Литературное знакомство: Джонатан Франзен

Литературное знакомство: Джонатан Франзен

Как часто мы слышим фразы: «Время великой литературы безвозвратно ушло. Лучше, чем классики XIX века, писать просто невозможно и т.д.». Однако смеем предположить, что подобные пессимистические выводы связаны отнюдь не с посредственным качеством современной литературы, а с поверхностным знакомством читателей с ней. Сегодня границы литературы как никогда расширились не только по своей географии, но и жанровому разнообразию. И серьезная большая литература (в духе Толстого и Достоевского), как и талантливые писатели, по-прежнему продолжают жить и осмысливать наше настоящее, прошлое и будущее.

Одним из ярких наследников традиций классической литературы является Джонатан Франзен, современный американский писатель-романист и эссеист. Его роман «Поправки» о разрушении традиционной американской семьи на фоне социальной нестабильности 90-х годов ХХ века критики именовали, как главное культурное событие на стыке двух веков.

ab_1.

Джонатан Франзен родился 19 августа 1959 году в деревне Западный Спрингс, штат Иллинойс. Его детские годы прошли в более многолюдном городе Вебстер-Грувз. Высшее образование он получил в частном гуманитарном колледже Swarthmore College по специальности немецкая филология. За отличную успеваемость и выдающиеся успехи в учебе Франзен был награжден стипендией фонда Фулбрайта (международная обменная программа в области образования), благодаря которой он продолжил обучение в Свободном университете Берлина в 1981-1982 годах.

После завершения университета и вплоть до выхода в свет его дебютного романа «Двадцать седьмой город» в 1988 году Франзен работал научным сотрудником на факультете наук о Земле и планетах в Гарвардском университете, написал в соавторстве нескольких десятков научных статей. Однако любовь к художественной литературе и желание создать большой американский роман не покидало будущего писателя ещё со студенческой скамьи.

Дебютный роман «Двадцать седьмой город» – первый опыт Франзена в большой прозе, подготовленный восемью годами поисков и скрупулезной работы. По воспоминаниям автора, ему непременно хотелось казаться в этом произведении глубоким философом и начитанным интеллектуалом, поэтому и обращение к форме классического романа XIX века, с непременным раскрытием темы распада семьи на фоне социально-политических катаклизмов, не кажется случайным. К слову, во всех своих последующих книгах, в прямом смысле объемных романах, Франзен обращался именно к этой форме изложения.

Первое произведения автора было тепло принято читателями, а критики и вовсе наделили его громким титулом «многообещающий писатель современности». Однако громкая слава и истинное признание пришли к нему лишь 30 лет спустя.

В 2001 году вышел в свет роман «Поправки», третий по счету в творческой карьере писателя. Оглушительная реакция читателей и критиков на это произведение была подобна эффекту разорвавшейся бомбы: книга была не только высоко оценена критиками и номинирована практически на все значимые американские и международные литературные премии, но и публично оценивалась как главный американский роман современности. В основе сюжета – история обычной американской семьи, традиционно собирающейся вместе лишь в канун Рождества. Назревающий конфликт и распад между поколением «отцов и детей» происходит на фоне тревожных 90-х, с их внешним благополучием и внутренней политической накаленностью.

84(7Сое)
Ф 83
м624462-АБ
Франзен Д. Поправки : роман / Д. Франзен ; пер. с англ. Л. Сумм. - Москва : Иностранка, 2008. - 669 с. - (The Best of Иностранка)

 

ab_1.

Триумфальный успех сопутствовал и следующему роману Франзена «Свобода», опубликованному в 2010 году. С его выходом связан один курьезный случай, который закрепил за писателем славу национального автора. За несколько дней до официального старта продаж романа папарацци опубликовали снимок, на котором Барак Обама, на тот момент действующий президент США, читал книгу до её официального выхода. Этот эпизод не на шутку возмутил американское общество, в том числе из-за нарушения их конституционных прав, не допускающих привилегированного положения для кого бы то ни было. Обама публично извинился за превышение своих служебных полномочий, объясняя это тем, что каждый день ожидания новой книги Франзена для него был поистине мучительным.

В этом произведении автор вновь развивает идею «большого американского романа», осмысливая главные травматические события нулевых: война в Ираке, породившая страшную трагедию – взрыв башен-близнецов 11 сентября 2001 года, тревожные прогнозы экологов, связанные с глобальным потеплением и перенаселенностью Земли, кризис традиционной «американской мечты» о незыблемости свободы и демократии. Каждый из главных героев романа переживает внутренний конфликт в духе персонажей Достоевского, разрываясь между долгом (нравственным, социальным, национальным) и личными чувствами. Свобода, трактуемая писателем как новый идеал американской мечты, окончательно сменивший патриархальную семью «Поправок», здесь также подвергается сомнению и критике, поскольку свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.

84(7Сое)
Ф 83
ЛитРес

Франзен Д. Свобода : роман / Д. Франзен ; пер. с англ. Д. Горяниной, В. Сергеевой. - Москва : Аст : CORPUS, 2017. - 672 с.

 

ab_1.

«Безгрешность» – последний на сегодняшний день большой американский роман Франзена, вышедший в печать в 2015 году. Ключевой фигурой произведения на этот раз стал реальный человек – интернет-журналист Джулиан Ассанж, основатель скандально известной организации WikiLeaks. Ассанж одним из первых обнародовал в сети материалы о государственных шпионажах, коррупционных сделках, военных преступлениях, вызвавших в демократических обществах агрессивную критику власти и социальные волнения.
Главная героиня романа – типичная молодая американка с огромным долгом за учебу и без постоянного места работы и жительства. Своё сложное материальное положение она мечтает поправить за счёт отца, личность которого её мать по неизвестным причинам скрывает с самого рождения. Первые поиски героини мистическим образом сводят её с Андреасом Вульфом (литературный прототип Ассанжа), предлагающим ей присоединиться к организации «Солнечный свет» (аналог Wikileaks) в обмен на раскрытие имени её отца. Искушаемая долгожданной встречей с отцом, а также очарованная загадочной фигурой самого Андреаса, героиня начинает шпионскую карьеру, не подозревая, что «разоблачители» могут оказаться не менее жестокими и меркантильными злодеями, чем раскрываемые им преступники и преступления.

Как и в романе «Свобода», Франзен подвергает критическому анализу новую «мечту» об информационной прозрачности, доказывая, что подобный шпионаж в якобы благих целях может быть и корыстным, и антигуманным, и нести за собой отчаяние и разрушение. Конфликт же поколений «отцов и детей» здесь усиливается не только на идейном уровне, но и внутри своей возрастной группы: взаимопонимания и любви нет ни в одной из семей романа. И финальная сцена произведения – счастливое воссоединение родителей героини после двадцатилетнего расставания оканчивается скандалом и выяснением всех накопившихся претензий и обид.

84(7Сое)
Ф 73
626401-Аб
Франзен Д. Безгрешность : роман / Д. Франзен ; пер с англ. Л. Мотылева, Л. Сумм. - Москва : АСТ : CORPUS, 2017. - 736 с.

 

Джонатан Франзен, несомненно, больше, чем писатель о настроениях современной Америки. Он не только детально и своевременно описывает самые актуальные, волнующие, травмирующие события последних десятилетий, но и берет на себя смелость проговаривать реакцию на эти дестабилизирующие явления и осмысливать пути выхода из этого эмоционального тупика.