Боголюбов Николай Иванович (1899 - 1980)
Народный артист РСФСР (1945).
Боголюбов Николай Иванович родился 22 октября 1899 года в с. Ивановское Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский р–н Липецкой области). В семье Боголюбовых любили петь и читать. Научившись читать, Николай полюбил книги и читал много. В одиннадцать лет он был определен в Раненбургское духовное училище, где также много читал, несмотря на запреты не читать того, что не входило в программу. Впервые на сцену он вышел в любительском спектакле, посвящённом 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Летом 1915 года в г. Михайлове (Рязанская губ.) работал писцом земской управы в отделе солдатских пособий. Осенью этого же года поступил в семинарию в Рязани. Здесь началась актёрская юность Боголюбова. В 1917 году стал студентом историко-филологического факультета Рязанского института народного образования. В 1919 году начал играть в спектаклях городского театра: Бессеменова («Мещане»), Клеща («На дне»), Коня («Враги») Горького, Пищика («Вишнёвый сад»).
С 1920 года служил в рядах Красной армии и сыграл в театре при Рязанском гарнизонном красноармейском клубе свою первую в советском репертуаре роль рабочего в спектакле «Великий коммунар». После службы в армии вернулся на сцену Рязанского городского театра.
В 1922 году с путёвкой Рязанского отдела народного образования Н. И. Боголюбов приехал в Москву и поступил в Центральный техникум театрального искусства (теперь ГИТИС), из которого вскоре ушел в студию «Театра РСФСР» (впоследствии театр имени Мейерхольда), и, закончив её, был принят в труппу театра.
В кино Н. И. Боголюбов начал сниматься в 1931 году. Первые роли – в кинокартинах «Томми», «Боям навстречу», «Город под ударом».
Роль Коли Кадкина – молодого сапожника-революционера в фильме «Окраина» (1933, реж. Б. Барнет, композитор С. Н. Василенко) Боголюбов сыграл «легко, непринужденно». «Открытое лицо, … широкая улыбка, громкий, от души смех… – сразу же узнается актер Николай Боголюбов. Это он, Николай Кадкин, первым с белым флагом пойдет на братание с немцами и будет сражен офицерской пулей...». Артист вспоминал : «…Роль Кадкина… строилась по старым принципам «немого» кинематографа, на шести «проходах» : первый – выход юноши в жизнь, от сапожного станка на улицу, на рабочую демонстрацию; второй – проход Коли по улице сразу после мобилизации в военной форме; третий – Коля едет на фронт; четвёртый – в момент атаки Коля не торопится в бой за царя; пятый – Коля идёт через окопы брататься, и, наконец, последний – проход Коли на расстрел. Так от эпизода к эпизоду, вырастал человек…».
Одной из лучших ролей этого периода была роль начальника политотдела Николая Мироновича в фильме режиссёра Ф. Эрмлера «Крестьяне» (1935). «В фильме были по-настоящему сильные сцены... Таким был эпизод выступления перед гробом Варвары…. В Боголюбове …ощущался подлинный напор, убежденность, страсть…» (История советского кино, т.2, с. 177). Работа над образом Николая Мироновича явилась подготовкой к будущему крупнейшему созданию Боголюбова – роли Петра Шахова в фильме «Великий гражданин» (1938–1939) – одном из самых выдающихся произведений советского кино второй половины 30-х годов.
Роль Петра Шахова (протитип С. М. Кирова) была любимой ролью Николая Боголюбова. Она стала этапной в жизни актёра, в работе над ней окончательно окреп и возмужал его талант, определился его творческий метод. В «Великом гражданине» у Боголюбова был иной метод проникновения в характеры действующих лиц, в смысл событий, проходящих на экране: его меньше интересовал анализ психологии героев, для него самым важным становился объективный результат их поступков. В четырехтомной «Истории советского кино» отмечалось: «Шахов – Боголюбов – это кинематографический успех, переживший свое время. И сегодня, смотря фильм, мы попадаем под властное, могучее обаяние его яркого, цельного характера. В этой цельной, ясной простоте, быть может, главная особенность психологии Шахова, как ее открыл Боголюбов…».
Фильм «Великий гражданин» – двухсерийный. И, если в первой серии показана внутрипартийная борьба, то во второй вчерашние партийные оппозиционеры стали злобными «врагами народа». «Врагов изображено так много…, что удельный вес изображения отступничества, предательства и измены оказался в произведении никак не оправданным». Фильм фактически подтверждал сталинский тезис о наличии повсюду «врагов народа», настраивал зрителей на проявление сверхбдительности, внушал чувства подозрительности, впрочем, как и многие другие фильмы этого периода.
Оценивая фильм «Великий гражданин» с современных позиций, можно сказать, что это пример того, как искренняя вера авторов фильма в правоту политической пропаганды тех лет позволила на ложном исходном посыле снять значительное художественное произведение, в котором была правда, если не подлинных процессов самой жизни, то правда массовых представлений о них. За эту роль Боголюбову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР (1940).
После роли Шахова актёр был приглашен в труппу МХАТ в 1938 году, где работал до 1958 года.
Работа с такими режиссерами, как Я. Протазанов, Б. Барнет, С. Герасимов, Ф. Эрмлер, М. Ромм, способствовала дальнейшему росту реалистических черт таланта Н. Боголюбова, помогла создать галерею впечатляющих художественных образов – начальника политотдела, парторга, геолога, покорителя Арктики, строителя колхозов, военачальника. Людей разных характеров, профессий и возрастов воплотил на экране Боголюбов, но всех их объединяла общая идея – идея строительства новой жизни, новой страны. В ролях, которые довелось ему исполнять, отражена история его современника – советского человека, строителя пятилеток, бойца на всех фронтах. Герои Боголюбова наделены большой внутренней силой, высокими моральными качествами, их роднит целеустремлённость, творческая страстность созидания, скромное мужество. Всех своих героев в кино Боголюбов играл почти без грима. Ученик Боголюбова В. Давыдов писал: «Он и в жизни такой же простой и обаятельный, мужественный и цельный, как и его герои. Поэтому и на сцене, и на экране он был, а не казался таким! Именно в этом секрет его постоянного, неизменного зрительского успеха».
Н. И. Боголюбов – лауреат Сталинских премий 1941, 1942, 1946, 1947, 1949, 1950 гг. за театральные роли и киноработы. Дважды награждался орденами Ленина, а также орденом «Знак Почёта», медалями.
Умер Н. И. Боголюбов 9 марта 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
В Липецкой областной научной библиотеке собраны книги и статьи о Н. И. Боголюбове, фильмы с его участием (видеозаписи).
Фильмография
Библиография
Произведения, интервью
Боголюбов Н. Приеду к своим землякам // Сталинец [орган Рязан. обкома и ГК ВЛКСМ]. – 1941. – 3 янв. (№ 2). – 1941. – С. 4.
Боголюбов Н. И. Биография героя : [о работе над ролями-образами в театре и кино, в частности: Коля Кадкин (Окраина)] //Образ моего современника : сб. статей мастеров советской сцены / сост. К. Рудницкий. – Москва, 1951. – С. 51–71.
Боголюбов Н. Понравилось ли – решит зритель : [о роли в фильме «Крестьяне». Публ. с сокр. по тексту газеты Известия (1935, 10 февр.)] //Эрмлер Ф. Документы. Статьи. Воспоминания. – Ленинград : Искусство, 1974. – 344 с. : ил. – С. 129–131.
Литература о нем
Великий гражданин : сборник материалов к кинофильму / Ленинград. студия "Ленфильм". – Ленинград, 1940. – 126 с.
Избранные сценарии советского кино : в 6 т. / ред. В. Кожевников. - Москва : Госкиноиздат,1949. - Т. 2 : Ленин в Октябре. Ленин в 1918 году. Великое зарево. Человек с ружьем. Последняя ночь. Волочаевские дни. Великий гражданин. Зангезур. – 532 с.
Избранные сценарии советского кино. Т. 5. – Москва, 1950. – Содерж. : Оборона Царицына. Свинарка и пастух. Секретарь райкома. Машенька. Кто она? (Зоя). Его зовут Суха-Батор. Быковцы (Родное поле). Радуга. Это было в Донбассе. Великий перелом.
Кузнецова И. С. Николай Иванович Боголюбов : актер. – Москва : Искусство, 1956. – 125 с.
Писаревский Д. 100 фильмов советского кино. – Москва : Искусство, 1967. – Из содерж. : Семеро смелых. – С. 72–73 ; Великий гражданин. – С. 100–101.
Краткая история советского кино : учебник / А. Н. Грошев [и др.] ; под ред. В. Ждана. – Москва : Искусство, 1969. – 615 с.
История советского кино. Т. 2. 1931-1941. – Москва : Искусство, 1973. – С. 25, 26, 72, 176, 177, 178, 182, 183, 184, 212, 213.
Эрмлер Ф. Документы. Статьи. Воспоминания. – Ленинград : Искусство, 1974. – Из содерж. : Фильмы : Крестьяне. – 126–134 ; Великий гражданин. – С. 135–148.
История советского кино. Т .3 : 1941–1952. – Москва, 1975. – С. 196.
История советского кино. Т. 4 : 1952–1967. – Москва, 1978. – С. 9, 54, 443.
Кладо Н. Н.
Братья Васильевы. Жизнь и творчество [Электронный ресурс] . – Москва : Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1978. –
Из содерж. : Оборона Царицына. – С. 120–127.–Режим доступа : http://www.booksite.ru/fulltext/klado/text.pdf 26.12.2016 .
История отечественного кино. – Москва, 2005. – С. 217, 274.
***
Давыдов В. Герой нашего времени : к 80-летию Н. И. Боголюбова // Искусство кино. – 1980. – № 1. – С. 145–149.
Овчинников, А. "Великий Гражданин" из-под Раненбурга : [к 115-летию со дня рождения Н. И. Боголюбова – актёра, нар. артиста РСФСР] // Раненбург. вестн. [Чаплыгин. р-н]. – 2014. – 21 окт. – (Знатные земляки).
Капустина В. Музы не молчали... : [урок мужества, посвящ. деятелям искусств Липец. края, чье творчество связано с Великой Отечеств. войной, в 8 "А" кл. сред. шк. № 2 г. Лебедяни] // Лебедян. вести [Лебедян. р-н]. – 2015. – 17 марта. – (К 70-летию Великой Победы).
Справочная и библиографическая литература
Боголюбов Н. И. // Знатные рязанцы. – Рязань, 1959. – С. 191–195.
Советские художественные фильмы : аннотир. каталог. Т. 1 : Немые фильмы (1918–1935). – Москва, 1961. – С.479.
Советские художественные фильмы : аннотир. каталог. Т. 2 : Звуковые фильмы (1930–1957 гг.). – Москва, 1961. – С. 13, 33, 44, 45, 105,122, 132,134, 174, 189, 197, 289, 305–307, 321, 337, 370, 388, 390, 411, 420, 425, 694, 731, 743.
Боголюбов Н. И. // Театральная энциклопедия. Т. 1. –Москва, 1962. – С. 614.
Актёры МХАТ в кино (фильмограф. справка) : [фильмография Н. И. Боголюбова – с. 209–210] / Т. Пономарёва // Из истории кино : док. и материалы. Вып. 6. – Москва : Искусство, 1965. – С. 204–230.
Боголюбов Н. И. // Кинословарь. Т. 1. – Москва, 1966. – С. 202–203 : фото.
Деятели искусства : биобиблиогр. указ. / Липец. ОУНБ ; сост. А. А. Воробьевская, Л. М. Синицына, К. И. Синявина ; отв. за вып. К. Н. Сухинина. – Воронеж : Центр.-чернозем. кн. изд-во, 1982. – 44 с. – Боголюбов Н. И. – С. 39–40.
Боголюбов Н. И. // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1986. – С. 51.
Боголюбов Николай Иванович : к 100-летию со дня рождения народного артиста РСФСР // Календарь знаменательных и памятных дат по Рязанской области на 1999 год. – Рязань, 1998. – С.59–60.
Боголюбов Н. И. / В. Елисеев // Липецкая энциклопедия. Т. 1. – Липецк : Липец. изд-во, 1999. – С. 130 : портр.
Боголюбов Н. И. / Е. М. Карпельцева // Рязанская энциклопедия. Т. 1. – Рязань : Пресса, 1999. – С. 115.
Боголюбов Н. И. (1899–1980) // Вокруг Сталина : ист.-биогр. справ. / сост. В. А. Торчинов, А. М. Леонтюк. – Санкт–Петербург, 2000. – С. 91–92.
Карев В. М. Энциклопедическая хроника советской эпохи. 1917-1991. Т. 1 : 1917-1945 / В. М. Карев, М. М. Наринский. - Москва : Аспект Пресс, 2015. - 950 с. - Из содерж. : [о Н. Боголюбове - с. 604] ; Т. 2. - С. 43,74.
Интернет–ресурсы
[События и даты Липецкого края] Родился Николай Иванович Боголюбов (1899 – 1980) [Электронный ресурс].