Краеведение. Культура

Липецкий край и кино (обзор)

 

11332581 3d film illustration1

История появления кино в Липецке и Липецком крае требует обстоятельного исследования. Смею предположить, что начинается она в 1896 году с того момента, когда жители Липецка и гости Липецкого курорта прочли в майских номерах «Московских ведомостей» и «Новостей Дня» весть о том, что «весь Петербург» смотрит новинку сезона в саду «Аквариум».

Напомню, что в России первый показ «живой фотографии» - синематографа Люмьеров - состоялся 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». Во время опереточного спектакля «Альфред-паша в Париже», в антракте между вторым и третьим действиями, были показаны фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Поезд», «Полк», «Игра в карты», «Стена», «Море». И уже через три дня – 7 (19) мая «Новости Дня» сообщили о первом просмотре синематографа Люмьеров в Москве в театре Солодовникова : «Г-н Гюнсбург, проездом с парижской труппой оперетты на Нижегородскую ярмарку, показал несколько сюжетов: «Прибытие поезда», «Прохождение по улицам города воинской части», «Борьба клоунов», «Игра в карты», «Купание в море».

О том, как распространялось кино в России, свидетельствует наш земляк – Моисей Никифорович Алейников (1885–1964) -Aleynikov IK 1964 10 один из первых русских продюсеров, автор книг по истории русского кино, стоявший у истоков его становления, уроженец с. Манино Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Хлевенский район Липецкой области). В книге о Якове Протазанове Алейников пишет: «…сперва как добавочный «аттракцион» к программам балаганов и «театров малых форм», кинематограф в течение двух-трех лет из странствующего экспоната-диковинки превращается в стационарные «иллюзионы», «биоскопы», «электротеатры»… В случайных помещениях, пустующих магазинах, сараях, всюду, где могут укрываться от дождя и стужи 20-30 человек, устраивались кинематографические сеансы, продолжавшиеся 15-20 минут. Первым предпринимателям не надо было заботиться о комфорте для зрителя, тем более что массовым посетителем являлся бедный трудовой народ. К услугам зажиточных слоев были драматические театры, опера, балет, оперетта, недоступные для пролетарских масс, потребность которых в зрелищах выросла чрезвычайно» .

Так происходило и в Липецке. В Липецком сезонном листке за 1909 год в рекламном объявлении об игре на рояле встречается и упоминание о «театре-биографе».  «Театр—биограф» – одно из названий кинозалов в начале 20 века в России. 

В Отчете директора липецких минеральных вод [Борисовского] за лечебный сезон 1910 года в разделе «Развлечения» читаем: «В курзале драматической труппой от 2 до 3 раз в неделю ставились спектакли и в одном из павильонов Нижнего парка демонстрировались ежедневно картины кинематографа…».

В 1910 году в русском «Киножурнале» сообщалось об открытии «зимнего сезона в театре Майэра, пока единственном театре Липецка». В 1911 году предприимчивый липецкий крестьянин В. Я. Титов выкупил и перестроил под кинозал "дом купчихи Сидоровой" (кинотеатр "Унион"). Михаил Васильевич Водопьянов в мемуарах «Друзья в небе» вспоминал о том, как в Липецке в театре «Унион», накопив значительную сумму – 20 копеек за билет, смотрел «туманные картины» : «…В кинематографе я увидел, как поднимается на аэроплане один из первых русских лётчиков – Сергей Уточкин. Всю ночь после посещения «Униона» я не мог заснуть…» .

В 1915-1916 гг. почти в каждом номере "Липецкого сезонного листка" публикуется реклама сеансов липецкого кинотеатра  "Модерн" (см., например, Липецкий сезонный листок ).

Впрочем, и в других городах Липецкого края в 1909-1914 гг. появляются стационарные кинотеатры. В Ельце открылся кинотеатр «Экспресс» (1909), в Усмани – синематограф «Дыхание» (1910), в Лебедяни – кинематограф Эпштейна «Иллюзион» (1911), в Добринке показывали смешные карты, приводящие в восторг мужиков (1910), в Задонске (1912) определяли обязательное постановление о содержании и устройстве кинематографов. В 1914 году в Раненбурге (Чаплыгине) в кинотеатре «Синема» впервые показали фильм.

q0007Русский актёр – Владимир Михайлович Михайлов (наст. фамилия Лопатин), снимавшийся в первых русских кинофильмах, в 1900-1911 гг. живший и работавший в Ельце, вспоминает о том периоде жизни: «… Володя [сын В. М. Лопатина]… особенно пристрастился к кинематографу, который тогда только начинал процветать, и очень часто настаивал, чтобы его везли в «Иллюзион», как тогда озаглавливался на вывеске кинематограф. Мы ему не отказывали в этом, и он то с нами, то с нянею, отправлялся в кинематограф, забирался непременно в первый ряд и с увлечением смотрел картины» .

Вскоре у единственных кинотеатров в городах появляются конкуренты. В послереволюционные годы в Ельце уже действовало несколько кинотеатров «Художественный», «Пролетарий», «Рекорд» . В Лебедяни помимо «Иллюзиона» Эпштейна появляется «электрический театр задонского мещанина Е. И. Яковлева», превосходивший по размаху и общественной значимости последний.

В 1928 году кинотеатры Ельца, Липецка, Лебедяни, Задонска и Ливен вошли в Елецкое окружное кинообъединение, возглавил которое Алексей Васильевич Александров – заведующий в то время елецким кинотеатром «Пролетарий» .

В ноябре 1910 года начинается история киносъёмок на Липецкой земле, когда на станцию Астапово в связи с болезнью и смертью Льва Николаевича Толстого прибыли операторы фирмы Пате и Дранкова, чтобы запечатлеть на плёнке уход великого писателя.

Историки кино Самуил Лурье и Лев Аннинский в своих трудах подробно описали историю этих съёмок.
«Он [Толстой] лежал больной в комнате начальника станции Озолина, а в станционном буфете журналисты пили водку, закусывали, обсуждали новости и слушали Софию Андреевну, которая жаловалась им, что Толстой не хочет её видеть. Майер [оператор фирмы Пате] был здесь. Пате сказал ему: Снимите вокзал, и чтобы первым планом было видно название станции. Снимите семью, всех знаменитостей, а также вагон, в котором они размещаются». Все это Майер уже снял. В дом его не пустили. Он снял окно, за которым лежал Толстой. Снял Софью Андреевну в шубе и платке, приникшую к стеклу. 7 ноября в шесть утра один из докторов крикнул в форточку: «Умер!». Майер проснулся от голосов. Вскочил и, схватив аппарат, побежал к дому Озолина. Там уже толпились люди. Майер снял вынос тела и погрузку в вагон».
«…Толстой исчез. …Море человеческое бушует вокруг. Эти кадры страшны. …Трясущаяся, зажатая с двух сторон медиками Софья Андреевна кружит около астаповского дома, что-то плача объясняет в аппарат. Хочется зажмуриться, глядя на это. И всё-таки какая-то странная признательность оператору: не дрогнул, снял!».

Сергей Львович Толстой в воспоминаниях о тех горьких днях в Астапово писал: "...кинематографические и фотографические аппараты усиленно работали...". 

Пять фильмов фирмы Бр. Пате были посвящены последним дням жизни Толстого и его похоронам:
«События на станции Астапово»,
«Последние дни пребывания Л. Н. Толстого на ст. Астапово»,
«Перевезение тела Л.Н. Толстого из Астапово в Ясную Поляну»,
«Похороны Л.Н. Толстого»,
«События на станции в Астапове и похороны Л. Н. Толстого».
Эти фильмы были смонтированы из одних и тех же съемок.

К моменту смерти Толстого на станцию Астапово прибыл и Дранков, а А. Ханжонков снял подготовку похорон и прибытие тела в Ясную Поляну. Акционерное общество Т/Д «Ханжонков и К» выпустило 4 фильма о похоронах Л.Н. Толстого:

«Последние дни графа Л. Н. Толстого»,
«Ясная Поляна накануне похорон Л. Н. Толстого»,
«Похороны Л. Н. Толстого»,
«События на станции Астапово».

Копии этих фильмов хранились в семье Толстого, потом они попали в Московский музей писателя.

10 ноября 1910 года фильмы о похоронах Толстого уже крутили в кинотеатрах. Потом их демонстрировали всю зиму 1910-11 гг. Россия прощалась со своим гением. В некоторых городах (Воронеже, Туле, Екатеринбурге, Николаеве и др.) сеансы запрещали. Даже через год после смерти Л. Н. Толстого власти, боясь политических демонстраций в память о великом писателе, запрещали показы фильмов о Толстом. Так «Циркуляр тамбовского губернатора уездным исправникам и полицмейстерам в связи с годовщиной смерти Толстого Л. Н.» гласил: «Секретно. В день смерти Толстого, 7 ноября, никаких пьес графа Толстого к исполнению на сцене не дозволять, в кинематографах никаких картин, относящихся к Толстому, не разрешать…» .

Кадры снятой в Астапово хроники потом были вмонтированы в художественный фильм Якова Протазанова «Уход великого старца», снятого в 1911–1914 на фабрике «Тиман и Рейнгардт». После протестов семьи Толстого и близких к нему людей (в частности, В. Г. Черткова) фильм не был выпущен в прокат в России и показывался только за рубежом.

«… Первые русские кинематографисты до конца выполнили свой долг перед памятью писателя. В тяжёлые дни болезни Толстого, а затем его кончины, они засняли последний приют писателя – станцию Астапово Рязано-Уральской дороги, домик начальника станции И. И. Озолина, в котором Толстой умирал, его родных и близких, а затем, в Ясной Поляне, прибытие траурного поезда и многолюдные проводы Толстого в последний путь, продемонстрировавшие всенародную любовь к величайшему писателю России. Эти бесценные кадры, как и все другие, на которых заснят Толстой, – священные реликвии нашей культуры».

Остаётся добавить, что в 1984 году на экраны страны вышел фильм С. А. Герасимова «Лев Толстой» (Киностудия им. М. Горького), где режиссер сыграл самого Толстого, а Софью Андреевну – жена Герасимова – Т. Ф. Макарова. Станция Астапово в этом фильме изображена лишь точными декорациями, как и в другом фильме о Льве Толстом, снятом к 100-летию смерти писателя в 2009 году американским режиссёром М. Хоффманом. Фильм «Последнее воскресенье» с Кристофером Пламмером, Хелен Миррен и Джеймсом МакЭвоем в главных ролях поставлен по роману Джея Парини «Последняя станция». По словам М. Хоффмана, единственное, о чем он сожалеет, что фильм не удалось снять в России.

На заре расцвета русского кино режиссеры обращались к творчеству Л. Толстого и снимали по его произведениям художественные фильмы: «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов), «Поликушка» (реж. А. Санин), «Власть тьмы» (реж. А. Ханжонков) и др.

«Поликушка», снятый в 1919 году, – первый советский фильм, имевший мировой успех, благодаря виртуозной игре великого русского артиста Ивана Михайловича Москвина . Для Москвина роль Поликея в этом фильме была первой ролью в кино, как и для выдающейся русской артистки, уроженки г. Ельца - Варвары Осиповны Массалитиновой, исполнившей в «Поликушке» роль столярихи. Следует заметить, что успеху фильма за границей способствовала деятельность нашего земляка, уже упоминавшегося в этом тексте, директора киностудии «ТД Русь» М. Н. Алейникова.

В это же время и у того же режиссера В. О. Массалитинова снимается в фильме «Девьи горы» (1919) вместе с другими актерами МХТ, в том числе и с Владимиром Михайловичем Михайловым-Лопатиным, дворянином с елецкими корнями, актёром МХТ с 1911 года. Фильм «Девьи горы» был запрещен и стал первой советской кинокартиной, которая после недолгих показов сразу же легла на полку, поскольку идея фильма о поиске невинной девы и скором приходе Антихриста была контрреволюционной для того времени.

В. М. Михайлов–Лопатин играл в первых советских комедиях, вошедших в золотой фонд классики российского кино: «Девушка с коробкой» Б. Барнета, «Дон Диего и Пелагея», «Праздник святого Йоргена» Я. Протазанова.
В. О. Массалитинова и В. М. Михайлов–Лопатин причастны к фильмам – шедеврам мирового кинематографа: В. Михайлов–Лопатин сыграл роль сельского священника в фильме А. Довженко «Земля» (1930), а В. О. Массалитинова – роль матери русского богатыря Буслая – Амелфы Тимофеевны в картине С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

stahovicНо, пожалуй, самым первым артистом–земляком, снявшимся в русском кино, был Алексей Александрович Стахович – представитель известного на всю Россию дворянского рода из Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область), меценат, актёр МХТ и педагог. В 1915 году он сыграл эпизодическую роль в картине «Мара Крамская» по сценарию примы МХТ Ольги Гзовской и с нею же в главной роли.

Ещё один ельчанин – Вадим Дмитриевич Охотников – внес вклад в развитие мирового кино своим изобретением – способом звукозаписи на киноплёнку (наряду с Е. Тагером и А. Ф. Шориным). Появление звукового кино было революцией в развитии этого искусства, разделившей историю кино на две эры: до звука и после.

Одним из первых композиторов, начавших осваивать новое поле деятельности – музыкальное оформление фильмов – был Сергей Никифорович Василенко – известный композитор, связанный с липецким краем периодами жизни и творчества в имении Царёвка недалёко от села Долгоруково Липецкой области. С. Н. Василенко написал музыку к уникальному фильму «Окраина» (1933, реж. Б. Барнет), одну из ролей в котором сыграл также наш земляк – народный артист РСФСР Николай Иванович Боголюбов. Сергей Аполлинарьевич Герасимов, снявший потом Н. Боголюбова в своей картине «Семеро смелых», часто вспоминал, «какое потрясение он испытал в 33-м году, посмотрев барнетовскую «Окраину». …Главное – как там общались артисты, на каких нюансах играли!...».

С. Н. Василенко сочинил музыку к таким известным фильмам, как «Изменник родины», «Гибель сенсации», «Джульбарс», «Шёл солдат с фронта». Заметим, что в «Гибели сенсации» (1933, реж. А. Андриевский) снимался народный артист СССР Василий Александрович Орлов, в детские годы живший в Раненбурге (ныне г. Чаплыгин Липецкой области).

В 1930-е годы у братьев Васильевых – режиссеров легендарного фильма «Чапаев» – в фильме «Волочаевские дни» (1937) снимался Николай Иванович Дорохин – народный артист РСФСР, сценическая деятельность которого начиналась в Ельце в 20-е годы прошлого столетия. Н. И. Дорохину принадлежит немало образов, созданных в кино – Петра Захаркина в «Последней ночи» (1936, реж. Ю. Райзман), инженера Кочина в «Ошибке инженера Кочина» (1939, реж. Ю. Мачерет), первопечатника Ивана Фёдорова (1941, реж. Г. Левкоев) и др.

На Международной выставке в Париже в 1936 году картине «Последняя ночь» была присуждена высшая премия «Гран-при». А Серебряную медаль на этой выставке получил хронико-документальный фильм «Алексей Стаханов» о герое труда, уроженце деревни Луговая Елецкого уезда (ныне Измалковский район Липецкой области) Алексее Григорьевиче Стаханове.

В этом же году и там же – в Париже – лучшим французским фильмом был признан фильм «На дне» по пьесе М. Горького. Сценарий к этому фильму написал Евгений Иванович Замятин – уроженец Лебедяни. Фильм «На дне» режиссёра Жана Ренуара с Жаном Габеном в главной роли ныне считается шедевром французского кинематографа.

Жили в Лебедяни и братья Константиновы – Василий и Николай, внесшие огромный вклад в техническое развитие советского киноискусства. Василий Константинов изобрёл кинокамеру «Конвас» (названа по первым слогам фамилии и имени), тем самым обогатив выразительные возможности киноязыка.

В этот же период – 30-е годы – в советское кино приходит молодой начинающий композитор родом из Ельца – Тихон Николаевич Хренников, ставший одним из создателей советского музыкального фильма. В 1939 году Хренников пишет музыку к фильму Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Песни из этого фильма, как и остальные, написанные к фильмам «Гусарская баллада», «Верные друзья», «Любовью за любовь» и другим, радуют и вдохновляют зрителей до сих пор.

Елецкие корни имеет и известный сценарист и режиссер Ренита Андреевна Григорьева. В Ельце родилась её мать – Нина Васильевна Попова – председатель Комитета советских женщин, посол мира и дружбы, видный государственный деятель. Москвичка по рождению, Р. А. Григорьева на елецкой земле обрела духовные корни – в 1968 году в Вознесенском соборе она была крещена отцом Николаем (Николай Александрович Овчинников; иеросхимонах Нектарий).

В его елецком доме Ренита Григорьева снимала эпизоды фильма «Говорит Москва» (1986), посвященного 45-летию Битвы за Москву и связанного с судьбой её матери. Главные роли в фильме сыграли Борис Невзоров (Орлов) и Л. Зайцева (Любовь Борисовна). Людмила Зайцева вспоминала о съёмках сцены в доме иеросхимонаха Нектария : «…Рано утром, когда мы сидели за праздничным столом [была Пасха], в дом отче [и. Нектария] вошел Борис Невзоров. Он вошел уже готовый к съёмкам, в военном костюме. Мария Фёдоровна [матушка] обняла его и заплакала: «Это подарок ко дню моего рождения». И как–то все сразу вдруг почувствовали (этого не было в сценарии), что надо непременно снять эту комнату, потому что тот живой творческий дух, который заполнял всё, который почти физически ощутим, – он должен стать сердцем нашего фильма. Галя Анфилова – наш художник – попросила разрешение у матушки Меремьяны снять в этой комнате сцену, в которой наш герой, уже погибший, то есть душа его, посещает этот дом, этот город, где родилась женщина, которую он очень любил. Борис поразительно сыграл эту сцену. Позже он признавался: «У меня никогда, ни до этого, ни, очевидно, после не будет такого. Я вдруг почувствовал, что смерти нет. Я чувствовал и присутствие и Василия Орлова, и отче, и всех моих родных; я понимал, что живые и, так называемые, мёртвые не имеют границ между собой. Я понял, что значит: «У Бога все живы».

В доме отче Р. Григорьева писала сценарий фильма «Мальчики» (1990) по «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского. Многие сцены фильма были сняты в Ельце в 1989 году… Старинный тихий провинциальный Елец вновь «задышал» дореволюционной эпохой. «Он [фильм] просветлен и ясен с начала и до конца… В тональности его, с отдалёнными песнопениями за кадром, в скромной поэзии передвижнически снятых пейзажей разлиты покой и лёгкая, умиротворяющая печаль…Один за другим мелькают эпизоды, словно перелистываются страницы: монастырь, улица, гимназия, поле, бедная изба Снегиревых… Из множества равноправных эпизодов, где нет явных акцентов и предпочтений, лепится экранное бытие героев, складываются их портреты» (Шах -Азизова). Сама Ренита Григорьева вспоминала, что фильм снимали всем городом. В 1992 году на фестивале «Золотой витязь» картина получила приз за лучшую операторскую работу (оператор Олег Фёдорович Мартынов).

Другим предстает Елец в самой сложной картине режиссёра Марлена Хуциева «Бесконечность», снятой в Ельце в 1991 году. Олицетворение шестидесятников – Марлен Хуциев – в фильме «Бесконечность» прощается с 20 веком, пытаясь осмыслить его уроки. Главный герой – Владимир Иванович Прохоров (В. Пильников) приезжает на свою малую родину, где пытается «докопаться до корней». «Герой подолгу стоит перед райцентровской гостиницей, всматриваясь в эту бедность, в провинциальную кокетливость вывески… Пуста русская провинция; всё и всех отдала Городу и Миру. Больше ничего отсюда не возьмёшь… не лечит провинция. Не цветут в ней сады, не играет патефон, не видно знакомых лиц… одни тени… Стоит в вакууме шестидесятник, Россию потерявший, а «весь мир» так и не обретший…», – такое настроение почувствовал в этой картине кинокритик Л. Аннинский, оценивший «Бесконечность» как фильм–веху, фильм–откровение.

Этого не скажешь о фильме «Красиво жить не запретишь…», снятом в Ельце на закате эпохи застоя – в 1981 году по сценарию В. Черных «Храбрый портной». В центре сюжета – конфликт между директором провинциальной текстильной фабрики и творческой личностью – художником–модельером С. Бодровым (В. Фокин). И, несмотря на то, что в художественном смысле фильм оказался малоудачным, Елец в нем показан солнечным, романтичным и красивым городом: Елецкая швейная фабрика, железнодорожная станция, Вознесенский собор, магазин «Сувениры», Елецкие куранты (водонапорная башня), берег Сосны, крыши елецких домов – все эти панорамы и виды в фильме смотрятся с ностальгией по тому времени. Кстати, в эпизодической роли в этом фильме снялась актриса Клавдия Козлёнкова, уроженка села Красное Липецкой области, а также в фильме были заняты актёры Л. Федосеева-Шукшина, Л. Смирнова, Г. Бурков.

Фильмы на производственную тему, заполонившие советский экран в 70-е-80-е годы прошлого столетия, снимаются и в Липецке – городе металлургов.

Новолипецкий металлургический комбинат не раз становился съёмочной площадкой. Большинство фильмов были либо документальными («Планы и жизнь» (1971), «Научно–технический прогресс на НЛМК» (1984), «Рассказ о липецкой стали», «Таня» (1988, ГДР) и др.), либо учебными. Но были и художественные кинокартины. Прежде всего, это пятисерийный телефильм «Обретёшь в бою» (1975) режиссёра Марка Орлова. Фильм снят по одноимённому роману Владимира Попова. В главных ролях сыграли А. Михайлов (инженер Борис Рудаев), Н. Лебедев (Серафим Рудаев, отец инженера), В. Малявина (Дина, журналист), а также: Г. Жжёнов, И. Переверзев, Н. Фатеева, В. Давыдов, В. Дворжецкий – звёзды отечественного киноэкрана. Фильм рассказывает о проблемах огромного предприятия, на котором прогрессивные инженеры, преодолевая косность коллег, внедряют новые методы плавки стали, пытаются модернизировать устаревшее оборудование конвертерного цеха, улучшить показатели соцсоревнования. Все события показаны в максимальном погружении в производственную среду (НЛМК).

В 1975-76 годах в Липецке снимались сцены двухсерийного телефильма "Середина жизни" режиссера Ольгерда Воронцова по пьесе Геннадия Бокарева "Испытание". Фильм был сделан Свердловской киностудией. Музыку к нему написал композитор Эдуард Артемьев. В главных ролях  были заняты: Леонид Дьячков (инженер Дмитрий Юсупов), Татьяна Лаврова (Алла Раскатова), В. Смехов, Н. Волков (старший). В картине сюжет строится вокруг производственной и любовной тем.  Герои гуляют по Липецку: рядом с театром драмы, по Театральной площади, пл. Ленина (ныне Соборной), по Петровскому спуску. В эпизоде со свадьбой демонстрируется прекрасный вид на собор Рождества Христова (в то время - краеведческий музей). 

В художественном фильме «Сегодня и завтра» (1979, реж. А. Войтецкий) по роману В. Попова «И это называется будни», поднимающего экологические и производственные проблемы, в объектив кинокамеры попали липецкий железнодорожный вокзал, Театральная площадь, Матырское водохранилище, Левобережный район Липецка.

q0011qВ 1980 году на НЛМК были сняты эпизоды кинокартины «От зимы до зимы» (1981) режиссёра Олега Никитина по роману Владимира Беляева «В те холодные дни». Как и во всех производственных фильмах сюжет развивается вокруг решения трудной задачи: в короткий срок освоить выпуск новой марки стали. В фильме снимались В. Ларионов (С. Косачёв, директор завода), В. Санаев (министр чёрной металлургии), Б. Щербаков (Н. Шкуратов, рабочий), В. Грушина, Л. Стриженова, М. Виноградова.

В ноябре 1980 года на экраны страны вышел фильм «Старые долги» режиссёра Ильи Гурина по одноименной повести Иосифа Герасимова. Липецк с его металлургическими и машиностроительными заводами стал натурой для съёмок этой картины. В ней на фоне производственных отношений разворачивается драма личной жизни директора металлургического завода (в его роли - народный артист СССР Игорь Горбачёв). В фильме также снимались М. Булгакова, Н. Ерёменко, А. Вознесенская, В. Сафонов и другие замечательные актёры. Липчане увидят в фильме знакомые пейзажи – индустриальный Левый берег Липецка, Липецкий театр драмы, Дворец профсоюзов, Дворец спорта «Звёздный», улицы и площади нашего города.

В производственном пейзаже предстаёт Липецк перед зрителем в фильме "Время сыновей" (1987) по мотивам романа Иосифа Герасимова «Пробел в календаре». Режиссер фильма  Евгений Матвеев сыграл в картине главную роль – учёного–металлурга С. Кордина. Его сыновья – Александр (Б. Плотников) и Зиновий (И. Шабалтас) – предлагают отцу новые идеи, с которыми тот не сразу соглашается. Лирические сцены свидания Зиновия с Валентиной (Н. Вавилова) сняты в Нижнем и Верхнем парках Липецка.

Виды Липецка, мозаику подземного перехода в Нижний парк, Соборную площадь можно увидеть в мистической драме А. Велединского «Живой», снятой в 2005-м и вышедшей на экраны страны в 2006 году. «Живой» – это фильм о возвращении солдата с войны в мирную жизнь. Съёмки некоторых эпизодов велись в Ельце. Художником-постановщиком и художником по костюмам в фильме работал Эдуард Галкин (см. раздел "Деятели кино").

В фильме «Сокровища Тамерлана» (2000) о поиске клада периода татаро-монгольского нашествия улицы и площади, дворы и подъезды Липецка являются мрачноватым фоном киноповествования. В этой малобюджетной картине снялись актёры Липецкого муниципального театра.

В 2004 году в Липецком авиацентре режиссёр Евгений Лаврентьев работал над съёмками российско-итальянского боевика «Личный номер». Здесь снимались сцены захвата международными террористами воздушного судна и их обезвреживания. В этих эпизодах главными героями стали липецкие военные летчики, пилотировавшие четверку боевых Су-27. Десятилетие спустя киногруппа режиссёра Ф. Бондарчука снимет липецких лётчиков для фантастического фильма «Притяжение».

Природа Липецкого края, его храмы и монастыри, деревни и села послужили натурой не для одного художественного фильма. В 1958 году на хуторе Ксизово Задонского района снимались сцены историко–биографического фильма «Песня о Кольцове» (1959) режиссера Владимира Герасимова, время действия – 30-е годы XIX века. Алексея Кольцова в нём сыграл Виталий Коняев, отца поэта – Всеволод Санаев, Башкирцева – Анатолий Соловьёв, наш земляк, уроженец г. Данкова. В этой картине дебютировала Татьяна Лаврова, исполнившая роль Вари Лебедевой – любимой девушки поэта. Народный артист РФ В. Коняев вспоминал о том периоде жизни: «…Были удивительные съемки в Ленинграде. Потрясающие были съемки в хуторе Ксизово, в Задонске, где я ездил верхом, где я пытался жить жизнью прасола, каким и был Кольцов». Киноведы отозвались о фильме критически. К сожалению, фильм «Песня о Кольцове» практически не показывается по телевидению (возможно утерян).

Выше по течению Дона, в селе Кашары Задонского района, неподалёку от храма священномученика  Автонома Италийского в 2005 году работала съёмочная группа режиссёра Юрия Мороза над одной из сцен многосерийного фильма «Братья Карамазовы» (2009). Члены елецкого клуба военно-исторической реконструкции «Копье» участвовали в съёмках. В роли монахов снялись спортивный инструктор Евгений Лопухин и несколько студентов ЕГУ.

zhila byla odna babaЗадонская земля привлекла известного режиссера Андрея Смирнова для съёмок эпизодов исторического фильма «Жила была одна баба» (2011) о событиях начала XX века и Гражданской войны в русской деревне. Большая часть фильма была сделана в Тамбовской области. В 2008 году в Ельце и Задонске было снято несколько эпизодов фильма с участием местной массовки, большая сцена молебна - в Задонском мужском монастыре. Липчане, одетые в старинные костюмы, изображали жителей Тамбовской губернии начала прошлого века. В картине было занято более сотни наших земляков, среди которых актёры липецких театров: А. Бережной, Р. Семенихин, А. Сущик и другие. Фильм получил положительные отзывы профессионалов и журналистов, а также награды: «Нику – 2012» в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая женская роль» (Дарья Екамасова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Роман Мадянов), «Лучшая сценарная работа» (Андрей Смирнов), «Лучшая работа художника» (Владимир Гудилин) и «Лучшая работа художника по костюмам» (Людмила Гаинцева). Художник фильма – В. Гудилин – родом из Ельца.

Елец, Задонск – старинные русские города, которые идеально подходят для съёмок фильмов, связанных с русской историей. По словам художника–постановщика многосерийного фильма «Куприн» А. Толкачева и режиссера фильма А. Малюкова, «Ельцу удалось сохранить свой купеческий дух и неповторимую атмосферу… Дивной красоты старинный русский город. Чистый, хорошо сохранённый». Многие сцены сериала "Куприн" были сняты в Ельце осенью 2012 года. Премьера телесериала состоялась летом 2013 г. на Первом канале ТВ. В главных ролях – М. Пореченков, Е. Шпица, С. Ходченкова, М. Аверин, А. Чевычелов, Е. Стриженова и другие артисты. На левом берегу Быстрой Сосны снимали одну из ключевых сцен – пикник с участием главных героев в исполнении Никиты Ефремова, Екатерины Вилковой, Екатерины Климовой и Романа Мадянова. Несколько десятков ельчан, в их числе участники елецкого конно-спортивного клуба «Кристалл», работали в массовых сценах, а актеры елецкого театра «Бенефис» были заняты в эпизодических ролях.

В советское время, в 1971 году, в Ельце снимались сцены фильма «Красные пчёлы» о становлении пионерских организаций в СССР. В фильм попали виды Каракумского моста, старинных улиц, елецкой ТЭЦ.

В 1989 году в Ельце проходили съемки картины «Кому на Руси жить…», действие которой происходит в 30-е–50-е годы прошлого столетия. Сценарий фильма написал известный кинодраматург Э. Володарский, живший в Ельце три года. И поэтому, когда выбиралась натура для съемок фильма, режиссер М. Ведышев остановил свой выбор на этом городе. Главную роль исполнил актёр Алексей Булдаков, а художником фильма был наш земляк Валерий Иванов. Один из центральных эпизодов этой драмы – взрыв храма Вознесения – прообраз печального разрушения храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году.

Спустя почти десять лет режиссер Сергей Газаров в Ельце и его окрестностях работал над созданием криминальной комедии «Тёмная лошадка». Исполнявшему главную роль сыщика актёру Даниилу Спиваковскому Елец запомнился «старинным, патриархальным, прекрасным городом». Елец «сыграл» в картине роль города Старинска.

На историческую тему снимается много документальных фильмов липецкими кинокомпаниями. В 2012 году к 200-летию Отечественной войны православной видеостудией «Задонская звонница» совместно с ИД «Липецкая газета» и телекомпанией «Липецкое время» был создан уникальный документально-игровой фильм «Французы в Отечестве». В десяти короткометражных сериях рассказывается об участии липчан в войне 1812 года. К 100-летию Первой мировой войны «Задонской звонницей» был снят фильм «Война была Отечественной» (фильм есть в фонде библиотеки). Видеостудия «Задонская звонница» снимает фильмы нравственно-религиозного содержания: «Первые шаги в обители» (о Задонском монастыре), «Святыни земли Задонской», «Святые источники Липецкого края», «Христовы невесты», а также фильмы, посвящённые выдающимся деятелям Липецкой земли – генералу Муравьёву-Карскому, А. Эртелю, Л. Толстому и многим другим.

Изучая историю отечественного кино, можно смело сказать, что наши земляки внесли значительный вклад в его становление и развитие. Имена наших земляков, артистов, режиссеров, операторов вошли в энциклопедии, монографии, учебники по истории отечественного кинематографа и русской культуры.

Библиография

[Борисовский] Отчёт директора Липецких минеральных за лечебный сезон 1910 года. – Липецк : Тип. А. К. Розенберг, 1910. – 32 с. : табл. [Электронный ресурс].
Советские художественные фильмы : аннотир. каталог : в 6 т. – Москва : Искусство, 1961 –
   Т. 1. Немые фильмы (1918–1935) . – Москва : Искусство, 1961. – 527 с.
   Т. 2. Звуковые фильмы (1930–1957). – Москва : Искусство, 1961. – 784 с.
  Т. 3. Приложения [Хронолог. указ. сов. худ. фильмов (1918–1957) ; Алфавит. указ худ. фильмов (1918–1957) ; Указ. фильмов по киноорганизациям СССР (1918–1957) ; Список экранизир. лит. произведений ; Именной указ. творческих работников сов. кино ; Каталог фильмов частного производства (1917–1921)]. - Москва, 1961. – 307 с.
   Т. 5. (1964–1965). – 1979. – 432 с.
   Т. 6 (1966-1967). - 1995. - 287 с.
На съёмках Л. Н. Толстого : беседа с Ж. Мейером [Мундвиллером] : [с 1908 по дек. 1914 гг. работал в России в качестве помощника придворного оператора. Работал у Пате. На с. 136-137 о съемках в Астапово] / подгот. И. Копалин // История кино : док. и материалы : вып. 6. – Москва : Искусство, 1965. – С. 131–137.
Толстой С. Л. Очерки былого. - 3-е изд., испр. и доп. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1968. - 500 с. 
Сценаристы советского художественного кино. 1917–1967 : справ. – Москва : Искусство, 1972. – 439 с.
Водопьянов М. В. Друзья в небе. – 2-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1971. – 300 с.
Маковицкий Д. П. У Толстого. Кн. 4 : (1909 июль – дек.)–1910. – Москва : Наука, 1979. – 486 с. : ил.– (Лит. наследство; т. 90).  –  Из содерж. : [С. 415: кадр из документального фильма фирмы бр. Пате – И. Л. Толстой с группой врачей в Астапово; с. 425: кадр из документального фильма фирмы бр. Пате – С. А. Толстая у окна комнаты дома И. И. Озолина, где лежит больной Л. Н. Толстой].
Аннинский Л. А. Лев Толстой и кинематограф. – Москва : Искусство, 1980. – 288 с. : ил.
Фролов И. С. В Ясной Поляне : [отрывок из воспоминаний одного из старейших кинооператоров – Ивана Сергеевича Фролова (1889–1960) о съёмках Толстого в Ясной Поляне и Астапово (с. 72)] // Из истории кино : вып. 11. – Москва : Искусство, 1985. – С. 62–73.
Николаев Г. И. Астапово : роман. - Москва : Сов. писатель, 1990. - 408 с.
Киносеть // Липецкая энциклопедия :  т. 2. – Липецк, 2000. – С. 126.
Великий Кинемо : каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919). Каталог. – Москва : Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с. – Из содерж. : Девьи горы. – С. 481–484 ; Поликушка. – С. 487–492. – Имен. указ. : Алейников (Зорин) М. Н. – С. 352, 445, 482, 484, 489, 490, 502, 513, 533; Михайлов – Лопатин В. – С. 482 ; Массалитинова В. О. – С. 482, 487.
«Хочу кричать истину…» Лев Толстой и Липецкий край : биобиблиогр. указ. / авт. очерка С. И. Кукрак ; сост. С. В. Иноземцева, Л. П. Курило, Н. В. Пендюрина, К. И. Синявина ; отв. за вып. К. Н. Сухинина. – Липецк, 2003. – 128 с. : ил. 57.
Лопатин В. М. Воспоминания. Из прошлого моей жизни : [вторая часть мемуаров, в которой описан период жизни в Ельце и Елец. уезде (1900-1911)] // Записки краеведческого общества : вып. 7 / предисл. В. В. Лопатин, Н. В. Лопатин. – Липецк, 2009. – С. 7–179.
Ивашова У. М. Театры синематографа в уездном городе Липецк :учеб.-исслед. работа на конкурс РОИА «Юный архивист» [заняла 2-е место в конкурсе] / науч. рук. А. М. Ретюнских. - Липецк, 2016. - 11 с. См. также : Ивашова У. М. Театры синематографа в уездном городе Липецке // Исторический квартал. Вып. 6 / ред.–сост. А. А. Найденов ; Управление культуры и искусства Липец. обл. ; ГУК «Гос. дирекция по охране культурного наследия Липецкой области». – Липецк : Гриф и Ко, 2016. – С. 21–28 : ил. 
Кривошеин Н. В. Город Лебедянь и его уезд в 1917-1921 гг. – Москва : Пресс-Бук, 2016. – 470 с. : ил. - Из содерж. : [Кино в Лебедяни - с. 324-326].
Малышев В. Кино от первого лица. Режиссеры о великих фильмах. - Москва : Вече, 2016. - 368 с.

***

Липецкий сезонный листок. – 1909. – № 8 (5 июля). – С. 1 [Электронный ресурс].
Открылся широкоэкранный кинотеатр «Заря» // Лен. знамя. – 1957. – 6 авг. 
Завражин И. Новый широкоэкранный : [кинотеатр в посёлке завода “Свободный сокол»] // Ленинец. – 1960. – 25 окт.
В эти дни : [об открытии кинотеатра “Металлург» в Липецке] // Сов. Россия. – 1960. – 6 нояб.
Шебеко В. Новый кинотеатр в Чаплыгине // Лен. знамя. – 1960. – 8 дек.
Перелетова В. Для зрителей : [кинотеатр «Прожектор» в г. Ельце] // Лен. знамя. – 1961. – 2 февр.
Светов Г. Первый в городе : [история кинопоказов в Липецке] // Ленинец. – 1968. – 5 марта.
Разумовский Ю. И пожмите ему руку! : [о руководителе Елец. киносети А. В. Александрове] // Лен. знамя. – 1969. –2 окт.
Листая страницы журналов… : [сообщения о синематографах в Ельце, Усмани, Добринке, Лебедяни, Задонске] // Ленинец. – 1968. – 18 июня.
Волокитин В. Давно не в диковинку : [о первых киносеансах в дореволюционной Добринке] // Лен. знамя. – 1974. – 29 июня.
Качева Г. Дом, где «лечат» фильмы : [служба реставрации Липец. обл. конторы по прокату фильмов] // Лен. знамя. – 1979. – 10 марта.
Ткаченко И. Где живут фильмы : [обл. кинофонд] // Лен. знамя. – 1985. – 16 нояб.
Ельникова О. «Демонстрируется фильма…» // Красное знамя [г. Елец]. – 1996. – 1 июня.
Корольков М. И. В тёмном зале, на белом экране… : [история кинематографа в Липецке] // Де-факто. – 1997. – 25-27 февр. (№16).
Акимов В. Как кинематограф пришёл в Лебедянь : [история] // Лебедян. вести [Лебедян. р-н]. – 2002. – 10, 17, 24 сент.
История кино : [о том, как в 1914 г. в Раненбурге впервые показали фильм] // Добрый вечер. – 2006. - 6-12 дек.(№ 49). – С. 18.
Малюков С. Режиссёрские находки : [Липецкая обл. в кино] // Липец. газ. – 2015. – 31 дек.
Шкатова О. Дедушка Аким и другие : фильмография в биографии : [о кинематограф. деятельности извест. липец. актеров] // Липец. газ. – 2016. – 1 янв. – С. 4-5. – (Год кино).
Никоненко С. «Михалков увидел, что я хожу по деревне босой, и сказал: «Серега, ты дозрел!» : [интервью с артистом С. Никоненко в канун 75-летнего юбилея / записал А. Коленский] // Культура. – 2016. – №14 (15–21 апр.). – С. 12.
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).
Завалипина М. Стоп! Снято в Ельце // Липец. газ. : итоги недели. – 2016. – 13–19 июня (№ 25). – С. 26–29.
Елец кинематографический // Липец. газ. – 2016. – 16 июня.
Здание бывшего кинотеатра "Унион" : краткая историческая справка Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gosdirekcia.ru/new?id=479

«Алексей Стаханов» (1936)

Казаков А. Стахановцы : [воспоминания кинооператора о съёмках в 1935 году фильма об А. Стаханове (реж. М. Левков)] // Сов. экран. – 1972. – № 8.– С. 8.
Козаков А. Стаханов в фильме и в жизни : [воспоминания оператора о съёмках док. киноочерка «Алексей Стаханов» в 1936 г.] // Искусство кино. – 1986.– № 3. – С. 102–108: [6 ил.  - кадры из фильма].

«Песня о Кольцове» (1959, реж. В. Герасимов)

Михайлов Л. Песня о Кольцове : [об одноим. кинофильме] // Сов. экран. – 1959. – № 20. – С. 2.
Светов Ф. Забыв о «малом»…: [крит. рец. на фильм «Песня о Кольцове»] // Искусство кино. – 1960. – № 1. – С. 86-87.
Лепендин П. А. Кольцов в театре и кино // Университетская площадь. – 2009. –№ 2. – С. 15-24 : ил.
А. В. Кольцов. Для памяти минувших дней… 1809–2009 / сост. В. Л. Елецких, Ю. В. Моисеев. – Воронеж : Новый взгляд, 2009. – 75 с. – Из содерж. : Кольцовв кинематографе. – С. 74.

«Красные пчёлы» (1972, реж. Л. Макарычев)

Оппенгейм А. Елец – место съёмки нового кинофильма : [интервью с зам. дир. картины «Красные пчёлы»] // Лен. путь [Елец. р–н]. – 1971. – 24 авг.

"Красные пчёлы" / фот. Л. Антошкин // Лен. знамя. - 1971. - 26 сент.

«Обретёшь в бою» (1975, реж. М. Орлов)

Федина Р. И. Съёмочная площадка – НЛМЗ : [интервью с дир. картины «Обретёшь в бою» (по одноименному роману Владимира Попова) Р. И. Фединой о съемках фильма в Липецке / записал Н. Лысаченко] // Лен. знамя. – 1973. – 15 дек.
Малявина В. «А липчане удивительно приветливы» : [интервью с нар. артистской РСФСР В. Малявиной / интервью взяла Г. Качева] // Лен. знамя. – 1973. – 20 дек.
Сцены из жизни металлургов // Компания НЛМК. – 2010. – № 10. – С. 36–39.

«Старые долги» (1980, реж. И. Гурин)

Сергеев Д. «Старые долги» : репортаж со съёмочной площадки : [худож. фильм по повести И. Герасимова снимался в Липецке Киностудией им. М. Горького] // Лен. знамя. – 1979. – 17 июня. 

Малюков С. Режиссёрские находки // Липец. газ. – 2015. – 31 дек.

«Красиво жить не запретишь» (1981, реж. А. Васильев)

Васильев А. «Красиво жить не запретишь» : [интервью с реж. одноимен. фильма А. Васильевым / записал А. Колядов] // Лен. знамя. – 1981. – 6 сент.
Плахов А. Фильмы на потоке // Искусство кино. – 1983. – № 7. – С. 64–74. – Из содерж. : Миллион за улыбку : [о фильме «Красиво жить не запретишь»] – С. 67–70.
Павленок Ю. Виктор Фокин : [о творчестве актёра. О фильме «Красиво жить не запретишь»] // Сов. экран. – 1985. – № 7 (апр.). – С. 19.

«От зимы до зимы» (1981, реж. О. Никитин)

Ткаченко И. Снимается кинофильм [в Липецке]: [«От зимы до зимы» (по роману Владимира Беляева «В те холодные дни»)] // Ленинец. – 1981. – 24 марта.
Ларионов В. Д. Такие разные роли : [интервью с нар. артистом РСФСР В. Ларионовым на съёмках фильма «От зимы до зимы»] // Ленинец. – 1981. – 7 апр.
Санаев В. «Труд не лёгкий, но радостный» : [беседа в Липецке с нар. артистом СССР В. Санаевым на съёмках фильма «от зимы до зимы» / беседу вела Л. Дувина ] // Лен. знамя. – 1981. – 25 апр.
Дувина Л. О людях мужественной профессии : [рец. на худ. фильм «От зимы до зимы»] // Лен. знамя. – 1981. – 22 окт.
Пантелеев А. «От зимы до зимы» : [встречи с липецкими зрителями творческой группы фильма] // Ленинец. – 1981. – 22 окт.
Бауман Е. Магическая черта проблемы : [тема «человек и его дело» на примере сов. фильмов в т. ч. «От зимы до зимы»] // Сов. экран. – 1982.– №13 (июль).– С. 2–3 : ил. Кадр из фильма.
Сцены из жизни металлургов // Компания НЛМК. – 2010. – № 10. – С.36–39.

«Время сыновей» (1986, реж. Е. Матвеев)
 
«Говорит Москва» (1986, реж. Р. и Ю. Григорьевы)

Милицина М. «Говорит Москва» : [об одноименном фильме. Реж. Р. Григорьева] // Сов. экран. – 1986. –№ 13 (июль). – С. 16-17.  Продолжение

Зайцева Л. «На российскую провинцию сейчас смотрят с надеждой» : [интервью с нар. артисткой РФ Л. Зайцевой / записала О. Заусайлова] // Молодеж. вестн. – 1994. – 24-30 дек. (№ 40). – С. 5.
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе]  - режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.

см. также раздел "Деятели кино" - Григорьева Ренита Андреевна.

«Кому на Руси жить…» (1989, реж. М. Ведышев)

Скочедубова Ж. «Кому на Руси жить…» : [о съёмках фильма в Ельце] // Лен. знамя. –1989. – 16 апр.
Руднева М. «Кому на Руси жить…» : репортаж со съёмочной площадки // Ленинец. – 1989. – 22 апр.
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе] -режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.

«Мальчики» (1990, реж. Р. и Ю. Григорьевы)

Шах–Азизова Т. Уроки христианского поведения : [о фильмах «Мальчики» и «Гамбринус»] // Экран. – 1991. – №3. – С. 10–11.
Дмитриева Т. На экране – Елец : [о просмотре фильма режиссера Р. Григорьевой «Мальчики» в Ельце, который стал местом съёмок картины] // Красное знамя [Елец]. – 1992. – 27 мая.
Григорьева Р. Фильм снимали всем городом : [интервью с реж. Р. Григорьевой и Ю. Григорьевым о съемках фильма «Мальчики» в Ельце / записала Т. Федюкина] // Липец. газ. – 1996. – 2 окт.
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе] - режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.

см. также раздел "Деятели кино" - Григорьева Ренита Андреевна.

«Бесконечность» (1991, реж. М. Хуциев)

История отечественного кино. – Москва, 2005. – С. 497.
Новейшая история отечественного кино 1986-2000 : Кинословарь : т. 3 : Р-Я. – Из содерж. : Хуциев Марлен : [о фильме Бесконечность : «… самая сложная картина Марлена Хуциева Бесконечность – его 8 ½. ] / М. Черненко. – С. 326–328 ; «Бесконечность» : фото из фильма : [водонапорная башня в Ельце - Елецкие куранты]. – С. 385.

***
Василенко Н. В кадре –улицы города : [о съёмках фильма «Бесконечность» в Ельце] // Лен. путь [Елец. р–н]. –1987. – 31 окт.
Аннинский Л. Плач по живущим : [о фильме М. Хуциева «Бесконечность»] // Искусство кино. –1992. –№ 4. – С. 6–12.
Козлов Л. Присутствие Пушкина : [о фильме «Бесконечность»] // Искусство кино. – 1992. - № 4. – С. 21.
Матизен В. Кино–Гения Марлена Хуциева : [о фильме «Бесконечность»] // Искусство кино. – 1992.– № 4. – С. 13–17.

Хуциев М. «Я в долгу перед ельчанами» : [реж. о работе над фильмом «Бесконечность»] // Липец. известия. – 2002. – 8 мая.  

Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. – (Страницы истории).
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе].– Режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm

«Темная лошадка» (1999, реж. С. Газаров)

Малинина Ю. Потому что мы банда! : [о съемках фильма «Тёмная лошадка»] // МК–Бульвар. – 2002. – 9 дек. То же : http://vladimirzaitsev.narod.ru/press/tl.html

"Личный номер" (2004, реж. Е. Лаврентьев)

Щеглова Т. «Личный номер» : всероссийская премьера отечественного блокбастера невозможна без наших летчиков : [летные сцены фильма снимались в Липецке] // Газета МГ. – 2004. – 17 дек. (№ 50). – С. 30,31.

«Живой» (2006, реж. А. Велединский)

Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе].– Режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm
Боков Н. Липчане засветились на экране Кинотавра : [фильм-лауреат сочин. кинофестиваля "Живой" снимали в Липецке и Ельце] // Комс. правда. – 2006. – 14 июня. – С. 14.
Иванов С. Липецк сыграет в Живом : [о сентябр. кинопремьерах в Липецке, в т.ч. о выходе на экраны фильма А. Велединского "Живой", снимавшегося в Липецке в 2004 г.] // Липец. газ. – 2006. – 9 сент. – С. 3.
Малюков С. Чувствуешь – значит, живой! : в прокате идет фильм, снятый в Липецке и Ельце // Липец. газ. – 2006. – 28 сент. – С. 8. 

См. также раздел "Деятели кино"  - Галкин Эдуард Юрьевич.

«Жила–была одна баба» (2011, реж. А. Смирнов)

Смирнов А. Лопухи и лебеда. - Москва : АСТ, 2016. - 624 с. - Из содерж. : Жила-была одна баба : [сценарий]. - С. 459-617.

***

Моногаров С. Ревтрибунал вновь появился на Тамбовщине : [актеры Липец. драм. театра И. Коробов, А. Сущик, Р. Семенихин и А. Бережной в фильме моск. режиссера А. Смирнова "Жила-была одна баба"] // Неоновый город L. – 2008. – № 10. – С. 70.

На экране - земляки: [в массовках худ. ист. фильма "Жила-была одна баба" снялись несколько сотен жителей Ельца, Задонска и Липецка] // Аргументы и факты. – 2011. – 17–23 авг. (№ 33). – Прил.: с. 4. – (АиФ-Липецк).
Липчан покажут в кино : [в 2008 г. в Ельце и Задонске были сняты несколько эпизодов фильма "Жила-была одна баба" А. Смирнова] // Аргументы и факты. – 2011. – 28 сент.-4 окт. (№ 39). – Прил.: с. 4. – (АиФ-Липецк).
Басинский П. Век ненависти : [о фильме А. Смирнова «Жила–была одна баба»]// Рос. газ. – 2011. – 26 окт.
Басинский П. Свой в своего всегда попадёт : [как снимался фильм А. Смирнова «Жила–была одна баба»] // Рос. газ. – Неделя. – 2011. – 27 окт.

«Куприн» (2014, реж. А. Малюков)

Малюков С. Герои Куприна «прописались» в Ельце : в древнем городе снимается фильм по произведениям классика : [кинореж. А. Малюков снимает телеверсию повести «Поединок»] / фот. Н. Черкасов // Липец. газ. – 2012. – 26 окт. – С. 7. – (Большое кино).
Малюков С. «Поединок» со звездами : в Ельце экранизируют повести Куприна : [беседа с участниками съемоч. группы фильма «Поединок» по повести А. Куприна реж. А Малюковым, худ.–пост. А. Толкачевым, актрисой Е. Климовой] / фот. Н. Черкасов // Липец. газ. – 2012. – 17 нояб. – С. 7. – (Большое кино).
Милютинская С. Кино в купринском Ельце : [съёмки фильма по произведениям А. И. Куприна в Ельце] // Золотой ключик. – 2013. – 22 янв. (№ 2). – С. 8–9.
Малюков С. Александр Толкачев : "Художник всегда найдет, что делать" : известный кинематографист о себе и о творчестве : [беседа с А. Толкачевым, худож.–пост. телесериала "Куприн" реж. А. Малюкова, новелла из которого "Поединок" снималась осенью 2012 г. в г. Ельце] // Липец. газ. – 2014. – 31 июля. – С. 24, 25. – (Знаменитые знакомые).
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).

"Притяжение" (2015, реж. Ф. Бондарчук)