Страницы истории липецкой авиации
Наш город, основанный в 1703 году, широко известен в России не только в качестве «города-металлурга» и «города-курорта». В XX веке Липецк стал также и «крылатым» городом, «городом-авиатором».
Первые полеты в городе стали выполняться уже в первых десятилетиях XX века, в годы Первой мировой войны, когда здесь появились авиационные мастерские по сбору французских самолетов. Авиационный гарнизон города – ныне 4-й Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова - является одним из старейших в стране.
Началом авиационной истории Липецка считается 4 ноября 1918 года – именно в этот день на аэродроме города приземлился первый боевой самолет эскадры военных кораблей РККА «Илья Муромец». Осенью 2018 года в городе отметят 100-летний юбилей этой даты.
Вплоть до начала 2000-х годов история липецкой авиации была недостаточно широко освещена в литературе. В первую очередь она была отражена в местных энциклопедических изданиях («Липецкий энциклопедический словарь» (Липецк, 1994) и «Липецкая энциклопедия» (Липецк, 1999-2001)). Помимо этого, имелся ряд публикаций об отдельных летчиках, прежде всего о нашем знаменитом уроженце, одном из первых Героев Советского Союза М. В. Водопьянове, а также об авиации в годы Великой Отечественной войны и Липецком авиацентре. Документальных книг, написанных на эту тему, было не так уж много. Последние два десятилетия отмечены появлением ряда интереснейших исследований, более глубоко раскрывающих авиационную историю города, с которыми мы предлагаем ознакомиться ниже. Все эти книги имеются в фонде ЛОУНБ.
Ковалев С. Ю. Липецк авиационный
Автор книги - подполковник запаса, техник авиации Сергей Юрьевич Ковалев. Заинтересовавшись личностью уроженца Липецка, боевого летчика Николая Ставровича Сакова, который получил пилотское удостоверение французского аэроклуба 25 сентября 1911 г., участвовал в боевых действиях Балканской войны 1912 г., Первой мировой войны, Гражданской войны в России, он занялся поиском сведений об авиаторе в архивах Липецкой и Тамбовской областей. Оттолкнувшись буквально от единственного упоминания этой фамилии в монографии «История воздухоплавании и авиации в России», Сергей Юрьевич полностью воссоздал биографию летчика, обстоятельства жизни членов его семьи (Н. С. Саков был женат на Н. С. Бехтеевой, представительнице дворянского рода Бехтеевых), а также выявил его роль в создании товарищества «ЛАМ» (Липецкие Авиационные Мастерские»).
Как пишет сам автор, «окончание работы над первой главой авиационной истории Липецка, вполне естественно, стало началом новых исследований». Помимо подробной биографии Н. С. Сакова, являющейся первой частью книги, здесь представлены еще шесть глав, подробно рассказывающих о других этапах развития авиации в городе:
- об эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец», в годы Гражданской войны активно участвовавшей в боевых действиях против белогвардейских частей генералов Мамонтова и Шкуро;
- о Высшей школе красвоенлетов (2-й ВШКВЛ), формирование которой началось в городе в 1923 г. и причинах ее закрытия в 1924 г.;
- о Липецкой авиагруппе, Эскадрилье имени Ленина и других авиационных частях, базировавшихся в городе в 1924-1929 гг., об их участии в крупных советских авиаперелетах, в различных военных парадах, а также в советско-китайском военном конфликте на КВЖД;
- о Высшей летно-тактической школе (ВТЛШ) ВВС РККА (1934-1940);
- об организации в 1934 г. и деятельности в довоенный период аэроклуба имени М. В. Водопьянова и вкладе в Победу в Великой Отечественной войне его руководителей и выпускников, двое из которых – С. Г. Литаврин и С. А. Бахаев - были удостоены звания Героя Советского Союза.
В каждой из этих глав помещены выявленные биографические сведения о преподавателях, курсантах, командном составе авиашкол.
В качестве отдельной главы приведена автобиография интереснейшего человека - знаменитого советского летчика, уроженца села Студенки Липецкого уезда (ныне часть г. Липецка) генерал-майора Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980), участника спасения раздавленного льдами в Беринговом проливе парохода «Челюскин» в 1934 г. Семеро летчиков – участников спасательной операции – в 1934 г. стали первыми, удостоенными звания «Герой Советского Союза»; М. В. Водопьянову в 1939 г. была вручена медаль «Золотая звезда» № 6. В дальнейшем он воевал на советско-финской войне, на Великой Отечественной войне, был участником нескольких арктических и высокоширотных экспедиций, писал книги.
В фотоприложении – карты и планы описываемой местности, ксерокопии страниц газет и журналов, в частности, органа печати 2-й ВШКВЛ – журнала «Красный орленок», многотиражных газет 1930-х гг., которые издавались авиационными частями Липецка – «Авиапост», «Взлет», «Воздушный боец», «Красноармейская звезда», фотографии из архивов и личных коллекций местных жителей, а также фотографии 1959 г. из альбома, посвященного 25-летию Липецких летных курсов.
63.3(2Р-4Ли)6 К56 624278F–КР | Ковалев, С. Ю. Липецк авиационный (1912-1941) / С. Ю. Ковалев. - Липецк : Гравис, 2017. - 447 с. |
---|
Высоты Водопьянова
Включены сюда и материалы о состоянии сел и деревень Липецкого уезда в 1893-1907 гг., о возникновении сел Большие Студенки и Малые Студенки, а также краткое генеалогическое исследование семьи Водопьяновых.
Книга содержит большое количество редких и ранее не публиковавшихся фотографий, а также ряд стихотворений простых советских людей, посвященных нашему знаменитому земляку, которые еще раз напоминают нам о том, насколько он был известен и любим в Советском Союзе.
39.5г В93 585873-КР 584797-АБ 584798-ЧЗ 584799-АБ 585872-АБ | Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]; под общ. ред. А. Т. Березнева. - Липецк, 2009. - 355 с. |
---|
Тихонов Ю. Н. Секретная авиашкола Рейхсвера в СССР
Первой из книг Юрия Николаевича Тихонова на эту тему в свет вышла небольшая брошюра, состоящая из трех частей. Первая часть - краткий очерк «Секретный объект рейхсвера в Липецке», где изложены причины создания секретной немецкой авиашколы для подготовки командных кадров будущих ВВС Германии именно в России и непосредственно в городе Липецке, на базе 4-го авиаотряда 38-й эскадрильи ВВС РККА.
Вторая часть брошюры представлена большим количеством фотографий, сделанных советскими и немецкими летчиками. Это фото боевых самолетов, зданий авиацентра и его отдельных частей, фотографии групп курсантов, а также излюбленных мест отдыха летчиков - улицы Соборной и окружающих ее территорий, Нижнего парка, Петровского спуска, площади Революции, Верхнего пруда, Петровского пруда, Каменного лога, реки Липовка, лодочных станций германской авиашколы на реке Воронеж.
Третья часть - информация о международной конференции «Липецкая школа немецких военных летчиков», посвященной проблеме советско-германского военного сотрудничества в 20-30-х гг. XX в., которая состоялась на базе Липецкого государственного педагогического университета 8-10 сентября 2005 г.
Эту брошюру можно считать анонсом следующей, уже более крупной работы Юрия Тихонова, вышедшей в 2008 г. в соавторстве с Дмитрием Соболевым - историком авиации, деятелем Русского авиационного общества (РУСАВИА).
68.65 Т46 565276-КХ(РФ) 565277-ОО 565278–КР | Тихонов, Ю. Н. Секретная авиашкола Рейхсвера в СССР : город Липецк в фотографиях советских и немецких летчиков, 1925-1933 гг. / Ю. Н. Тихонов. - Москва : Русавиа, 2006. - 32 с. |
---|
Соболев Д., Тихонов Ю. Секретная авиашкола
За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено и переподготовлено более 200 немецких военных летчиков. Кроме того, бывшие курсанты уже в Германии становились инструкторами, и по программам, разработанным в Липецке, было подготовлено еще порядка 230 летчиков. О качестве их подготовки по сведениям в одном из приложений книги, где приведены биографии высших офицеров люфтваффе, обучавшихся в Липецке. Большинство из них имели очень высокие воинские звания (генерал авиации, генерал-майор, командир авиасоединения и т. п.).
Обучались здесь и советские летчики. Точное их число установить сложно, но известно, что к концу 1929 г. через эту авиашколу прошло 140 советских пилотов и механиков.
Авиашкола была не только местом подготовки кадров для рейхсвера, но и местом испытаний новой германской боевой авиационной техники. С 1930 г. испытательная работа в Липецке стала преобладать, группа обучения летчиков-наблюдателей была ликвидирована, ряд устаревших двухместных самолетов - вывезен, а сама авиашкола была реорганизована в опытную станцию по испытаниям – «Вифупаль».
В этой крупной научной работе читатель может найти много новой информации об особенностях подготовки немецких курсантов, о видах боевых самолетов, проходивших испытания, о том, как складывались отношения между летчиками двух стран и жителями города, о том, как повлияло существование немецкого центра в нашей стране на развитие ВВС Германии и СССР, а также об усилиях спецслужб, с одной стороны, России и Германии по сохранению тайны существования авиашколы, с другой стороны, Англии, Франции и Польши по ее рассекречиванию.
В приложениях – список высших офицеров люфтваффе, прошедших здесь летную подготовку, полный список немецких самолетов, в разные годы базировавшихся на липецком аэродроме, а также сведения о состоянии 4-го отряда 38-й отдельной авиационной эскадрильи на 01.11.1930 г.
В 1933 г. в силу ряда причин, в первую очередь из-за развивающегося ухудшения и советско-германских отношений, и внутриполитической обстановки в СССР, авиашкола была закрыта, и 18 августа аэродром в Липецке был возвращен в ведение ВВС РККА.
68.65(2Р-4Ли) С54 580714-КХ(РФ) | Соболев, Д. А. Секретная авиашкола : немецкий учебный и испытательный авиацентр в СССР 1925-1933 гг. / Д. А. Соболев, Ю. Н. Тихонов. - Москва : Русавиа, 2008. - 174 с. |
---|
Тихонов Ю. Засекреченный город
Здесь достаточно подробно освещены первые этапы формирования здесь так называемой «малой академии» советских ВВС – современного Липецкого авиацентра имени В. П. Чкалова – деятельность 40-й (затем 38-й) эскадрильи и 10-го Отдельного авиаотряда, при котором действовала 10-я авиашкола, работа школы авиамехаников.
В исследовании значительно расширено описание «тайной войны» спецслужб вокруг секретного договора Рейхсвера и РККА, а также деятельность немецкой разведки по сбору данных о советской территории, объектах коммуникаций, военной технике, и противостоящая ей работа структур Разведывательного управления и ОГПУ.
Еще раз убедительно развеяны мифы о деятельности авиашколы, сложившиеся в течение многих лет, например, об обучении в Липецке Германа Геринга, об испытаниях в Липецке самолета «Юнкерс-87», а также о том, что город якобы не подвергался немецким бомбежкам в период Великой Отечественной войны
По сравнению с предыдущими исследованиями книга насчитывает значительно большее количество технических, исторических и современных фотографий.
63.3(2Р-4Ли)6 Т46 595536F-КХ(РФ) 595537F-ОО 595538F–КР | Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - Саратов, 2011. - 239 с. |
---|
63.3(2Р-4Ли)6 Т46 600528F-АБ | Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - 2-е изд. - Саратов, 2012. - 240 с. |
---|
Масликов В. Крылья Победы
Книга «Крылья Победы» посвящена 65-летию легендарного 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Этот полк был одним из самых знаменитых авиаполков советских ВВС. В годы Великой Отечественной войны среди других истребительных авиаполков он считался первым по количеству уничтоженных самолетов противника и вторым – по числу самолетов, сбитых в воздухе.
Авиаполк был сформирован в первые дни Великой Отечественной войны на подмосковном аэродроме «Чкаловский», в Липецк он был выведен на переформирование 3 июня 1943 г. После переформирования летчики этого полка воевали на Южной Украине, освобождали Кубань, Крым, Беларусь, бомбили Берлин.
В послевоенный период на его основе был создан Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, который в 1992 г. стал ядром Липецкого авиацентра по проведению летных экспериментов.
При подготовке книги использовались дневники, письма, воспоминания ветеранов, а также такие уникальные документы, как исторический формуляр полка и журнал учета боевых действий.
В приложениях – списки летного состава в годы войны, список Героев Советского Союза, командиров полка, таблица их боевых вылетов.
Издание «Крылья Победы» можно считать логическим продолжением освещающего предвоенный период липецкой авиационной истории исследования С. Ю. Ковалева, поскольку оно повествует о событиях, выходящих за хронологические рамки книги «Липецк авиационный», происходивших в годы Великой Отечественной войны.
63.3(2)622.4 М31 564321-КХ | Масликов, В. С. Крылья Победы : 402-й истребительный авиационный полк особого назначения / В. С. Масликов. - Москва : Русавиа, 2006. - 116 с. |
---|
Масликов В. С. Небожители
Она состоит из двух частей. В первой части, составляющей примерно треть книги, обзорно освещены все основные этапы развития местной военной и гражданской авиации – от первых летчиков и эскадры «Илья Муромец», с которой начиналась военная служба М. В. Водопьянова, до секретной немецкой авиашколы и Высшей летно-тактической школы ВВС РККА.
Больше информации дано о периоде Великой Отечественной войны. Кроме того, представлена информация об аэроклубе имени М. В. Водопьянова, о 6-й Военной авиационной школе первоначального обучения (ВАШПО), созданной на базе Липецкого и Воронежского аэроклубов в начале Великой Отечественной войны, о Воронежской специальной школе ВВС № 6, которая была реэвакуирована в Липецк в 1944 г. и действовала по 1955 г., а также о военно-патриотическом клубе «Юный авиатор», с 2009 г. носящего имя начальника Липецкого авиацентра, первого Героя Российской Федерации С. С. Осканова, удостоенного этого звания посмертно.
Уделено внимание и развитию гражданской авиации, начиная с момента образования Липецкой области – с 1954 г., а также перспективам развития авиации общего назначения (так называемой «малой авиации»).
Вторая часть, составляющая две трети книги, полностью посвящена истории Липецкого авиацентра. Как известно, в средствах массовой информации деятельность Авиацентра практически не освещалась, публикации в местных газетах и журналах начались только после 1993 г.
В книге «Небожители» подробно и четко, начиная с 1948 года по настоящее время, изложены этапы его организации и развития, основные направления учебной, летно-методической и научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы начиная с 1948 г. и заканчивая нашими днями. Рассказано о деятельности и таких структур, как Музей Авиацентра, Дом офицеров, детско-юношеского спортивно-технического центра «Новик», домового храма в честь пророка Илии. Освещена такая малоизвестная страница жизни авиацентра, как деятельность военной контрразведки.
Многие факты и фотографии, приведенные в книге, ранее попадали под режим секретности, и опубликованы впервые.
68.65(2Р-4Ли)г М31 628795F-КР | Масликов, В. С. Небожители / В. С. Масликов. - Липецк : Веда социум, 2015. - 159 с. |
---|
Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова
63.3(2Р-4Ли)6 Г72 628400M–КР | Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова. - Б. м. : Б.г., [2013]. - 34 с. |
---|
Липецкие крылья
Это историк, краевед, изучивший множество страниц истории нашей авиации. В отличие от авторов предыдущих изданий, он не имеет прямого отношения к авиации, его профессия – учитель физики. Владимир Александрович – уроженец Смоленской области, родившийся за месяц до начала Великой Отечественной войны. В нашем городе живет с 1955 года, и сделал очень много для воссоздания страниц военной истории Липецка.
В 1967 г. в школе (ныне гимназии) № 19, где он работал в это время, им было создано патриотическое объединение, воспитывающее школьников на героических традициях истории советской авиации – экспедиционный клуб «Воздушные искатели». По местам боевой славы наших летчиков он провел с учениками два тысячекилометровых велосипедных похода и два зимних лыжных похода на 200 км.
Воспитанникам клуба принадлежит инициатива увековечения памяти единственного погибшего над липецкой землей летчика – Героя Советского Союза Д. И. Барашева – в виде бюста, средства на создание и увековечение которого они заработали самостоятельно. Еще одно их предложение – об установке монумента авиационной славы – было поддержано командующим ВВС СССР К.А. Вершининым, передавшим Липецку самолет МиГ-19, который установили на пьедестал на площади 50-летия ВЛКСМ (ныне площади Авиаторов).
Материалы, собранные в результате поисковой работы членов клуба «Воздушные искатели» и клубов других школ, где работают музеи боевой славы летчиков (школы №№ 2, 5, 9), а также в ходе встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и Липецкого авиацентра, легли в основу сборника «Липецкие крылья».
Сборник вышел к 90-летию авиации в Липецком крае - юбилею прибытия в город воздушной эскадры «Илья Муромец». История липецкой авиации органично вписана здесь в историю развития российской и советской авиации.
Период развития авиации в Липецке до 1940-х гг. освещен здесь кратко и в небольшом количестве глав. Значительно более детально расписан период Великой Отечественной войны, рассказано об очень большом количестве летчиков, в том числе удостоенных звания Героя Советского Союза, о 402-м авиаполке и других авиационных соединениях, в которых они воевали.
Книга завершается очерками об организации Липецкого авиацентра, об обучавшихся здесь летчиках-космонавтах, о династии летчиков Шелыгановых, о его руководителе (на тот период) генерал-майоре А. Н. Харчевском.
68.65г(2Р-4Ли) Л61 571909F-РФ 571910F-ОО 571911F-КР 571912F–АБ | Липецкие крылья : сборник, посвященный 90-летию авиации в Липецком крае / сост. В. А. Меркурьев. - Липецк : Ориус, 2006. - 144 с. |
---|
Липецкие соколы
Все факты авиационной истории, изложенные в предыдущем сборнике, нашли в нем свое отражение и дополнились новыми подробностями, выявленными в ходе поисковой работы.
Перед нами предстают истории подвигов Героев Советского Союза и Героев России - М. Т. Степанищева - единственного нашего земляка, удостоенного этого звания дважды за летные подвиги в годы Великой Отечественной войны, И. В. Свиридова, погибшего в небе над Чеченской Республикой в 1996 г., генерал-майора С. С. Осканова, который не вернулся из полета, отводя отказавший самолет от села Хворостянка Добринского района. Мы узнаем о героизме Л. А. Кривенкова и С. М. Шерстобитова, В. И. Новоселова и Е. И. Захарова, А. П. Петрова, О. В. Сторожука и В. И. Богодухова. Говорится в ней и о С. Е. Трещеве – уроженце Становлянского района, космонавте, который полгода работал на Международной космической станции.
Немало страниц уделено в сборнике и истории Липецкого клуба юных летчиков имени С. С. Осканова, экспедиционного клуба «Воздушные искатели», музея авиации и космонавтики школы № 51 «Крылья России».
63.3(2Р-4Ли)6 Л61 603361F-РФ 603362F–ОО | Липецкие соколы : сборник, посвященный 100-летию Российских Военно-воздушных сил / авт.-сост. В. А. Меркурьев. - Липецк : Веда социум, 2012. - 239 с., [4] л. ил. |
---|
Липецкий аэропорт. Воздушные ворота Липецкой области
Сегодня Липецкий аэропорт – крупное предприятие отрасли воздушного транспорта, состоящее из различных служб, работа которых освещена в двух изданиях книги о «воздушных воротах» региона.
39.513(2Р-4Ли) Л61 586312F-КР 586313F-ОО | Липецкий аэропорт. Воздушные ворота Липецкой области / авт. текста О. В. Бобров. - Липецк, 2010. - 60 с. |
---|
39.513(2Р-4Ли) Л61 621205F–КР | Липецкий аэропорт. Воздушные ворота Липецкой области / авт. текста О. В. Бобров, А. Е. Гвоздев. - 2-е изд. - Воронеж : Поларис, 2014. - 65, [3] с. |
---|
Надеемся, что книги, написанные специалистами летного дела, влюбленными в небо и свою работу, привлекут внимание широкой читательской аудитории.