Двадцатый век как литературная эпоха

Двадцатый век как литературная эпоха

 

XX век – время расцвета русской и зарубежной культуры. В литературе появлялись новые таланты, состязались разные направления, группировки и стили. Литературный процесс приобретает новые стили, в нем сочетаются модернизм и реализм. Новой формой для литературных произведений стала фантастика.

 

Литература наполнялась особой философией. Главными темами стали – война, революция, проблемы религиозного восприятия, трагедия личности человека. Стали более решительными, смелыми, неординарными герои литературных произведений. На первый план выносится интерес к главному герою, человеку, воспринимающему общественные события через призму своего сознания.
Многие писатели и поэты ждали новых перемен в общественной и государственной жизни. Это очень повлияло на их творчество. В основном в своих произведениях русские и зарубежные писатели вдохновляли людей и вселяли веру в новое прекрасное будущее.
Хочется отметить, что для русской литературы ХХ века происходит масштабная переоценка с появлением новых литературных течений и школ.
Опираясь на список "100 лучших книг всех времен", рекомендуем вам еще раз вспомнить несколько из них. 


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Русский писатель и драматург Михаил Булгаков – автор произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Всем известны такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие творения Булгакова были экранизированы.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Первой киевской гимназии, в 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Первой мировой войны
Булгаков служил в прифронтовой зоне в должности доктора. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность.

Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» 12 лет. Замысел романа возник у писателя в 1928 году. Впервые роман был опубликован в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте.
Это произведение входит в списки школьных программ. Роман не однозначен, у него особенная структура «истории в истории». В произведении – две сюжетные линии. Действие первой разворачивается в Москве, в майские дни, в дни весеннего полнолуния; действие второй сюжетной линии происходит тоже в мае, в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад. Главы основной сюжетной линии перемежаются с главами, составляющими вторую сюжетную линию.

По жанру – это бытовой роман, в нем присутствуют элементы фантастики, философские размышления. Ирония и сатира соседствуют здесь с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями. Автор оставил в книге свои сокровенные мысли, тревоги, надежды. Образ Мастера соотносят с личностью Булгакова, его жена стала прообразом Маргариты. Это своеобразное повествование о самоотверженной неземной любви женщины. Любовь в образе ведьмы не случайна.Она стала ведьмой, чтобы спасти Мастера. Действие в романе происходит в Москве 30-х годов, где царствуют взяточники, подлецы, ничтожества. Они наушничают, врут, и от своего бессилия и страха стараются уничтожить того или иного человека.

«Мастер и Маргарита» Булгакова – это книга в книге. В конце два произведения соединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который милосердно решает его судьбу. Ценности, прославленные автором: любовь и милосердие, свобода духа и прощение. И пока в людях живут они, будет жить и роман, а с ним и память о гениальном писателе.

Р2
Б90
533742 - АБ

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : роман / М. А. Булгаков ; художник А. Рыбьяков. – Пермь : Стрелец : Стрелец-плюс, 2000. - 476 с. 


Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»

moskvaПрозаик, поэт, журналист Владимир Алексеевич Гиляровский родился в Вологде в 1855 году в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева.
В десять лет Гиляровский поступил в Вологодскую гимназию, но учился плохо, уже в первом классе остался на второй год. В 1871 году, так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома. Он прошел пешком из Вологды до Ярославля, работал портовым грузчиком на волжских пристанях, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. Гиляровский во время Русско-турецкой войны (1877-1878) служил в разведке и за храбрость был награжден Георгиевским крестом. После войны он приехал на родину. Путешествия по России Гиляровского продолжались ровно десять лет. Пришла пора этот огромный запас жизненного материала воплощать в литературу.
«Ты – курьерский поезд», – сказал Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, подметив необыкновенно высокий ритм жизни, вездесущность известного всей Москве репортера.
Всеобщую известность В. Гиляровскому принесла журналистская работа и книга воспоминаний «Москва и москвичи». Это своего рода задокументированный московский быт, за которым Гиляровский наблюдал более 50 лет. В книге писатель описывает известные рынки, рестораны, трактиры, дома, фабрики, нравы рабочего люда, бывших бар, кружки артистов и художников, собрания купцов, охотников и т.п. Немало известных людей запечатлел автор в своих очерках. Образы не выдуманы, а списаны с реальных людей, также приведены реальные истории и случаи, которые с удивительной точность, с выписанными деталями показывают насущные проблемы общества. Живо представляешь грязные немощеные московские улицы, рынки, стоянки лошадей, громких купцов, едущих за город, шум, многочисленные торговые лавки, облепившие нижние этажи зданий...
«Я – москвич!» – написал Владимир Гиляровский к изданию своей книги в 1934 году. Хотя по рождению москвичом не был. Он полюбил этот город, поэтому и написал для нас эту замечательную книгу о Москве.

84(2Рос=Рус)6
Г47
607997 - АБ

Гиляровский, В. А. Москва и москвичи : сборник рассказов и очерков / В. А. Гиляровский. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 413 с. 


Альбер Камю «Посторонний»

kamФранцузский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире. Будущий писатель поступил на философский факультет Алжирского университета и в 1936 году получил диплом магистра философии.
Альбер Камю очень быстро приобрел репутацию крупного литератора и интеллектуала. Во время войны принимал активное участие в движении Сопротивления, работал в подпольной газете «Битва», которая издавалась в Париже.
Он был одним из виднейших представителей экзистенциализма. В своих драмах и романах развивает тему абсурда, развивает философию человека, который потерял или никогда не имел веры в Бога. В его произведениях можно найти ответы на вечные вопросы: как жить человеку одинокому, отчужденному обществом, как себя вести, если в мире нет заранее данного смысла, какое вообще значение человек может придать своей жизни? Писал на тему абсурда, но не принимал его безоговорочно. Цельным и счастливым ведь при абсурде быть невозможно. Со слов писателя – бунт делает жизнь человека достойной. «Зрелище человеческой гордости, –подчеркивает Камю, – не может сравниться ни с чем». В 1957 году Альбер Камю был удостоен Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Повесть «Посторонний» была впервые опубликована в 1942 году и сразу завоевала внимание публики. Теперь это произведение является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы. Название этого произведения указывает на особенность главного героя – относится к этому миру отстраненно, обособленно, как человека со стороны. Ему есть куда уйти, здесь он временно, праздно и равнодушно созерцает то, что есть, и не чувствует никаких эмоций, кроме последствий физических ощущений. Он – случайный прохожий, которого ничего не касается.
Сюжет очень простой, но сама идея автора очень глубока. Альбер Камю пытается определить характер главного персонажа как отсутствующего, взирающего на все без какой-либо реакции. Он не испытывает эмоции радости и грусти. Все в жизни ему кажется муторным и затянутым. Два уровня имеет повесть – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир главного героя. Мерсо поверяет общепринятые ценности, чтобы своей внутренней правдой осудить внешнюю ложь. Любовь, горе, убийство – поступки главного героя вызывают непонимание и порицаются в обществе. Единственное, что успокаивает Мерсо и является одной из составляющих его образа, – это природа, точнее романтика природы.
Читателя, в первую очередь, привлекает яркий авторский стиль написания. В полной мере в повести «Посторонний» проявляются идеи абсурдизма Альбера Камю. Автор не порицает поступки главного героя, ведь порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести. Эта книга вызвала большой интерес во Франции и за рубежом. Почти 80 лет прошло с ее выхода в свет, а книгу продолжают читать, для многих она остается современной и является бестселлером.

И(Фр)
К18
548784 – КХ
548785 - АБ

Камю, А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы из записных книжек : сборник : пер. с фр. / А. Камю. – Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2003. – 816 с. – (Золотой фонд мировой классики).


Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

unesenМаргарет Митчелл – автор великого романа «Унесенные ветром». Это единственное созданное ею литературное произведение принесло писательнице мировую славу и богатство. Фильм по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» вышел в 1939 году, через три года после публикации книги.

Маргарет Митчелл почти ровесница 20-го века. Она родилась в Атланте, которая стала местом действия ее романа. Маргарет Митчелл не была романтиком, в ней сочетались страсть к кокетству и спортивным развлечениям, незаурядные способности к учебе и интерес к знаниям.
Этот роман о Скарлетт. Митчелл очень нейтральна к ней, что делает роман еще более ценным. Читателю предложено самому выбирать – восхищаться Скарлетт или ненавидеть ее. Чувства главной героини всегда находятся на грани, на пиковой точке. Все в ней привлекательно: желание жить, радоваться, любить, танцевать, а впоследствии – преодолевать тяжелое время.
Мы помним знаменитую фразу Скарлетт О' Хара – «Я подумаю обо всем этом завтра...».
О романе Маргарет Митчелл сказано очень много и критиками, и писателями. Никто не остался к нему равнодушен, особенно к экранизации. У многих сохранилось, старенькое издание, зачитанное друзьями и знакомыми. И так хотелось продолжения..., оно появилось, но, невозможно сравнить ни с каким продолжением сам роман Маргарет Митчелл – «Унесенные ветром».

И(Амер)
М67
540684 – КХ
568217 – АБ

Митчел, М. Унесенные ветром : роман / М. Митчел. – Москва : АСТ, 2002. – 1071 с. – (Золотой фонд мировой классики).


Владимир Набоков «Другие берега»

nabokov«Другие берега» – это автобиографический роман о 40-летнем периоде жизни автора, где «малая родина» становится чем-то большим, нежели книжное понятие. Книга превосходно написана. Сразу видна связь между творчеством писателя и его биографией. Образ матери писателя восхищает, это тот человек, который всегда будет поддерживать счастье и покой в семье. Жизнь писателя как литературного персонажа очень осмысленна.
Интересна структура этого произведения. Воспоминания из детства для Набокова являются самыми ценными. Все это изложено на высоком эмоциональном уровне. Детство занимает большую часть воспоминаний. Важно все в этом периоде, как будто более важных событий во взрослой жизни не происходит. Писатель убеждает нас в огромной значимости детских лет, счастливо проведенных в своей семье. Владимира Набокова можно понять, прочитав «Другие берега». Критики называют этот роман «хроникой утраченного времени».
Свою жизнь в этой книге Владимир Набоков рассказал трижды, сначала по-английски, потом по-русски, а потом опять по-английски.
Родился Владимир Владимирович Набоков 22 апреля 1899 года в Петербурге в семье члена 1-й Государственной думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Получил блестящее домашнее образование, окончил Тенишевское училище в Петербурге. В детстве в совершенстве овладел английским языком. Октябрьская революция вынудила семью Набоковых покинуть Россию. Они поселились в Германии.
Западная критика восприняла Набокова как «странного писателя». Его проза многих отталкивала своей холодностью. В 1937 году писатель покидает Германию и переезжает в США. Там начал писать на английском языке под псевдонимом В. Сирин. В 1960 году Владимир Набоков вернулся в Европу, занимался переводом. Перевел многие произведения из русской классики на английский язык, в том числе «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве».

Набоков утверждал новую этическую систему в русской литературе. Литературный язык Владимира Владимировича очень многообразен, вас несомненно поразит точность и чувственно-духовная откровенность письма в его творчестве.

Р2
Н14
441725 - КХ

Набоков, В. В. Другие берега : романы, рассказы / В. В. Набоков ; предисл. В. Ерофеева ; коммент. подгот. О. Дарк. – Москва : Кн. палата, 1989. – 287 с. – (Популярная б-ка).


Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»

marselОдин из родоначальников французского модернизма Марсель Пруст соединял в своем творчестве настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Изысканный мир прозы писателя воссоздает удивительный путь человека в глубины своей внутренней вселенной. Пруст заложил основу нового типа романа – «романа сознания».
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже в семье врача. В дальнейшем проходил обучение в лицее М. Ж. А. Н. Кондорсе, где особо отличается в изучении литературы и философии. Во время обучения много публиковался в литературных журналах, стал завсегдатаем художественных салонов. С 1892 г. Марсель со своими друзьями издает журнал «Пир», чуть позже издает книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Писатель успел поработать в библиотеке, в этот период вышел его сборник рассказов и стихов «Утехи и дни». В 1907 году он начал работу над главным произведением своей жизни «В поисках утраченного времени», которое будет состоять из семи томов. В 1919 году Пруст был награжден престижной Гонкуровской премией.
Пруст, чтобы написать свое произведение, добровольно становится затворником: он поселился в маленькой комнатке и последние десять лет своей жизни целиком посвятил написанию романа. Чтобы дать жизнь главному герою,  надо отказаться от своей, что и сделал писатель. Эта книга очень отличалась от привычного чтения того периода. Но тем не менее с каждой новой книгой количество читателей возрастало.
Произведение очень объемно и сложно. Пруст говорил, что жизнь каждого интересна, в ней нет мелочей. Он практически отказался от сюжета и от какого-либо отбора материала. Каждый эпизод отобран сознанием автора. Пруст – автор деталей, точных формулировок. Он своеобразным способом обнаруживает мелкие вещи, из которых потом вырастает целый мир.
Роман Пруста – это путешествие вглубь себя, в свои воспоминания. Это роман-самокопание.
Проза Пруста сконцентрирована не на происходящих событиях, а на способе наблюдать их.
Современный читатель привык к экшену, интригам и клифхэнгерам, быстрой смене событий, а чтение Пруста это нечто другое. Оно не торопит читателя. Остановитесь, подождите..., и вы окажетесь у себя, с самим с собой или, точнее, в своем внутреннем мире.

84(4Фр)
П85
622224 - АБ

Пруст, М. В поисках утраченного времени : два романа легендарного цикла в одном томе : 16+ / М. Пруст ; пер. с фр. Н. М. Любимова ; предисл. А. Таганова ; примеч. С. Фокина, О. Волчек. – Москва : Э, 2017. – 893 с. – (Полное собрание сочинений).


Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»

francБудущая писательница романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в местечке Кажар во Франции. С раннего детства девочка обожала чтение, она всегда превосходила интеллектом сверстников, была очень любознательна. В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения.
Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган. Роман, с которого началась ранняя и стремительная творческая дорога великой Франсуазы – «Здравствуй, грусть» был написан ею в 19 лет. Успех этого романа принес Франсуазе Саган престижную литературную премию критиков, а также всемирную известность и богатство. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».
Роман «Здравствуй, грусть» для многих стал первым знакомством с творчеством писательницы. У романа есть своя душа и свой особый мир. Непринуждённо описан окружающий мир героев, их быт, нравы. Описываемые в романе события разворачиваются в наше время, главное в романе – это люди. Мироощущение девушки, недавно покинувшей строгую школу, получившей воспитание вдовствующего отца. Действие романа происходит на берегу моря. Главная героиня загорает, плавает, знакомится с молодым человеком и размышляет о себе и своем окружении. Но только одна интрига приводит к печальной концовке. Произошедшая трагедия ничего не меняет для героини и ее отца, они живут так же, как и жили.
Читателю будет интересно заглянуть в этот легкомысленный мир бабочек-однодневок, которые порхают по своим и чужим жизням. В творчестве Саган несомненно привлекает ее способность в описании принимать ее героев, остерегаться осуждения и отвращения. Эта история о том, как хрупко счастье и несовершенны люди.

И(ФР)
С13
476154 - АБ
476155 - АБ

Саган, Ф. Здравствуй, грустьСмутная улыбка : романы / Ф. Саган. – Москва : Костик, 1993. - 367 с. – (Подросток. Путь в XXI век). 


Эрнест Миллер Хемингуэй «Прощай, оружие!»

hemeng21 июля 1899 года родился американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, автор широко известных произведений «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» Эрнест Миллер Хемингуэй. Эрнест Хемингуэй вырос в семье врача и домохозяйки в привилегированном пригороде Чикаго. После окончания школы устроился в местную газету журналистом. С этого момента началась его тяга к писательскому труду. Первая мировая война. Хемингуэй очень хотел попасть на фронт, но из-за плохого зрения его не брали в армию. Юноша записался шофером-добровольцем Красного Креста, оказался на фронте в Италии. Хемингуэй отличился на войне, вытащив из боя итальянского снайпера. Был ранен, с последствиями ранения боролся всю жизнь.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

В 1929 году выходит в свет роман «Прощай, оружие!». Действие произведения разворачивается в 1915-1917 годах. Сюжет романа довольно простой. Молодой офицер Фредерик Генри, американец по происхождению, во время артиллерийского обстрела получает ранение, оказывается в одном из госпиталей, где влюбляется в свою соотечественницу, медсестру по имени Кэтрин Баркли. Для Фредерика его отношения с Кэтрин несерьезны. Но вскоре все меняется. Фредерик тяжело ранен, его эвакуируют в госпиталь в Милан. К раненому Генри приезжает Кэтрин. Между ними вспыхивает сильное взаимное чувство. На этом фоне война становится совсем уже бессмысленной. Злая судьба все-таки настигает влюбленных, Кэтрин умирает.
Хемингуэя телеграфировали о первых восторженных рецензиях. На страницах газеты «Нью-Йорк Таймс» писали, что «история любви между медсестрой-англичанкой и американским офицером санитарной службы, трагичная, как у Ромео и Джульетты, – высшее достижение того, что заслуживает имени нового романтизма».
Одним из главных действующих образов в этом произведении является дождь. С дождя роман начинается, создавая минорную атмосферу осени, тоски, уныния, – дождем и заканчивается. «Это было словно прощание со статуей. Немного погодя я вышел и спустился по лестнице и пошел к себе в отель под дождем», – так заканчивается роман.

И(Амер)
Х37
546636F - КХ

Хемингуэй, Э. Фиеста. Прощай оружие! Иметь и не иметь. Рассказы. Старик и море : пер. с англ. / Э. Хемингуэй ; вступит. ст. Б. Грибанова. – Москва : ОЛМА-пресс, 2003. - 670 с. – (Зарубежная классика. ХХ век.).