Краеведение. Культура

Липецкие художники-живописцы

1
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.
                                                   А. Городницкий
 
 
 
 
 
 
 
Живопись – быть может, одна из самых привлекательных и чарующих областей искусства. Вероятно, это связано с тем, что она способна воплотить любые образы действительности в их красочном богатстве и блеске. Россия всегда славилась достижениями в изобразительном искусстве, и немалый вклад в его развитие вносили и художники провинции.
Культурная жизнь Липецкой области с самого начала развивалась на богатой и разнообразной почве народных традиций ряда бывших российских губерний. Удивительная природа липецкой земли, вобравшая в себя разнообразие степных земель, проселков, холмистых полей, быстрых и плавных в течении рек, воспитала эстетическое мировосприятие художников многих поколений. Не случайно на ее территории проводятся традиционные Липецкие пленэры художников из Центрального федерального округа России.
Липецкий край богат на яркие имена художников. О ком-то мы знаем больше, о ком-то меньше. Предлагаю Вам познакомиться с мастерами кисти, чьими усилиями создавалась творческая биография Липецкой организации Союза художников: В. Сорокиным, В. Королевым, В. Дворянчиковым, В. Соболевым, Е. Сальниковым. По-разному сложились жизненные и творческие пути художников, но всех их отличают профессионализм, образное мышление и любовь к искусству.

2Восхищения и уважения достойны работы старейшего липецкого художника, прекрасного живописца Виктора Семеновича Сорокина (1912-2001). Редкий липчанин не слышал ничего о В. С. Сорокине. Его блестящий дар колориста, удивительная способность простые природные мотивы превращать в чудесный мир, полный гармонии цвета и поэзии, завораживает.

Родился Виктор Семенович в дореволюционной Москве 25 декабря 1912 года, в дворянско-купеческой семье. В 1917 году он пережил раннюю смерть обоих родителей. Из воспоминаний Сорокина мы знаем, что его забрала на воспитание тетка, а в 12 лет его определили в детский дом «Суханово» (бывшее подмосковное имение князей Волконских). Сухановская школа по статусу приравнивалась к гимназии, в ней был квалифицированный состав преподавателей, стремившихся воспитать своих подопечных на высоком искусстве. Затем лет в 16 (дата неточная) его перевели в трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, которая была расположена недалеко от Москвы в стенах бывшего Николо-Угрешского монастыря, построенного в XVI в. В коммуне было много кружков по интересам, но волею судьбы Виктор Сорокин выбрал кружок по рисованию. С этого момента он начинает осваивать азы живописи под руководством Никиты Петровича Хотулева – ученика великого И. Репина. Хотулев привил Виктору Семеновичу любовь к акварели, краскам. О своем первом учителе Сорокин говорил: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство».
Позже в стенах коммуны появился еще один крупный художник – Борис Владимирович Иогансон. Натюрморты и пейзажные работы Сорокина привлекли внимание известного живописца, который начинает подготавливать его для поступления в институт. В итоге Виктор Сорокин без экзаменов был зачислен на второй курс Московского института изобразительных искусств им. В. И. Сурикова. Во время учебы предпочтение он отдавал живописи, которую преподавали известные художники И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов. Учеба в институте оказалась для Сорокина долгой – вмешалась война. Сорокин вспоминал: «1941-й год. На каникулы, в конце мая поехал на Украину, в село Семеновка, писать этюды. Никто не знал, что начнется война. Пришел на базар рисовать лошадей. На столбе громкоговоритель, по радио выступает Молотов: война. Это известие – переворот в сознании. Паспорт у меня был московский. Начальник милиции советовал немедленно ехать в Москву. Посадил меня на поезд, в котором ехали летчики. Я нашел место на третьей полке. Настроение у всех было патриотическое, высокое. Оно меня захватило. Вспоминали роман «Война и мир» Толстого. Не было сомнений в победе».

В годы войны институт был эвакуирован в Самарканд. Здесь все было другое: природа, быт, местные жители в национальных одеждах, улочки, базар... В этом городе было написано много этюдов, которые помогали обрести новые профессиональные навыки.

Самаркандский пейзаж. 1945 г.<br />Холст. Масло. Дипломная работа
 

Самаркандский пейзаж. 1945 г.
Холст. Масло. Дипломная работа

В 1945 году, по возвращении в Москву, Сорокин защитил дипломную работу - «Самаркандский пейзаж». С этой работой в 1946 году его ждал успех, он участвовал на Всесоюзной выставке, картина была замечена, а сам автор был принят в Союз художников.
После института Сорокин некоторое время жил в Москве. Послевоенные годы были тяжелыми, больших заказов не было, да и пейзажи были не в ходу. В 1948 году Сорокин получил направление в Елец на должность преподавателя живописи в художественном училище. Елец со своим старинным колоритом произвел на Виктора Семеновича неизгладимое впечатление. Для ельчан вошло в привычку видеть молодого преподавателя на улицах и за городом с этюдником. В основном в этот период Сорокин работал над пейзажами, живописные качества которых принесли Виктору Семеновичу заслуженный авторитет среди коллег и его учеников.
В 1957 году училище закрывают, и он переезжает в Липецк и поселяется здесь навсегда. Казенной квартире он предпочел домик на маленьком участке, поближе к природе, где и прожил до конца своих дней. Но даже поменяв место жительства, Виктор Семенович не расставался с Ельцом, тянулся к нему сердцем и часто приезжал туда на этюды. Этот тихий, уютный городишко вдохновил мастера на написание огромного количество произведений.
Талант художника расцвел на липецкой земле. Живопись Сорокина трудно поместить в определенные рамки, она текуча и многогранна как сама жизнь. Виктор Семенович жил только живописью, и не случайно корреспондент газеты «Ленинец» И. Чемякина беседу с художником назвала «Без творчества не мыслю жизни». Он любил писать пейзажи. Ближе всего Виктору Семеновичу была не броская, но такая милая русскому сердцу, красота средней полосы России. Мотивы были незатейливые – кривая улочка, дворик, лошадка у сарая, дорога в лесу, поле, берег реки. Есть в этих работах и некоторая недосказанность, и поэтичность, они неизменно вызывают чувство душевной гармонии. Немало времени уделял Сорокин созданию интересных натюрмортов. Особенностью творческого подхода к этому жанру являлось то, что художник создавал свои произведения целиком на пленэре. В саду возле дома, под старой яблоней стоял мольберт, который, казалось, врос в землю. Здесь были написаны насыщенные цветом и воздухом натюрморты. В определенный период творчества Сорокин обращается к портретному жанру, пишет обнаженную модель. Особую страницу в живописи мастера в конце жизни занимает – автопортрет. Творчество Виктора Семеновича изменялось органично, несмотря на смену эпох и уклада жизни.

На протяжении всей своей жизни В. С. Сорокин был неизменным участником многочисленных республиканских, региональных, всероссийских, всесоюзных и персональных выставок. Произведения В. С. Сорокина находятся во многих музеях России. В 1993 г. в Липецке был открыт прижизненный Музей-мастерская народного художника России В. С. Сорокина – Дом Мастера.
Сорокину была отпущена долгая насыщенная жизнь. Он получил, казалось бы, все – признание коллег, интерес зрителей, почетные звания, Золотую медаль Российской академии художеств и другие награды. Но регалии не изменили его, он не чувствовал себя мэтром. Умер Виктор Семенович в 2001 г. в возрасте 89 лет. Он оставил потомкам богатое наследство – красоту и гармонию своих полотен. В свое время очень точно сказал о Сорокине писатель С. Панюшкин: «Мы часто произносим слова «Художник и Время». В лице Виктора Семеновича видится пример служения мастера своему времени. У литератора под рукой слова, у строителя – раствор и камни, у художника – краски. Но не всякого мы назовем поэтом, зодчим, художником. Умело распорядиться материалом может только талант. Все картины В. С. Сорокина дышат покоем: вода - невозмутима, листва - не шелохнется, небо – ясное, всюду покой. Покой не в смысле отсутствия всякого движения и шума, а в понятии древнего славянского слова - покой, мир. Так художник решает задачу, диктуемую Временем. Его «тихие» деревья, воды и небо призывают: человек, защити, пусть всегда будет на Земле мир и покой!»

Библиография

  • Киселева С. С. Виктор Семенович Сорокин / С. С. Киселева. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. - 51 с. : цв. ил.
  • Виктор Сорокин : [альбом, посвященный 85-летию со дня рождения В. С. Сорокина / сост. Т. Нечаева; худож. В. Дворянчиков; фот. А. Вольнов]. - [Липецк : Дом мастера В. С. Сорокина, 1997]. – 46 с. : ил.
  • Виктор Сорокин : альбом : к 100-летию со дня рождения / авт.-сост. Т. И. Нечаева. – Москва : Новости, 2012. - 175 с. : ил.
Статьи из книг
  • Березин А. Д. Сорокин Виктор Семенович // Рассказы о прекрасном/ А. Д. Березин. - Москва : Изобразительное искусство, 1989. - С. 323-325. : ил., цв. ил.
  • Нечаева Т. Поднимать дух людей… : живопись Виктора Сорокина // Земля Липецкая : историческое наследие : культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. - Липецк : НИИЦентр, 2003. - С. 57-59. : ил. - (Наследие народов Российской Федерации).
  • Сорокин Виктор Семенович // Славные имена земли липецкой : биогр. справ. об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства / рук. проекта В. П. Филатова; авт.-сост. А. И. Тамбовская; худож. И. Л. Чемякина. - Липецк : Де-Факто, 2007. - С. 419-420.
  • Тулинова О. В. Сорокин Виктор Семенович // Неиссякаемый источник вдохновения. Художники елецкой земли : [монография] / О. В. Тулинова; Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина; МУК "Елец. краев. музей". – Елец : Типография, 2007. – С. 76-88.
  • Сорокин В. С. // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России - 50 : [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 132-133.
  • Кроль Т. Сорокин Виктор Семенович // Липецкая энциклопедия : в 3 т. Т. 3 : П - Я / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов - Липецк : Липецк. изд-во, - 2001. – С. 270-271.
Статьи из периодических изданий;
  • Платонова Ю. Жизнь цвета : [о творчестве В. Сорокина] / Ю. Платонова // Художник. – 1978. - № 7. – С. 20-22.
  • Панюшкин С. Щедрая поэзия красок : [к 70-летию В. Сорокина] / С. Панюшкин // Ленинское знамя. – 1982. – 12 дек. – С. 3.
  • Нечаева Т. Неисчерпаемость : [к 70-летию В. Сорокина] / Т. Нечаева // Ленинское знамя. – 1988. – 10 янв. – С. 3.
  • Сорокин В. «Без творчества не мыслю жизни» / В. Сорокин; записала И. Чемякина // Ленинец. – 1988. – 16 янв. – С. 4.
  • Сорокин В. Витки счастливой судьбы : [беседа по поводу 85-летия В. Сорокина] / В. Сорокин; беседу вела искусствовед Т. Нечаева // Липецкая газета. – 1997. - 24 дек. – С. 1, 3.
  • "Если бы не Елец, может, и не выжил бы как художник" : [о В. С. Сорокине вспоминают худож. Е. Сальников, В. Соболев, В. Дворянчиков, А. Климов] / подгот. Т. Нечаева // Талисман. - 2001. - 28 сент. (№ 36). - С. 7.
  • Бредис Е. Завещание мастера : [монолог о худож. В. Сорокине] / Е. Бредис // Липецкая газета. – 2001. – 3 окт. – С. 3.
  • Нечаева Т. Живопись Виктора Сорокина / Т. Нечаева // Декоративное искусство. – 2003. - № 3-4. - С. 66-69. : ил.
  • Нечаева Т. Восторг пред чудом бытия : о жизни и творчестве Виктора Сорокина / Т. Нечаева // Петровский мост. – 2008. - № 1. – С. 154-158. : ил.
  • Неверов. И. Оправдание любовью : [100 лет со дня рождения худож. В. С. Сорокина] / И. Неверов // Липецкая газета. - 2012. - 25 дек. - (Юбилей мастера).
  • Нечаева Т. …И всякое мгновение есть счастье : к 100-летию со дня рождения нар. худож. России Виктора Сорокина / Т. Нечаева // Петровский мост. – 2012. - № 4. – С. 187-196. : ил.

 

2

Виктор Иванович Королев (1930-1998) относится к когорте ветеранов областной организации Союза художников. Его становление происходило всецело в русле развития коллектива, объединившего местных мастеров.

Родился Виктор Иванович 27 сентября 1930 года в деревне Лёвинка Тульской области в семье шахтера. В детстве он был, как и все мальчишки, озорным и непоседливым, но при этом очень любознательным. Первая учительница заметила эту черту Виктора и решила приобщить его к чтению, давая ему интересные книги. И это сыграло свою роль: к школьным предметам особой тяги он не испытывал, но уроки литературы посещал с удовольствием. А еще он любил рисовать. В своей автобиографии он рассказал, как появилось это увлечение. «Однажды отец привез с ярмарки акварель: круглый кусочек картона, а на нем семь цветов. Конечно, отец и в голове не держал приобщить меня к миру искусства, это, видимо, вышло случайно. Акварель быстро закончилась, а интерес остался. И чем же только я после не рисовал: и углем, и известью. Сколько за жизнь акварелей прошло через мои руки, и иностранных, и наших, и все лучшего качества, а эту помню всегда».
Тяжелым испытанием для всех были суровые военные годы 1941-1945 гг. Лёвинка была оккупирована немцами. Виктору с односельчанами пришлось пережить голод, холод, похоронки... Но жизнь шла своим чередом, подростки зимой учились, летом работали в поле. После войны Витя устроился на механический завод и освоил профессии токаря и столяра. И все-таки Виктору Ивановичу судьбой было уготовано стать художником. В Елецком художественном училище обучался его товарищ, который в письмах приглашал к себе. Принять приглашение Виктору было нелегко, так как отец его был сурового нрава и не поощрял занятие рисованием. И несмотря на сопротивление родителей в 1949 году Королев едет поступать в училище. Экзамены сдал успешно и активно влился в учебный процесс. Будущий художник был очарован Ельцом. Он старался впитывать старинный дух этого города, что в дальнейшем пригодилось в творчестве. В своих воспоминаниях Королев писал, что ему повезло с преподавательским составом. Но из всех наставников выделял всегда Виктора Семеновича Сорокина, который оставался для него главным учителем. Их обоих объединяло родство с природой и ее чувственное восприятие. В 1957 году Королев заканчивает училище и получает направление в Липецк...
1957 год для Липецка ознаменован историческим событием – первой областной художественной выставкой живописи, скульптуры и графики. С этой выставки начинается новейшая история художественной жизни липецкого края. Приехав в Липецк, Королев знакомится с такими же молодыми и активными художниками, которые стремились к профессиональному мастерству, к собственным открытиям в искусстве. В 1962 году Виктор Иванович организовал свою первую персональную выставку. Принимал участие во всех зональных выставках в разных городах. В 1968 году был принят в члены Союза художников СССР. В начале творческого пути и позже Виктор Иванович пробовал работать в разных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины. Но постепенно природа родного Черноземья стала главной темой художника. Его тянуло к русским пейзажам, в деревню. Об этом он говорил, беседуя с Т. Щегловой (корреспондентом газеты «Ленинец» в 1990 г.): «Деревенские утлые домики, которые вижу я на обочинах наших дорог и пытаюсь запечатлеть на полотнах, конечно, должны будут скоро уйти – и слава Богу, терпеливый народ наш достоин лучшей жизни. Но как художнику, мне дорога эта грусть уходящей деревни, ее сурового и тонкого пейзажа чистых линий. Наверное, я в числе последних, кто «поет» нашу деревню».

Работал Виктор Иванович много. О любимых родных просторах мастер повествует сдержанно, без сентиментальности. Его работы композиционно очень просты, но это, как подметила искусствовед Т. Нечаева, и есть самое сложное. Если проанализировать все творчество Королева, то мы обнаружим как менялись изобразительные средства художника. В последние годы своей жизни он достиг максимальных высот в своем творчестве. Татьяна Нечаева отмечает: «Его картины становились все более живописными, гармоничными, раскованными. Это был «душой исполненный полет». Колористическое разнообразие, композиционная смелость, богатство эмоциональных интонаций».
Однажды Виктор Иванович сказал: «Художники не стареют, художники умирают стоя». И так случилось, что из жизни он ушел на своем рабочем месте. Ему было 68 лет. Но картины его остались с нами. Когда Королеву исполнялось 60 лет, его спросили: каждый ли день он работает? Художник ответил: «Пишу по потребности души». Наверное, поэтому его картины, пропитанные запахом родной земли, все также захватывают, заставляют задуматься о жизни.

Библиография

  • Виктор Иванович Королев : каталог выст. / В. И. Королев; вступ. ст. Т. Нечаевой; Упр. культуры липецк. облисполкома, Липецк организ. союза художников РСФСР. - Липецк, 1986. - 19 с. : ил.
  • Королев В. И. // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России - 50 : [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 82-83.
  • Кроль Т. Королев Виктор Иванович // Липецкая энциклопедия : в 3 т. Т. 2 : Ж - О / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк : Липец. изд-во, 2000. – С. 165.
Статьи из периодических изданий
  • Спасская Т. О родных просторах : [в мастерской худож. В. Королева] / Т. Спасская // Ленинское знамя. – 1979. – 24 июня. – С. 3.
  • Королев В. И. «Пишу по потребности души» : [беседа с В. И. Королевым] / В. И. Королев; беседу вела искусствовед Т. Нечаева // Ленинское знамя. – 1990. – 29 сент. – С. 2.
  • Королев В. «Так вслушиваются в истоки…» : [беседа с В. Королевым] / В. Королев; записала Т. Щеглова // Ленинец. – 1990. – 6-12 окт. – С. 9.
  • Королев В. И. Шедевры милует судьба : [интервью с липец. худож. накануне персон. выст.] / В. И. Королев; интервью брала Е. Нечаева // Липецкие известия. - 1995. - 11 авг. - С. 7.
  • Нечаева Т. «Все это так по-настоящему…» / Т. Нечаева // Золотой ключик. - 2005. - 29 нояб. (№ 24). - С. 22-23.
  • Неверов И. Пишу по потребности души : так говорил о своем творчестве худож. Виктор Королев : [в липец. Центре изобраз. искусства открылась выст. его картин] // Липецкая газета. - 2008. - 15 февр. - С. 4.
  • Нечаева Т. Виктор Королев: «Пишу по потребности души» : к 85-летию со дня рождения худож. / Т. Нечаева // Петровский мост. – 2015. - № 4. – С. 155-160 : ил.
  • Щеглова Т. Мгновения и вечность Виктора Королева : [в худож. музее им. В. С. Сорокина - Доме Мастера представлена выст. работ В. И. Королева] / Т. Щеглова; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2015. - № 45 (2-8 нояб.). - С. 38-42. - (Культура : вернисаж).

 

5

В кругах творческой интеллигенции Липецка хорошо известно имя Вилена Дмитриевича Дворянчикова (1934-2010) – заслуженного художника России. Трудно переоценить тот огромный вклад, который внес этот человек в развитие художественного творчества в Липецкой области.

Родился Вилен Дмитриевич 5 мая в 1934 году в городе Ельце. Его детство пришлось на страшный период репрессий в нашей стране. В конце 30-х гг. арестовали его отца. Затем война, эвакуация... Ребенком он прочувствовал все тяготы военного времени. Наибольшим потрясением в его детстве был эпизод, о котором он неоднократно рассказывал, как по пути в Комсомольск-на-Амуре, в поисках еды, от поезда отстала его мать, и только через три дня она сумела его догнать. Трудно представить, что пришлось пережить семилетнему мальчику. Война навсегда останется для него больной темой.
В одном из интервью на вопрос о том, когда он понял, что ему на роду написано быть художником, Вилен Дмитриевич ответил: «Пожалуй, как и все, - в детстве. Сначала мечтал. Потом мечта обрела более реальные, конкретные очертания. Вот сейчас мне кажется, что поворотным было одно, вроде бы незначительное, событие сорок шестого года. Мы ехали с матерью из разрушенного Воронежа. Она купила мне на рынке цветные карандаши. Я всю дорогу смотрел на них, как на радугу смотрят. Коробка эта была не обычным предметом, а чудом – легким, радостным. В детстве, в отрочестве такие переживания очень остры».
В 1952 году Вилен Дмитриевич поступает в Елецкое художественное училище, в котором учился до 1954 года. Здесь он познакомился с молодым преподавателем Виктором Семеновичем Сорокиным, повлиявшем на его творческое мироощущение. Спустя годы, в одном из интервью, вспоминая об этом времени, Вилен Дмитриевич говорил: «...Сорокин сыграл историческую, мессианскую роль. Он раздвинул горизонты восприятия живописи, которые словно были подгажены нечистым оком». Также он всегда с теплотой отзывался о педагогах Берте Арнольдовне Геллеровой и Абе Максовиче Коре. Они вынуждены были переехать из Ленинграда в Елец, а для училища приезд таких мастеров был большой удачей.
После службы в армии Дворянчиков продолжил учебу в Московском художественное училище памяти 1905 года. Среда московской творческой интеллигенции, художников (И. Блюмель, Д. Шаховской, И. Голицын, А. Васнецов) оказали свое влияние на Вилена Дмитриевича. Здесь сформировалось его восприятие современного мира и творческий потенциал. Окончив учебу, в 1958 году Вилен Дмитриевич приезжает в Липецк.
Становление Дворянчикова - художника совпало с рождением липецкой организации художников. Над ее созданием он трудился вместе с Ю. Гришко, Ю. Бурмистенко, М. Виноградовым, А. Дюженковым. Шли к этой цели непросто, через ошибки, трудности. Сильный и цельный характер Вилена Дмитриевича, его творческая энергия и профессиональная требовательность определили его судьбу. Дважды он избирался председателем и многократно членом правления Липецкого Союза художников. В 1964 году его приняли в Союз художников СССР. Творчество Дворянчикова было многогранно: монументалист, живописец, график, дизайнер. Но прежде всего он был живописец. Дворянчиков успешно работал во всех жанрах живописи, оставаясь настоящим мастером картины. Темами его творчества были: семья, искусство, друзья, мир. В постсоветские годы, когда поэты и художники воспевали героику наших будней, писал и Вилен Дмитриевич портреты рабочих. Художник не стеснялся этого, повествовал о своих земляках-металлургах с уважением, восхищался их мужеством, ярким характером, сильной волей. В его произведениях – дыхание эпохи. Вилен Дмитриевич всегда чувствовал близость к людям труда и сам неустанно трудился, причем не только у мольберта.
Дворянчиков приложил много усилий, чтобы в Липецке открылся выставочный зал, был построен дом художника. Через всю жизнь он пронес верность наставнику – Виктору Сорокину. Именно Вилен Дмитриевич был инициатором создания и первым директором Дома мастера – музея - мастерской Народного художника России В. С. Сорокина (ныне «Художественный музей им. В. С. Сорокина – Дом мастера»). Под его руководством Дом мастера получил всероссийскую известность, признание видных деятелей искусства и заслужил любовь горожан. А чего стоит его идея воздвигнуть храм. И ведь сбылось!

В 1995 году вместе с единомышленниками он построил его в поселке Дальний Добровского района. Это первый храм, построенный в нашей области после 1917 года. И появился он исключительно благодаря энтузиазму Дворянчикова. 1996 год принес Вилену Дмитриевичу почетное звание «Заслуженный художник России». С 2002 по 2006 год стараниями художника, несмотря на то, что он был уже тяжело болен, была отреставрирована и открыта областная картинная галерея (ныне Областной художественный музей). В статье, посвященной 65-летию Дворянчикова, искусствовед Т. Нечаева так описала грани таланта художника: «Все, что делает Дворянчиков, кроме живописи, то что называют его организаторским талантом, - тоже творчество. Он художник не только на плоскости холста, он художник в пространстве жизни. Он ее строит по законам гармонии, красоты. Я думаю, он блистательный художник-концептуалист, для которого объектом является сама жизнь. Его многогранность подтверждает мою мысль. Он и график, и живописец, и монументалист, и конструктор, и дизайнер...». Неслучайно в преддверии 70-летия художника вышла статья И. Неверова «Человек с кистью и красками на марафонской дистанции», название которой ярко раскрывает личность художника.
В 2010 году Вилена Дмитриевича не стало. Но в памяти липчан он навсегда остался не только как замечательный художник, но и как человек, по-настоящему любивший свой город.

Библиография

  • Бригада первой электросталеплавильной печи : [изоматериал] / В. Д. Дворянчиков // Образ Родины : живопись мастеров Российской Федерации 1960-1980 : альбом : в 2 т. Т. 1 // авт. текста В. А. Леняшин; сост. Е. В. Можуховская. - Ленинград : Художник РРСФСР, 1982. 
  • Дворянчиков Вилен Дмитриевич // Березин А. Д. Рассказы о прекрасном / А. Д. Березин. - Москва : Изобразительное искусство, 1989. - С. 230.
  • Дворянчиков Вилен Дмитриевич // Тулинова О. В. Неиссякаемый источник вдохновения. Художники елецкой земли : [монография] / О. В. Тулинова; Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина; МУК "Елец. краев. музей". - Елец : Типография, 2007. – С. 159-162.
  • Дворянчиков В. Д. // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России - 50 : [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 58-59.
  • Соболев И. Дворянчиков Вилен Дмитриевич // Липецкая энциклопедия : в 3 т. Т. 1 : А - Ё / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк : Липец. изд-во, 1999. – С. 323.
Статьи из периодических изданий
  • Нечаева Т. «Душа о цельности горит» / Т. Нечаева, Т. Спасская // Ленинское знамя. – 1984. – 5 мая. – С. 5.
  • Нечаева Т. Строитель храма : [А. Вагнер, Е. Сальников, Т. Нечаева о липец. худож. В. Дворянчикове] / Т. Нечаева // Липецкая газета. – 1999. – 30 апр. – С. 6.
  • Маханько Е. Вилен Дворянчиков: «Я считаю себя художником» / Е. Маханько // Сегодня и завтра. – 1999. – 7-13 мая. – С. 12.
  • Дворянчиков В. «Живопись – это наука передачи радости» : [беседа с В. Дворянчиковым] / В. Дворянчиков; беседовал И. Сизов // Металлург [НЛМК]. - 2004. - 26 марта. - С. 24-25.
  • Дворянчиков В. Человек с кистью и красками на марафонской дистанции : [интервью с В. Дворянчиковым накануне 70-летия] / В. Дворянчиков; интервью брал И. Неверов // Липецкая газета. – 2004. - 30 апр. – С. 6.
  • Буева О. Привлечь к себе любовь пространства… : [липец. обл. картин. галерея представила ретроспектив. выст. В. Дворянчикова] / О. Буева // Петровский мост. – 2009. – № 2. - С. 155-158.
  • Колесниченко Г. Штрихи к портрету художника : [в Галерее Назарова открылась выст., посвящ. 80-летию со дня рождения В. Дворянчикова] / Г. Колесниченко; фот. Г. Колесниченко // Липецкие известия. - 2014. - 15 окт. (№ 42). - С. 7. : фото. - (У семи муз).
  • Ионова Е. Мужское начало : [человека труда во всей красоте и мощи можно увидеть на выст. В. Дворянчикова в студии Авилова] / Е. Ионова, А. Мурзилон; фото Н. Черкасова // Липецкая газета: итоги недели. – 2017. - № 8. – С. 32-33.

 

6

Липецкие поклонники изобразительного искусства высоко ценят творчество липецкого живописца Виктора Яковлевича Соболева (1934-2012). Он был одним из незаурядных представителей русской реалистической школы. Художник умел точно передать настроение природы в пейзажах и выразить характер, личностные черты человека в портретах.

Виктор Соболев - коренной липчанин, родился 21 января 1934 года. Из бесед с журналистами известно, что корни у него дворянские. Интерес к рисованию у Виктора Яковлевича появился в детстве, но развил его преподаватель пятой школы Сергей Андреевич Пырсин, выпускник двух академий - Петербургской и Дюссельдорфской. После окончания школы Соболев поступил в Елецкое художественное училище. Город прекрасных соборов и старинных домов вдохновлял на творчество, заставлял браться за кисть. В Ельце произошла встреча с малоизвестным тогда Виктором Сорокиным. Их объединили одинаковые взгляды на искусство, и Соболев всегда считал, что учился на живописи Сорокина, несмотря на то, что тот не преподавал на его курсе.
Во все времена культурная жизнь Москвы притягивала молодых провинциальных художников. После второго курса Соболев отсылает свои рисунки в Московское художественное училище памяти 1905 года. Работы были одобрены, и в 1953 году он перевелся в столицу. На пятом курсе его призвали в армию. Отслужив, он восстанавливается в училище. Учебу Виктор Яковлевич закончил с отличием и сразу, не смотря на серьезный конкурс (18 человек на место), поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Распределили Соболева в мастерскую Д. Мочальского. По разным дисциплинам он обучался у выдающихся мастеров: М. Алпатова, А. Дейнеки, В. Цыплакова. В стенах института витал дух высокого искусства. Студенческая жизнь складывалась непросто. На жизнь Виктор Яковлевич зарабатывал сам, так как родители были уже пожилые. Занимался реставрацией икон, росписью церквей, приходилось оформлять дома культуры. Из-за подработок два раза был на грани отчисления, но преподаватели сумели его отстоять. После учебы, спустя годы, Соболев вернулся в родной город.
Весной 1951 г., будучи еще школьником, Соболев впервые участвует в городской художественной выставке профессионалов. А в 1954 году он принимал участие в 1-ой Липецкой областной художественной выставке с большим пейзажным полотном «Вечерний Липецк». Это была единственная картина, которую по итогам выставки приобрел областной краеведческий музей.
Соболев был не только художником, но и учителем. В 1980 году по его инициативе в Доме культуры трубного завода Липецка была открыта художественная студия. Спустя два года студийцев выселили, и Виктор Яковлевич в течение года ходил по инстанциям, добиваясь нового помещения для занятий. И в 1983 году, благодаря стараниям Соболева, художественная студия вновь открылась в ДК профсоюзов (ныне Областной центр культуры и народного творчества). Вскоре студии было присвоено звание «народная». 15 лет, до ухода на пенсию, Виктор Яковлевич заведовал этой творческой лабораторией. Народная студия изобразительного искусства работает и сегодня под руководством ее бывшего активного участника Леликова Александра Павловича.
Долгое время отношения Соболева с художественным фондом и местным Союзом художников не складывались. И только в 1994 году, в 60 лет, его приняли в члены Союза художников. «Уймите страсти – Соболев – мастер!» - в этой статье Виктор Яковлевич рассказал о непростых временах в своей творческой жизни, о познании профессии. Работы Виктора Яковлевича хранятся в Липецком областном краеведческом музее, в Воронежском художественном музее им. И. Н. Крамского, в частных коллекциях России, Франции, Италии, Германии, США и др. В 2012 году В. Соболев ушел из жизни.

Глядя на картины мастера, ощущаешь его влюбленность в жизнь. Он писал психологически тонкие портреты людей известных и простых. Работал художник и над натюрмортами, но предпочтение всегда отдавал пейзажу. Художник умел видеть красоту городских и сельских окраин, любил родной город. В одной из бесед с журналистом на вопрос: «Как вы стали художником?» – Ответил: «Пусть это не прозвучит патетически, но меня вдохновил Липецк. Я родился здесь и, сколько себя помню, всегда носил с собой альбомчик для эскизов». Проникновенный отзыв о творчестве Соболева оставил его коллега, народный художник России Юрий Гришко: «Кредо В. Соболева – традиционное искусство русских мастеров. Это приверженность мастерам прошлого и настоящего – ничто иное как школа, воспитание вкуса и формы. В какой бы манере не работал художник, главное – художественный уровень его произведений. Все это имеет прямое отношение к творчеству В. Соболева. Он одарен от природы чувством цвета, видением и пониманием красоты».

Библиография

  • Виктор Соболев : живопись, графика : каталог персон. выст. / авт.-сост. Т. Нечаева. – Липецк : Липец. изд-во, 1999. - 28 с. : цв. ил.
  • Соболев В. Я. Моя родина - Липецкий край : живопись / В. Я. Соболев. - Липецк, 2003. - 16 с. : ил.
Статьи из книг
  • Соболев В. Я. // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России - 50 : [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 139.
  • Кроль Т. Соболев Виктор Яковлевич // Липецкая энциклопедия : в 3 т. Т. 3 : П – Я / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов - Липецк : Липец. изд-во, - 2001. – С. 258.
Статьи из периодических изданий

 

7

На протяжении многих лет нас радует своими работами Евгений Павлович Сальников, один из старейших липецких живописцев.

С. Мекшен в заметке о художнике в газете «Панорама» за 1993 год писала: «Сальников – тот художник, который, по словам Блока, может видеть, что «дома растут как желанья». Художник – как бы ни ставили его столбом на землю! – все равно существо парящее, царствующее над миром осязаемым и ежеминутно расщепляемым. Только художник, пролетая над всей нашей несуразностью и раздробленностью, может собрать в щепоть наше неутоленное одиночество и разбросанную любовь, наши тоскующие о счастье сны и невидимые миру слезы... Художник Евгений Сальников служит тому, что дано Богом, но будет отдано людям...».
Евгений Павлович Сальников родился 15 сентября 1937 года в Липецке. Он относится к поколению детей, рожденных в самые трагические годы советской эпохи. Расстрелы, лагеря... Его дядя, родной брат матери, сгинул в лагерях. В 1941 году еще одна страшная потеря, погиб на фронте отец Жени. Ребенка пытались уберечь от тех невзгод, которые выпали на долю его семьи, поэтому воспоминание о детских годах осталось счастливым.
Семья жила в самом центре Липецка, на бывшей Дворянской улице (ныне улица Ленина). С какой теплотой в беседе с А. Новиковым Сальников вспоминает послевоенный провинциальный Липецк! «Я сорок лет своей жизни прожил в «Быхановском доме», он стоял рядом с Домом пионеров. Для меня Липецк той поры – самый настоящий рай. Только теперь начинаю понимать, как много мы потеряли: каждый дом был уникален, неповторим по архитектуре. У каждого дома был фруктовый сад. А какой был воздух! Наша улица, лишенная в ту пору даже общественного транспорта, имела уникальную мостовую из пиленого камня. Да и другие улицы были редкой красоты. Мальчишкой я буквально обследовал каждый уголок Липецка». Не случайно на протяжении многих лет образ родного города занимает центральное место в творчестве художника.
Первое посещение краеведческого музея, открыло перед юным Сальниковым удивительный мир живописи. Увиденные им картины Ю. Ю. Клевера и А. М. Васнецова потрясли воображение мальчика. А тесная дружба со старшим товарищем Виктором Соболевым дала толчок к серьезному увлечению живописью.
В 1951 году в 14-летнем возрасте Сальников уезжает учиться в Елецкое училище. В беседе с Т. Нечаевой период учебы в Ельце он вспоминает с особым чувством: «И самое лучшее в юности связано с елецким училищем. Но не с Москвой, не с институтом. Так сложилось. Елец, мою жизнь там я помню по часам». Руководителем курса у него был Виктор Семенович Сорокин, который спустя годы, дал яркую оценку способностям Евгения Сальникова: «В училище Сальников отличался от других. Он был эмоциональный, хорошо чувствовал цвет, в живописи – аристократ. Не был натуралистом, не копировал натуру. И сейчас такой же. Мне нравится, что он свободен, в творчестве ничего не боится. Главное – не боится краски».
После училища, Сальников продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Среди педагогов, которые менялись каждый курс, был и знаменитый А. А. Дейнека. Учеба в знаменитой Суриковке способствовала расширению творческого кругозора, освоению многообразия стилей, жанров и форм. Жизнь в Москве была насыщенной: посещения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, запасников Третьяковской галереи. Знакомство с работами Павла Никонова, Андрея Васнецова, Павла Кузнецова, Роберта Фалька кардинально повлияло на взгляды Сальникова. Смелые поиски своей манеры письма не у всех находили отклик и поддержку. Из-за этого на пятом курсе у Сальникова произошел конфликт с ректором. Затем был уход в академический отпуск. Возвращение в творческую среду вуза не оправдало ожиданий Евгения Павловича. Ушли любимые учителя - Жилинский, Дейнека, а с новыми преподавателями начинающий художник полностью разошелся во взглядах и решил прекратить занятия.
В родной город художник вернулся без защищенного диплома. Сформированное в 1957 г. местное отделение Союза Художников было в самом начале своего пути. Это был замечательный, разноликий коллектив, состоявший из товарищей Евгения по Елецкому училищу. В 1968 г. Сальникова приняли в Союз художников СССР. На протяжении творческого пути у художника не всегда складывались отношения с устроителями выставок. Это было вызвано тем, что Евгений Павлович всегда сторонился общественных условностей, заданной тематики. И тем не менее, он продолжал писать. Он много работал в монументальной живописи, затем заинтересовался станковой.
Особые чувства Сальников испытывал к натюрмортам. Самые ранние из них - небольшие по размеру, емкие по содержанию. Со временем натюрморт Сальникова объединяется с жанром интерьера. Эти картины хорошо передают размышления художника. На протяжении всего творческого пути Евгений Павлович пишет автопортреты, портреты близких. Немало работ мастер посвятил многообразию природы. Был период, когда тема пейзажа в творчестве художника встречалась нечасто. Причем писать он предпочитал в мастерской, т. к. не любил выходить на улицу с этюдником. Обратиться к пейзажу Евгения Павловича заставило творчество В. Сорокина. Для написания картины ему требовалась не столько натура, сколько настроение. Свои пейзажи художник называл фантазийными. Сальников - художник всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению. В далеком 1988 году в интервью Т. Нечаевой «Альтернативы не было» Сальников поведал о том, что хотел бы достичь того, чтобы его как художника ни с кем не путали. Ему удалось свою мечту претворить в жизнь. За годы плодотворного творчества Евгений Павлович выработал свой стиль в живописи, узнаваемый мгновенно.

В 2002 году художник был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2009 году Сальников удостоился звания Заслуженного художника России. По традиции, каждый год новый художественный сезон в Центре изобразительных искусств открывается персональной выставкой Евгения Павловича. Посетив в 2013 году одну из таких выставок, А. Вагнер поделился своими впечатлениями: «Сальников – удивительный художник, легкий и светлый. Его живопись помогает нам пережить это сложное время и дает надежду, что все будет в порядке».
Произведения живописи Евгения Павловича хранятся в Липецком областном краеведческом музее, в Липецком областном художественном музее, в краеведческих музеях Елеца, Задонска Липецкой области, в Национальной галерее г. Сеула, в частных собраниях России, США, Канады, Франции, Италии, Индии.

Библиография

  • Евгений Сальников : [альбом] : в 2 томах / сост. Т. И. Нечаева. - Москва : М-Сканрус, 2007. - Т. 1. – 303 с.; Т. 2. – 160 с.
  • Сальников Е. П. // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России - 50 : [альбом] / [авт. вступ. ст. Т. И. Нечаева]. - Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 124-125.
  • Кроль Т. Сальников Евгений Павлович // Липецкая энциклопедия : в 3 т. Т. 3 : П – Я / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. - Липецк : Липец. изд-во, 2001. – С. 203-204.
Статьи из периодических изданий
  • Сальников Е. Альтернативы не было : [интервью в выст. зале с Е. Сальниковым] / Е. Сальников; интервью вела Т. Нечаева // Ленинское знамя. – 1988. – 4 дек. – С. 3.
  • Мекшен С. Евгений Сальников - живописец нежный, задумчивый, запоминающийся / С. Мекшен // Панорама. – 1993. – 11 февраля. – С. 3.
  • Сальников Е. Ностальгия у мольберта : [интервью с худож. в день 60-летия, при участии В. Д. Дворянчикова] / Е. Сальников; записала Т. Нечаева // Липецкая газета. - 1997. - 13 сент. – С. 1, 3.
  • Сальников Е. Соединяя цвет и предмет : [интервью с Е. Сальниковым] / Е. Сальников; интервьюировал А. Новиков; фото А. Козина // Липецкие известия. - 2003. – 22 янв. – С. 14.
  • Нечаева Т. Непослушание академизму : штрихи к творч. портрету Евгения Сальникова / Т. Нечаева // Петровский мост. - 2009. - № 1. - С. 143-151.
  • Сальников Е. П. За художника говорят его картины : [беседа с Е. П. Сальниковым] / Е. П. Сальников; беседовал Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2009. - 14-21 сент. (№ 38). - С. 40-43.
  • Хомутский Р. «Свет в окне», или Максимальная степень красоты : [в Центре изобраз. искусств открылась персон. выст. Е. П. Сальникова] / Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2011. - № 39 (19-25 сент.). - С. 40-41. - (Культура : выставка).
  • Хомутский Р. Марш бездомных на лоне природы : [выст. Е. Сальникова открыл Центр изобраз. искусств новый сезон] / Р. Хомутский; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2012. - № 41 (1-7 окт.). - С. 47. - (Культура : юбилей).
  • Малюков С. Идеальный мир : [персон. выст. Е. Сальникова "Ностальгия по хорошему" открыла новый художеств. сезон в липец. Центре изобраз. искусств] / С. Малюков; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета: итоги недели. - 2013. - № 37 (2-8 сент.). - С. 9. - (Новости : словом).