Музыкальная вселенная Чайковского
В 2020 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского композитора, педагога, дирижёра Петра Ильича Чайковского. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его величайшей культуры», – писал музыковед Б. В. Астафьев. Музыка Петра Ильича Чайковского стала неотъемлемой частью мировой культуры уже при жизни композитора, а в течение XX века популярность его наследия достигла поистине грандиозных масштабов.
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом – из разнообразия в единстве», – писал композитор. Однако его творческая судьба сложилась очень счастливо. Он слышал практически все свои сочинения, при исполнении многих из них дирижировал сам. А сам Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение». Это очень актуально сегодня.
О П. И. Чайковском вышло немало биографических книг, например, монография Арнольда Альшванга «П. И. Чайковский». Это не только подробная биография композитора, которая, конечно же, весьма интересна для читателя, и повествует о детстве композитора, годах учения, о первых выступлениях и годах творческих исканий. Автор рассказывает о создании музыкальных произведений по периодам жизни Чайковского и детально обрисовывает личность выдающегося русского композитора. Альшванг прослеживает связи композитора с передовой русской интеллигенцией, с прогрессивными художественными явлениями того времени; подробно освещает важные вехи его жизненного и творческого пути, акцентируя внимание на роли П. И. Чайковского в формировании отечественной композиторской школы. Рассчитана монография на преподавателей и студентов музыкальных образовательных учреждений искусства.
85.313(2Р-Рус)5 А59 19600-ИСК | Альшванг А. П. И. Чайковский / А. Альшванг. - Москва : Музыка, 1970. - 816 с. |
---|
Особое место занимают «Воспоминания о П. И. Чайковском» одного из ближайших его друзей – Н. Д. Кашкина. Совместная работа в Московской консерватории, принадлежность кружку Н. Г. Рубинштейна, внимание к таланту Чайковского, личная человеческая симпатия и верность – все это стало основой многолетних прочных взаимоотношений.
Воспоминания, написанные вскоре после смерти композитора, явились, по существу, его первой творческой биографией, по которой с ним знакомилось целое поколение русских музыкантов и любителей. Уже после «Воспоминаний», публикация которых до их издания П. И. Юргенсоном началась еще в 1894 году в журнале «Русское обозрение», один за другим вышли три тома биографии композитора, написанной его братом Модестом Чайковским. Но ни фундаментальная биография Модеста Чайковского, ни другие работы не смогли заменить собой скромной книжечки Кашкина, – так много ценного содержала она и в обрисовке личности композитора, и в свидетельствах, касающихся его музыкальных и художественных вкусов. Написанная с большой теплотой и задушевностью, она на многие годы оставалась одной из наиболее популярных книг о Чайковском. Так, благодаря «Воспоминаниям» – и тем указаниям, которые в них содержатся относительно оркестровых голосов уничтоженной Чайковским партитуры «Воеводы», удалось восстановить эту оперу и возродить ее к новой сценической жизни. Кашкину и его «Воспоминаниям» советская наука о Чайковском обязана в значительной мере и теми немногими данными, которыми она располагает в отношении музыки оперы «Ундина», но к наиболее примечательным страницам «Воспоминаний» следует отнести рассказ о московском периоде жизни и творчества Чайковского. Живой свидетель трудов и дней Чайковского, Кашкин писал воспоминания по свежим следам, не сверяясь ни с какими документами, полагаясь исключительно на свою память.
85.313(2)1-8 К31 617791-КХ | Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском / Н. Д. Кашкин. - Москва : Ленанд, 2016. - 168 с. - (Биографии выдающихся личностей). |
---|
П. Чайковский «Дневники». Текст книги печатается по изданию государственного издательства «Музыкальный сектор», (Москва-Петроград, 1923 год). В состав издания вошли 11 дневников композитора. Что же прежде всего останавливает внимание при этом новом, сегодняшнем прочтении дневников композитора? Присутствие личности – открытой, активной и мужественной. Человека романтического, но и трезвого, консервативного ума, требовательного, способного к жесткому самоанализу. Записи композитора, часто беглые, сокращенные, шифрованные, иногда сумбурные: Моцарт, церковь, природа...
Вот некоторые выдержки из дневников: «20 сентября 1886 г. Вероятно, после моей смерти будет небезынтересно знать, каковы были мои музыкальные пристрастия и предубеждения, тем более что я редко высказывался в устном разговоре. Начну понемножку и буду, коснувшись живших в одно время со мной музыкантов, говорить, кстати, и о личностях. Начну с Бетховена, которого принято безусловно восхвалять и повелевается поклоняться ему как Богу. Итак, каков для меня Бетховен? Я преклоняюсь перед величием некоторых его произведений, – но я не люблю Бетховена... Говоря о Бетховене, я наткнулся на Моцарта. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознавания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. Бетховен заставлял меня тоже трепетать. Но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски».
«21 сентября 1887 г.
Как жизнь коротка! Как многое хочется сделать, обдумать, высказать! Откладываешь, воображая, что так много еще впереди, а смерть из-за угла уж и подстерегать начинает. Ровно год я не прикасался к этой тетради, и как многое переменилось! Как странно мне было читать, что 365 дней тому назад я еще боялся признаться, что, несмотря на всю горячность симпатических чувств, возбуждаемых Христом, я смел сомневаться в его Божественности. С тех пор моя религия обозначилась бесконечно яснее; я много думал о Боге, о жизни и смерти. Молюсь все по-старому, как учили молиться. А впрочем, Богу вряд ли нужно знать, как и отчего молятся. Молитва Богу не нужна. Но она нужна нам».
Хочется сказать о том, что не стоит воспринимать дневники композитора как источник подробностей личной жизни, и к месту будет упомянуть цитату из письма Пушкина Вяземскому по поводу мемуаров Байрона: «Оставь любопытство толпе и будь заодно с Гением». Книга определенно будет интересна всем поклонникам личности и таланта Чайковского.
85.313(2)1 Ч-15 525229-ИСК | Чайковский П. И. Дневники / П. И. Чайковский. - Москва : Наш дом - L` age d` Homme, 2000. - 304 с. |
---|
Трагический уход Чайковского до сих пор окутан облаками тайны... Но с уверенностью можно сказать только одно: смерть композитора стала огромной утратой и для России, и для остального мира, потерявшего одного из величайших музыкантов. Об этом и не только – в книге английского писателя Саймона Манди «Чайковский» из серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов», опубликованной в 2000 году. Автор рассказывает о семье композитора, о погружении Петра Ильича в музыку, о переезде в Санкт-Петербург, о московском безденежье, о работе в консерватории и великих произведениях, принадлежащих перу Чайковского. И конечно же о трудных временах в творчестве и в личной жизни. Композитор предстает перед нами в образе музыканта, дирижера, одного из светил мировой величины, творчество которого превосходило то, что до него было создано русскими композиторами, учителя, окруженного преданными учениками и не щадившего для них и для музыкантов-исполнителей ни времени, ни денег, человека, шедшего на все, чтобы уладить семейные и деловые конфликты, бывалого путешественника, изъездившего всю Россию, Францию, Италию и Германию. Чайковский был человеком, который везде, куда бы он ни отправлялся, дарил любовь и был окружен любовью. Автор надеется, что страницы этой книги помогут читателям открыть для себя неизвестного Чайковского. Издание прекрасно оформлено большим количеством фотографий и рассчитано как на музыкантов-профессионалов, так и на широкий круг читателей. Достоинство этой книги в наличии именного указателя и фрагментов из дневников Чайковского.
85.313.(2)1 М23 533116-ИСК | Манди С. Чайковский / С. Манди ; пер. с англ. А. Виноградовой. - Челябинск : Урал LTD, 2000. - (Иллюстрированные биографии великих музыкантов). |
---|
«Вот он спит в своей кроватке, в глухой русской провинции, и еще никто на свете не знает, какая ему уготована судьба. Да и кому могло прийти в голову, что этот маленький мальчик станет известным на весь мир человеком, таким знаменитым, что его родной, ничем не приметный Воткинск будет именоваться городом Чайковским? Найдете ли вы на карте мира хотя бы еще один город, названный в честь композитора?». Именно с этих вопросов начинается книга Михаила Яснова «Чайковский». Это биография великого композитора, изложенная для детей. Биография «стеклянного мальчика», как называла его в детстве няня Фанни за то, что душа его была хрупкой, как тонкое стекло. И еще потому, что чистое стекло подобно слезе. А Петя Чайковский никогда, даже став взрослым, не стеснялся слез восхищения и сострадания. Автор рассказывает о маленьком Пете, который спас котенка, и о бездомной собаке Бишке, которую спас Петр Ильич от мальчишек будучи уже профессором Московской консерватории, и даже сочинил шуточную песенку, которую посвятил спасенной собаке. Просто и трогательно автор повествует о семье будущего гения русской музыки, о любви Пети к музыке и о чувствах, переполнявших душу мальчика. Где бы он ни был, что бы ни делал, всюду его преследовали звуки. И на вопрос, когда он начал сочинять, часто отвечал: «С тех пор, как узнал музыку». Обращаясь к родителям, автор пишет: «Расскажи!» – требует ваш умница-ребенок, услышав имя знаменитости. Придется рассказать – в увлекательных историях и красочных картинках. Так, чтобы запало в детскую душу раз и навсегда. Пришла пора узнать вашему ребенку серьезные вещи из мира образованных людей. Главное, ничего лишнего, как это часто бывает в таких случаях, – ровно столько, чтобы у него глаза засветились».
85.313(2)1 Я85 565923-ИСК | Яснов М. Чайковский / М. Яснов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. - 96 с. - (Имена на всю жизнь). |
---|
Автор-составитель книги «Петр Ильич Чайковский» О. Талалова предлагает познакомиться не только с историей создания самых популярных и знаковых произведений Петра Ильича Чайковского, но и с его многочисленным семейством. Вы узнаете о первой роковой любви, которую великий композитор пронес через всю жизнь, а также прочтете о его друзьях (музыкантах, актерах, критиках и писателях), каждый из которых внес свой вклад в развитие русского искусства. Еще одна уникальная особенность книги – таблица QR-кодов, которую вы найдете на последних страницах. Благодаря ей вы сможете насладиться творчеством музыканта уже во время чтения. Никогда еще не было так просто получить удовольствие от чтения и одновременно погрузиться в атмосферу времени Чайковского, слушая его произведения. Данная книга никого не оставит равнодушным и станет прекрасным подарком и для давних поклонников творчества композитора, и для тех, кто только начинает знакомиться с творчеством и жизнью русского гения.
85.313(2)1 Ч-15 617243-ИСК | Петр Ильич Чайковский / авт.-сост. О. Талалова. - Москва : Эксмо, 2015. - 96 с. - (Легенды музыки). |
---|
«А за стеной всё не умолкало это влекущее, таинственное шуршание, мелодичное постукивание крохотного молоточка, позвякивание каких-то дощечек и железок. И дети, затаив дыхание, прислушивались к доносившимся из гостиной звукам. Накануне Рождества их крёстный Дроссельмейер мастерил для них какой-то особый подарок... Мари вдруг присела на корточки перед ёлкой. Она увидела странного деревянного человечка, скромно стоявшего под разлапистой пушистой веткой. Не очень-то складный был этот человечек. Чересчур громоздкое туловище на тонких ножках и великоватая голова с тяжёлой челюстью. Но зато одет человечек был вполне пристойно и даже щегольски. Мари тут же полюбила человечка, который приветливо и дружелюбно поглядывал на неё.
– А этот милый человечек для кого? – воскликнула Мари.
– Для всех, – ответил отец. – Это Щелкунчик. Он, как и все его предки, отлично умеет разгрызать орехи».
Совершенно верно, это отрывок из сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Наверное, не найдется ни одного ребенка и взрослого, кто бы ни знал эту замечательную сказку. Читаешь, и невольно представляешь себе огромную залу, в центре которой стоит украшенная игрушками и расцвеченная огнями красавица елка. Взрослые танцуют, а дети с нетерпением ждут, когда же можно будет взять подарки... Не остался равнодушным к этой сказочной истории и П. И. Чайковский. В 1890 году Петр Чайковский получил от дирекции Императорских театров заказ на двухактный балет. В декабре 1892 года «Щелкунчик» предстал перед публикой на сцене Мариинского театра. «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», – отзывался Николай Безобразов в «Петербургской газете». Но самый известный критик той эпохи дал балету положительный отзыв. Александр Бенуа писал: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши». И с тех пор балет «Щелкунчик» считается одним из шедевров мирового музыкального искусства, интерес к которому не угасает до сих пор. Казалось бы, все уже сказано об этом балете Чайковского, но до сих пор появляются все новые и новые произведения, которые помогают любителям музыки узнать что-то новое. Немецкий автор З. Хэммерле написал книгу «Щелкунчик. Балет-сказка Петра Ильича Чайковского». В ней вас ждет уникальное сочетание: либретто шедевра музыкальной классики, адаптированное для детей, дополненное мелодиями из самого произведения и интересными комментариями. Аудиосопровождение доступно по ссылке через QR-код.
85.313(2)1 Х99 617243-ИСК | Хэммерле З. Щелкунчик : балет-сказка Петра Ильича Чайковского / З. Хэммерле. - Москва : Контэнт, 2019. - 32 с. - (Музыкальная классика). |
---|
Июль. Песня косаря.
Раззудись, плечо,
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А. Кольцов
С такими поэтическими эпиграфами месяц за месяцем в одном из московских периодических изданий 70-х годов XIX века публиковались фортепианные миниатюры П. И. Чайковского «Времена года». «Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение без определенного сюжета? – писал Чайковский Н. Ф. фон Мекк. – Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения». Эти слова вполне могли бы стать авторским комментарием и к циклу «Времена года». Предлагаем вашему вниманию грампластинку «П. Чайковский. Времена года. Играет Михаил Плетнев». Двенадцать пьес цикла были завершены к концу 1876 года. За год до этого Чайковский написал Первый фортепианный концерт, в феврале 1876 года окончена работа над партитурой «Лебединого озера», а в начале следующего года композитор приступил к созданию оперы «Евгений Онегин». В таком окружении фортепианные миниатюры оказались малопримечательными для современников. Сегодня же становится ясно, что цикл «Времена года» представляет собой малую антологию идей и стиля композитора, и творческого гения композитора здесь не меньше, чем в его «Онегине», симфонических произведениях. Произведение «Времена года», записанное на данной грампластинке, звучит в исполнении пианиста Михаила Плетнева, у которого особенное отношение к творческому наследию Чайковского. В концертных программах пианиста сочинения великого русского художника занимают одно из ведущих мест. Плетнев передает новое ощущение стиля композитора, воплощая его в оригинальной манере, где звуковые краски тщательно выверены, и все пронизано ясностью мысли. Слушая исполнение пианистом этого фортепианного цикла, вспоминаются слова А. Г. Рубинштейна: «Воспроизведение – это второе творение».
ФН:85.954.2 Ч-15 6718-ИСК | Чайковский П. И. Времена года [Звкозапись] : для фортепиано / П. И. Чайковский. - Москва : Мелодия, 1989. - 1 грп. (ок. 40 мин.) : 33 об/мин, стерео. |
---|
Колоссальным завоеванием русской вокальной музыки последней трети XIX века назвал академик Б. Асафьев романсы П. И. Чайковского. Почти каждый романс Чайковского несет в себе мотив личного, сокровенного. Живая, естественная музыкальная речь так же внятна, правдива, разнообразна по оттенкам смысла и эмоций, как выразительное человеческое слово. 104 романса Чайковского – это поразительный по откровению, богатству выраженных мыслей и эмоций портрет лирического героя, запечатлевший нравственную красоту русского человека. На пластинке «П. Чайковский. Избранные романсы» представлены произведения, созданные в разные периоды творчества. Различны образы, настроения, формы. Уже более столетия романсы великого композитора живут в русском искусстве. Самым верным критерием их интерпретации всегда были душевная чуткость, вкус, музыкальная культура артиста. Эти качества и позволили выдающимся русским певцам создавать свои традиции, исполнительские эталоны прочтения камерной музыки Чайковского. Одним из ярчайших в этой артистической плеяде был Сергей Яковлевич Лемешев. Он первым из советских певцов исполнил на эстраде все романсы Чайковского, посвятив в сезоне 1939/40 годов цикл из пяти вечеров 100-летию композитора. Эта работа и по сей день остается уникальной, ведь в ней представлена полная картина камерного творчества Чайковского. Но еще важнее то, что, благодаря поразительному слиянию личности артиста с исполняемой музыкой, эта интерпретация раскрыла в романсах Чайковского их глубочайшую, проникновенную и правдивую лирическую сущность. О самом же сокровенном в своем отношении к музыке великого композитора сказал сам певец: «Я вспоминаю себя в 17-летнем возрасте... Тогда я много пел русских песен, которые очень любил. Но вот в наши края приехала семья Квашниных, в которой много играли и пели и, конечно, обожали Чайковского. И меня приобщили к нему, к его музыке, к его романсам. Я по слуху выучил два из них: «Хотел бы в единое слово» и серенаду «О, дитя». Я и не заметил, с какой легкостью перешел от русских народных песен к романсам Чайковского. Я только почувствовал, что какой-то новый неописуемый восторг наполнил мою душу... Чайковский навсегда остался мои любимым композитором...». На пластинке записаны 14 романсов, некоторые из которых С. Лемешев исполняет в дуэте с В. Кудрявцевой. Аккомпанирует Б. Козель.
ФН:85.943 Ч-15 9246-ИСК | Чайковский П. И. Изранные романсы [Звукозапись] / П. И. Чайковский. - Москва : Мелодия, 1990. - 1 грп. (ок. 40 мин.) : 33 об/мин, стерео. |
---|