Автомобиль : вчера, сегодня, завтра
Автомобиль – это одно из величайших изобретений человечества, которое сыграло огромную роль и имело большое значение не только для эпохи, породившей его, но и для последующих эпох и поколений. Без автомобиля в нашей жизни не обходится ни один день. Он стал наглядным, ощутимым воплощением технического прогресса, преобразил облик планеты. Автомобиль – транспортная безрельсовая машина на колесном или полугусеничном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (от авто... и латин. mobilis). Понадобилось всего четверть века на то, чтобы автомобиль из капризной и ещё ненадежной игрушки превратился в самое популярное и широко распространённое транспортное средство. Уже в начале XX в. он был в главных чертах идентичен современному автомобилю.
Настоящий обзор позволит более подробно ознакомиться со всеми этапами развития этого популярного транспортного средства.
История создания автомобиля имеет много ярких и удивительных страниц, но наиболее интересными и важными были первые годы его создания. 29 января 1986 года Карл Бенц получил немецкий патент № 37435 на свою машину, которая была признана первым в мире бензиновым автомобилем. В своих мемуарах «Мой жизненный путь и мои изобретения» К. Бенц пишет: « К концу 1885 г. я пришёл к убеждению, что мой экипаж представляет собою нечто большее, чем простую конструктивную попытку, без возможности практического применения и без прочной будущности. Я решил, что назрел момент сделать заявку на моё изобретение. Моя заявка на патент носила заголовок: «Экипаж, приводимый в движение газовым двигателем» и начинается так: «Представленная здесь конструкция, предназначенная для приведения в движение лёгких экипажей и мелких судов, применяемых для перевозки от одного до четырех лиц». 29 января 1886 г. был выдан патент на моё изобретение. Этот первый патент на изготовленный и практически пригодный самодвижущийся экипаж для перевозки нескольких лиц знаменовал появление в ближайшем будущем современного автомобиля». В книге Карл Бенц также делится секретами механизмов автомобиля и его двигателя, а также рассказывает о невероятных препятствиях, которые выдвигались на пути развития «опасного новшества».
6Т2(09И) Б46 35381M-КХ | Бенц, К. Мой жизненный путь и мои изобретения / Карл Бенц ; пер. Н. С. Войтинской ; под ред. проф. В. Ю. Гиттиса ; обложка : С. М. Пожарский. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928. – 102, [2] с. : ил., черт. |
---|
Цель следующей книги – ознакомить всех интересующихся историей автомобиля, с самыми известными образцами легковых автомобилей, созданных с момента их появления до конца первой мировой войны. «Знаменитые автомобили. 1870-1918 гг.» Е. Д. Кочнева – это рассказ о самоходных моторных повозках, построенных до конца 1904 года, а также о машинах, созданных в период 1905-1918 годов. Главные герои книги – легковые автомобили одной определенной модели, самой известной во всем мире или в какой-либо определенной стране. «Одни выделяются внешней красотой, мощью и скоростными данными, другие – техническим совершенством, прочностью, оригинальностью компоновки, наконец, просто тем, что их создали гении автомобилестроения своего времени. Иные образцы известны тем, что оказались самыми простыми и дешевыми, другие же тем, что их выпускали рекордно долго или форма их оказалась настолько необычной, что сразу поставила эти творения в ряд самых удивительных, хотя и не признанных машин... Уделено внимание и таким уникумам автомобильного мира, как паровые и электрические самобеглые повозки и трехколесные автомобили» – характеризует содержание книги автор, и надеется, что «самые заядлые автомобилисты найдут здесь сведения о развитии конструкции машин и совершенствовании их главных узлов, больше узнают о судьбах самих автомобилей и жизненном пути их создателей, познакомятся с историей знаменитых и безвестных фирм, значением их эмблем и ещё о многом другом».
39.33г К75 511068F-КХ | Кочнев, Е. Д. Знаменитые автомобили, 1870 - 1918 гг. / Евгений Дмитриевич Кочнев. – Москва : За рулем, 1998. – 143 с. : ил. |
---|
Сравнительно быстро авто распространились по всему миру, а в начале 90-х годов XIX века проникли и в Россию. Об этом рассказывается в книге К. Шляхтинского «Автомобиль в России: история автомобиля». Книга повествует о первом этапе автомобилизации России, с конца XIX века вплоть до 1920 г. Книга состоит из ряда очерков, каждый из которых посвящен какому-то явлению русского автомобилизма – спортивным соревнованиям, деятельности самодеятельных клубов и обществ, например: «Паровые и первые», «Мундир военный примеряя», «Пресса на колесах», «Гонки, пробеги, экскурсии» и т. д. Книга рассказывает не только об автомобилях, но и о людях и событиях, связанных с ними.
39.33 Ш70 36574F-КХ | Шляхтинский, К. В. Автомобиль в России : история автомобиля / Константин В. Шляхтинский. – Москва : Хоббикнига, 1993. – 95,[1] с. : ил. – (Хоббиклуб). |
---|
Не менее интересна история автопрома советского периода. Издание Л. М. Шугурова «Автомобили России и СССР» в 2-х частях охватывает почти вековую историю отечественного автомобилестроения в нашей стране вплоть до 1970 года. Автор повествует об автоконструкторах, о создании различных марок легковых и грузовых автомобилей СССР, применении их в народном хозяйстве и военном деле. Этот труд можно назвать «родословной отечественного автомобилестроения». Первая часть рассказывает о становлении новой отрасли – советской автомобильной промышленности. Накопив немалый опыт в ремонте машин, налаживании серийного производства, советское автомобилестроение подошло к новому рубежу – массовому производству автомобилей с использованием конвейеров, специальных станков, автоматизированных линий на современных автомобильных заводах, таких как ЗИС (бывший АМО), ГАЗ, ЯГАЗ и к рождению новых марок автомобилей массово-поточного производства. Боевые действия заставили в начальный период Великой Отечественной войны в очень короткие сроки перебазировать на Восток более десятка заводов автомобильной промышленности с ориентацией на массовый выпуск боевой техники. Послевоенный период нашего автомобилестроения был нелегким. Но как бы то ни было, за два послевоенных года советские автомобильные заводы почти полностью обновили свой типаж. В конструкторских бюро заводов и НИИ работа шла с высоким энтузиазмом, который выразился в большом количестве новых конструкций, поставленных на конвейер – моделей грузовых, легковых, спортивных и гоночных автомобилей, а также автобусов и троллейбусов, специализированных и специальных автомобилей, армейских автомобилей.
Вторая часть охватывает время с 1956 по 1970 год. Автор характеризует его периодом специализации и резкого расширения масштабов производства, что сопровождалось созданием возросшего количества моделей и проблемой структурных перемен в производственной программе автомобилестроения. Транспорту нужны самосвалы, городские автобусы, грузовики повышенной проходимости, седельные тягачи, малотоннажные грузовики, специализированные машины, фургоны. Это время серьезного технического перевооружения нашей автомобильной промышленности и её уверенного развития.
Таким образом, это первая в истории России наиболее масштабная энциклопедия отечественного автопрома, написанная автоконструктором, журналистом и автомобильным историком Л. М. Шугуровым.
39.33 Ш95 487319-КХ (Т.1) 487320-КХ (Т.2) | Шугуров, Л. М. Автомобили России и СССР / Лев Михайлович Шугуров ; цв. рис. худож. А. Н. Захарова – М. : ИЛБИ : Прострэкс, 1993 – (КТФ : Клуб фанатов техники). Ч. 1. –1993. – 252,[2] с. : ил. Ч. 2 . –1994.– 160 с. : ил. |
---|
На страницах книги Э. Томпсона «Советские автомобили» – история советских легковых автомобилей, производившихся вплоть до 1991 г. «Проектировавшиеся и выпускавшиеся в Советском Союзе легковые машины уникальны по причине уникальности их истории. Они создавались для выполнения конкретной социальной функции, несли определенную политическую нагрузку. Порой создавались с учетом потребностей военных и эксплуатировались в стране, где дорогой для них становилась 500-километровая колея в открытой всем ветрам степи»,– пишет автор. Он подробно знакомит с рождением более ста моделей автомобилей Советского Союза, начиная с самого первого – ГАЗ-М1. Каждая модель машины сопровождается обстоятельствами её появления, точными техническими характеристиками и описанием дизайна, конструкционными особенностями, множеством любопытнейших подробностей создания советских машин. Рассматриваются такие автомобили, как ЗИС, ГАЗ, КИМ, ЗИЛ, УАЗ, "Москвич", ЗАЗ, ЛуАЗ, РАФ, ВАЗ, ИЖ, ЕрАЗ, "Ока", БАЗ, КиАЗ. Книга снабжена множеством интересных фотографий и рисунков, заимствованных из журналов советских времен, которые позволяют получить максимально точное представление «об уникальных автомобилях уникальной эпохи» по мнению автора книги.
39.33г Т56 586985-КХ | Томпсон, Э. Советские автомобили : полная история / Энди Томпсон ; пер. с англ. К. Ткаченко. – Москва : Фаир, 2010. – 376 с. : ил., фото. |
---|
Процесс возникновения и закрепления спортивных брендов во всем мире имеет много общего, будь то Россия, США, Китай или другие страны.
Спортивные машины по определению должны предлагать водителю возможность почувствовать себя спортсменом, а значит либо обладать резвостью чистокровного скакуна, либо обеспечивать острые ощущения. Большинство представленных машин издания «Спортивные автомобили» предлагают и то и другое. Все 46 великолепных спортивных лучших автомобилей мира отличаются неповторимой индивидуальностью, являясь лучшими в своем классе. В каждой модели ощущается дух классических спортивных автомобилей начала прошлого века. Представленные машины имеют всестороннее техническое описание, сведения о ходовых качествах, подробные фотоснимки, со всей точностью и наглядностью передающие линии кузова и мельчайшие детали оформления, и исторические справки. Эта книга дает читателям полное представление о мощных и быстрых машинах спортивного класса.
39.335.6я2 С73 598393F-КХ | Спортивные автомобили : высочайшая скорость, совершенный дизайн / под ред. Рега Читэма ; пер. с англ. К. Ткаченко. – Москва : ФАИР, 2011. –191, [1] с. : цв. ил. |
---|
Автомобиль принес людям множество эмоций. Это и путешествия и автогонки. Машина по-настоящему стала частью досуга, частью развлечений, а во многом – частью работы и бизнеса. Какое будущее ожидает автомобильную промышленность, каким будет автомобиль будущего? По мнению автора статьи В. Васильева «Автостроение: взгляд в будущее» – это подключенные автомобили, снабженные разнообразными электронными системами; беспилотные автомобили с частичной и даже полной передачей функций управления от водителя к автомату – роботу, управляющему автономным беспилотным транспортным средством; электромобили, оснащенные электрическими источниками энергии; не менее важным трендом являются микроформы передвижения.
И последний мегатренд – тотальное изменение производства и технологии изготовления автомобилей. Это цифровое производство, известное как «Индустрия 4.0».
Васильев, В. Автостроение : взгляд в будущее / Валерий Васильев // Автомобильные дороги. – 2019. – № 4. – С. 70–79. – (Автопром). |
---|
Таким образом, одним из самых важных изобретений человечества по праву считается автомобиль, он перевернул технологическую, историческую страницу в развитии индустрии во всем мире, и стал неотъемлемой частью жизни современного общества. Автомобили обеспечивают бесперебойную работу всех отраслей промышленности, существование любого государства немыслимо без мощного транспорта.
Для большинства современных жителей собственный автомобиль стал простым средством для передвижения, которое позволяет беречь силы и время человека, обеспечивая удобство, комфорт и свободность в перевозке пассажиров и грузов.
Автомобиль давно стал отдельной сферой жизни человека, и достойной замены ему в ближайшем времени не предвидится.
С документами, представленными на выставке, можно ознакомиться в Липецкой областной универсальной научной библиотеке.
Гл. библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Абашкина Л. А.