Путь к техническому творчеству
17 января весь мир, в том числе и Россия, отмечает День детских изобретений.
Огромное количество детских изобретений окружает всех нас ежедневно. Дети и подростки занимаются разработкой различных приспособлений для гаджетов. Не забывают они и о мире вокруг, продолжая делать его все более удобным, безопасным и развитым, в том числе и в узкоспециализированных областях. Самый яркий пример – рельефно-точечная азбука для слепых, которую создал в возрасте 15 лет ослепший Луи Брайль, а также бумажный пакет, батут, водные лыжи, калькулятор, снегоход, фруктовый лед, пластилин, флаг Аляски и множество других детских изобретений.
Есть примеры детского изобретательства и в Липецкой области. В Липецке работает Центр молодежного инновационного творчества «Новатор», научным руководителем которого является профессор ЛГПУ В. П. Тигров. Многие его воспитанники имеют патенты на изобретения и практически все понимают ценность интеллектуального творческого труда.
В книге «Путь к творчеству» В. П. Тигров знакомит юных читателей, начинающих познавать азы техники, технологии и технического творчества, с основными понятиями из области машиноведения, с устройством деталей, технических механизмов, передач и их обозначением в кинематических схемах на примере изучения устройства механического будильника. Приводятся задачи на чтение и построение кинематических схем механизмов, конструкторские задачи с целью развития творческого потенциала юных техников. Книга написана легко и доступно, в стихотворной форме.
74.202.9 Т39 634767F-КХ 635515F-КХ | Тигров, В. П. Путь к творчеству : учебное пособие / В. П. Тигров ; Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова - Тян-Шанского, 2018. – 58 с. : ил., цв. ил., табл. |
---|
Разработка новой техники, новых технологий, востребованных как на внутреннем, так и на международном рынках, не происходит по мановению волшебной палочки. Нужна кропотливая, планомерная работа по подготовке кадров, мыслящих нестандартно, новаторски. Для инновационных предприятий завтрашнего дня эти кадры учатся сегодня ещё в школе. Именно с ними и нужно вести работу по воспитанию и обучению будущих новаторов, изобретателей. Учебное пособие «Основы изобретательской деятельности» основано на многолетнем опыте авторского коллектива в обучении школьников и студентов изобретательству. Это попытка распространения успешного опыта работы с детьми и учащейся молодёжью в обучении изобретательству, накопленного на базе Центра молодёжного инновационного творчества «Новатор» города Липецка. В пособии изложены в краткой форме теоретические основы изобретательской деятельности, методические рекомендации, методы и приёмы активизации поиска решения творческих задач, а также материал по совершенствованию знаний в области графической грамотности, современные способы получения и обработки информации по изобретательской деятельности.
30у.я2 О-75 634755F-КХ 634756F-ОТЭСХ | Основы изобретательской деятельности : учебное пособие / [В. П. Тигров и др.] ; Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Липецкая региональная общественная организация общественной организации "Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов". –Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 182 с. : ил., цв. ил. |
---|
Следующая книга, созданная на базе материалов творческих практических работ учащихся Центра «Новатор», знакомит с правилами творческой деятельности. Для успеха в любом виде деятельности нужны систематические тренировки по специально разработанным методикам, правилам. Кроме того, чем раньше человек будет заниматься мыслительной деятельностью, тем выше будет результат.
Лучший изобретатель – природа. Много технических вещей сделаны по природным аналогам. Это кленовое семечко и стрекоза, похожие на вертолёт, а форма кальмара и принцип его передвижения напоминают реактивный двигатель. Рыболовные сети похожи на паутину, а семена одуванчика – на парашют, «липучки» сделаны по аналогии с плодами репейника.
А также какую-либо проблему можно решить на изобретательском уровне и получить превосходную бизнес-идею. Например, итальянский бизнесмен сосредоточился на создании лакомства, которое могло бы занять внимание ребёнка больше, чем на пару минут. Так родилась идея «Киндер-сюрприза».
Творческие задачи вокруг нас, и для их решения нужны только карандаш, бумага и ваша творческая активность. Приобретенные знания можно использовать в жизни при разработке нового устройства или при техническом усовершенствовании уже созданного изобретения.
30у Т39 621181-КХ 635424-ОТЭСХ | Тигров, В. В. Объекты для творчества рядом с тобой : по материалам творческих практических работ учащихся Центра молодежного инновационного творчества "Новатор" г. Липецка / В. В. Тигров ; [под ред. В. П. Тигрова]. – [2-е изд., испр. и доп.]. – Липецк, 2016. – 119 с. : ил., табл. – (Для творческих детей и их родителей). |
---|
Г. С. Альтшуллер, являющийся основателем «Теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ), в своих работах убеждает, что для того чтобы научиться решать творческие задачи, необходимо решать их как можно больше. По его глубокому убеждению, эффективность решения творческой задачи зависит от того, насколько хорошо ученик владеет методиками активизации поиска решений творческих задач, правилами применения эвристических приёмов.
ТРИЗ – работающий инструмент, с помощью которого можно решать самые серьезные изобретательские задачи. Теория решения изобретательских задач – сложная наука, изучить её нелегко. В ней много инструментов, приёмов, законов, стандартов – это целый мир. Всё важно и не работает без другого. Эта теория учит междисциплинарному подходу и преодолению психологической инерции старых представлений; отказу от компромиссов, стремлению получить желаемое, ничего не теряя, постоянно стремиться к идеалу.
«Найти идею» – классическая книга по ТРИЗ и последняя работа Генриха Альтшуллера, в которой теория описана в наиболее полном и завершенном виде.
Знание ТРИЗ расширяет представление о мире и дает возможность решать задачи, которые ранее казались неразрешимыми.
30у А58 626649-КХ | Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – 10-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2017. – 401 с. : ил., табл. |
---|
«Мышление изобретающего человека имеет характерную особенность: решая задачу, человек представляет себе усовершенствуемую машину и мысленно изменяет её. Изобретатель как бы строит ряд мысленных моделей и экспериментирует с ними. При этом исходной моделью чаще всего берется та или иная уже существующая машина», – пишет Г. С. Альтшуллер.
Теме разработки концепций новых продуктов посвящена следующая книга, которая объединяет Теорию решения изобретательских задач, внедрение новых продуктов на рынок с идеей биологической эволюции в новый мощный подход – Гибритизацию Продуктов.
«Изобретать может каждый: сценарий эволюции» В. О. Прушинского – это описание правил, методов и приёмов генерации новых успешных потребительских продуктов для различных рыночных секторов, в которой даны уникальные и практические алгоритмы по созданию таких изделий для начинающих и продолжающих инноваторов, предназначена для овладения базовыми навыками создания концепций новых продуктов и введения инноваций.
Рождение новых идей происходит в голове изобретателя. Эту книгу можно считать попыткой связать вместе и описать мыслительный процесс и его конечный продукт – изобретение. Это сценарии коротких рассказов о процессе изобретения и эволюции разных продуктов. В тексте даны уникальные советы и практические алгоритмы по созданию гибридных изделий.
30у П85 608227-КХ | Прушинский, В.О. Изобретать может каждый : сценарии эволюции / В. О. Прушинский. – Москва : Форум, 2014. – 175, [1] с. : ил. |
---|
Человеку во все времена было свойственно изобретать что-то новое, исследовать ранее не изученное, достигать и покорять неизведанное. Технологический предприниматель является лидером в поиске инновационных идей, отвечает за их реализацию в практической деятельности. Технологические инновации являются основой для реализации жизненно важных стратегий будущего технологического роста, они повышают производительность экономики с хорошим ускорением.
В книге «Технологическое предпринимательство. С чего начать – первые шаги» в доступной форме раскрывается сущность технологического предпринимательства, его основные виды, формы, ключевые элементы и условия. Также рассматриваются такие важные вопросы, как построение бизнес-моделей, современные модели взаимодействия в предпринимательской деятельности, источники финансирования и инструменты коммерциализации технологических проектов.
65.050я73 Т38 642770F-КХ | Технологическое предпринимательство. С чего начать - первые шаги : учебник / Т. А. Аверина, С. А. Баркалов, Е. В. Баутина, С. А. Колодяжный. – Старый Оскол : ТНТ, 2020. – 400 с. : ил., табл. |
---|
Неисчерпаемым резервом пополнения армии новаторов является молодежь, которая через техническое творчество способна наращивать научно-технический потенциал страны. Правильно организованное «погружение» молодежи в атмосферу изобретательства и рационализаторства позволяет обеспечить инновационную направленность творческого мышления юных новаторов. Научно-техническое творчество обусловливает возникновение инженерных идей, которые могут стать поворотными пунктами в технологическом прогрессе. Именно изобретения обеспечивают высокий уровень новой техники и технологий, а в совокупности с рационализаторскими предложениями открывают для производства новые резервы повышения производительности труда, экономии материалов, сырья, энергии и топлива. Научно-техническое творчество молодежи (НТТМ) является одним из эффективных средств ускорения научно-технического прогресса, которое решает не только экономические, но и социальные задачи, способствует формированию лидерского и интеллектуального потенциала молодежи.
«Юный техник и изобретатель» – журнал о науке и технике, окружающем мире во всем его многообразии. Открытия, изобретения, занимательные факты, загадки природы, тайны Вселенной, научная фантастика, техника и человек — в каждом номере. Он является одним из самых полезных научно-технических изданий как для детей, так и для взрослых.
Ну и самое интересное: журнал «Юный техник и изобретатель» – живой! Если скачать нужное приложение на смартфон или планшет, то потом достаточно будет просто навести камеру на страницы журнала и тогда можно будет узнать еще больше интересного!
Юный техник и изобретатель : журнал / Министерство образования Республики Беларусь ; учредитель республиканское унитарное предприятие "Издательство «Адукацыя і выхаванне». – Минск, 2013 – Издается с января 2013. – Выходит ежемесячно. – ISSN 1993-4432. |
---|
Научно-популярный журнал «Инженер» ведет свою историю с 1894 года. Инженерное дело – это отрасль научно-практической деятельности человека, направленная на конкретное применение научных открытий и изобретений, расширяющая технические возможности современного производства и экономики. Этот журнал размещает информацию о новейших разработках, технологиях, любопытных изысканиях, научных решениях, о людях, чьи изобретения оказали огромное влияние на развитие человеческой цивилизации и изменили мир. Так что читателю есть над чем поразмышлять после прочтения журнала.
Инженер : Наука. Техника. Производство. Образование : ежемесячный журнал / учредители : Союз научных и инженерных общественных объединений, коллектив редакции журнала. – Москва, 1990 –. Издается с 1894. – Выходит ежемесячно. – ISSN 0868-443Х |
---|
Научно-практический образовательный журнал «Техническое творчество молодежи» в системе современных средств массовой информации занимает особое место в формировании нового творческого профессионального мышления будущих специалистов-созидателей и системы технологических знаний и навыков на базе патриотических ценностей во благо развития России.
В центре внимания журнала – пропаганда результатов инновационной профессиональной подготовки молодежи; технического творчества детей, юношества и молодежи, представляемых на международных, всероссийских, региональных выставках, форумах, конкурсах, как реального гражданско-патриотического вклада молодежи в развитие науки и техники.
Журнал «Техническое творчество молодежи» содействует формированию и развитию в России целостной системы детского и молодежного научно-технического творчества.
Техническое творчество молодежи : научно-технический образовательный журнал / учредитель ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН". – Москва, 2000–. Издается с 2000. – Выходит один раз в два месяца.– ISSN 2409-0913. |
---|
Люди во все времена стремились к облегчению и усовершенствованию своей жизни. Они придумывали разные приспособления, упрощающие их труд, передвижение и существование в целом. Путь истории изобретений велик, от первого примитивного орудия труда – ручного рубила – до мира современных компьютерных сетей и цифровых технологий. Весь технологический прогресс нашей цивилизации строится на открытии новых и улучшении ранее сделанных изобретений. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Авторами этих технических устройств, рационализаторских идей и новшеств являются изобретатели. Изобретения являются двигателем научно-технического прогресса. Уже невозможно представить нашу жизнь без транспорта, электричества, средств связи, современных зданий и сооружений, коммуникаций, медицины. Благодаря изобретениям мир стал таким, каким мы его привыкли видеть!