Виртуальные выставки
Государственное бюджетное учреждение культуры
Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Виртуальные выставки

Το λίκνο του δυτικού πολιτισμού! («Колыбель западной цивилизации!»)

Το λίκνο του δυτικού πολιτισμού! («Колыбель западной цивилизации!»)

– О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: – Антропос!
Чехов А. П. Человек в футляре
Язык – великое достижение человечества. Можно ли представить себе жизнь без греческого языка? Невозможно. Трудно вообразить Всемирную культуру без ее лучших представителей: Гомера, Софокла, Платона, чей язык обогатил и насытил ее и другие языки мира. Греческий язык – один из самых древнейших языков. На греческом языке говорит более 15 миллионов человек. Греческий язык принадлежит к отдельной ветви индоевропейской языковой семьи.

Началом письменности считается ХV в. до н. э. Важнейшими текстами греческой письменности являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Язык Эсхила, Еврипида и др. называют классическим каноном греческого языка. В конце VIII в до н. э. появился греческий алфавит, возникший на основе финикийского письма. Многие греческие слова и понятия существуют до сих пор в их первоначальном смысле. Например, слова философия (φιλοσοφία) или демократия (democratia) сегодня остались в своем подлинном написании и значении. Десять процентов русских слов имеют греческую основу и прочно вошли в наш обиход. Грекам можно гордиться тем, что они, в той или иной степени, оказали влияние практически на все языки мира.

Язык очень активно менялся. Но к концу ХIХ века окончательно сформировалось два основных «языка»: новый литературный – кафаревуса и димотика, так называемый простой разговорный народный язык. В современной Греции с 1982 года официальным языком является только димотика.

Греческий алфавит состоит из 24 букв. Каждая буква имеет свое название и произношение. Целый ряд букв греческого алфавита читаются так же, как и в русском языке. Есть и такие, которым нет эквивалента в нашем языке. Мелодика и интонационный тон речи в греческом языке имеют особое значение. Голосовым акцентом принято выделять ударные элементы фраз. Овладение ударением – один «из ключиков» к глубокому освоению греческого языка.

Чтобы познакомиться с особенностями греческой грамматики и эффективно использовать навыки освоения языка, – добро пожаловать на нашу виртуальную выставку! Все представленные издания есть в отделе литературы на иностранных языках ЛОУНБ.

"Душа человечкина": к 190-летию со дня рождения Н. С. Лескова

В 2021 году две юбилейные даты связаны с гениальным русским писателем Н. С. Лесковым: 16 февраля исполнилось 190 лет со дня его рождения, а в мае исполнится 140 лет первой публикации его знаменитого «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» в газете И. С. Аксакова «Русь».

Н. С. Лесков – человек сложный, отличавшийся, по воспоминаниям современников, тяжелым и несдержанным нравом, но пишущий так, как не умел никто, кроме него. Своё творческое кредо Лесков выразил словами: «Я очень люблю литературу, но еще больше люблю живого человека с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде». Живой человек и его «правда», одаренность и нравственная сила русского национального характера – вот главные темы произведений Лескова. Всё его творчество наполнено стремлением к изображению героических образов, олицетворяющих русский народ.

Лескова чаще, чем какого-либо другого писателя, называют «оригинальным», «удивительным», «необычным». Его творческий путь продолжался 35 лет. К сожалению, при жизни его талант не был оценен по достоинству. Современники Лескова оставили самые разноречивые отклики о его сочинениях. Для одних Лесков был «талантом средней величины», другие подчёркивали его «независимую мысль, одухотворённую любовью к добру и правде, необыкновенную силу психического анализа и высокую оригинальность как в форме, так и в содержании произведений». Сегодня влияние Лескова на русскую литературу, его вклад в развитие нашей художественной культуры только начинают изучаться в полном объёме.

Юрий Нагибин в статье «Мастер сказа» очень тонко заметил: «Не стоит читать его книги наспех, между делом, в метро или в автобусе. Надо выбрать свободное время, отринуть суету и с глубоко дышащей грудью ступить в колдовской мир Лескова...»

Современное искусство

Современное искусство

Современное искусство – одно из самых загадочных явлений в мировой культуре. Казалось бы, его признали, приняли и осмыслили уже несколько десятилетий назад, но для большинства людей оно по-прежнему остаётся непознанной тайной.

Что скрывается за его внешней простотой, радикальными новациями – пощечина общественному консервативному вкусу, насмешка над необразованными зрителями или же сложные философские метафоры? К счастью, ответы на эти непростые вопросы оставили нам сами создатели произведений современного искусства. Из их автобиографических книг, статей и эссе читатели смогут узнать не только основы и разновидности художественных стилей последних 150 лет, но и понять причину их появления и логику преемственности. В представленной подборке мы предлагаем Вам окунуться в разнообразие экспериментальных «–измов» и прикоснуться к удивительному миру современного искусства.

Путешественники во времени

Путешественники во времени

Оказаться в прошлом или будущем – задача для людей двадцать первого века пока абсолютно фантастическая. Но именно поэтому истории о путешественниках во времени так популярны в современной культуре. О них пишут книги, снимают кинофильмы, разрабатывают компьютерные игры. Истории о так называемых «попаданцах» являются самым популярным поджанром фантастики, но, кроме этого, существует ещё хронофантастика. И если герои-попаданцы оказываются в другом столетии внезапно для себя, то персонажи хронофантастических романов путешествуют во времени сознательно, часто при помощи определенных устройств для перемещения. Чем же привлекательны подобные истории для писателей? Самой возможностью погрузить героев в другой мир, превратить сюжет из исторического романа в увлекательнейшую авантюру.

Художественные произведения о путешественниках во времени появились довольно давно, хотя и не имели такого распространения, как сейчас. В качестве примера можно привести рассказ Эдварда Пейджа Митчелла «Часы, которые шли назад», романы «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена, «Межзвёздный скиталец» Джека Лондона, «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» Александра Вельтмана и «Машина времени» Герберта Уэллса. А ведь всё это создано еще в XIX веке! Что уж говорить о двадцатом столетии, когда появилась целая плеяда отличных авторов-фантастов: К. Саймак, Ф. Дик, С. Лем, А. Кларк, А. Азимов. Отправляли своих героев в прошлое писатели М. Булгаков (пьеса «Иван Васильевич»), Л. Лагин (роман «Голубой человек»), Кир Булычев (цикл «Приключения Алисы»), Д.Д. Карр (детективы «Дьявол в бархате», «Тот же самый страх» и «Огонь, гори!»), Д. Б. Пристли (сказка «31 июня»). Список произведений пополнили книги, написанные уже в XXI веке, среди них – «11/22/63» С. Кинга, «Джонни и бомба» Т. Пратчетта, «Завтра» Г. Мюссо, «Наваждение Люмаса» С. Томас, трилогия «Таймлесс» К. Гир и другие. Современная наука, к слову, допускает несколько теоретически возможных способов путешествия в будущее, однако с прошлым всё намного сложнее.

Предлагаем читателям небольшую подборку книг о путешественниках во времени. Эти произведения можно взять в отделе абонемента ЛОУНБ.