Поэты и писатели земли Липецкой
Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта
И. В. Гёте
В многообразии современной литературы есть место и литературе липецкой. Она интересна прежде всего своим краеведческим аспектом и вовлечённостью в картину сегодняшней жизни.
Среди предлагаемых изданий есть книги и хорошо известных читающей публике авторов и только начинающих делать уверенные шаги в литературе. Тематика произведений липецких писателей очень разнообразна.
Рязанцев-Седогин Г. Н. Вселенная как колокол… Поэзия : малое собрание сочинений / Г. Н. Рязанцев-Седогин. – Москва : Вече, 2021. – 326, [9] с.
Имя поэта и писателя Г. Рязанцева-Седогина известно не только липецкому читателю. Его произведения публикуются в центральных литературных журналах, они переведены на иностранные языки, а книги издаются не только в Москве, но и за рубежом.
Вот что говорит о поэзии сам автор в статье «Таинственный воздух поэзии», предваряющей сборник его стихов: «Поэтическое творчество – это выражение внутренней судьбы поэта. И нет разделения между художником и человеком, свойственного как традиционному русскому искусству, так и подлинному искусству вообще. Настоящий поэт живет самоуглублением духа, стремлением к уединению. Внешний мир в главных антиномиях добра и зла становится внутренним «полем» переживания поэта. И тогда, о чем бы он ни писал, частное у него будет прорастать смыслом общего».
«Книга «Вселенная как колокол...» о. Геннадия являет собой обширное поле для художественного созерцания и переживания взыскательного русского читателя», – такую глубокую оценку поэтическому сборнику даёт критик В. Лютый в статье «Над родником старинный голубец: стихотворения Геннадия Рязанцева-Седогина и творческая сверхзадача» (Петровский мост. – 2021. – № 3. – С. 182-187.).
Лирический дар Г. Рязанцева удивительным образом сочетает в единую картину зримые предметы и метафизические картины.
Безбородов И. Н. Неразношенная голова : литературные пародии / И. Н. Безбородов. – Липецк, 2017. – 120 с.
Творчество липецких авторов очень разноплановое. Если вы, друзья, обладаете великим даром – чувством юмора, имеете широкий кругозор в области литературы, то вам, несомненно, будет интересна эта книга поэтических пародий.
Игорь Николаевич Безбородов в большей степени известен липецкому читателю как главный редактор литературного журнала «Петровский мост». Возможно, не все знают, что это еще и прекрасный пародист.
И. Неверов (известный липецкий журналист Исаак Розенфельд) в предисловии к книге отметил, что Игорь Безбородов «шел по стопам» популярного советского сатирика Александра Иванова, и «...лучшие пародии автора никак не уступают по качеству юмора и сатирическому запалу едким миниатюрам классика пародийного цеха. Способность находить то, что достойно пародирования, у Игоря Безбородова тоже на зависть – читая его вещи, улыбаться начинаешь нередко с самих эпиграфов. При этом ему удается не переступить грань, отделяющую добродушное или пусть даже временами язвительное подшучивание от злой насмешки».
В сборник вошли пародии на Беллу Ахмадулину, Новеллу Матвееву, Римму Казакову, Светлану Мекшен, Ивана Лысцова, Роберта Рождественского, Юрия Левитанского, чье творчество было особенно востребовано в 70-80-е годы XX века. Когда в руки Безбородова-пародиста попадает настоящая поэзия, он умело передает своеобразие поэтического почерка автора.
Книга И. Безбородова наверняка вызовет у ценителей жанра пародии желание вспомнить стихи поэтов недавнего прошлого и заставит не раз восхититься мастерством создания поэтических пародий.
Тамбовская А. И. Голоса века: статьи, очерки (2015-2020) / А. И. Тамбовская. – Липецк, 2021. – 296 с. : ил., фот., портр.
Липецкая поэтесса, прозаик, публицист А. Тамбовская родом из с. Ярлуково Грязинского района (ныне Липецкой области), училась в Лебедянском педучилище и Воронежском государственном университете. Является автором двадцати книг стихов и прозы.
Сборник «Голоса века» включает в себя статьи и очерки А. Тамбовской 2015-2020 гг. о том, что ей так дорого: о старинном Троекуровском парке, Лебедяни, в которой прошли ее студенческие годы. В раздел «Гении, таланты, ясновидцы» вошли очерки о поэтах-классиках: М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гумилёве, критике В. Славецком, теософе Е. Блаватской и многих других. Отдельный раздел посвящён творчеству липецких авторов: Р. Козловцевой, В. Бутова, Ю. Брюшкова, Л. Ширнина.
Также в сборник вошли глубокие размышления А. Тамбовской, посвященные вопросам литературы, русского языка, эстетики, проблемам общества.
Колесник А. В. Тербунская рапсодия : сборник рассказов / А. В. Колесник. – Липецк : Медиа Принт, 2020. – 183 с.
Прозаик А. В. Колесник из Тербунского района стал писать лишь в сорок семь лет. Кем только он не работал! Был слесарем-авторемонтником, шлифовщиком коленвалов, шофером, учителем изобразительного искусства, черчения, музыки, производственного обучения, главой Березовского сельсовета, а после выхода на пенсию возглавил Тербунский краеведческий музей.
Александр Викторович Колесник пишет статьи, очерки, рассказы о жизни своих земляков, но в его произведениях и много собственных размышлений и переживаний. Вот что говорит о творчестве А. Колесника руководитель союза писателей «Воинское содружество» В. А. Баюканский: «Бывают писатели и поэты, которых трудно соотнести с героями их произведений. Про Колесника этого не скажешь. В каждом очерке, рассказе, повести и романе ощущается незримое присутствие автора, который, описывая природу и размышляя о жизни, вольно или невольно вкладывает в творения свою душу и делится своим мироощущением. Как правило, его герои – люди неординарные, наделенные неуемным характером. Им, как и ему самому, постоянно чего-то не хватает. Персонажи Колесника всегда хотят докопаться до истины, и пока сами не попробуют – не поверят. Не давая себе поблажек, они упорно тормошат и окружающих, хотя такая настойчивость мало кому нравится. К героям Колесника трудно относиться нейтрально. Они цепляют, будоражат и надолго остаются в памяти».
Юров С. Д. Убийство в имении Отрада ; Убийство на Дворянской / С. Д. Юров. – Нижний Новгород, 2021. – 464 с. – (Библиотека приключений ; 13).
Любителей детективного жанра хочется познакомить с книгой писателя, краеведа Сергея Юрова – «Убийство на Дворянской».
Два ретродетектива вышли под одной обложкой в серии «Уездные расследования».
В первой истории «Убийство в имении Отрада» описаны события середины 20-х годов XIX века: глубинка Тамбовской губернии, загадочное убийство одной из подпоручиц в имении Отрада. За расследование принимается сыщик Евстигней Хитрово-Квашнин. Сумеет ли он раскрыть преступление, кто из обитателей усадьбы попадет под подозрение проницательного штабс-ротмистра?
Вторая история – убийство на улице Дворянской в тихом городке Петродаре.
Размеренную жизнь тихого курортного городка с его лечебными минеральными водами всколыхнула череда убийств. Сумеет ли проницательный Хитрово-Квашнин раскрыть эти убийства, вернётся ли жизнь в городе в привычное русло? Хороший язык повествования, внимание автора к деталям, интересный сюжет заставят читателя прочесть книгу до последней страницы. А упоминание в тексте Нижнего парка, Соборной горы, курорта с лечебной водой, Верхнего пруда переносит наше воображение в Липецк первой половины XIX века: «...вечерняя улица курортного города жила своей жизнью: из парка доносились звуки оркестра, громыхали извозчики, по тротуарам степенно прогуливались семейные пары. Кроме небольшой кучки зевак у калитки особняка Водошниковых, ничто не напоминало о разыгравшейся здесь трагедии...».
Пешкова С. Настоящее время : [стихи] / С. Пешкова. – Москва, 2018. – 106 с.
Книга стихов «Настоящее время» липецкой поэтессы С. Пешковой издана в Москве в 2018 году. Это второй поэтический сборник автора. О своей книге Светлана Пешкова в одном из интервью сказала так: «Настоящее время» – название не такое и простое, как может показаться на первый взгляд. Настоящее время – это здесь и сейчас, это то, что происходит в данный момент. Это первое значение. Но есть и второй смысл. Настоящее время – это время рождения стихов, их создание, написание, огранка. Время подлинное, не поддельное, ценное и живое! Для меня оно самое настоящее!»
Стихи – это всегда очень личное. Светлана остро ощущает свою причастность к чужим страданиям и радостям, духовным поискам, потерям и находкам. Творчество Пешковой отличает умение преображать будничные картины в образы, полные ярких олицетворений и сравнений; неожиданных поворотов мысли, тонкой иронии. Зримая чёткость создаваемых ею картин завораживает.
Светлана Пешкова не просто отражает реальность, она ее поэтизирует. А почувствовать это вы сможете, прочитав ее книгу «Настоящее время».
Лошкарев А. А. Аккорды трамвайные : стихи / А. А. Лошкарев. – Оренбург, 2020. – 44 с.
Имя этого молодого липецкого поэта еще не так широко известно читателям.
Александр Лошкарев родился в 1993 году в Липецке, окончил педагогический университет по специальности «преподаватель истории и мировой художественной культуры». Он успешно участвует в поэтических конкурсах и фестивалях. Его стихи публиковались в журналах «Петровский мост», «Подъем», «Бельские просторы» и других. Александр Лошкарев – автор трёх книг: «О неслучайностях земных» (Самара, 2018); «В туманах окраин» (Москва, 2019); «Аккорды трамвайные» (Оренбург, 2020).
В 2020 году липчанин стал лауреатом Всероссийской литературной премии им.
А. Дементьева в номинации «Молодой поэт» за поэтический сборник «В туманах окраин».
По итогам Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России» (Оренбург, 2020) Александр получил грант на издание сборника «Аккорды трамвайные».
Поэзию А. Лошкарёва отличает очень точное чувствование времени, глубина мировосприятия, образность. Трамвай – как яркая примета уходящего времени:
Пока ещё трамваи живы,
мне кажется, и я живу
не тощей справкой из архива,
а наяву...
Предлагаем любителям поэзии прикоснуться к поэтическим откровениям молодого талантливого автора.