Свидание с Серебряным веком
"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл"
(А. А. Ахматова)
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве. «Серебряный век» (в противоположность пушкинскому «Золотому») – цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до и от того, что настало после. Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между самым началом царствования Николая Второго и тысяча девятьсот семнадцатым годом. Авторство словосочетания «Серебряный век» до сих пор спорно. Оно приписывается то С. Маковскому, то Н. Бердяеву (впервые употребившего его в своих, изданных в 1949 г., мемуарах «Самопознание»). На авторство еще претендует Н. А. Оцуп, спутник Н. Гумилева по «второму» Петроградскому «Цеху поэтов». Бесспорно и другое: с появлением книги С. Маковского «На Парнасе Серебряного века» сам термин вошел в широкий оборот и больше ни в каких специальных пояснениях не нуждался.
«Серебряный век, мятежный, богоищущий, бредивший красотой, и ныне не забыт...» Памяти его представителей посвящена книга личных воспоминаний и критических разборов С. К. Маковского «На Парнасе Серебряного века». Автор мастерски с художественным блеском воскрешает образы людей, выразивших своим творчеством русский культурный подъем в предреволюционную эпоху и утвердивших в мировом сознании значение не только «Серебряного века», но и всей русской художественной культуры. Его воспоминания многое добавят к нашим знаниям о выдающихся современниках (И. Анненском, Н. Гумилеве, В. Иванове и др.), с которыми Маковский встречался на жизненном пути. По словам мемуариста, империя была колоссом на глиняных ногах, и ее падение было лишь делом времени. Но вот эта империя возродилась — уже в виде Советского Союза, не силой материализма, а на основе религиозно-морального порыва, столь характерного для России, ее интеллигенции, русского человека вообще. Маковский подчеркивает исключительную жизненную стойкость русских людей, что стало очевидно на примере современников, друзей по несчастью — эмигрантов, которые, так или иначе, продолжали служить своему делу, начатому на родине. С. Маковский стремится передать дух той эпохи, ее историко-культурный контекст, смысловое содержание духовных, эстетических и научных поисков.
83.3(2=Рус)6 | Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века : сборник статей / С. К. Маковкий ; авт. вступ. статья В. Нехотина. - Москва : XXI век - Согласие, 2000. - 569 с. - (Библиотека русской культуры) |
---|
Поэты, писатели, философы эпохи Серебряного века и русского религиозного ренессанса неоднократно обращались в своем творчестве к античным истокам. Это проблема освещена с разных точек зрения в статьях российских и зарубежных исследователей, вошедших в сборник «Античность и культура Серебряного века». Так, например, интересные статьи филологов Елены Андрущенко и Анджея Дудека об античности в прозе и критике Мережковского. Использованная писателем идея Ницше о «вечном возвращении» придавала новые смыслы взглядам, как на древнегреческую культуру, так и на отечественный декаданс. Интерес к античности у декадентов стал элементом хорошего вкуса. В книге это рассматривается на примере поэзии Георгия Иванова. Андрей Арьев (Санкт-Петербург) доказывает «значимость классического образования для культурного движения Серебряного века в целом...»
А вот в сознании друга Иванова Осипа Мандельштама эллинизм предстает иначе. По мнению московского ученого Ивана Есаулова, поэт рассматривает его как необходимое условие единства и принципа непрерывности русской литературы.
Исследователь Уго Перси (Бергамо) проанализировал, как античное наследие повлияло на теорию танца Айседоры Дункан. По мнению Сергея Соловьева-младшего, эстетика танца Дункан противостоит темному хаосу пассивной природы, «косности материи», выступая тем самым как некий духовный акт.
Интересны также статьи Лидии Колобаевой о неомифологизме Брюсова, Иванова и Анненского, Ольги Левченковой о платоновском эросе в этике Бориса Вышеславцева.
В книге также присутствуют архивные материалы: наброски Вячеслава Иванова, конспекты Андрея Белого. Особо хочется выделить ранний текст Алексея Лосева об античности и русском символизме и ранний рассказ Сергея Дурылина «Две статуи» (публикаторы Елена Тахо-Годи и Анна Резниченко).
83.3(2=Рус)5 А72 590908-КХ 593126-АБ | Античность и культура Серебряного века / отв. ред., сост. Е. А. Тахо-Годи. - Москва : Наука, 2010. - 544 с. |
---|
Книга доктора искусствоведения, профессора Ирины Атыковны Азизян "Диалог искусств Серебряного века" посвящена взаимодействию искусств в культуре России конца XIX – начала XX века, периода, сегодня все чаще обозначаемого как Серебряный век русской культуры. «Большой диалог» культуры Серебряного века – это, прежде всего, диалог его двух основных этапов: символизма и модерна 1890-1900-х годов и авангардного искусства 1910-х годов. Это и диалог различных видов искусства внутри своей культуры, их целостных образов, воплощающих смыслы культуры, их иконографии и стилистики, их отражений друг в друге, их единения в произведении синтеза искусств. Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучны от них и друг от друга – философия, религия, даже – политика. Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. В «большом диалоге» культуры Серебряного века, открывшей дорогу XX столетию со всеми его утопиями, разочарованиями и трагизмом, слышится голос каждого вида искусства.
Идеи синтеза искусств Серебряного века и реальный творческий импульс, который получил XX век от своего блистательного начала, стали основой развития художественной культуры на протяжении всего прошедшего столетия.
85.03(2) А35 536858-КХ 538951-АБ | Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с. |
---|
В конце XIX и начале XX века Российская империя переживает высший культурный и экономический подъем, самым популярным словом становится «свобода». Пожалуй, никогда еще у творческих людей в России не было столь ярких и трагических биографий, столь запутанных и возвышенных личных отношений, как у людей создававших культуру рубежа веков.
В книге Е. В. Прокофьевой «Творцы и музы Серебряного века. От Блока и Врубеля до Ахматовой и Тэффи» собраны истории почти всех кумиров русской публики этого короткого, но ослепительно-яркого и плодотворного периода в русской истории. Это и Михаил Врубель, художник, проиллюстрировавший саму душу Серебряного века.
История известной актрисы Веры Каралли, которая была замешана в убийстве Григория Распутина.
И хотя Илья Репин не относится к художникам Серебряного века, но его жена Наталья Нордман – яркий типаж, буквально символизирующий Серебряный век и декаданс в самых крайних его проявлениях.
В книге собраны истории личные и творческие, истории семей и одиночек. Персонажи контрастируют друг с другом, в них особая эстетика, изломанность чувств и судеб. Но из этих контрастов и изломов сплетается узор, который сделал такими особенными и узнаваемыми все творения и явления Серебряного века. А сам Серебряный век остался незабываемым в русской истории и культуре.
83.3 (2=Рус)6 П80 632755-КХ 632756-АБ | Прокофьева Е. В. Творцы и музы Серебряного века. От Блока и Врубеля до Ахматовой и Тэффи / Е. В. Прокофьева. - Москва : Вече, 2018. - 448 с. - (Любовные драмы) |
---|
Книга Вячеслава Недошивина «Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург» повествует о судьбах известных русских поэтов, их стихах, городской архитектуре, набережной Невы, о Петербурге Серебряного века. История петербургской поэтической жизни аккуратно «привязывается» к географии самого города. Из окон Мраморного Дворца на Миллионной можно смотреть на Марсово Поле глазами Анны Ахматовой. Она жила в одной из квартир Дворца со своим вторым мужем – Владимиром Шилейко. Проследовать за Гумилевым и Берберовой от ДИСКа (Дома Искусств), находившегося на углу Мойки и Невского, к Неве, к Зимнему Дворцу. Пройти через Площадь Искусств в Подвал Бродячей Собаки, где ночами читали стихи, кутили, заводили новые знакомства и романы Гумилев, Маяковский, Хлебников и Блок. Можно представить, как в «Собаке» художник Филонов помирил Хлебникова и Мандельштама, собравшихся драться на дуэли. В интерьерах предреволюционного Петербурга поэты писали, чувствовали себя гениями, или, наоборот, констатировали творческую беспомощность.
Автор воссоздает загадочную атмосферу великолепного и незабываемого Серебряного века. Невольно задаешься вопросом: как случилось, что в одно время, в одном городе жили и писали крупнейшие русские поэты? Вероятно, это случайные совпадения – появление ярких литературных личностей, «магнетизм» города и стремительное предреволюционное время - все это и создало то, что мы называем Серебряным веком русской поэзии.
«Прогулки по Серебряному веку: Санкт Петербург» может послужить путеводителем для современного читателя по поэтическому Петербургу начала 20 века. Книга дает возможность почувствовать атмосферу Серебряного века в интерьере прекрасного города.
83.3(2=Рус)5 Н42 596233-КХ 596659-АБ | Недошивин В. М. Прогулки по Серебряному веку : Санкт-Петербург / В. М. Недошивин. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 508 с. |
---|
По словам философа Н. А. Бердяева, эпоха Серебряного века «...напоминала искание мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической, и немецкий романтизм начала XIX века... Было чувство таинственности мира». Это чувство выражалось у писателей того времени «в жажде сказочных чудес». (К. Д. Бальмонт)
Обращение писателей Серебряного века к литературной сказке было обусловлено притягательностью эстетики чуда и тайны, возможностью создать свой миф, проявить изощренность мысли и фантазии. Литературная сказка в творчестве писателей-модернистов утратила жанровую строгость, стала близка к символико-философской притче, легенде, часто с печатью романтического двоемирия и иронии.
Образы русской мифологии и фольклора, преображенные щедрой фантазией, переосмысленные в русле модернизма легли в основу мифопоэтических сказок писателей Серебряного века.
В сборнике «Сказка Серебряного века» представлены литературные сказки признанных русских писателей конца XIX — начала XX века: А. М. Ремизова, А. В. Амфитеатрова, М. А. Кузмина, Ф. Сологуба, Л. Н. Андреева, 3. Н. Гиппиус, Н. К. Рериха, чье творчество в этом жанре оставалось долгое время неизвестным читателю.
Р1 С42 477552-КХ 477553-АБ 507209-АБ | Сказка Серебряного века : сборник / сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. - Москва : ТЕРРА, 1994. - 640 с. |
---|
Серебряный век ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути являясь как бы мелодией слов. Она как наиболее тонкий и чувствительный элемент культуры улавливала эти тревожные противоречия кризисной эпохи – всплеск духовности, с одной стороны, и предощущение близкой катастрофы – с другой. В поэзии, как, впрочем, и в других областях культуры начала ХХ века, получило распространение декадентство, основные мотивы которого нашли свое воплощение в различных направлениях модернизма.
Особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы, диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия, но каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают».
Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу их существования.
Многие из этих имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.
В книге «Лирика Серебряного века» представлены наиболее яркие и значительные стихотворные строки самых известных представителей Серебряного века – символистов, акмеистов, футуристов, а также авторов, не связанных с каким-либо определенным направлением русского модернизма.
84(2Рос=Рус)5 Л62 618620-АБ 618621-АБ | Лирика Серебряного века. - Москва : Эксмо, 2015. - 256 с. - (Классика в школе) |
---|
Екатерина Владимировна Климова
гл. библиотекарь отдела абонемента