Замятин Евгений Иванович (1884 - 1937)
Русский писатель.
Евгений Иванович Замятин родился в Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) 1 февраля 1884 года.
С биографией и основными этапами творчества писателя читатель может ознакомиться в Литературной карте Липецкой области, размещённой на сайте библиотеки. Мы же в этой заметке коснёмся темы «Замятин и кинематограф». Этой теме посвящены ряд исследований учёных, как русских, так и зарубежных.
В 1931 году Евгений Иванович Замятин после травли в Советском Союзе покинул родину и оказался в эмиграции. С февраля 1932 года он жил в Париже, где был вынужден на хлеб насущный зарабатывать трудом сценариста. С горечью воспринимал Замятин новое амплуа. Для него это был уход от основной жизненной задачи. В письме от 14 мая 1935 года к американскому другу, переводчику Ч. Маламуту Замятин писал : «... В голове у меня – неплохой капитал, а я его трачу на Ersatz'ы, на написание каких-то сценариев – только потому, что это единственная не так мизерабельно оплачиваемая здесь работа. Да и то, по вашим американским масштабам, платят убого... Посылаю вам три сценария, нет : четыре [Царь в плену, Большая любовь Гойи, Бич Божий, Пиковая дама]...» Сценарии хранятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью–Йорке.
В неопубликованной статье «О кино» Замятин излагает свои взгляды на задачи кино. Он считал, что кинематограф должен взбудоражить зрителя, пробудить фантазию: «Остается одно: добавить в кашицу кино как можно больше витаминов, которые выведут зрителей из заторможенного состояния и заставят работать, если не их воображение, то, по крайней мере, мозги».
Сценарии Е. Замятин начал писать ещё в СССР. По повести «Север» на Совкино был снят фильм «Северная любовь» (1928, реж. А. Ивановский), который, к сожалению, не сохранился. Самому Замятину фильм не понравился. Он понимал, что успех фильма зависит не только от автора сценария, но и от режиссера и актерского ансамбля. А сценарий (по рассказу «Печора») фильма «Дом в сугробах» для Ф. Эрмлера был признан неудовлетворительным и перезаказан Б. Леонидову, который сумел сохранить суть замятинского замысла. Сценарии «Одиннадцать и одна» и «Подземелье Гунтона» остались невостребованными.
Во Франции писатель пишет сценарии по произведениям русских классиков – А. Пушкина, Л. Толстого, И. Тургенева, на исторические темы и темы искусства. В 1933 году Е. Замятин отправил в Голливуд три варианта заявок на экранизацию своего романа «Мы». Но, как следует из письма к Джоан Маламут в Голливуд в конце 1932 года, его переговоры с «Фьючер Продакшн» относительно киноверсии романа «Мы» провалились. Оказались не экранизированы и остальные сценарии Замятина.
Самой удачной и состоявшейся работой в кино Е. Замятина является его одноименный сценарий по пьесе Горького «На дне». Сценарий стал одним из последних (если не самым последним) произведением писателя. Фильм вышел на экраны Парижа в 1936 году. Режиссер фильма – Жан Ренуар – мэтр французского кино, а ныне классик мирового кинематографа. По свидетельству художника Ю. Анненкова, любовь к творчеству Горького и личная дружба с ним побудила Замятина перенести на французский экран какое-либо произведение писателя. Заказ на сценарий был предложен руководителем фирмы «Альбатрос» продюсером Александром Каменка, выходцем из России. После долгих колебаний Замятин остановил свой выбор на пьесе «На дне». Сценарий Евгений Замятин писал совместно с Ш. Спааком и Ж. Компанейцем, но Замятину принадлежит первостепенная роль в его создании. Действие кинокартины было перенесено во Францию, но имена действующих лиц сохранены. Георгий Адамович в рецензии на фильм отметил его «офранцуженность» – «фильм по сценарию Замятина от Горького далёк». В оправдание можно сказать, что картина снималась для французских зрителей и ориентирована была на их вкусы.
Фильм "На дне" прошёл с большим успехом. Критика особо отличила игру молодого актёра Жана Габена в роли Васьки Пепла и популярного тогда Луи Жувэ в роли Барона. Признание этой работы Ж. Ренуара лучшим французским фильмом 1936 г. является и оценкой сценарной работы Евгения Замятина. Сейчас фильм «На дне» считается шедевром французского кино 30-х годов XX века.
Фильмография
Одиннадцать и одна
Подземелье Гунтона
Сибирь (1931, по повести «На куличках»)
Д-503 (1932, по роману «Мы»)
Стенька Разин (1932–1933, был написан специально для Ф. Шаляпина. Проект не был реализован)
Пиковая дама (1933–1934)
Царь в плену (1933–1934)
Вешние воды (1933–1934, по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева)
Война и мир (1933–1934))
Великая любовь Гойи (1933–1934)
Дездемона (1934–1935)
Бог танца (1934–1935)
Нос (1935)
Жизнь начинается снова (1935)
На дне (1936)
Мазепа (1936)
Чингиз-хан (1936)
Библиография
Геллер Л. Свет, скорость, сдвиг : «кинописьмо» у Замятина // Е. И. Замятин: личность и творчество писателя в оценках отечественных и зарубежных исследователей : сб. статей / сост. О. В. Богданова. – Санкт-Петербург : РХГА, 2015. – С. 106–119.
Замятин Е. И. // России Черноземный край. - Воронеж, 2000. - С. 606-607.