако, позже А. Лесков, сын Николая Семёновича, отмечал, что публикации А. И. Фаресова «порою грешили даже преднамеренным искажением и перекраиванием текста писем» классика.

Несмотря на это, книга содержит большой фактический материал и до сих пор не утратила научного значения, по мнению специалистов.

Воспоминания о Лескове, некоторые из которых публикуются впервые, оставили в основном литераторы «второго ряда», пусть и достаточно популярные в свое время: прозаик и переводчица Е. Н. Ахматова; сотрудница нескольких газет, издательница журнала для детей «Игрушечка» А. Н. Толиверова; романист и публицист, сотрудник «Русского вестника» В. Г. Авсеенко; прозаик, поэт, литературный и театральный критик, редактор журнала «Русское богатство» (1881–1900 гг.), библиограф П. В. Быков; прозаик и журналист С. Ф. Либрович; писатель, литературный критик и переводчик И. И. Ясинский и другие. Причем вспоминают они «по мелочам», так что получаются, по мнению А. М. Ранчина, этакие «Мелочи лесковской жизни». Лесков, судя по воспоминаниям даже расположенных к нему знакомых, отличался тяжелым и несдержанным нравом.

Но все свидетельства о Лескове описывают его жизнь уже после переезда в Петербург в декабре 1861 г. А лучшие во многих отношениях воспоминания принадлежат Н. М. Бубнову – сыну сожительницы писателя Е. С. Бубновой, а также Е. И. Борхсениус – переводчице, знакомой Лескова последних лет.

Воспоминания о писателе, его письма позволяют понять его взгляд как на литературу вообще, так и на собственное творчество. Лесков всю жизнь остро переживал свою непризнанность.

Интересны воспоминания о Н. С. Лескове Петра Васильевича Быкова (1840–1930) – поэта, прозаика, библиографа. От него мы узнаем о чертах характера писателя, о взгляде Николая Семёновича на женщин-писательниц, об отношении к молодым авторам.

«Лесков умел быть благодарным за малейшую услугу, ему сделанную. Это было отличительной чертой его характера, так же, как и отсутствие в нем злопамятства. А между тем редкого из писателей так травили, как Лескова, его литературные собратья...Близорукие, они видели в романе «Некуда» политический памфлет, – не более, – не замечая в нем размашистой кисти бесспорно даровитого художника, каким был Лесков».

«Николай Семёнович отличался большой практичностью в обыденной жизни, не выходил никогда из бюджета; всё у него было рассчитано, подведено «под ранжир», распределено – и время, и деньги. В промежутках между серьезными работами он писал разные заметки для газет: для «Нового времени», «Новостей», «Петербургской газеты», печатая их большей частью анонимно. Писал и о разных сортах часов, до которых был большой охотник, о случаях ясновидения, религиозных обрядах, уличных происшествиях, чертах сектантства, о всяких житейских вопросах и мелочах».

По свидетельству прозаика С. Ф. Либровича, в начале 80-х гг. XIX в. Н. С. Лесков был душой «литературных вторников» в доме графа Бобринского в Петербурге. Лесков был великолепным чтецом: «Казалось, что читает не автор, а тот или другой из героев, настолько тонко умел он передавать их речи». «Обладая замечательным умением занять любое общество своими рассказами и своею полною остроумия беседою, Лесков был у Бобринских своего рода persona grata, так как его присутствие обеспечивало успех вечера и общее оживление: Лесков удивительно умел привлекать всех к участию в беседе и находил всегда одинаково занимательные для всех темы».

В. Г. Авсеенко (1842–1913), журналист, критик, редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» (1883–1896), близко знавший Лескова «в самую зрелую пору его таланта», рассказывает о «любимейшем развлечении Лескова» – «бродить по толкучке, отыскивая разное старьё… Всякая старинная вещица приводила его в безграничный восторг, независимо от её археологического значения. Больше всего занимали Лескова произведения старинного искусства». Он собирал неудобную старинную мебель и заказывал себе удивительные жилеты 20-х годов и меховые шапки с козырьком, какие носили дьяконы отдалённых приходов в Москве. Но это не было смешно, «потому что была какая-то благодушная сила в его чудачествах».

Из-за несдержанности вечно волнующейся натуры и внешнего сходства с французским революционером Лесков получил среди приятелей прозвище – Гамбета. Когда после Франко-прусской войны в Петербурге появился большой спрос на фотографии этого республиканца, то один хитрый торговец стал продавать вместо них карточки Лескова.

Лесков шутил: «Таким образом моя физиономия разошлась в тысячах экземпляров под французским псевдонимом. Видно, у нас, чтобы прославиться, всё ещё надо за француза себя выдать».

Завершают сборник воспоминания литературного критика П. М. Пильского (1879–1941). По его мнению, сложность натуры Лескова отразилась в произведениях писателя, «где широта захвата, глубина проникновенности, острейший слух к слову, богатое знание жизни, ясная и скептическая наблюдательность, неисчерпаемость фабул, хмурая серьезность и балагурство, возвышенные темы и анекдоты, и всё окрашено, пронизано и подъято великолепным талантом, разбрасывающим чудесные краски, цветистую колоритную русскую речь. Ею Лесков владел так, как никто больше».

В приложении издания представлены две автобиографические заметки Н. С. Лескова и его интервью. Сборник снабжен подробными комментариями. Обширный указатель имен поможет читателям ориентироваться в круге лиц, с которыми встречался Н. С. Лесков и которые оставили о нём свои воспоминания.

83.3(2Рус)1
Л50
631318-КХ
Н. С. Лесков в воспоминаниях современников / [сост., подгот. текста, публ. воспоминаний О. А. Фрибес [и др.] ; предисл. А. М. Ранчина]. – Москва : Новое лит. обозрение, 2018. – 826 с. : ил. – (Россия в мемуарах).

 

Книга краеведа и филолога Е. Н. Ашихминой «В этом странном городе» рассказывает о лесковском Орле.

Орёл – город, в котором Н. С. Лесков родился, учился, служил, это пространство его литературного мира. С искренним интересом автор собирала по крупицам в городских хрониках, церковных книгах, служебных записках и письмах позапрошлого века всё самое важное о жизни Орла середины XIX века.

Первая книга трёхтомника рассказывает о хозяйственной, образовательной и культурной жизни города середины XIX в., о происшествиях, о быте и досуге горожан, вторая – о ранних годах Лескова, об учёбе будущего писателя в орловской гимназии. Третий том посвящён службе Н. С. Лескова в Орловской Уголовной Палате в конце 40-х годов XIX века.

Многие личные впечатления Лескова, орловские следственные дела и их отдельные детали дали писателю материал для написания «Запечатленного ангела», «Соборян», «Леди Макбет Мценского уезда», рассказов «Грабеж», «Тупейный художник» и других произведений.

В целом эта книга о всестороннем влиянии г. Орла на Н. С. Лескова, которое писатель испытал в ранние годы своей жизни. Это влияние заложило фундамент его последующего литературного творчества. Атмосфера Орла того времени, общение с его жителями, личные и родственные связи семьи явились питательной средой для творческой лаборатории Лескова. Детские и юношеские годы, проведенные Лесковым в Орле, стали настоящей школой жизни для будущего выдающегося литератора и мастера слова.

Трёхтомник «В этом странном городе» читается с любопытством и удивлением, «странный» город постепенно оживает и показывает свой характер. Быт горожан, общественные привычки, социальные злоупотребления – всё разведано, прокомментировано и превосходно изложено автором.

Е. Ашихмина настолько живо и красочно описывает быт и нравы орловчан позапрошлого века, что чтение книги превращается в увлекательную экскурсию по Орлу, а всё повествование обращено к главному герою – Николаю Лескову.

В своей книге автор вместе с малышом Николушкой гуляет по берегу Орлика, сопровождает вчерашнего гимназиста Лескова на службу в Уголовную палату, вместе с ним горюет над орловскими пепелищами после страшных пожаров 1841 года.

Достоверность, необыкновенное чувство слова, живая, причастная интонация повествования, редкий иллюстративный материал – всё это делает книгу Елены Ашихминой не только полезным пособием для школьников, студентов, преподавателей истории и литературы, но увлекательным чтением для всех, кто интересуется отечественной классикой.

После знакомства с книгой Е. Ашихминой, думаю, многим захочется перечитать Лескова и побывать в Орле.

83.3(2=Рус)1
А98
634866-КХ (Кн. 1)
634867-КХ (Кн. 2)
634868-КХ (Кн. 3)

Ашихмина Е. Н. В этом странном городе… : в 3 кн. / Е. Н. Ашихмина. – Орел : Издатель Александр Воробьев, 2012. 

 

В сборник включены две крупные и наиболее значительные работы о Лескове, относящиеся к периоду 1890-1910-х гг. Это книга А. Л. Волынского «Н. С. Лесков», которая не переиздавалась с 1923 г. и оставалась незаслуженно забытой. Второе исследование в сборнике – объёмный труд А. А. Измайлова «Лесков и его время», известный раньше лишь узкому кругу специалистов, публикуется впервые по рукописи, хранящейся в Пушкинском Доме. Оба автора – и А. Л. Волынский, и А. А. Измайлов принадлежат к числу известных литературных критиков Серебряного века.

Издание открывается статьей доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук В. Котельникова, в которой дается обзор творчества Н. С. Лескова в критике 1890–1910-х годов. Этот период был очень продуктивным. В предшествующие годы, когда положение писателя относительно общественных течений, литературных кругов, было неопределённым, нередко двусмысленным, выявить главное и ценное в его творчестве мало кому удавалось.

Во вступительной статье большое внимание уделяется книге А. Фаресова «Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нём» (1904). Книга содержит большой фактический материал и до сих пор не утратила научного значения. Анатолий Иванович Фаресов (1852–1928) – русский писатель, публицист, литературовед, первый биограф Лескова.

Аким Львович Волынский (1861 (по другим данным 1863 или 1865 гг.) – 1926) – литературный критик, историк, теоретик искусства.

Наибольший интерес у Волынского с 1880-х годов вызывали три фигуры: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков. Именно с ними он связывал движение духовной проблематики последней трети XIX в.

Критик попытался разобраться в сложных перипетиях судьбы Лескова, обращаясь к особенностям исторической ситуации и вместе с тем к самой личности писателя. Волынский был знаком с Лесковым и включил в книгу записи бесед с ним. Причину резких перепадов в биографии и творчестве Лескова Волынский видел в «скрытом противоречии живших в нём стихий – внутренней тишины и демонских волнений чувственности». Отсюда излюбленный приём писателя – «показывать человеческие страсти, бурные и тревожные, в соединении с умиротворяющими силами духа».

А. Волынский считал вершинами лесковского стиля роман «Соборяне» и рассказы «Запечатленный ангел», «На краю света», «Очарованный странник» и «Томление духа».

Опубликованная в сборнике работа «Лесков и его время» известного литературного критика, журналиста, активного участника литературной жизни начала XX века А. А. Измайлова (1873–1921) создавалась в последние годы жизни критика. Он с очевидным вниманием подошёл к тому, что было сказано о творчестве Лескова Волынским. Измайлов создал обстоятельную биографию писателя.

Фигура Лескова, безусловно, была близка Измайлову, выходцу из духовного сословия, семинаристу и студенту духовной академии.

Книга объединяет в себе воспоминания современников, кропотливо собранные биографические разыскания, факты творчества, «антилесковские» выступления. Характерной чертой Измайлова-критика является историко-литературный подход. В своей книге о Лескове Измайлов «достигает равномерного освещения личности и художественного материала в чётко очерченном биографическом и историко-литературном пространстве».

Книга А. А. Измайлова «Лесков и его время» впервые издаётся в полном виде, до настоящего времени она существовала только в рукописи, которая попала в Пушкинский дом в 1926 г. Теперь с ней может познакомиться и широкий круг читателей.

83.3(2=Рус)1
Л50
597059-КХ
597980-АБ
Н. С. Лесков: классик в неклассическом освещении / Ин-т русской лит. (Пушкинский Дом) Российской акад. наук. ; [отв. ред. О. Л. Фетисенко]. – Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2011. – 587 с.

 

Какой видится русская литература извне? Книги серии «Современная западная русистика» – это взгляд со стороны на нашу литературу, историю, культуру.

Серия петербургского издательства «Академический проект» знакомит читателей с лучшими достижениями западной славистики, с новыми подходами к изучению русской литературы и культуры.

Она нацелена на широкую аудиторию – не только на специалистов, но и на всех, кто интересуется русской литературой, культурой, историей. Все книги серии впервые переведены на русский язык или созданы для издания в серии, переводы авторизованы.

Исследование французского литературоведа Ж.-К. Маркадэ, вышедшее в серии «Современная западная русистика», посвящено жанровой системе Н. С. Лескова. Филолог убедительно доказывает, что писатель стал создателем нового литературного жанра «хроники».

В книге Маркадэ впервые столь подробно рассмотрены крупные литературные формы – романы и хроники, занимающие важное место в творчестве Лескова.

Первая глава – «Лесков-романист» – посвящена романам «Некуда», «Обойдённые», «На ножах» и «Чёртовы куклы». Исследователь анализирует историю написания произведений Лескова, рассказывает о реакции современной писателю критики, уделяет внимание самобытному языку автора.

Во второй главе книги французский филолог рассматривает Лескова как мастера новой повествовательной формы – хроники. Ж.-К. Маркадэ видит принципиальное различие между хрониками и романами и доказывает, что хроники Лескова – уникальный, придуманный писателем жанр.

«Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род», «Староградская хроника», «Соборяне» – эти хроники принадлежат перу Н. С. Лескова.

По мнению Маркадэ, благодаря русскому прозаику жанр хроники получил развитие в зарубежной литературе в XX века.

Французский литературовед даёт очень высокую оценку творчеству Н. С. Лескова: «Когда читаешь написанное Лесковым, не отдельными порциями, а вместе, возникает удивительное ощущение богатства и разнообразия, нечто подобное тому, что чувствуешь, разглядывая византийские мозаики, в которых цвета, формы, ритмы при внешней бессвязности образуют высшее единство».

В Приложениях книги анализируются некоторые аспекты новеллистического творчества Лескова, а также приводятся уникальные документы о предках писателя по материнской линии – Алферьевых.

Автор выразил надежду на то, что его работа будет полезной в дальнейших исследованиях благодаря постановке вопросов в отношении подхода к творчеству прозаика. Лесков, по мнению Маркадэ, остаётся трудным автором и не только для французского, но и для сегодняшнего русского читателя, который, в большинстве своём, утратил культуру слова, что делает «художественный филологизм» (выражение Б. М. Эйхенбаума) лесковской прозы малодоступным для него. С другой стороны, Лесков «смущает не только пестротой лексики и стиля, но озадачивает и непривычностью жанров». 

83.3(2Рус)1
М26
582319-КХ
Маркадэ Ж.-К. Творчество Н. С. Лескова : романы и хроники / Ж. Маркадэ ; пер. с фр. – Санкт-Петербург : Академический проект, 2006. – 477 с. – (Современная западная русистика).

 

Известно, что при жизни Лескову не везло с критикой. Долгое время его творчество не было оценено по достоинству. До сих пор литературоведам приходится вести борьбу за безусловное признание его писателем-классиком.

Сборник РАН Института мировой литературы им. А. М. Горького, посвящённый 175-летию со дня рождения писателя, открывает статья И. П. Видуэцкой (1938-2007), доктора филологических наук, крупнейшего специалиста по русской прозе второй половины XIX века и творчеству Н. С. Лескова. Это своеобразное подведение итогов изучения творчества писателя за четверть века – с конца 80-х годов XX в. до 2010 г.

Исследователи XX века (К. П. Богаевская, И. П. Видуэцкая, Д. С. Лихачев, И. В. Столярова и мн. др.) внесли значительный вклад в определение истинного места творчества Н. С. Лескова в русской литературе. Безусловно, он является «классиком первого ряда отечественной словесности». Однако творчество писателя изучено не во всей полноте и представляет большой интерес для литературоведов. По мнению Видуэцкой, перед учеными стоят важные задачи: «Нужны новые подходы. Необходимо вписать творчество Лескова в контекст русской и мировой литературы. Для этого нужно обратить внимание на его творческие контакты с предшественниками, современниками и последователями».

Данное издание показывает работу исследователей в этом направлении. Наследие Лескова рассматривается в диалоге как с древнерусской культурой, так и с современным писателю искусством.

Авторы статей сборника рассматривают творчество Н. С. Лескова в различных аспектах филологии: мифопоэтические образы и эсхатологические мотивы в прозе автора (И. В. Столярова, А. А. Новикова), автобиографическое и металитературное в произведениях Лескова (Н. Ю. Данилова). Заслуживает внимания работа О. С. Клишиной об этнологическом подходе к наследию прозаика.

Также в издании представлены статьи о коллекции Н. С. Лескова в Государственном литературном музее (Москва) и об истории формирования фонда «Н. С. Лесков» в коллекции Орловского объединённого государственного литературного музея им. И. С. Тургенева.

Современная лесковиана накопила огромный опыт по исследованию своеобразия творчества писателя, толкованию его произведений, однако вопрос осмысления и интерпретации наследия писателя не исчерпан.

Сборник будет интересен филологам, аспирантам и всем, кто интересуется новыми подходами к изучению творчества Н. С. Лескова.

83.3(2Рус)1
Л50
594801-КХ
Н. С. Лесков в пространстве современной филологической мысли : (к 175-летию со дня рождения) : сборник статей / отв. ред. И. П. Видуэцкая ; РАН, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2010. - 375 с.

 

Книга кандидата филологических наук Александра Сажина посвящена исследованию малоизвестного очерка Н. С. Лескова «Обнищеванцы», опубликованного в 1881 году. В течение 125 лет очерк, посвящённый сектантскому религиозному движению в фабричной среде Петербурга 50-60-х гг. XIX века, не переиздавался.

Главным персонажем произведения стал Иван Исаич (Исаев) – бедняк, выходец из старообрядцев, фабричный работник, который проповедовал по Петербургу скорый конец света и создал религиозное движение – «обнищеванство».

Иван Исаев (род. ок. 1820 г.) мечтал о «счастьи всечеловеческом» и был склонен к религиозному исканию. В 1840 г. он решился искать веру Христову, на которой можно было бы примирить всех людей. Он оказался в Петербурге. Среди староверов он видел только споры, в православных монастырях и скитах Исаев нашел «папиросы, пуньши, толстые самовары» и отсутствие интереса к вопросам веры. Он решил на основе Библии, как пророк, предсказанный в Писании, создать спасительную веру. Исаев стал проповедовать и начал вести особенно строгую жизнь, раздав все своё имущество. К 1858 г. у него было уже много последователей. Обнищеванцы старались достигнуть высшего совершенства бедности: «обосеть с головы до ног». Ошибки Исаева не подорвали доверия к нему наиболее твердых из его последователей, но он стал предметом насмешек. Его обращение в православие отдалило от него друзей из староверов. В начале 1880 г. Исаев принес в третье отделение 4 рукописных тома своего «Списания», а второй экземпляр доставил митрополиту петербургскому. На Исаева обратила внимание пресса, и Н. С. Лесков, которого всегда интересовали «антики», «чудаки», «оригиналы», познакомившийся с Исаевым лично, написал о нем и его движении очерк, который был впервые опубликован в газете И. С. Аксакова «Русь» (1881 г., №№ 16–20, 24–25).

В основу очерка Лескова, с одной стороны, положены собственные впечатления автора от общения с главным героем произведения, с другой – рассказы самого героя о его жизни и учрежденном им движении «обнищеванцев», а также его «Списание», излагающее религиозно-этические и общественные взгляды.

Выход очерка побудил И. Исаева откликнуться на публикацию писателя. Так появился рукописный труд: «Иван Исаев (Исаевич). 1880 года и 1881 года двух годовые религиозныи биседы трех лиц первыи Николаи Семеновичь Лесков вторыи Иван Исаив а третии Андреи Дементьев в С.-Петербурге».

В книге «Неизвестный Лесков» публикуется очерк писателя, а вместе с ним впервые воспроизводятся и комментируются обнаруженные исследователем в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки мемуарные записи Исаева.

В статье «Один год с Лесковым» А. Сажин впервые проясняет реальную основу событий, изложенных в очерке Лескова, исследует личность И. Исаева. Особое внимание Сажин уделяет вопросу о месте и роли сектантства в жизни и творчестве Лескова, подробно рассматривает историографию вопроса, отношения Лескова с литературной средой, религиозные искания писателя, поставившие его в положение «сектанта», «еретика», «литературного изгоя», «маргинала» русской литературы.

Появление очерка хронологически совпадает с началом создания Лесковым серии произведений о праведниках (1879–1889 гг.), открытой рассказом «Однодум».

Готовя очерк к печати, Лесков писал И. С. Аксакову: «Любителям настоящего, не раскрашенного духа народного это может нравиться, потому что тут все в своём соку, и умность, и темнота, и главное, – вера неодолимая, и стремление непременно обнять и спасти “весь мир”».

Обращение к очерку «Обнищеванцы» и исследованию А. Сажина важно для понимания того, что Н. С. Лесков стремился в своем творчестве постигнуть жизнь разных социальных слоёв, сословий России, создать многокрасочный, сложный образ всей страны в один из самых трудных периодов ее существования.

83.3(2=Рус)1
С14
582453-КХ

Сажин А. В. Неизвестный Лесков. «Обнищеванцы» : текст, претекст, исследование, комментарии / А. В. Сажин. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. – 196 с.

 

Всякое слово хорошо, голубчик мой, […] если оно выражает то, что хочется им выразить.

Академия наук не знает всех слов, которые нужны.

(Н. С. Лесков. Обойденные)

При всем разнообразии суждений о Лескове одно утвердилось прочно: Лесков отличается особым мастерством языка. При этом имеется в виду прежде всего словесный состав его произведений. Высказывалась даже мысль, что Лесков – писатель для филологов, потому что им, в первую очередь, интересно богатство и разнообразие его лексики. Л. Н. Толстой, рассуждая о Лескове, выразился так: «Язык он знал чудесно, до фокусов». Это мнение, принимавшее часто отрицательный характер, высказывалось всеми современными Лескову критиками. Среди писателей второй половины XIX века Лесков выглядел писателем «вычурным», склонным к языковой «чрезмерности», к употреблению «погремушек диковинного краснобайства».

«Художественный филологизм» Лескова был для писателей той эпохи не только непонятен, но даже оскорбителен – как особого рода «эстетизм», как равнодушие и даже презрение к общественным вопросам времени.

О языке своих произведений Н. С. Лесков писал: «Человек живет словами и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова. Изучить речи каждого представителя многочисленных социальных и личных положений – довольно трудно. Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош… Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному. Усвоить литератору обывательский язык и его живую речь труднее, чем книжный. Вот почему у нас мало художников слога, т. е. владеющих живою, а не литературной речью». (Из кн. А. И. Фаресова «Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем» (1904)).

На каждую написанную строчку Лесков, по его собственному признанию, смотрел как на бриллиант, который требует многократной отделки, шлифовки, проверки. Писатель часто повторял: «Нельзя уважать писателя, который сам не уважая родной свой язык, пишет небрежно».

Известный советский российский лингвист В. В. Лопатин отмечал: «Какую интересную задачу представляет подготовка и издание специального словаря окказиональных слов какого-нибудь одного писателя, произведения которого богаты такими словами, – например, Щедрина, Лескова, Маяковского или Есенина!... Нужны словари не только неологизмов – новых слов языка, но и окказионализмов. И здесь перед лингвистами непочатый край работы». И такой словарь появился.

«Словарь новообразований Н. С. Лескова» доктора филологических наук Людмилы Васильевны Алешиной поможет лучше понять колоритный и оригинальный язык, который составляет особенность прозы Лескова. Как и любой словарь подобного типа, он выполняет несколько функций: справочную, систематизирующую функцию, связанную с изучением особенностей языка писателя, а также функцию разъяснения непонятных слов, которые без пояснений не могут быть правильно восприняты.

В словаре максимально полно представлены лексические инновации Н. С. Лескова, более 5000 словарных единиц.

Издание будет полезно исследователям творчества прозаика, лексикологам и всем, кто интересуется творчеством писателя. 

83.3(2=Рус)1
А49
627688-КХ
Алешина Л. В. Словарь новообразований Н. С. Лескова / Л. В. Алешина. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2017. – 702 с.

Надеемся, что виртуальная выставка, приуроченная к юбилею Николая Семёновича Лескова, поможет вам сделать своё открытие прозаика.

Главный библиотекарь универсального читального зала Е. В. Васина.