Пеньков Николай Васильевич (1936 - 2009)
Народный артист России, артист МХТ с 1963 года (с 1987 – МХТ им. Горького), режиссер, прозаик.
Родился в крестьянской семье 4 января 1936 года в д. Рубленный колодец (часть села Жерновец) Орловской области. Весной 1942 года с семьей эвакуировался в ныне Измалковский район Липецкой области. В деревне Закутино, в «дымной, промёрзлой хатке, слепленной матерью из сырого саманного кирпича», прошло военное детство. В Измалково Коля с бабушкой каждую неделю ходили на базар продавать ложки, которые вырезал дед из осиновых чурбачков. В Чернаве молотили хлеб на мельнице, стоящей на реке Сосне. В соседней с Измалковым д. Знаменке Николай окончил 4 класса.
Детство Николая Пенькова прошло в бунинских местах. В воспоминаниях «Явление театра» Пеньков отмечал: «...творчество этого великого русского писателя сопровождает всю мою жизнь. С самого начала. С истоков...». Встреча с бунинским словом произошла у Пенькова в Воронежской городской библиотеке в 1958 году, когда он готовился к поступлению в артисты. Там, по словам артиста, он оказался в сладком обмороке от бунинской прозы: «...Больше всего меня поразила в нем даже не его проза, удивительная в своей выверенной простоте, напоминающая собой дорогой и прекрасно отлаженный инструмент...больше всего меня удивили наименования деревень и городов, или, как сказал бы картограф, названия населенных пунктов, в которых жили и действовали бунинские герои. Все эти Ливны, Ельцы, Знаменки, Верховьи, Суходолы, Казаковки. Боже мой, да ведь я же знаю эти места! Я рос среди них, ходил по этим сельским набитым дорогам и тропинкам, я видел эти хаты с маленькими окнами, перекрытыми кирпичами на «клин»... По мере того, как я читал, мне начинало казаться, что я узнавал героев его рассказов, места, где все это происходило... ощущение какого-то родства с писателем осталось у меня на всю жизнь!...» Уже будучи известным артистом, собираясь ставить спектакль по рассказу Бунина, Пеньков посетил свои родные бунинские места, о чём до слёз проникновенно написал в мемуарах.
После семилетней школы в 1949 году будущий артист поступил в Липецкий горно–металлургический техникум. В одном из интервью Пеньков признавался, что поступил туда, «не потому, что очень тянуло, а потому, что там давали форму. Нам ведь тогда не во что одеться было». В техникуме преподаватель русского языка и литературы Екатерина Васильевна Щелочилина разглядела, почувствовала душу молодого крестьянского паренька, помогла развить дар глубокого понимания нашей культуры. Можно сказать, что она воспитала в Н. Пенькове любовь к книге, чтению. Николай Пеньков много читал исторической литературы, обладал феноменальной памятью, не раз участвовал в художественной самодеятельности и конкурсах чтецов, которые организовывала Екатерина Васильевна. Когда Николай Пеньков выходил на сцену в студенческом спектакле в образе деда Щукаря, зал взрывался аплодисментами и дружным хохотом. В своих мемуарах Николай Пеньков добрым словом вспоминает и общежитие липецкого техникума: « ... мне казалось, что я попал в рай. И хоть не было там душа и горячей воды, обеды готовились на общей огромной плите, топившейся углем, отхожее место находилось на улице, в умывальник по утрам выстраивалась очередь, и всё-таки... Там, в этом трехэтажном здании, было два компонента, без которых невозможно произрастание человека: ТЕПЛО и СВЕТ! А с остальным можно было и подождать...».
После окончания техникума по распределению Н. Пеньков работал прорабом на Магнитогорском комбинате и также участвовал в самодеятельности. Трехлетняя служба в советской армии проходила на Дальнем Востоке связистом в авиационных войсках. Именно здесь Н. Пеньков почувствовал особый вкус к театральному делу. В организованном армейском театре он ставил пьесы.
В 1959 году Николай Пеньков поступил в Школу–студию МХАТ (курс В. К. Монюкова) и после её окончания в 1963 году, как особо одаренный артист, взят в штат Художественного театра, до конца жизни в нем играл. После раздела МХАТа в 1987 году работал в МХТ им. М. Горького под руководством Т. Дорониной. Начинал он играть на сцене с такими великими артистами-мхатовцами, как Грибов, Ливанов, Массальский, Прудкин, Яншин, Андровская, Станицын и вобрал в себя все лучшее, что подразумевают слова «актер художественного театра». Н. В. Пеньков сыграл более чем в 50 спектаклях, среди которых «Белая гвардия», «Лес», «Обрыв», «Три сестры», «На дне» и другие.
Со студенческих лет Пеньков начал сниматься в кино.
«Моё вхождение в «настоящее» кино начиналось с небольших ролей», – писал в мемуарах артист. В 1963 году – первые пробы на Одесской киностудии. Первая работа в кино – небольшая роль второго плана в фильме «Лебедев против Лебедева» (Мосфильм, реж. Г. Габай). В 1968 году – роль Хакке в фильме В. Басова «Щит и меч». В 1969 году Н. Пенькову присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1974 году он работал в картине «Такие высокие горы» (реж. Юлия Солнцева, Мосфильм) о советском педагоге В. А. Сухомлинском. В картине Пеньков играл роль тракториста, отца двоих детей, которых воспитывал совсем не по системе великого педагога. Его партнёрами по фильму были С. Бондарчук и И. Скобцева.
«Мои отношения с кино складывались не просто, а по принципу «то густо, то пусто». И надо признаться в этом «пусто» чаще всего виноват был я сам. Вернее, складывающиеся обстоятельства, к каким можно было отнести театральные, околотеатральные и обстоятельства личного плана», – писал Н. Пеньков. Своеобразным промежуточным звеном между театром и кино были телеспектакли. Первая крупная работа на телевидении - роль Никитина в спектакле «Учитель словесности» по повести Чехова.
Оценивая свои киноработы, Пеньков отмечал: «По большому счёту, все это можно отнести к разряду обыкновенной подёнщины. Снимался, чтобы не потерять навык в профессии и чтобы режиссёры не забывали». Сам актёр особо выделял роли в фильмах: «Я буду ждать...» (реж. В. Живолуб, Свердловская киностудия), «Главный конструктор» об изобретателе танка М. И. Кошкине, «Гонка с преследованием» (Свердловская киностудия), «Вечный зов» (реж. В. Краснопольский, В. Усков). В «Вечном зове» Пенькову досталась отрицательная роль – Валентика – врага, немецкого шпиона и диверсанта. Популярность этого фильма у зрителей привела к тому, что, как писал актёр, «ко мне эта роль прилипла на всю жизнь. Где бы я ни был, в какой компании ни находился, с каким бы человеком ни знакомился, я обязательно увижу улыбку на его лице и услышу ... уже знакомые слова: «А-а-а!... Валентик!».
Можно сказать, что главным делом жизни для артиста была работа в театре. Как режиссёр Н. Пеньков поставил спектакли «Наполеон в Кремле», «Роза Иерихона» (по Бунину) и «Аввакум».
Николай Пеньков владел даром слова (сочинительства). Он – автор рассказов и книги воспоминаний. Его произведения печатались в «Нашем современнике», «Московском комсомольце». Прозу Пенькова оценил Василий Белов, писавший Святославу Куняеву: «Проза Николая Пенькова захватывает и не отпускает. Передай ему это. Поздравляю с победой в писательском деле. Вот что такое настоящий талант, как говорил Рубцов. Надо читать и перечитывать».
Николай Пеньков обладал ярко выраженной гражданской позицией. До своих последних дней не изменил коммунистическим взглядам, входил в состав ЦК КПРФ, хотя был глубоко верующим человеком. В дни октябрьских событий 1993 года был в числе защитников Белого дома. Интервью давал только изданиям, отстаивающим соответствующую позицию – «Правда», «День», «Завтра», «Народная газета».
За заслуги перед русской культурой награждён орденом «Знак Почета» (1971), орденом Почета (1998), орденом Дружбы (2006).
Умер артист 21 декабря 2009 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
В прощальном слове у гроба Н. Пенькова Татьяна Доронина сказала о нем, как о «великом могучем артисте, человеке глубочайшей порядочности, огромного таланта и высочайшей образованности...».
Фильмография
Библиография
Произведения
Пеньков Н. В. Невыдуманная история. Витька : [рассказ] // Моск. комсомолец. – 1961. – 6 окт.
Пеньков Н. В. Рассказы о той войне // Наш современник. – 1995. – № 5. – С. 8–21. – Содерж. : Визит на соседнюю планету ; Потомок крестоносца.
Пеньков Н. В. Два рассказа // Наш современник. – 1996. – № 5. – С. 30–46. – Содерж. : Люби меня, как я тебя (деревня Казаковка и Николай Иванович) ; День третий.
Пеньков Н. В. Была пора : [автобиограф. повесть] // Наш современник. – 2002 .– № 6 .– С. 3-54 .– (Память).
Пеньков Н. В. Явление театра : (из книги воспоминаний «Была пора») // Наш современник. – 2005 .– № 10 .– С. 68–120 .– Из содерж. : Кино. – С. 104 ; № 11. – С. 54–72.
Пеньков Н. В. Николай Пеньков: «Нельзя грести одним веслом» : [беседа с нар. артистом РСФСР Н. В. Пеньковым / записала К. Тюрина] // Правда . – 1996 . – 6 апр.
Пеньков Н. В. Дело – в Пенькове : артист «своими словами» [о важных полит. событиях страны // Лит. газ. – 2006. – № 13.
Пеньков Н. В. Без Художественного театра не представляю своей жизни : [интервью с нар. артистом РФ Н. Пеньковым / записал В. Турченко] // Правда. – 2006. – 7 апр.
Пеньков Н. В. Не врать ни себе, ни людям // Лит. газ. – 2009. – 23–29 дек. – С. 11.
Пеньков Н. В. Бунинское Предстепье : из книги актера театра и кино Николая Пенькова "Явление театра" // Липец. газ. : итоги недели. – 2010. –26 апр.–2 мая (№ 18). – С. 54–55.
Литература о нем
Бондаренко В. Мой друг Николай Пеньков : к 70-летию актёра, писателя, публициста, патриота // Завтра. – 2006. – 11 апр. (№ 15).
Памяти друга : [некролог] // Завтра. – 2009.– .21 дек.. (№ 52)
[Умер Николай Васильевич Пеньков] // Наш современник. – 2010. – № 1. – С. 287.
Галинская А. До Бунина везде расстояния, и все - тропочкой : [о нар. артисте Н. В. Пенькове] / фот. М. Барабанов, В. Кулик // Липец. газ. : итоги недели. – 2015. – 23–29 марта (№ 11). – С. 40–45.
Щедрина Е. Строитель – Народный артист : [о выпускнике Липец. горно–металлург. техникума – народном артисте РСФСР Н. В. Пенькове] // Липец. строитель. – 2015. – 29 окт. – 12 нояб. – С. 6 : фото.
Пеньков Николай Васильевич // Великая Россия. Имена : энцикл. справ. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва, 2004. – С. 660.