Блистательный мир балета

Блистательный мир балета

Блистательный мир балета

Многие из нас за всю свою жизнь ни разу не видели балет, а ведь это особый мир, которым можно наслаждаться бесконечно. Если начать намеренно в него погружаться, можно отыскать в собственной душе удивительные чувства, проявления и возможности. Балет завораживает и не оставляет равнодушным никого. Балерина Ульяна Лопаткина говорила о балете так: «Искусство должно возвышать человека над обыденностью и как-то немножечко тянуть человека к прекрасному, к тому, что он видит, но не может осознать. Я надеюсь, что балет способствует этому». Литература, которую мы предлагаем на данной выставке, может быть интересна не только для взрослых читателей, но и для детей.

Хотите узнать о чуде? Наверняка вы ответите утвердительно. А чудо это живет совсем рядом. Его нельзя трогать руками, но можно и увидеть, и услышать. Оно может заставить вас плакать и смеяться от пережитых эмоций. Чудо это называется Балет. Предлагаем вашему вниманию книгу «Балет. Книга безграничных возможностей» из серии «Твои правила». Да, свои правила есть и в балете. Прежде всего, авторы не забывают развенчать самые популярные мифы о балете – о том, что артисты мало едят, балет не для мальчиков, все балерины носят юбку-пачку и что детям скучно на балете. Скорее, наоборот – среди балетных артистов есть любители тортов и пирожков, а костюмы могут быть самыми разными, и на балете может быть сказочно, необычно, ярко, празднично, удивительно, но уж точно не скучно. Родители вместе с юными читателями познакомятся с любопытными фактами из истории балета, узнают, почему оркестр находится в яме и что такое лошадиный балет. Авторы расскажут юному читателю об истории балетного костюма в разные времена и в разных странах, а также объяснят, чем занимается композитор, сценарист, художник, балетмейстер и какова их роль в создании балета, чем отличается артист, исполняющий сольный танец, от кордебалета. Но самое интересное в том, что читателя ждут секреты мастерства от знаменитых танцовщиков, схемы балетных па (можно попробовать самим их исполнить) и сценарии в комиксах.

85.335.42
Б20
627179Ф-АБ
Балет : книга о безграничных возможностях / [текст : Полина Мохова]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 48 с. : ил. - (Твои правила).

 

О пленительном мире балета расскажет юным читателям и их родителям книга «Балет». Люди, будь они танцовщики, зрители или те и другие, получают от балета огромное удовольствие. Читатели узнают, что такое балет и балетная техника, найдут ответы на вопросы, а почему собственно люди смотрят балет, как правильно его понимать. Ведь в балете нет слов, чтобы изложить сюжет, поэтому лучше заранее обратиться в библиотеку или купить программку с либретто.

Большое значение имеет костюм артиста балета, грим, прически. Некоторые костюмы подскажут, что за личность тот или иной персонаж. Многие фотографии, представленные в данной книге, показывают, как костюм в сочетании с пластикой танцовщика раскрывает образ персонажа. Подобные подсказки помогают зрителю понять развитие сюжета, даже если он не улавливает смысл отдельных деталей происходящего. Авторы подробно описывают, из чего же, собственно, состоит балетный костюм, романтический и классический, как правильно закрепить прическу балерины и надеть пуанты. Целая глава в книге отведена искусству балетного грима, для примера представлены фотографии танцовщика балета с поэтапным наложением грима. Читателю поведают об иерархии в балетной труппе, распорядке дня артиста, а также о том, каким образом осуществляется письменная запись танца, с помощью которой артисты запоминают все балетные па.

Это издание с красочными картинками не только даст ответы юным читателям на многие вопросы, но также будет интересно и взрослым любителям балета.

85.332.42
Б20
566820Ф-ИСК
Балет / пер. с англ. И. Павлова. - Москва : АСТ, 2003. - 63 с. : ил.

 

В книге автора А. Шахмагоновой «Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой» речь не о самом балете, а о его труженицах, о тех, что из года в год, из поколения в поколение совершенствовали свое мастерство и завоевывали любовь поклонников. Известна история с красавицей Анной Лопухиной, в которой, кстати, император российский оказался на высоте. Павел Петрович действительно ухаживал за Анной Лопухиной, действительно поселил ее в специальном павильоне близ своего дворца, действительно каждый вечер посещал ее, но, когда его ухаживания подошли к грани серьезной, Лопухина разрыдалась и призналась, что давно любит князя Гагарина, находящегося в это время в армии Суворова в Италии. В книге собраны и другие любовные истории выдающихся балерин XIX – начала XX в. Читатели узнают о любовном треугольнике, в котором за сердце балерины Екатерины Телешевой соперничали генерал-губернатор Петербурга, «храбрейший из храбрых» герой Отечественной войны 1812 года М. А. Милорадович и знаменитый поэт А. С. Грибоедов. Рассказано о «четверной дуэли» из-за балерины Авдотьи Истоминой, в которой участвовали граф Завадовский, убивший камер-юнкера Шереметева, Грибоедов и ранивший его Якубович. Интересна история трагической любви блистательной Анны Павловой и Виктора Дандре, которого балерина, несмотря на жестокую обиду, спасла от тюрьмы. Героинями сборника стали также супруга Сергея Есенина Айседора Дункан, которой было пророчество, что именно в России она выйдет замуж; Вера Каррали, соучастница убийства Григория Распутина; Евгения Колосова, которую считают любовницей князя Н. Б. Юсупова; Мария Суровщикова, супруга балетмейстера и балетного педагога Мариуса Петипа; Матильда Мадаева, вышедшая замуж за князя Михаила Голицына; Екатерина Числова, известная драматичным браком с великим князем Николаем Николаевичем Старшим; Тамара Карсавина, сама бросавшая мужей и выбиравшая новых, и танцовщица Ольга Хохлова, так и не выслужившая звания балерины, но ставшая женой Пабло Пикассо.Менялись времена, менялись нравы. Балерины превратились в звезд Мельпомены, и все же на протяжении этого эволюционного пути наиболее яркие представительницы волшебного сообщества артисток балета имели немного радости и счастья. Их любовные отношения, с кем бы они ни складывались, приводили к трагедиям и драмам, порой жестоким. О судьбах звезд русского балета, об их любовных драмах эта книга.

85.335.42
Ш31
1632966-АБ
Шахмагонова А. Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой / А. Шахмагонова. - Москва : Вече, 2018. - 400 с. : ил. - (Любовные драмы).

 

С печальных и трагических событий начинает повествование своей книги «Анна Павлова. Жизнь в танце» Юлия Андреева. «Семнадцатого января 1931 года балерина императорских театров Анна Павлова прибыла на гастроли в Гаагу, где она была частой и желанной гостьей. Как обычно, на вокзале госпожу Павлову встречали толпы ее поклонников, фотографов и журналистов. Голландский импресарио Эрнст Краусс преподнес балерине корзину белоснежных тюльпанов, названных в ее честь. Предполагалось, что Павлова поедет в ресторан, где уже был накрыт стол, и журналисты ждали обещанной пресс-конференции, но неожиданно для всех Анна Павловна отговорилась нездоровьем. Балерина действительно выглядела бледной и уставшей, поэтому, извинившись, она направилась в «Отель дез Энд», где ей был отведен «Японский салон» со спальней, который она очень любила. Скоро этот самый салон получит имя «Салон Анны Павловой». Оказалось, что балерина сильно простудилась в поезде, кроме того, по словам ее подруг – танцовщиц из труппы Павловой, во время недавнего турне из Англии в Париж поезд столкнулся с грузовым составом. От толчка с багажной полки сорвался тяжелый кофр, который упал на Анну, сильно ударив ее по ребрам. Анна Павловна таяла буквально на глазах, нужно было принимать срочные меры, Дандре же убийственно тянул. Наконец доктор Залевский с помощью дренажной трубки откачал часть жидкости из плевры и легких, но все усилия были напрасны. Анна больше не приходила в сознание. Согласно мнению экспертов, великая балерина умерла в ночь с двадцать второго на двадцать третье января 1931 года от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой... В разговоре с журналистами рыдающий Виктор Дандре сообщил, что перед смертью Анна обратилась к нему и слабеющим голосом попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя», после чего не произнесла больше ни слова. Красивая легенда об умирающем лебеде – русской балерине Анне Павловой – понравилась прессе и тут же была широко растиражирована. На самом деле, по словам служанки Анны Павловой Маргерит Летьенн и врачей, дежуривших у ее постели (все-таки звезду такой величины – саму Анну Павлову! не оставили тихо и одиноко умирать в гостинице), перед кончиной Анна Павловна с грустью покосилась на дорогое платье, буквально перед этой поездкой купленное в Париже у известного кутюрье, и произнесла: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Своих детей у Анны Павловны не было, она имела в виду детей-сирот, которых содержала на свой счет в собственном особняке под Лондоном. Произнеся эти слова, Анна потеряла сознание и вскоре умерла. Анна всегда умела сопереживать попавшим в беду людям, и не удивительно, что в последнюю минуту своей жизни она думала о находящихся на ее содержании детях. Но лебедь... разумеется, лебедь, придуманный Виктором Дандре, затмил и вытеснил эти простые и такие трогательные слова Анны». Пресса тех лет называла ее танцующим бриллиантом, порхающим по сцене, одна из величайших женщин 20 века еще при жизни превратилась в легенду. Каждый ее шаг сопровождался сплетнями и слухами. Удивительная, наполненная невероятными поворотами судьба этой женщины напоминает приключенческий роман. Гаага, один из красивейших городов Европы, стала последним пристанищем балерины. Она мечтала обрести покой в России, но прах ее и по сей день хранится в закрытом колумбарии Лондона. Что заставило ее отправляться в бесконечные турне? Почему неистово верила в народные приметы и как складывались личные отношения с Виктором Дандре? Ответы на эти и многие другие вопросы постаралась найти Ю. Андреева на страницах своей книги.

85.335.42
А65
616085-ИСК
Андреева Ю. Анна Павлова. Жизнь в танце / Ю. Андреева. - Москва : Алгоритм, 2015. - 253 с. : ил. - (Женщины Серебряного века).

 

«История одной девочки». Это книга, автор которой Магдалена Сизова, рассказывает о детстве замечательной балерины, народной артистки Советского Союза Галины Сергеевны Улановой. Её имя известно во всех странах мира, всюду, где люди любят и чтут искусство. Галина Уланова родилась в далеком 1909 году в семье артистов балета императорского Мариинского театра. Вот как о творчестве Улановой говорил Александр Вертинский: «Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий!.. Так потрясать мог только Шаляпин!.. Нельзя передать словами это впечатление... Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у неё этому высочайшему, божественному искусству?» Не менее красноречивым был и великий Сергей Прокофьев: «Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия». А балерина Марго Фонтейн вот так отзывалась о творчестве Улановой: «Это – чудо. Теперь мы знаем, чего нам не хватает. Я не могу выразить в словах, что такое танец Улановой, это такая магия, что я остаюсь в немом восхищении». У каждого великого и знаменитого был свой путь к признанию и славе, были сомнения в правильности выбранного пути. И конечно же, огромное количество препятствий, которые приходилось преодолевать, чтобы весь мир загово"ил о твоем творчестве только в превосходной степени. Не была исключением и жизнь Галины Улановой. Великая балерина рассказывала автору книги о годах своего детства и учения в балетной школе, о том, как искала свой творческий путь, преодолевала трудности и боролась с искушением повернуть назад. Как прошла вместе со своей страной самые страшные испытания – войны и голод – и как пережила собственные невзгоды в разлуке с родным домом в непростой среде балетной школы. Из книги юный читатель, а предназначена она именно юным, узнает, что искусство требует от человека не только таланта, но и ежедневного труда и усердия, воспитания воли и сильного характера. Автор книги очень интересно интерпретирует воспоминания и рассказы Галины Сергеевны. Особенно примечательны моменты, когда маленькая Галя, еще не понимая, насколько тяжел физически труд балерины, завидует сороконожкам, у которых если одни ножки устали, то можно воспользоваться другими, или когда разглядывает альбом с фотографиями, где видит маминых и папиных друзей в очень необычных костюмах. Автор повествует: «Но Галя с восхищением смотрела на снимки. У Лидии Петровны на голове были два перышка, скреплённые маленькой блестящей пряжкой. Но что всего замечательнее – Лидия Петровна стояла только на одной ноге, протянув другую как совсем ненужную куда-то вбок. А тётя Софья Михайловна, самая весёлая из всех маминых подруг, совсем ни на чём не стояла: она плавала в воздухе, как синюшка в озере Щор, и какой-то принц в узких штанишках крепко схватил её поперёк тела, боясь, что она уплывёт. На Софье Михайловне была надета юбочка, очень пышная, украшенная маленькими букетиками, а на волосах был венок». Цель написания данной книги, по словам автора, состоит в том, чтобы юные читатели узнали, какая трудная и большая, какая напряжённая работа предшествует тому радостному искусству танца, которое мы все так любим и которое кажется таким лёгким и весёлым. Настоящее искусство требует неуклонного и ежедневного труда в течение всей жизни, и жизнь каждого художника прежде всего отдана его творчеству.

84(2Рос)6
С34
623254-АБ
Сизова М. История одной девочки : повесть / М. Сизова. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. - 160 с. : ил. - (Вот как это было).

 

Любая жизнь достойна описания. Что сказала бы Галина Уланова, доведись ей прочесть эту книгу? Возможно, «помните обо мне, но забудьте мою судьбу». Писатель, историк балета Ольга Ковалик в своей книге «Галина Уланова» подробно рассказывает о жизни и творчестве балерины. О счастливом детстве, послереволюционном отрочестве, обучении в балетном училище и блестящей карьере. Бесконечно нежная и одухотворенная на сцене, в жизни Галина Сергеевна была иной. В закулисном общении от улановского обаяния не оставалось и следа. Вот как пишет об этом автор книги: «Попробуй угадать, что перед собеседником – нежнейшая, лиричная, обаятельная, женственная балерина! Неужели эта резкая, грубоватая, замкнутая, подчеркнуто официальная, холодная молодая артистка и есть Уланова? От нее никто никогда не слышал ни одного театрального слушка или сплетни, которые за кулисами трактуются с особой важностью. Она могла поделиться впечатлениями о книге, спектакле, концерте, фильме, но только ничего личного, душевного, сердечного. Насыщенная эмоциональность на сцене оборачивалась сухой сдержанностью в быту». В книге автор развенчивает миф о том, что балерина уклонялась от общественной жизни. Не будучи членом партии, она всегда откликалась на просьбы руководства и коллег, есть, например, документ, где стоит ее подпись на требовании улучшить жилищные условия писателю Ю. Олеше. Галина Сергеевна мечтала получить значок «Ворошиловский стрелок», записалась на курсы, очень неплохо стреляла и в результате стала обладательницей столь желаемого значка. Не обошла вниманием автор и личную жизнь балерины. Все ее избранники были людьми искусства: концертмейстер Исаак Меликовский, режиссёр Юрий Завадский, актёр и режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Детей у неё не было. В последние годы проживала вместе с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приёмной дочерью». У неё не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей надевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких «шорах» я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние – одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре», – не стесняясь, признавалась Галина Уланова. Как-то раз А. Толстой охарактеризовал сидевших у него за чашкой чаю «представительниц классического балета». О Вечесловой сказал что-то на тему материнства, Лепешинскую назвал «важным общественным деятелем – всё-таки член партийного бюро балета». А вот об Улановой заявил серьезно: «Это – Светило, которое освещает путь будущим артистам балета».

85.335.42
К56
618672-АБ
Ковалик О. Галина Уланова / О. Ковалик. - Москва : Молодая гвардия, 2015. - 558 с. - (Жизнь замечательных людей).

 

Руди ван Данциг – голландский артист и хореограф, один из создателей нидерландского балета. Его хореография отличается глубиной мысли, отточенностью пластики, экспрессией. Отечественному зрителю он знаком лишь по видеофильмам, а для читателя его писательский дар может оказаться неожиданностью. Ван Данциг как автор рукописи – это прежде всего точные определения мысли. Его фразы отлиты как скульптура. А к скульптурным композициям напрашивается параллель – композиции хореографические. Автор литературного текста предстает хореографом. И хореографом высочайшего класса. Он тот художник, который знает все о своих героях заранее или постигает их суть до конца в процессе постановки. Важное обстоятельство: герой книги «След кометы» тоже является художником высочайшего класса. Рудольф Нуреев – танцовщик, а значит, тоже скульптор, но скульптор своего тела, а далее и своих постановочных опусов. Между обоими возникло в свое время творческое взаимопонимание, длившееся почти четверть века. Структура книги напоминает сценарий фильма, как бы предпосланный классному режиссеру, спокойно и просто стирающему пыль с ханжеских скрижалей человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Литературные пассажи рассказывают о герое, перед которым распахнулся мир и который живет для мира. В той части жизни, откуда страницы книги ведут свой отсчет, капризный, ангелоподобный сорванец сочетает наивность и заинтересованность в советах с резкостью, доходящей до неприступности. В конце жизни, усталый и удрученный, он ощущает надвигающуюся лавину, которая грозит его привычной триумфальности и вседозволенности. «Если жизнь для него была танцем в балете с большим составом танцоров, то постепенно спектакль бытия становился все более суровым: и многофигурные, среди пышных декораций и в красивых костюмах постановки... сменились строгими психологическими моноспектаклями». Руди ван Данциг честной и чистой рукой написал правду о Руди Нурееве, о его триумфах и срывах, о доверчивости, приводящей к потере здоровья, об успехах и неизбежности неудачных выступлений и осознании этого. По прочтении книги становится понятным, что же все-таки их объединяло. Видимо, это полнейшее растворение в жизни под грифом «Балет». Каждый принадлежал этой страсти по-своему. И каждый оказывался под влиянием то собственных безудержных эмоций, то жесточайшего рационализма.

85.335.42
Д17
598180-ИСК
Данциг Р. Вспоминая Нуреева. След кометы / Р. Данциг. - Санкт-Петербург : Геликон Плюс, 2011. - 367 с.

 

Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама. Ее называли одной из лучших балерин. Она владела всеми качествами блестящей танцовщицы: техническими и актерскими. В каждом спектакле сказывалась ее индивидуальность... Она самобытна, интеллигента и взыскательна, благородна даже в комедии, в гротеске. Как мало кто в нашем балете, как почти никто за рубежом, волны любви и обожания Максимова умела претворить в танец. Чем больше восхищённых глаз наблюдало за ней, тем восхитительней она танцевала... Преданное обожание высвобождало в ней, интеллигентной танцовщице, таящуюся в глубине стихию весёлой игры и даже отважной авантюры. Дар грации у нее природный. Обликом своим балерина напоминала пушкинских героинь. Неудивительно, что столь выдающейся балерине посвящена книга «Екатерина Максимова: энциклопедия творческой личности» Елены Фетисовой. Мало кто из современников удостаивается чести быть упомянутым в энциклопедии. Это же издание полностью посвящено Екатерине Максимовой. Здесь представлены данные, отражающие творческий путь народной артистки СССР, примы-балерины Большого театра, перечислены все ее партии в балетах, роли в спектаклях, телевизионные и художественные фильмы с ее участием. Указаны все награды, звания, ордена, медали, которыми она была отмечена не только на родине, но и за рубежом. Приведены высказывания о ней выдающихся деятелей культуры современности и профессиональных исследователей театра. Названы балетмейстеры и режиссеры, ставившие специально для Максимовой, ее педагоги, партнеры, коллеги и ученики. Представленные в энциклопедии персоналии рассматриваются только в контексте творчества Максимовой, и потому, например, среди ролей ее партнеров указывается не весь репертуар каждого артиста, а только те балеты, концертные номера, фильмы, в которых он танцевал или снимался вместе с Екатериной Сергеевной. Статьи энциклопедии иллюстрированы большим количеством авторских фотографий, материалами из личного архива Екатерины Максимовой и Владимира Васильева и частных коллекций, многие из которых публикуются впервые.

85.335.42
Ф45
631245Ф-АБ
Фетисова Е. Екатерина Максимова : энциклопедия творческой личности / Е. Фетисова. - Челябинск : Авто Граф, 2014. - 201 с. : ил.