Липецкий край и кино (обзор)
История появления кино в Липецке и Липецком крае требует обстоятельного исследования. Смею предположить, что начинается она в 1896 году с того момента, когда жители Липецка и гости Липецкого курорта прочли в майских номерах «Московских ведомостей» и «Новостей Дня» весть о том, что «весь Петербург» смотрит новинку сезона в саду «Аквариум».
Напомню, что в России первый показ «живой фотографии» - синематографа Люмьеров - состоялся 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». Во время опереточного спектакля «Альфред-паша в Париже», в антракте между вторым и третьим действиями, были показаны фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Поезд», «Полк», «Игра в карты», «Стена», «Море». И уже через три дня – 7 (19) мая «Новости Дня» сообщили о первом просмотре синематографа Люмьеров в Москве в театре Солодовникова : «Г-н Гюнсбург, проездом с парижской труппой оперетты на Нижегородскую ярмарку, показал несколько сюжетов: «Прибытие поезда», «Прохождение по улицам города воинской части», «Борьба клоунов», «Игра в карты», «Купание в море».
О том, как распространялось кино в России, свидетельствует наш земляк – Моисей Никифорович Алейников (1885–1964) - один из первых русских продюсеров, автор книг по истории русского кино, стоявший у истоков его становления, уроженец с. Манино Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Хлевенский район Липецкой области). В книге о Якове Протазанове Алейников пишет: «…сперва как добавочный «аттракцион» к программам балаганов и «театров малых форм», кинематограф в течение двух-трех лет из странствующего экспоната-диковинки превращается в стационарные «иллюзионы», «биоскопы», «электротеатры»… В случайных помещениях, пустующих магазинах, сараях, всюду, где могут укрываться от дождя и стужи 20-30 человек, устраивались кинематографические сеансы, продолжавшиеся 15-20 минут. Первым предпринимателям не надо было заботиться о комфорте для зрителя, тем более что массовым посетителем являлся бедный трудовой народ. К услугам зажиточных слоев были драматические театры, опера, балет, оперетта, недоступные для пролетарских масс, потребность которых в зрелищах выросла чрезвычайно» .
Так происходило и в Липецке. В Липецком сезонном листке за 1909 год в рекламном объявлении об игре на рояле встречается и упоминание о «театре-биографе». «Театр—биограф» – одно из названий кинозалов в начале 20 века в России.
В Отчете директора липецких минеральных вод [Борисовского] за лечебный сезон 1910 года в разделе «Развлечения» читаем: «В курзале драматической труппой от 2 до 3 раз в неделю ставились спектакли и в одном из павильонов Нижнего парка демонстрировались ежедневно картины кинематографа…».
В 1910 году в русском «Киножурнале» сообщалось об открытии «зимнего сезона в театре Майэра, пока единственном театре Липецка». В 1911 году предприимчивый липецкий крестьянин В. Я. Титов выкупил и перестроил под кинозал "дом купчихи Сидоровой" (кинотеатр "Унион"). Михаил Васильевич Водопьянов в мемуарах «Друзья в небе» вспоминал о том, как в Липецке в театре «Унион», накопив значительную сумму – 20 копеек за билет, смотрел «туманные картины» : «…В кинематографе я увидел, как поднимается на аэроплане один из первых русских лётчиков – Сергей Уточкин. Всю ночь после посещения «Униона» я не мог заснуть…» .
В 1915-1916 гг. почти в каждом номере "Липецкого сезонного листка" публикуется реклама сеансов липецкого кинотеатра "Модерн" (см., например, Липецкий сезонный листок ).
Впрочем, и в других городах Липецкого края в 1909-1914 гг. появляются стационарные кинотеатры. В Ельце открылся кинотеатр «Экспресс» (1909), в Усмани – синематограф «Дыхание» (1910), в Лебедяни – кинематограф Эпштейна «Иллюзион» (1911), в Добринке показывали смешные карты, приводящие в восторг мужиков (1910), в Задонске (1912) определяли обязательное постановление о содержании и устройстве кинематографов. В 1914 году в Раненбурге (Чаплыгине) в кинотеатре «Синема» впервые показали фильм.
Русский актёр – Владимир Михайлович Михайлов (наст. фамилия Лопатин), снимавшийся в первых русских кинофильмах, в 1900-1911 гг. живший и работавший в Ельце, вспоминает о том периоде жизни: «… Володя [сын В. М. Лопатина]… особенно пристрастился к кинематографу, который тогда только начинал процветать, и очень часто настаивал, чтобы его везли в «Иллюзион», как тогда озаглавливался на вывеске кинематограф. Мы ему не отказывали в этом, и он то с нами, то с нянею, отправлялся в кинематограф, забирался непременно в первый ряд и с увлечением смотрел картины» .
Вскоре у единственных кинотеатров в городах появляются конкуренты. В послереволюционные годы в Ельце уже действовало несколько кинотеатров «Художественный», «Пролетарий», «Рекорд» . В Лебедяни помимо «Иллюзиона» Эпштейна появляется «электрический театр задонского мещанина Е. И. Яковлева», превосходивший по размаху и общественной значимости последний.
В 1928 году кинотеатры Ельца, Липецка, Лебедяни, Задонска и Ливен вошли в Елецкое окружное кинообъединение, возглавил которое Алексей Васильевич Александров – заведующий в то время елецким кинотеатром «Пролетарий» .
В ноябре 1910 года начинается история киносъёмок на Липецкой земле, когда на станцию Астапово в связи с болезнью и смертью Льва Николаевича Толстого прибыли операторы фирмы Пате и Дранкова, чтобы запечатлеть на плёнке уход великого писателя.
Историки кино Самуил Лурье и Лев Аннинский в своих трудах подробно описали историю этих съёмок.
«Он [Толстой] лежал больной в комнате начальника станции Озолина, а в станционном буфете журналисты пили водку, закусывали, обсуждали новости и слушали Софию Андреевну, которая жаловалась им, что Толстой не хочет её видеть. Майер [оператор фирмы Пате] был здесь. Пате сказал ему: Снимите вокзал, и чтобы первым планом было видно название станции. Снимите семью, всех знаменитостей, а также вагон, в котором они размещаются». Все это Майер уже снял. В дом его не пустили. Он снял окно, за которым лежал Толстой. Снял Софью Андреевну в шубе и платке, приникшую к стеклу. 7 ноября в шесть утра один из докторов крикнул в форточку: «Умер!». Майер проснулся от голосов. Вскочил и, схватив аппарат, побежал к дому Озолина. Там уже толпились люди. Майер снял вынос тела и погрузку в вагон».
«…Толстой исчез. …Море человеческое бушует вокруг. Эти кадры страшны. …Трясущаяся, зажатая с двух сторон медиками Софья Андреевна кружит около астаповского дома, что-то плача объясняет в аппарат. Хочется зажмуриться, глядя на это. И всё-таки какая-то странная признательность оператору: не дрогнул, снял!».
Сергей Львович Толстой в воспоминаниях о тех горьких днях в Астапово писал: "...кинематографические и фотографические аппараты усиленно работали...".
Пять фильмов фирмы Бр. Пате были посвящены последним дням жизни Толстого и его похоронам:
«События на станции Астапово»,
«Последние дни пребывания Л. Н. Толстого на ст. Астапово»,
«Перевезение тела Л.Н. Толстого из Астапово в Ясную Поляну»,
«Похороны Л.Н. Толстого»,
«События на станции в Астапове и похороны Л. Н. Толстого».
Эти фильмы были смонтированы из одних и тех же съемок.
К моменту смерти Толстого на станцию Астапово прибыл и Дранков, а А. Ханжонков снял подготовку похорон и прибытие тела в Ясную Поляну. Акционерное общество Т/Д «Ханжонков и К» выпустило 4 фильма о похоронах Л.Н. Толстого:
«Последние дни графа Л. Н. Толстого»,
«Ясная Поляна накануне похорон Л. Н. Толстого»,
«Похороны Л. Н. Толстого»,
«События на станции Астапово».
Копии этих фильмов хранились в семье Толстого, потом они попали в Московский музей писателя.
10 ноября 1910 года фильмы о похоронах Толстого уже крутили в кинотеатрах. Потом их демонстрировали всю зиму 1910-11 гг. Россия прощалась со своим гением. В некоторых городах (Воронеже, Туле, Екатеринбурге, Николаеве и др.) сеансы запрещали. Даже через год после смерти Л. Н. Толстого власти, боясь политических демонстраций в память о великом писателе, запрещали показы фильмов о Толстом. Так «Циркуляр тамбовского губернатора уездным исправникам и полицмейстерам в связи с годовщиной смерти Толстого Л. Н.» гласил: «Секретно. В день смерти Толстого, 7 ноября, никаких пьес графа Толстого к исполнению на сцене не дозволять, в кинематографах никаких картин, относящихся к Толстому, не разрешать…» .
Кадры снятой в Астапово хроники потом были вмонтированы в художественный фильм Якова Протазанова «Уход великого старца», снятого в 1911–1914 на фабрике «Тиман и Рейнгардт». После протестов семьи Толстого и близких к нему людей (в частности, В. Г. Черткова) фильм не был выпущен в прокат в России и показывался только за рубежом.
«… Первые русские кинематографисты до конца выполнили свой долг перед памятью писателя. В тяжёлые дни болезни Толстого, а затем его кончины, они засняли последний приют писателя – станцию Астапово Рязано-Уральской дороги, домик начальника станции И. И. Озолина, в котором Толстой умирал, его родных и близких, а затем, в Ясной Поляне, прибытие траурного поезда и многолюдные проводы Толстого в последний путь, продемонстрировавшие всенародную любовь к величайшему писателю России. Эти бесценные кадры, как и все другие, на которых заснят Толстой, – священные реликвии нашей культуры».
Остаётся добавить, что в 1984 году на экраны страны вышел фильм С. А. Герасимова «Лев Толстой» (Киностудия им. М. Горького), где режиссер сыграл самого Толстого, а Софью Андреевну – жена Герасимова – Т. Ф. Макарова. Станция Астапово в этом фильме изображена лишь точными декорациями, как и в другом фильме о Льве Толстом, снятом к 100-летию смерти писателя в 2009 году американским режиссёром М. Хоффманом. Фильм «Последнее воскресенье» с Кристофером Пламмером, Хелен Миррен и Джеймсом МакЭвоем в главных ролях поставлен по роману Джея Парини «Последняя станция». По словам М. Хоффмана, единственное, о чем он сожалеет, что фильм не удалось снять в России.
На заре расцвета русского кино режиссеры обращались к творчеству Л. Толстого и снимали по его произведениям художественные фильмы: «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов), «Поликушка» (реж. А. Санин), «Власть тьмы» (реж. А. Ханжонков) и др.
«Поликушка», снятый в 1919 году, – первый советский фильм, имевший мировой успех, благодаря виртуозной игре великого русского артиста Ивана Михайловича Москвина . Для Москвина роль Поликея в этом фильме была первой ролью в кино, как и для выдающейся русской артистки, уроженки г. Ельца - Варвары Осиповны Массалитиновой, исполнившей в «Поликушке» роль столярихи. Следует заметить, что успеху фильма за границей способствовала деятельность нашего земляка, уже упоминавшегося в этом тексте, директора киностудии «ТД Русь» М. Н. Алейникова.
В это же время и у того же режиссера В. О. Массалитинова снимается в фильме «Девьи горы» (1919) вместе с другими актерами МХТ, в том числе и с Владимиром Михайловичем Михайловым-Лопатиным, дворянином с елецкими корнями, актёром МХТ с 1911 года. Фильм «Девьи горы» был запрещен и стал первой советской кинокартиной, которая после недолгих показов сразу же легла на полку, поскольку идея фильма о поиске невинной девы и скором приходе Антихриста была контрреволюционной для того времени.
В. М. Михайлов–Лопатин играл в первых советских комедиях, вошедших в золотой фонд классики российского кино: «Девушка с коробкой» Б. Барнета, «Дон Диего и Пелагея», «Праздник святого Йоргена» Я. Протазанова.
В. О. Массалитинова и В. М. Михайлов–Лопатин причастны к фильмам – шедеврам мирового кинематографа: В. Михайлов–Лопатин сыграл роль сельского священника в фильме А. Довженко «Земля» (1930), а В. О. Массалитинова – роль матери русского богатыря Буслая – Амелфы Тимофеевны в картине С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).
Но, пожалуй, самым первым артистом–земляком, снявшимся в русском кино, был Алексей Александрович Стахович – представитель известного на всю Россию дворянского рода из Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область), меценат, актёр МХТ и педагог. В 1915 году он сыграл эпизодическую роль в картине «Мара Крамская» по сценарию примы МХТ Ольги Гзовской и с нею же в главной роли.
Ещё один ельчанин – Вадим Дмитриевич Охотников – внес вклад в развитие мирового кино своим изобретением – способом звукозаписи на киноплёнку (наряду с Е. Тагером и А. Ф. Шориным). Появление звукового кино было революцией в развитии этого искусства, разделившей историю кино на две эры: до звука и после.
Одним из первых композиторов, начавших осваивать новое поле деятельности – музыкальное оформление фильмов – был Сергей Никифорович Василенко – известный композитор, связанный с липецким краем периодами жизни и творчества в имении Царёвка недалёко от села Долгоруково Липецкой области. С. Н. Василенко написал музыку к уникальному фильму «Окраина» (1933, реж. Б. Барнет), одну из ролей в котором сыграл также наш земляк – народный артист РСФСР Николай Иванович Боголюбов. Сергей Аполлинарьевич Герасимов, снявший потом Н. Боголюбова в своей картине «Семеро смелых», часто вспоминал, «какое потрясение он испытал в 33-м году, посмотрев барнетовскую «Окраину». …Главное – как там общались артисты, на каких нюансах играли!...».
С. Н. Василенко сочинил музыку к таким известным фильмам, как «Изменник родины», «Гибель сенсации», «Джульбарс», «Шёл солдат с фронта». Заметим, что в «Гибели сенсации» (1933, реж. А. Андриевский) снимался народный артист СССР Василий Александрович Орлов, в детские годы живший в Раненбурге (ныне г. Чаплыгин Липецкой области).
В 1930-е годы у братьев Васильевых – режиссеров легендарного фильма «Чапаев» – в фильме «Волочаевские дни» (1937) снимался Николай Иванович Дорохин – народный артист РСФСР, сценическая деятельность которого начиналась в Ельце в 20-е годы прошлого столетия. Н. И. Дорохину принадлежит немало образов, созданных в кино – Петра Захаркина в «Последней ночи» (1936, реж. Ю. Райзман), инженера Кочина в «Ошибке инженера Кочина» (1939, реж. Ю. Мачерет), первопечатника Ивана Фёдорова (1941, реж. Г. Левкоев) и др.
На Международной выставке в Париже в 1936 году картине «Последняя ночь» была присуждена высшая премия «Гран-при». А Серебряную медаль на этой выставке получил хронико-документальный фильм «Алексей Стаханов» о герое труда, уроженце деревни Луговая Елецкого уезда (ныне Измалковский район Липецкой области) Алексее Григорьевиче Стаханове.
В этом же году и там же – в Париже – лучшим французским фильмом был признан фильм «На дне» по пьесе М. Горького. Сценарий к этому фильму написал Евгений Иванович Замятин – уроженец Лебедяни. Фильм «На дне» режиссёра Жана Ренуара с Жаном Габеном в главной роли ныне считается шедевром французского кинематографа.
Жили в Лебедяни и братья Константиновы – Василий и Николай, внесшие огромный вклад в техническое развитие советского киноискусства. Василий Константинов изобрёл кинокамеру «Конвас» (названа по первым слогам фамилии и имени), тем самым обогатив выразительные возможности киноязыка.
В этот же период – 30-е годы – в советское кино приходит молодой начинающий композитор родом из Ельца – Тихон Николаевич Хренников, ставший одним из создателей советского музыкального фильма. В 1939 году Хренников пишет музыку к фильму Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Песни из этого фильма, как и остальные, написанные к фильмам «Гусарская баллада», «Верные друзья», «Любовью за любовь» и другим, радуют и вдохновляют зрителей до сих пор.
Елецкие корни имеет и известный сценарист и режиссер Ренита Андреевна Григорьева. В Ельце родилась её мать – Нина Васильевна Попова – председатель Комитета советских женщин, посол мира и дружбы, видный государственный деятель. Москвичка по рождению, Р. А. Григорьева на елецкой земле обрела духовные корни – в 1968 году в Вознесенском соборе она была крещена отцом Николаем (Николай Александрович Овчинников; иеросхимонах Нектарий).
В его елецком доме Ренита Григорьева снимала эпизоды фильма «Говорит Москва» (1986), посвященного 45-летию Битвы за Москву и связанного с судьбой её матери. Главные роли в фильме сыграли Борис Невзоров (Орлов) и Л. Зайцева (Любовь Борисовна). Людмила Зайцева вспоминала о съёмках сцены в доме иеросхимонаха Нектария : «…Рано утром, когда мы сидели за праздничным столом [была Пасха], в дом отче [и. Нектария] вошел Борис Невзоров. Он вошел уже готовый к съёмкам, в военном костюме. Мария Фёдоровна [матушка] обняла его и заплакала: «Это подарок ко дню моего рождения». И как–то все сразу вдруг почувствовали (этого не было в сценарии), что надо непременно снять эту комнату, потому что тот живой творческий дух, который заполнял всё, который почти физически ощутим, – он должен стать сердцем нашего фильма. Галя Анфилова – наш художник – попросила разрешение у матушки Меремьяны снять в этой комнате сцену, в которой наш герой, уже погибший, то есть душа его, посещает этот дом, этот город, где родилась женщина, которую он очень любил. Борис поразительно сыграл эту сцену. Позже он признавался: «У меня никогда, ни до этого, ни, очевидно, после не будет такого. Я вдруг почувствовал, что смерти нет. Я чувствовал и присутствие и Василия Орлова, и отче, и всех моих родных; я понимал, что живые и, так называемые, мёртвые не имеют границ между собой. Я понял, что значит: «У Бога все живы».
В доме отче Р. Григорьева писала сценарий фильма «Мальчики» (1990) по «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского. Многие сцены фильма были сняты в Ельце в 1989 году… Старинный тихий провинциальный Елец вновь «задышал» дореволюционной эпохой. «Он [фильм] просветлен и ясен с начала и до конца… В тональности его, с отдалёнными песнопениями за кадром, в скромной поэзии передвижнически снятых пейзажей разлиты покой и лёгкая, умиротворяющая печаль…Один за другим мелькают эпизоды, словно перелистываются страницы: монастырь, улица, гимназия, поле, бедная изба Снегиревых… Из множества равноправных эпизодов, где нет явных акцентов и предпочтений, лепится экранное бытие героев, складываются их портреты» (Шах -Азизова). Сама Ренита Григорьева вспоминала, что фильм снимали всем городом. В 1992 году на фестивале «Золотой витязь» картина получила приз за лучшую операторскую работу (оператор Олег Фёдорович Мартынов).
Другим предстает Елец в самой сложной картине режиссёра Марлена Хуциева «Бесконечность», снятой в Ельце в 1991 году. Олицетворение шестидесятников – Марлен Хуциев – в фильме «Бесконечность» прощается с 20 веком, пытаясь осмыслить его уроки. Главный герой – Владимир Иванович Прохоров (В. Пильников) приезжает на свою малую родину, где пытается «докопаться до корней». «Герой подолгу стоит перед райцентровской гостиницей, всматриваясь в эту бедность, в провинциальную кокетливость вывески… Пуста русская провинция; всё и всех отдала Городу и Миру. Больше ничего отсюда не возьмёшь… не лечит провинция. Не цветут в ней сады, не играет патефон, не видно знакомых лиц… одни тени… Стоит в вакууме шестидесятник, Россию потерявший, а «весь мир» так и не обретший…», – такое настроение почувствовал в этой картине кинокритик Л. Аннинский, оценивший «Бесконечность» как фильм–веху, фильм–откровение.
Этого не скажешь о фильме «Красиво жить не запретишь…», снятом в Ельце на закате эпохи застоя – в 1981 году по сценарию В. Черных «Храбрый портной». В центре сюжета – конфликт между директором провинциальной текстильной фабрики и творческой личностью – художником–модельером С. Бодровым (В. Фокин). И, несмотря на то, что в художественном смысле фильм оказался малоудачным, Елец в нем показан солнечным, романтичным и красивым городом: Елецкая швейная фабрика, железнодорожная станция, Вознесенский собор, магазин «Сувениры», Елецкие куранты (водонапорная башня), берег Сосны, крыши елецких домов – все эти панорамы и виды в фильме смотрятся с ностальгией по тому времени. Кстати, в эпизодической роли в этом фильме снялась актриса Клавдия Козлёнкова, уроженка села Красное Липецкой области, а также в фильме были заняты актёры Л. Федосеева-Шукшина, Л. Смирнова, Г. Бурков.
Фильмы на производственную тему, заполонившие советский экран в 70-е-80-е годы прошлого столетия, снимаются и в Липецке – городе металлургов.
Новолипецкий металлургический комбинат не раз становился съёмочной площадкой. Большинство фильмов были либо документальными («Планы и жизнь» (1971), «Научно–технический прогресс на НЛМК» (1984), «Рассказ о липецкой стали», «Таня» (1988, ГДР) и др.), либо учебными. Но были и художественные кинокартины. Прежде всего, это пятисерийный телефильм «Обретёшь в бою» (1975) режиссёра Марка Орлова. Фильм снят по одноимённому роману Владимира Попова. В главных ролях сыграли А. Михайлов (инженер Борис Рудаев), Н. Лебедев (Серафим Рудаев, отец инженера), В. Малявина (Дина, журналист), а также: Г. Жжёнов, И. Переверзев, Н. Фатеева, В. Давыдов, В. Дворжецкий – звёзды отечественного киноэкрана. Фильм рассказывает о проблемах огромного предприятия, на котором прогрессивные инженеры, преодолевая косность коллег, внедряют новые методы плавки стали, пытаются модернизировать устаревшее оборудование конвертерного цеха, улучшить показатели соцсоревнования. Все события показаны в максимальном погружении в производственную среду (НЛМК).
В 1975-76 годах в Липецке снимались сцены двухсерийного телефильма "Середина жизни" режиссера Ольгерда Воронцова по пьесе Геннадия Бокарева "Испытание". Фильм был сделан Свердловской киностудией. Музыку к нему написал композитор Эдуард Артемьев. В главных ролях были заняты: Леонид Дьячков (инженер Дмитрий Юсупов), Татьяна Лаврова (Алла Раскатова), В. Смехов, Н. Волков (старший). В картине сюжет строится вокруг производственной и любовной тем. Герои гуляют по Липецку: рядом с театром драмы, по Театральной площади, пл. Ленина (ныне Соборной), по Петровскому спуску. В эпизоде со свадьбой демонстрируется прекрасный вид на собор Рождества Христова (в то время - краеведческий музей).
В художественном фильме «Сегодня и завтра» (1979, реж. А. Войтецкий) по роману В. Попова «И это называется будни», поднимающего экологические и производственные проблемы, в объектив кинокамеры попали липецкий железнодорожный вокзал, Театральная площадь, Матырское водохранилище, Левобережный район Липецка.
В 1980 году на НЛМК были сняты эпизоды кинокартины «От зимы до зимы» (1981) режиссёра Олега Никитина по роману Владимира Беляева «В те холодные дни». Как и во всех производственных фильмах сюжет развивается вокруг решения трудной задачи: в короткий срок освоить выпуск новой марки стали. В фильме снимались В. Ларионов (С. Косачёв, директор завода), В. Санаев (министр чёрной металлургии), Б. Щербаков (Н. Шкуратов, рабочий), В. Грушина, Л. Стриженова, М. Виноградова.
В ноябре 1980 года на экраны страны вышел фильм «Старые долги» режиссёра Ильи Гурина по одноименной повести Иосифа Герасимова. Липецк с его металлургическими и машиностроительными заводами стал натурой для съёмок этой картины. В ней на фоне производственных отношений разворачивается драма личной жизни директора металлургического завода (в его роли - народный артист СССР Игорь Горбачёв). В фильме также снимались М. Булгакова, Н. Ерёменко, А. Вознесенская, В. Сафонов и другие замечательные актёры. Липчане увидят в фильме знакомые пейзажи – индустриальный Левый берег Липецка, Липецкий театр драмы, Дворец профсоюзов, Дворец спорта «Звёздный», улицы и площади нашего города.
В производственном пейзаже предстаёт Липецк перед зрителем в фильме "Время сыновей" (1987) по мотивам романа Иосифа Герасимова «Пробел в календаре». Режиссер фильма Евгений Матвеев сыграл в картине главную роль – учёного–металлурга С. Кордина. Его сыновья – Александр (Б. Плотников) и Зиновий (И. Шабалтас) – предлагают отцу новые идеи, с которыми тот не сразу соглашается. Лирические сцены свидания Зиновия с Валентиной (Н. Вавилова) сняты в Нижнем и Верхнем парках Липецка.
Виды Липецка, мозаику подземного перехода в Нижний парк, Соборную площадь можно увидеть в мистической драме А. Велединского «Живой», снятой в 2005-м и вышедшей на экраны страны в 2006 году. «Живой» – это фильм о возвращении солдата с войны в мирную жизнь. Съёмки некоторых эпизодов велись в Ельце. Художником-постановщиком и художником по костюмам в фильме работал Эдуард Галкин (см. раздел "Деятели кино").
В фильме «Сокровища Тамерлана» (2000) о поиске клада периода татаро-монгольского нашествия улицы и площади, дворы и подъезды Липецка являются мрачноватым фоном киноповествования. В этой малобюджетной картине снялись актёры Липецкого муниципального театра.
В 2004 году в Липецком авиацентре режиссёр Евгений Лаврентьев работал над съёмками российско-итальянского боевика «Личный номер». Здесь снимались сцены захвата международными террористами воздушного судна и их обезвреживания. В этих эпизодах главными героями стали липецкие военные летчики, пилотировавшие четверку боевых Су-27. Десятилетие спустя киногруппа режиссёра Ф. Бондарчука снимет липецких лётчиков для фантастического фильма «Притяжение».
Природа Липецкого края, его храмы и монастыри, деревни и села послужили натурой не для одного художественного фильма. В 1958 году на хуторе Ксизово Задонского района снимались сцены историко–биографического фильма «Песня о Кольцове» (1959) режиссера Владимира Герасимова, время действия – 30-е годы XIX века. Алексея Кольцова в нём сыграл Виталий Коняев, отца поэта – Всеволод Санаев, Башкирцева – Анатолий Соловьёв, наш земляк, уроженец г. Данкова. В этой картине дебютировала Татьяна Лаврова, исполнившая роль Вари Лебедевой – любимой девушки поэта. Народный артист РФ В. Коняев вспоминал о том периоде жизни: «…Были удивительные съемки в Ленинграде. Потрясающие были съемки в хуторе Ксизово, в Задонске, где я ездил верхом, где я пытался жить жизнью прасола, каким и был Кольцов». Киноведы отозвались о фильме критически. К сожалению, фильм «Песня о Кольцове» практически не показывается по телевидению (возможно утерян).
Выше по течению Дона, в селе Кашары Задонского района, неподалёку от храма священномученика Автонома Италийского в 2005 году работала съёмочная группа режиссёра Юрия Мороза над одной из сцен многосерийного фильма «Братья Карамазовы» (2009). Члены елецкого клуба военно-исторической реконструкции «Копье» участвовали в съёмках. В роли монахов снялись спортивный инструктор Евгений Лопухин и несколько студентов ЕГУ.
Задонская земля привлекла известного режиссера Андрея Смирнова для съёмок эпизодов исторического фильма «Жила была одна баба» (2011) о событиях начала XX века и Гражданской войны в русской деревне. Большая часть фильма была сделана в Тамбовской области. В 2008 году в Ельце и Задонске было снято несколько эпизодов фильма с участием местной массовки, большая сцена молебна - в Задонском мужском монастыре. Липчане, одетые в старинные костюмы, изображали жителей Тамбовской губернии начала прошлого века. В картине было занято более сотни наших земляков, среди которых актёры липецких театров: А. Бережной, Р. Семенихин, А. Сущик и другие. Фильм получил положительные отзывы профессионалов и журналистов, а также награды: «Нику – 2012» в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая женская роль» (Дарья Екамасова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Роман Мадянов), «Лучшая сценарная работа» (Андрей Смирнов), «Лучшая работа художника» (Владимир Гудилин) и «Лучшая работа художника по костюмам» (Людмила Гаинцева). Художник фильма – В. Гудилин – родом из Ельца.
Елец, Задонск – старинные русские города, которые идеально подходят для съёмок фильмов, связанных с русской историей. По словам художника–постановщика многосерийного фильма «Куприн» А. Толкачева и режиссера фильма А. Малюкова, «Ельцу удалось сохранить свой купеческий дух и неповторимую атмосферу… Дивной красоты старинный русский город. Чистый, хорошо сохранённый». Многие сцены сериала "Куприн" были сняты в Ельце осенью 2012 года. Премьера телесериала состоялась летом 2013 г. на Первом канале ТВ. В главных ролях – М. Пореченков, Е. Шпица, С. Ходченкова, М. Аверин, А. Чевычелов, Е. Стриженова и другие артисты. На левом берегу Быстрой Сосны снимали одну из ключевых сцен – пикник с участием главных героев в исполнении Никиты Ефремова, Екатерины Вилковой, Екатерины Климовой и Романа Мадянова. Несколько десятков ельчан, в их числе участники елецкого конно-спортивного клуба «Кристалл», работали в массовых сценах, а актеры елецкого театра «Бенефис» были заняты в эпизодических ролях.
В советское время, в 1971 году, в Ельце снимались сцены фильма «Красные пчёлы» о становлении пионерских организаций в СССР. В фильм попали виды Каракумского моста, старинных улиц, елецкой ТЭЦ.
В 1989 году в Ельце проходили съемки картины «Кому на Руси жить…», действие которой происходит в 30-е–50-е годы прошлого столетия. Сценарий фильма написал известный кинодраматург Э. Володарский, живший в Ельце три года. И поэтому, когда выбиралась натура для съемок фильма, режиссер М. Ведышев остановил свой выбор на этом городе. Главную роль исполнил актёр Алексей Булдаков, а художником фильма был наш земляк Валерий Иванов. Один из центральных эпизодов этой драмы – взрыв храма Вознесения – прообраз печального разрушения храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году.
Спустя почти десять лет режиссер Сергей Газаров в Ельце и его окрестностях работал над созданием криминальной комедии «Тёмная лошадка». Исполнявшему главную роль сыщика актёру Даниилу Спиваковскому Елец запомнился «старинным, патриархальным, прекрасным городом». Елец «сыграл» в картине роль города Старинска.
На историческую тему снимается много документальных фильмов липецкими кинокомпаниями. В 2012 году к 200-летию Отечественной войны православной видеостудией «Задонская звонница» совместно с ИД «Липецкая газета» и телекомпанией «Липецкое время» был создан уникальный документально-игровой фильм «Французы в Отечестве». В десяти короткометражных сериях рассказывается об участии липчан в войне 1812 года. К 100-летию Первой мировой войны «Задонской звонницей» был снят фильм «Война была Отечественной» (фильм есть в фонде библиотеки). Видеостудия «Задонская звонница» снимает фильмы нравственно-религиозного содержания: «Первые шаги в обители» (о Задонском монастыре), «Святыни земли Задонской», «Святые источники Липецкого края», «Христовы невесты», а также фильмы, посвящённые выдающимся деятелям Липецкой земли – генералу Муравьёву-Карскому, А. Эртелю, Л. Толстому и многим другим.
Изучая историю отечественного кино, можно смело сказать, что наши земляки внесли значительный вклад в его становление и развитие. Имена наших земляков, артистов, режиссеров, операторов вошли в энциклопедии, монографии, учебники по истории отечественного кинематографа и русской культуры.
Библиография
Советские художественные фильмы : аннотир. каталог : в 6 т. – Москва : Искусство, 1961 –
Т. 1. Немые фильмы (1918–1935) . – Москва : Искусство, 1961. – 527 с.
Т. 2. Звуковые фильмы (1930–1957). – Москва : Искусство, 1961. – 784 с.
Т. 3. Приложения [Хронолог. указ. сов. худ. фильмов (1918–1957) ; Алфавит. указ худ. фильмов (1918–1957) ; Указ. фильмов по киноорганизациям СССР (1918–1957) ; Список экранизир. лит. произведений ; Именной указ. творческих работников сов. кино ; Каталог фильмов частного производства (1917–1921)]. - Москва, 1961. – 307 с.
Т. 5. (1964–1965). – 1979. – 432 с.
Т. 6 (1966-1967). - 1995. - 287 с.
Водопьянов М. В. Друзья в небе. – 2-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1971. – 300 с.
Фролов И. С. В Ясной Поляне : [отрывок из воспоминаний одного из старейших кинооператоров – Ивана Сергеевича Фролова (1889–1960) о съёмках Толстого в Ясной Поляне и Астапово (с. 72)] // Из истории кино : вып. 11. – Москва : Искусство, 1985. – С. 62–73.
Великий Кинемо : каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919). Каталог. – Москва : Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с. – Из содерж. : Девьи горы. – С. 481–484 ; Поликушка. – С. 487–492. – Имен. указ. : Алейников (Зорин) М. Н. – С. 352, 445, 482, 484, 489, 490, 502, 513, 533; Михайлов – Лопатин В. – С. 482 ; Массалитинова В. О. – С. 482, 487.
«Хочу кричать истину…» Лев Толстой и Липецкий край : биобиблиогр. указ. / авт. очерка С. И. Кукрак ; сост. С. В. Иноземцева, Л. П. Курило, Н. В. Пендюрина, К. И. Синявина ; отв. за вып. К. Н. Сухинина. – Липецк, 2003. – 128 с. : ил. 57.
Лопатин В. М. Воспоминания. Из прошлого моей жизни : [вторая часть мемуаров, в которой описан период жизни в Ельце и Елец. уезде (1900-1911)] // Записки краеведческого общества : вып. 7 / предисл. В. В. Лопатин, Н. В. Лопатин. – Липецк, 2009. – С. 7–179.
Кривошеин Н. В. Город Лебедянь и его уезд в 1917-1921 гг. – Москва : Пресс-Бук, 2016. – 470 с. : ил. - Из содерж. : [Кино в Лебедяни - с. 324-326].
***
Липецкий сезонный листок. – 1909. – № 8 (5 июля). – С. 1 [Электронный ресурс].
Открылся широкоэкранный кинотеатр «Заря» // Лен. знамя. – 1957. – 6 авг.
Завражин И. Новый широкоэкранный : [кинотеатр в посёлке завода “Свободный сокол»] // Ленинец. – 1960. – 25 окт.
В эти дни : [об открытии кинотеатра “Металлург» в Липецке] // Сов. Россия. – 1960. – 6 нояб.
Шебеко В. Новый кинотеатр в Чаплыгине // Лен. знамя. – 1960. – 8 дек.
Перелетова В. Для зрителей : [кинотеатр «Прожектор» в г. Ельце] // Лен. знамя. – 1961. – 2 февр.
Светов Г. Первый в городе : [история кинопоказов в Липецке] // Ленинец. – 1968. – 5 марта.
Разумовский Ю. И пожмите ему руку! : [о руководителе Елец. киносети А. В. Александрове] // Лен. знамя. – 1969. –2 окт.
Листая страницы журналов… : [сообщения о синематографах в Ельце, Усмани, Добринке, Лебедяни, Задонске] // Ленинец. – 1968. – 18 июня.
Волокитин В. Давно не в диковинку : [о первых киносеансах в дореволюционной Добринке] // Лен. знамя. – 1974. – 29 июня.
Качева Г. Дом, где «лечат» фильмы : [служба реставрации Липец. обл. конторы по прокату фильмов] // Лен. знамя. – 1979. – 10 марта.
Ткаченко И. Где живут фильмы : [обл. кинофонд] // Лен. знамя. – 1985. – 16 нояб.
Ельникова О. «Демонстрируется фильма…» // Красное знамя [г. Елец]. – 1996. – 1 июня.
Корольков М. И. В тёмном зале, на белом экране… : [история кинематографа в Липецке] // Де-факто. – 1997. – 25-27 февр. (№16).
Акимов В. Как кинематограф пришёл в Лебедянь : [история] // Лебедян. вести [Лебедян. р-н]. – 2002. – 10, 17, 24 сент.
История кино : [о том, как в 1914 г. в Раненбурге впервые показали фильм] // Добрый вечер. – 2006. - 6-12 дек.(№ 49). – С. 18.
Малюков С. Режиссёрские находки : [Липецкая обл. в кино] // Липец. газ. – 2015. – 31 дек.
Шкатова О. Дедушка Аким и другие : фильмография в биографии : [о кинематограф. деятельности извест. липец. актеров] // Липец. газ. – 2016. – 1 янв. – С. 4-5. – (Год кино).
Никоненко С. «Михалков увидел, что я хожу по деревне босой, и сказал: «Серега, ты дозрел!» : [интервью с артистом С. Никоненко в канун 75-летнего юбилея / записал А. Коленский] // Культура. – 2016. – №14 (15–21 апр.). – С. 12.
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).
Завалипина М. Стоп! Снято в Ельце // Липец. газ. : итоги недели. – 2016. – 13–19 июня (№ 25). – С. 26–29.
Елец кинематографический // Липец. газ. – 2016. – 16 июня.
Здание бывшего кинотеатра "Унион" : краткая историческая справка Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gosdirekcia.ru/new?id=479
«Алексей Стаханов» (1936)
Казаков А. Стахановцы : [воспоминания кинооператора о съёмках в 1935 году фильма об А. Стаханове (реж. М. Левков)] // Сов. экран. – 1972. – № 8.– С. 8.
Козаков А. Стаханов в фильме и в жизни : [воспоминания оператора о съёмках док. киноочерка «Алексей Стаханов» в 1936 г.] // Искусство кино. – 1986.– № 3. – С. 102–108: [6 ил. - кадры из фильма].
«Песня о Кольцове» (1959, реж. В. Герасимов)
Светов Ф. Забыв о «малом»…: [крит. рец. на фильм «Песня о Кольцове»] // Искусство кино. – 1960. – № 1. – С. 86-87.
Лепендин П. А. Кольцов в театре и кино // Университетская площадь. – 2009. –№ 2. – С. 15-24 : ил.
«Красные пчёлы» (1972, реж. Л. Макарычев)
"Красные пчёлы" / фот. Л. Антошкин // Лен. знамя. - 1971. - 26 сент.
«Обретёшь в бою» (1975, реж. М. Орлов)
Федина Р. И. Съёмочная площадка – НЛМЗ : [интервью с дир. картины «Обретёшь в бою» (по одноименному роману Владимира Попова) Р. И. Фединой о съемках фильма в Липецке / записал Н. Лысаченко] // Лен. знамя. – 1973. – 15 дек.
Малявина В. «А липчане удивительно приветливы» : [интервью с нар. артистской РСФСР В. Малявиной / интервью взяла Г. Качева] // Лен. знамя. – 1973. – 20 дек.
Сцены из жизни металлургов // Компания НЛМК. – 2010. – № 10. – С. 36–39.
«Старые долги» (1980, реж. И. Гурин)
Сергеев Д. «Старые долги» : репортаж со съёмочной площадки : [худож. фильм по повести И. Герасимова снимался в Липецке Киностудией им. М. Горького] // Лен. знамя. – 1979. – 17 июня.
Малюков С. Режиссёрские находки // Липец. газ. – 2015. – 31 дек.
«Красиво жить не запретишь» (1981, реж. А. Васильев)
Васильев А. «Красиво жить не запретишь» : [интервью с реж. одноимен. фильма А. Васильевым / записал А. Колядов] // Лен. знамя. – 1981. – 6 сент.
Плахов А. Фильмы на потоке // Искусство кино. – 1983. – № 7. – С. 64–74. – Из содерж. : Миллион за улыбку : [о фильме «Красиво жить не запретишь»] – С. 67–70.
Павленок Ю. Виктор Фокин : [о творчестве актёра. О фильме «Красиво жить не запретишь»] // Сов. экран. – 1985. – № 7 (апр.). – С. 19.
«От зимы до зимы» (1981, реж. О. Никитин)
Ткаченко И. Снимается кинофильм [в Липецке]: [«От зимы до зимы» (по роману Владимира Беляева «В те холодные дни»)] // Ленинец. – 1981. – 24 марта.
Ларионов В. Д. Такие разные роли : [интервью с нар. артистом РСФСР В. Ларионовым на съёмках фильма «От зимы до зимы»] // Ленинец. – 1981. – 7 апр.
Санаев В. «Труд не лёгкий, но радостный» : [беседа в Липецке с нар. артистом СССР В. Санаевым на съёмках фильма «от зимы до зимы» / беседу вела Л. Дувина ] // Лен. знамя. – 1981. – 25 апр.
Дувина Л. О людях мужественной профессии : [рец. на худ. фильм «От зимы до зимы»] // Лен. знамя. – 1981. – 22 окт.
Пантелеев А. «От зимы до зимы» : [встречи с липецкими зрителями творческой группы фильма] // Ленинец. – 1981. – 22 окт.
Бауман Е. Магическая черта проблемы : [тема «человек и его дело» на примере сов. фильмов в т. ч. «От зимы до зимы»] // Сов. экран. – 1982.– №13 (июль).– С. 2–3 : ил. Кадр из фильма.
Сцены из жизни металлургов // Компания НЛМК. – 2010. – № 10. – С.36–39.
Милицина М. «Говорит Москва» : [об одноименном фильме. Реж. Р. Григорьева] // Сов. экран. – 1986. –№ 13 (июль). – С. 16-17. Продолжение
Зайцева Л. «На российскую провинцию сейчас смотрят с надеждой» : [интервью с нар. артисткой РФ Л. Зайцевой / записала О. Заусайлова] // Молодеж. вестн. – 1994. – 24-30 дек. (№ 40). – С. 5.
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе] - режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.
см. также раздел "Деятели кино" - Григорьева Ренита Андреевна.
«Кому на Руси жить…» (1989, реж. М. Ведышев)
Скочедубова Ж. «Кому на Руси жить…» : [о съёмках фильма в Ельце] // Лен. знамя. –1989. – 16 апр.
Руднева М. «Кому на Руси жить…» : репортаж со съёмочной площадки // Ленинец. – 1989. – 22 апр.
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе] -режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.
«Мальчики» (1990, реж. Р. и Ю. Григорьевы)
Шах–Азизова Т. Уроки христианского поведения : [о фильмах «Мальчики» и «Гамбринус»] // Экран. – 1991. – №3. – С. 10–11.
Дмитриева Т. На экране – Елец : [о просмотре фильма режиссера Р. Григорьевой «Мальчики» в Ельце, который стал местом съёмок картины] // Красное знамя [Елец]. – 1992. – 27 мая.
Григорьева Р. Фильм снимали всем городом : [интервью с реж. Р. Григорьевой и Ю. Григорьевым о съемках фильма «Мальчики» в Ельце / записала Т. Федюкина] // Липец. газ. – 1996. – 2 окт.
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе] - режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm.
см. также раздел "Деятели кино" - Григорьева Ренита Андреевна.
«Бесконечность» (1991, реж. М. Хуциев)
История отечественного кино. – Москва, 2005. – С. 497.
Новейшая история отечественного кино 1986-2000 : Кинословарь : т. 3 : Р-Я. – Из содерж. : Хуциев Марлен : [о фильме Бесконечность : «… самая сложная картина Марлена Хуциева Бесконечность – его 8 ½. ] / М. Черненко. – С. 326–328 ; «Бесконечность» : фото из фильма : [водонапорная башня в Ельце - Елецкие куранты]. – С. 385.
Василенко Н. В кадре –улицы города : [о съёмках фильма «Бесконечность» в Ельце] // Лен. путь [Елец. р–н]. –1987. – 31 окт.
Аннинский Л. Плач по живущим : [о фильме М. Хуциева «Бесконечность»] // Искусство кино. –1992. –№ 4. – С. 6–12.
Козлов Л. Присутствие Пушкина : [о фильме «Бесконечность»] // Искусство кино. – 1992. - № 4. – С. 21.
Матизен В. Кино–Гения Марлена Хуциева : [о фильме «Бесконечность»] // Искусство кино. – 1992.– № 4. – С. 13–17.
Хуциев М. «Я в долгу перед ельчанами» : [реж. о работе над фильмом «Бесконечность»] // Липец. известия. – 2002. – 8 мая.
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. – (Страницы истории).Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе].– Режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm
«Темная лошадка» (1999, реж. С. Газаров)
Малинина Ю. Потому что мы банда! : [о съемках фильма «Тёмная лошадка»] // МК–Бульвар. – 2002. – 9 дек. То же : http://vladimirzaitsev.narod.ru/press/tl.html
"Личный номер" (2004, реж. Е. Лаврентьев)
Щеглова Т. «Личный номер» : всероссийская премьера отечественного блокбастера невозможна без наших летчиков : [летные сцены фильма снимались в Липецке] // Газета МГ. – 2004. – 17 дек. (№ 50). – С. 30,31.
«Живой» (2006, реж. А. Велединский)
Гришаев А. Елецкая кинопанорама [Электронный ресурс]: [Елец в кинематографе].– Режим доступа : http://lpgzt.ru/aticle/55612.htm
Боков Н. Липчане засветились на экране Кинотавра : [фильм-лауреат сочин. кинофестиваля "Живой" снимали в Липецке и Ельце] // Комс. правда. – 2006. – 14 июня. – С. 14.
Иванов С. Липецк сыграет в Живом : [о сентябр. кинопремьерах в Липецке, в т.ч. о выходе на экраны фильма А. Велединского "Живой", снимавшегося в Липецке в 2004 г.] // Липец. газ. – 2006. – 9 сент. – С. 3.
Малюков С. Чувствуешь – значит, живой! : в прокате идет фильм, снятый в Липецке и Ельце // Липец. газ. – 2006. – 28 сент. – С. 8.
См. также раздел "Деятели кино" - Галкин Эдуард Юрьевич.
«Жила–была одна баба» (2011, реж. А. Смирнов)
Смирнов А. Лопухи и лебеда. - Москва : АСТ, 2016. - 624 с. - Из содерж. : Жила-была одна баба : [сценарий]. - С. 459-617.
***
На экране - земляки: [в массовках худ. ист. фильма "Жила-была одна баба" снялись несколько сотен жителей Ельца, Задонска и Липецка] // Аргументы и факты. – 2011. – 17–23 авг. (№ 33). – Прил.: с. 4. – (АиФ-Липецк).
Липчан покажут в кино : [в 2008 г. в Ельце и Задонске были сняты несколько эпизодов фильма "Жила-была одна баба" А. Смирнова] // Аргументы и факты. – 2011. – 28 сент.-4 окт. (№ 39). – Прил.: с. 4. – (АиФ-Липецк).
Басинский П. Век ненависти : [о фильме А. Смирнова «Жила–была одна баба»]// Рос. газ. – 2011. – 26 окт.
Басинский П. Свой в своего всегда попадёт : [как снимался фильм А. Смирнова «Жила–была одна баба»] // Рос. газ. – Неделя. – 2011. – 27 окт.
«Куприн» (2014, реж. А. Малюков)
Малюков С. Герои Куприна «прописались» в Ельце : в древнем городе снимается фильм по произведениям классика : [кинореж. А. Малюков снимает телеверсию повести «Поединок»] / фот. Н. Черкасов // Липец. газ. – 2012. – 26 окт. – С. 7. – (Большое кино).
Малюков С. «Поединок» со звездами : в Ельце экранизируют повести Куприна : [беседа с участниками съемоч. группы фильма «Поединок» по повести А. Куприна реж. А Малюковым, худ.–пост. А. Толкачевым, актрисой Е. Климовой] / фот. Н. Черкасов // Липец. газ. – 2012. – 17 нояб. – С. 7. – (Большое кино).
Милютинская С. Кино в купринском Ельце : [съёмки фильма по произведениям А. И. Куприна в Ельце] // Золотой ключик. – 2013. – 22 янв. (№ 2). – С. 8–9.
Малюков С. Александр Толкачев : "Художник всегда найдет, что делать" : известный кинематографист о себе и о творчестве : [беседа с А. Толкачевым, худож.–пост. телесериала "Куприн" реж. А. Малюкова, новелла из которого "Поединок" снималась осенью 2012 г. в г. Ельце] // Липец. газ. – 2014. – 31 июля. – С. 24, 25. – (Знаменитые знакомые).
Мещерякова Е. Елец: «Кадр за кадром» : [о кинофильмах, которые были сняты в г. Ельце] / фот. А. Гостеев // Молодеж. вестн. – 2016. – 17 июня (№ 12). – С. 20–21. –(Страницы истории).
"Притяжение" (2015, реж. Ф. Бондарчук)