Краеведение. Культура

Пришвин Михаил Михайлович (1873 - 1954)

prishvinРусский писатель.
Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 г. в с. Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области). Высшее агрономическое образование получил в Лейпцигском университете в Германии. Некоторое время работал агрономом. В 1905 г. начал литературную деятельность.
Широко известен как автор многочисленных произведений о природе нашей страны. В ряды Союза писателей СССР принят в 1934 г.
М. М. Пришвин - автор сценариев "Хижина старого Лувена" по мотивам собственной повести "Женьшень - корень жизни" (1935) и "Серый помещик".

В Дневнике М. М. Пришвина за 1935 год в записях от 25, 27 февраля читаем о работе над сценарием фильма "Хижина старого Лувена": "...За 2 1/2 месяца (1/2 июня) вещь должны быть окончена...Каганович будто бы сказал, что нам в кино надо дать кусок земли, которую "сов. гражданин должен любить и за неё стоять, и показать её иностранцам не стыдно". Как раз тут вот и есть моё Приморье. ...только сейчас понимаю, что заказ ЦК мне фильма есть событие".

По дневниковым записям 1935 года можно проследить, как шла работа над сценарием.  Они интересны ещё и размышлениями писателя о роли искусства в этот период, об особенностях и  задачах кино: "Дело с кино покончено: я в седле. Пункт б) параграфа 1-го договора принимаю как свидетельство исторического поворота в отношении искусства: "...показ без нарочитой предвзятости и голой агитационности; идейность произведения должна вытекать из его внутренних худож. свойств" [3 марта 1935]. На следующий день - 4 марта - начало работы по переделке повести в сценарий. 7 марта 1935 г.: "...Знаю, что напишу хорошо, но сказочно, <зачеркнуто: слишком> поэтично и тонко: возможно, что выйдет не ко двору, и лучше заранее быть готовым к провалу. Но работается чудесно".

Создавая сценарий, М. Пришвин выводит свои правила в этой области: "..Литературныйhizhina starogo luvena afisha сценарий не должен быть протоколом нумерованных кусков фильма: это худож. произведение, но в то же время должен содержать в себе возможность для [режиссёра] дать себя легко разобрать на сценарные куски" [10 марта 1935].  "Я думаю, что основной признак пьесы для кино должен быть тот, что эта пьеса может быть исполнена только средствами кинематографии" [3 апреля 1935 г.].

Сценарий фильма "Хижина старого Лувена" был закончен 27 марта 1935 года: "...Работа была с 4-го марта: 27-4=23-два дня нулевых=21 день, т. е. 3 недели. Судьба сценария зависит от "счастья" : как покажется начальству: я сделал, что мог. Но если бы это была даже вещь для сцены, все равно она не прибавляет мне ничего в смысле творчества и не даёт ни малейшего удовлетворения, потому что всё-таки она хуже, чем вещь, из которой я её переделывал..." [27 марта 1935 г.]. Фильм вышел на экраны 17 октября 1935 года. До нашего времени он не сохранился.

В конце 1946 года М. Пришвин начал писать сценарий по книге "Кладовая солнца": "24 декабря. У Ерёмина (Дмит. Иван.) [директор 1-й студии Мосфильма] в студии. Обсуждение возможности сценария "Клад. солнца". Борьба между режиссёрами Роу (Детфильм) и Згуриди. Победа Згуриди... 26 декабря. ...Заканчиваю [сценарий]. Вечером прочитал в студии Дм. Иван. Ерёмину, и, к величайшему моему удивлению, он тут же заключил со мной договор на 50 тыс. и дал на руки 25%...". В 1946 году в феврале сценарий был закончен: "27 Февраля... Проекты названий сценария: Серый помещик, Кладовая солнца, Правда Антипыча и, наконец, Большая семья."  К сожалению, фильм по сценарию "Серый помещик" не был поставлен, возможно, по причине, которую обозначил сам М. Пришвин: "Вечером [1 марта 1947 года] читал сценарий Кулешовым [Лев Кулешов - кинорежиссёр], и оказалось, что это не сценарий, а больше пьеса для драмтеатра, потому что в сценарии диалоги стоят на последнем месте, а здесь на первом; второе   - прикованность к месту, как в театре".

Судя по Дневникам, можно сказать, что М. Пришвин  не очень ценил кино как вид искусства ("смотрю на пьесы в кино и впервые понимаю высокое достоинство драматического театра, его человечность", "путь к кино - это путь от сложнейшего к простейшему...", "кино само по себе не искусство, а механизм, подобный микрофону или автомобилю... и становится тогда только искусством, если к нему присоединяется живопись, драма, поэзия и музыка").

Умер писатель 17 января 1954. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.

О жизни и творчестве М. Пришвина смотрите также в Литературной карте Липецкой области.

         Библиография       

Сценарии

Хижина старого Лувена (по мотивам собств. повести «Жень-Шень – корень жизни») (1935, Мосфильм, реж. А. Литвинов).

Произведения

Серый помещик : киноповесть // Пришвин М. М. Дорога к другу. – Москва : Мол. гвардия, 1957. – С. 103–158.

Пришвин М. М. Дневники. 1932 –1935. – Санкт–Петербург : Росток, 2009. – 1007 с.

Пришвин М. М. Дневники. 1946–1947. – Москва : Новый Хронограф, 2013. – 966 с.


Литература 
Лидин В.
Собрание сочинений. Т. 3. Рассказы 1967-1968. Люди и встречи. - Москва : Худ. лит., 1974. - 717 с. - Из содерж. : Пришвин. - С. 368-373. О поездке М. Пришвина на Дальний Восток и его повести "Женьшень".

Справочная и библиографическая литература

Советские художественные фильмы : аннотир. каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930–1957 гг.). – Москва : Искусство, 1961. – С. 77.

Пришвин М. М. // Сценаристы советского художественного кино. 1917–1967 : справ. – Москва : Искусство, 1972. – С. 287–288.

Интернет–ресурсы 

Литературная карта Липецкой области [Электронный ресурс].