Литературные адреса Ф. М. Достоевского

Литературные адреса Ф. М. Достоевского

«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь – откровение сердца бытия человеческого». (Н. Бердяев)

Творчество каждого великого писателя связано с теми местами, в которых он когда-то жил. Париж и Берлин, Генуя и Лондон, Дрезден и Баден-Баден, Кельн и Женева, Венеция и Милан – все эти города так или иначе связаны с именем русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Но только несколько городов созвучны духовной биографии великого мастера художественного слова.

Имя Ф. М. Достоевского очень тесно связано с Петербургом. Но по происхождению он коренной москвич. В Москве прошли его детские годы, отрочество и ранняя юность, а также отдельные дни и месяцы позже, когда он по разным обстоятельствам возвращался в родной город. Многие биографы уверены, что источником вдохновения для писателя служила Москва.

otcthi_i_deti

Одним из главных адресов столицы, связанных с жизнью и творчеством Федора Михайловича, называют улицу Достоевского, дом 2. Во времена детства писателя ее именовали Божедомкой. Весной 1821 года в Мариинскую больницу для бедных поступил служить лекарем отец классика Михаил Андреевич. У фасада с колоннадой выстраивались очереди бедных, увечных, с отсутствующими взглядами и почерневшими лицами москвичей. Несмотря на запреты отца, отзывчивый мальчик общался со страждущими. Потрясением для него навсегда стал страшный эпизод жизни больничного двора – изнасилование девочки. Позже в его творчество это прозвучит мотивом погубленного, оскорбленного детства. Тема больных и униженных была одной из главных линий творчества классика.

Мир больших денег отрылся Федору Михайловичу в Старосадском переулке. В доме № 9 жили Куманины – ближайшие родственники Достоевских. «В доме любимой тетушки, которая была его крестной матерью, собирались необыкновенно богатые люди, которые оценивали всех только по размеру кошелька. Эта сторона жизни повлияла на создание романов «Идиот», «Игрок», «Преступление и наказание» и «Подросток». (И. Краусова)

В основу многих произведений писателя легли реальные сводки криминальной хроники. Так, прочитав об убийстве студента бывшей Тимирязевской академии, Достоевский задумал роман «Бесы».

«Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение...» (Ф. М. Достоевский)

otcthi_i_deti

Петербург – город рождения Достоевского как писателя, трагических переживаний и утрат. Петербург присутствует во многих его произведениях иногда как фон, чаще как действующее лицо. Дома и подворотни, лестницы и переулки изображены с такой точностью и убедительностью, что кажутся нарисованными с натуры. Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. В его описаниях редко можно встретить красоты Невского проспекта, дворцы, роскошные здания. Двойственность Петербурга Достоевский видит не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии и безрадостной изнанке. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его будет воспринимать писатель. Устами своих героев Достоевский передает и свое отношение к Петербургу: «...сугубое несчастье обитать в Петербурге», «...это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге... Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире...»

otcthi_i_deti

Самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. Только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. Душа Петербурга – душа Раскольникова, в ней тоже величие и тот же холод. Герой «Преступления и наказания» «дивился... своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его». Весь роман посвящен разгадке тайны Раскольникова – Петербурга – России.
Книга академика Академии Гуманитарных наук, профессора, доктора исторических наук, С. В. Белова «Петербург Достоевского» – это первая обобщающая работа о Петербурге в жизни и творчестве Федора Михайловича. С необыкновенной тщательностью и скрупулезностью реконструируются петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его героев, рассматриваются петербургские аномалии и символы в творчестве писателя. Наглядно демонстрируется пешеходная экскурсия по Петербургу Достоевского. 

83.3(2=Рус)1
Б 43
М545893-КХ

Белов С. В. Петербург Достоевского / С. В. Белов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. - 372 с. - (Петербургская серия).

 

otcthi_i_deti

Достоевского можно назвать первым в русской литературе петербургским писателем. Он прожил в этом городе почти всю жизнь (34 года). В Петербурге происходят действия всех важнейших его произведений за исключением «Бесов» и «Братьев Карамазовых». Но русская литература не знала такого ненавистника Северной столицы. Историк, журналист Лев Лурье объяснил, почему он выбрал темой своей книги «Петербург Достоевского», в некотором смысле антигород. «Прежде всего, писатель создал на страницах своих произведений воистину новую реальность. Своеобразная красота узких дворов-колодцев, плоскости брандмауэров, пестрое разнообразие эклектичных доходных домов опоэтизировано еще со времен знаменитых иллюстраций М. Добужинского к «Белым ночам».

Книга Л. Лурье «Петербург Достоевского. Исторический путеводитель» знакомит с двумя обликами Северной столицы. Во-первых, это Петербург между 1837 и 1881 годами, когда здесь жил писатель, город, удивительно хорошо сохранившийся, а во-вторых, это пространство, созданное воображением писателя, где жили его герои. Одна из особенностей творчества Достоевского – необычайно точная топографическая привязка его романов. Писатель мысленно расселял героев по конкретным зданиям, отправляя их в бесконечные блуждания по вполне определенным, реально существующим улицам.

83.3(2=Рус)1
Л 86
639731-КХ
Лурье Л. Я. Петербург Достоевского : исторический путеводитель / Л. Я. Лурье. - Санкт-Петербург : ВХВ-Петербург, 2018. - 350 с., ил.

 

otcthi_i_deti

Еще в 1866 году Достоевский, продиктовав Анне Григорьевне последние главы романа «Преступление и наказание», водил ее по улицам города и показывал места, где происходят события жизни его героев. Анна Григорьевна вспоминала: «Федор Михайлович... завел меня во двор одного дома и показал камень, под которым его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи».

В романе Федор Михайлович называет адреса почти всех действующих лиц. «В начале июля в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту». Переулок, в котором живет Раскольников – Столярный, а мост – Кокушкин. В бывшем Столярном переулке до сих пор можно найти несколько зданий, которые почти точно соответствуют описаниям «дома Раскольникова». Сохранился «дом старухи-процентщицы». Им считается дом № 104 по каналу Грибоедова. Там же, на углу Казначейской улицы, неподалеку от Вознесенского моста, стоит дом № 73, который соответствует описанию Достоевского и считается «домом Сони». 

84(2Рос=Рус)1
Д 70
643233-АБ
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание : роман / Ф. М. Достоевский. - Москва : АСТ, 2018. - 540 с., ил. - (Русская классика).

 

В отличие от романа «Преступление и наказание» герои «Идиота» живут в аристократических кварталах и купеческих домах. Но и здесь в этом Петербурге, «городе пышном», разыгрываются трагедии. Действие романа сосредоточивается и в столице, и в модной дачной местности – Павловске.

Генерал Епанчин живет в собственном доме, несколько в стороне от Литейной, ближе к собору Спаса Преображения. Недалеко от Литейной, рассказывается в романе, находилась «плохонькая» гостиница, в которой князь Мышкин «занял две небольшие комнаты, темные и плохо меблированные...» Выясняется и место жительства Настасьи Филипповны: «У Большого театра, дом Мытовцовой, почти тут же, на площади, в бельэтаже...» Трагическая развязка романа происходит в Петербурге, на Гороховой улице, «неподалеку от Садовой», в собственном доме купца Рогожина.

84(2Рос=Рус)1
Д 70 
622196-АБ
Достоевский Ф. М. Идиот : роман / Ф. М. Достоевский. - Москва : Эксмо, 2017. -  798 с. - (Библиотека всемирной литературы).

 

Там, где пересекались Крюков и Екатерининский каналы, где висели над ними Старо-и Ново-Никольские мостики, стояла трехъярусная колокольня Никольского собора, находилось место встречи персонажей «Белых ночей». «Гулко в тишине раздавались его одинокие шаги, и совсем близко слева дышал в щеку Екатерининский канал. Дрожал в воздухе легкий перезвон часов на башенке колокольни, затем стихал». 

Р1
Д 70
363996-АБ
Достоевский Ф. М. Белые ночи : повести, рассказы / Ф. М. Достоевский. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1983. - 463 с.

 

otcthi_i_deti

В Рождественскую ночь 1849 г. Достоевский из Петербурга по этапу был отправлен в Сибирь. Четыре года ему суждено было провести в Омском остроге. «Острог наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала. Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь ли хоть что-нибудь? – и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь, расхаживают часовые...» Столкнувшись с преступным миром, Достоевский осознал многие отвлеченные понятия – интеллигенция и народ, преступление и наказание, свобода и ее границы. Все его последующее творчество было посвящено осмыслению этих «вечных вопросов». Здесь, на берегу Иртыша, писатель жил, не теряя надежды на освобождение.

На берегу Иртыша между Тобольскими и Иртышскими крепостными воротами находится место, где произошло последнее свидание Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова – главных героев романа «Преступление и наказание». «Раскольников ... сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысли его переходили в грезы, в созерцание...»

otcthi_i_deti

Достоевский рисовал не только картины петербургской жизни, в 70-е годы он все чаще обращается к уездной Руси. Неслучайно в романе «Подросток», действие которого происходит в Петербурге, есть эпизод в старинном городке Афимьевском, а местом действия романа «Братья Карамазовы» стал городок Скотопригоньевск. Интерес писателя к российской провинции был вызван его проживанием в Старой Руссе. Там на тихой набережной реки Перерытицы стоит двухэтажный деревянный дом, в котором в течение многих лет жил Ф. М. Достоевский.

Что привело писателя в Старую Руссу? Какие обстоятельства привлекли внимание Достоевского к небольшому городу Новгородской губернии и связали Старую Руссу с его жизнью и творчеством? Об этом вы узнаете из небольшой книги Л. М. Рейнуса «Достоевский в Старой Руссе». В ней раскрываются конкретные старорусские впечатления, отразившиеся в романах «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

8Р1
Р 35
М136394-КХ
Рейнус Л. М. Достоевский в Старой Руссе / Л. М. Рейнус. - 2-е изд., испр., доп. - Ленинград : Лениздат, 1971. - 79 с., ил.

 

otcthi_i_deti

Пейзажи Старой Руссы стали фоном, на котором развернулись действия последнего романа Федора Михайловича. Во времена Достоевского городская молва сравнивала местного жителя фон Зона и его семью с героями романа. Один из сыновей старорусского генерал-майора был кутилой, а другой отличался набожностью.

На берегу Перерытицы сохранился небольшой двухэтажный каменный дом. Здесь жила «молодая провинциалка» Грушенька Меньшова, которая стала прообразом одного из центральных персонажей «Братьев Карамазовых». Ее история в романе звучит трагично: «... семнадцатилетнею еще девочкой была она кем-то обманута, каким-то будто офицером, а затем тотчас им же брошена».

В «Братьях Карамазовых» многие события связаны с Михайловской и Большой улицами города Скотопригоньевска. На Михайловской улице живет госпожа Хохлакова с дочерью Лизой, «очень просторный и удобный дом на Большой улице» занимает Катерина Ивановна. В романе Михайловская улица параллельна Большой и отделена от не «лишь канавкой». Благодаря пометкам Анны Григорьевны мы узнаем, что именно Георгиевскую улицу и Дмитриевскую, отделяющуюся от нее лишь речкой Малашкой, писатель сделал местом, где развернулись события романа. 

84(2Рос=Рус)1
Д 70
638506-АБ
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 832 с. - (Мировая классика).

 

Литературная топография знакомит с местами, где жили или бывали знаменитые персонажи произведений писателей. Увлекательное описание домов, местностей, маршрутов помогают полнее ощутить атмосферу, окружающую героев книг.