Профессия - инженер
«Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому, что сам источник этих знаний неисчерпаем»
(И. А. Гончаров, русский писатель, литературный критик)
Особая роль в социально-экономическом развитии общества на всех его этапах отводится инженерам. Их подготовка и работа по созданию новой техники, изобретательская деятельность составляют фундамент научно-технического прогресса. Именно инженерное мышление позволило осуществить крупные проекты освоения космоса, атомной энергии, создания электроники и т.д.
В России понятие и звание инженер появились давно. В 1701 г. по указу Петра I в Москве была образована школа математических и навигационных наук, а в 1712 г. в Петербурге открылась первая инженерная школа.
Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность».
Инженер должен обладать аналитическим складом ума, изобретательностью, эрудированностью, целеустремленностью. Умение чертить схемы, творчески мыслить при работе над проектами в самых различных областях, разрабатывать принципиально новые решения (в том числе изобретений) сделало его незаменимым сотрудником любого промышленного производства.
Сегодня на рынке труда происходит рождение новых технических профессий, что требует повышения подготовки инженерных кадров, обладающих колоссальным объемом компетенций, удовлетворяющих высокие запросы общества и соответствующие вызовам времени.
Как же проходило становление инженерной профессии в жизни общества? Какие творческие способности необходимы для овладения этой профессией? На эти и другие вопросы, связанные с инженерным делом, вам помогут найти ответы издания, предлагаемые в обзоре.
В. М. Розин, российский философ, методолог и культуролог, в своей книге рассматривает философские вопросы инженерной деятельности, начиная с Античности, «трансформации» представлений о природе и науке в Средние века до технологии виртуальных реальностей в настоящее время.
В работе анализируются исследования Галилео Галилея и Христиана Гюйгенса, занимавшихся задачами построения инженерной деятельности. Автор дает характеристики инженерии и проектированию, их природе и разным видам. В книге приводятся история и особенности традиционного и нетрадиционного (социального) проектирования, «дизайн-инженерии», типы проектных зданий и схем.
Завершает работу глава, посвященная «глобальной инженерии» как технологии виртуальных реальностей (ВР), которые позволяют человеку погружаться в созданный техническими средствами мир, передаваемый через ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и так далее. Создание ВР технологий, по мнению В. М. Розина, может быть рассмотрено как начало пятой технологической революции.
30в Р64 611098-КХ | Розин, В. М. Эволюция инженерной и проектной деятельности и мысли. Инженерия: становление, развитие, типология / В. М. Розин. - Москва : ЛЕНАНД, 2014. - 200 с. |
---|
Книга Льва Гумилевского «Русские инженеры» рассказывает об истории отечественной научно-технической мысли, представителях русской науки и техники. Первопроходцы русской техники были энтузиастами своего дела, видевшие в развитии производительных сил своей родины высокое жизненное призвание. Им часто приходилось работать в тяжелых условиях, отстаивать свое дело против равнодушия царских чиновников.
Автор показывает увлекательность профессии инженера самых различных специальностей: авиаконструктора, механика, металлурга. Среди представленных автором персоналий – М. В. Ломоносов, И. П. Кулибин, И. И. Ползунов, К. Д. Фролов, Черепановы, Д. К. Чернов, А. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин и др.
Книга читается с большим интересом, вызывает чувство гордости за русскую инженерию, пробуждает любознательность и интерес к изучению истории науки и техники, и, конечно же, к инженерному творчеству.
6(09С) Г94 9185-КХ | Гумилевский, Л. Русские инженеры / Л. Гумилевский ; предисл. И. П. Бардина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Молодая гвардия, 1953. - 440 с. : ил., портр. |
---|
Сборник «Советские инженеры» из серии «Жизнь замечательных людей» содержит 12 биографических очерков выдающихся деятелей технической мысли, создателей и творцов советской техники. Мы знакомимся с биографиями советских инженеров разных поколений.
Открывает сборник очерк, посвященный В. Г. Шухову - инженеру-механику, изобретателю, строителю, теплотехнику и технологу. Ему принадлежат сотни изобретений во многих областях техники, которые до сегодняшнего дня продолжают служить людям. Конструкции его паровых котлов пережили многие десятилетия, а радиобашня на Шаболовке в Москве известна нашим современникам как «шуховская». Кстати, уникальное сооружение - гиперболоидная башня, построенная В. Г. Шуховым, была установлена известным меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым в усадьбе Полибино Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Липецкая область) под непосредственным руководством её создателя.
Читатель найдет в книге биографии В. П. Горячкина – основоположника отечественного сельскохозяйственного машиностроения, М. А. Бонч-Бруевича – инженера-радиста, автора-создателя радиоламп с охлажденным водой анодом, И. И. Сидорина – создателя науки об авиационном металловедении, а также других известных инженеров, внесших значительный вклад в развитие инженерного дела советского государства.
6(090) С56 394866-КХ | Советские инженеры : сборник / сост. А. Б. Иванов ; предисл. Г. А. Николаева. - Москва : Молодая гвардия, 1985. - 398 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ. Серия биографий). |
---|
Книга «Инженер третьего тысячелетия» будет интересна всем, кто свое профессиональное будущее связывает с техникой и технологиями - с профессией инженера. Адресована она тем, кто ищет ответы на вопросы «Хочу ли я стать инженером, желательно хорошим?», «Могу ли я стать инженером, желательно хорошим?».
В книге предложены различные точки зрения и суждения, нет «правильных» знаний и ответов. Читателям предстоит создать свое собственное мнение по многим вопросам и активно самостоятельно поработать – автором задано много вопросов для размышления, предложено выполнить массу заданий и мини-проектов.
С развитием технического прогресса меняются и возможности инженеров. Они включают в себя многоплановость работы: быть конструктором, технологом, организатором производства, исследователем. Всему этому автор в книге уделяет много внимания – читателю есть над чем поразмышлять.
30я72 Л49 564439-КХ | Лернер, П. С. Инженер третьего тысячелетия : учебное пособие / П. С. Лернер. - Москва : Академия, 2005. - 304 с. |
---|
Для тех, кто уже выбрал для себя профессию инженера, предлагаем учебное пособие «Основы инженерного образования и творчества», которое обобщает и закрепляет основные аспекты инженерной деятельности. Оно состоит из семи глав, рассматривающих инженерную деятельность в машиностроительном конструкторском бюро или на машиностроительном предприятии.
Авторский курс, изложенный в пособии, содержит основы инженерного мышления, основные положения высшей математики, технической механики, вопросы проектирования и конструирования, принципы и методы стандартизации и др., а также большое внимание уделено высшей стадии инженерного творчества – изобретательской деятельности инженера. Авторы считают, что «инженерное творчество в настоящее время представляет собой платформу для высшей фазы инженерного мышления – инновационного, интеллектуального мыслительного процесса, заключающегося в умении применять накопленные знания, теории и реализации принципов закона перехода количественных изменений в качественные».
30у А94 611253-КХ | Афанасьев, А. А. Основы инженерного образования и творчества : учебное пособие / А. А. Афанасьев, С. Н. Глаголев. - Старый Оскол : ТНТ, 2015. - 444 с. |
---|
Продолжает тему инженерного творчества книга «Теория и практика решения технических задач», т.к. одно из главных направлений деятельности инженера - ставить и решать задачи в определенной технической области.
Часто при решении технической задачи используют традиционный метод проб и ошибок.
Для того чтобы научиться решать задачи, важно не только постоянно практиковаться в этом, но и пополнять свои знания по методам поиска решений.
Методы поиска новых технических решений, предложенные авторами, обеспечивают принципиально новый подход к инженерной деятельности. В книге обобщены исследования многих авторов, в ней представлены как рациональные, логические методы поиска, так и методы, основанные на образном мышлении, интуиции, механизмах подсознания. Она построена по следующим принципам: от общих теоретических положений к частным; от изучения простых приемов к сложным. Приведенные в работе приемы и методы поиска решений следует рассматривать, прежде всего, как «интеллектуальный ресурс, повышающий креативный потенциал специалиста, позволяющий ему получать инженерные решения высокого творческого уровня с минимальными издержками».
30у.я73 Р32 617156-КХ | Ревенков, А. В. Теория и практика решения технических задач : учебное пособие / А. В. Ревенков, Е. В. Резчикова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2016. - 384 с. : ил. - (Высшее образование). |
---|
Инженерами не рождаются, ими становятся. Как бы ни было высоко поставлено техническое образование, молодой специалист не может сойти со студенческой скамьи законченным инженером. Творческие способности инженеров формируются постепенно, по мере приобретения знаний. Поэтому, выбравший для себя профессию инженера, должен не только изучить профессиональную предметную область, но и постоянно совершенствоваться, изобретательно подходить к разрешению различных проблем, используя все достижения науки и технического прогресса.
Надеемся, что наш обзор поможет с определением в выборе профессии инженера, будет способствовать появлению в нашей стране технических специалистов новой экономической формации.
С книгами, представленными в обзоре, можно ознакомиться в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ЛОУНБ.