Краеведение. Культура

История театра драмы им. Л. Н. Толстого

Театр драмы им. Л. Н. Толстого

…Гаснет свет, раздвигается занавес, и мы становимся свидетелями радостей и печалей театральных героев. Театр - это та тихая пристань, где отдыхает душа и радуется сердце.
В старой дореволюционной России театры существовали лишь в крупных губернских городах. В Липецке, небольшом уездном городке, своего театра не было. Но был курорт «Липецкие минеральные воды», который в XIX в. славился на всю Россию. Курортный сезон начинался с 15 мая и заканчивался в конце августа. В это время сюда приезжало большое количество людей из привилегированных сословий.
Во второй четверти XIX в. по проекту
Здание курзала, 1910 г.
 

Здание курзала, 1910 г.

архитектора А. Славинского был построен курзал – одноэтажное деревянное здание для развлечения публики, которая отдыхала и лечилась на липецких водах. В течение курортного сезона в Липецке выступали артисты из столичных и провинциальных театров России. Об очередных гастролях, как правило, сообщалось на страницах еженедельной газеты «Липецкий сезонный листок», издаваемой Казенным управлением Минеральных вод. Естественно, репертуар был типичен для гастролирующих по провинции театральных трупп – преимущественно комедии и фарсы, но также присутствовали в нем и успевшие снискать популярность у публики драмы. Об этом свидетельствует подробный отчет о репертуаре 1899 года в «Липецком сезонном листке» от 18 июля.
«Здѣшній сезонъ въ текущемъ году— довольно оживленъ, хотя съѣздъ начался поздно вслѣдствіе долго продолжавшейся холодной и дождливой погоды. Одно изъ самыхъ пріятныхъ развлеченій мѣстнаго курорта представляетъ лѣтній театръ въ курзалѣ. Съ конца мая с. г. здѣсь подвизается товарищество драматическихъ артистовъ подъ управленіемъ С. В. Чупрова, которымъ дано уже много спектаклей, въ числѣ которыхъ весьма удачно прошли драмы: „Безприданница", ,,Забубенная головушка”, ,,Блуждающіе огни”, „Соколы и вороны” и „Степной богатырь”; комедіи и фарсы: „Дармоѣдка”, „Въ горахъ Кавказа”, „На порогѣ великихъ событій”, „Кто въ лѣсъ, кто по дрова”, „Контролеръ спальныхъ вагоновъ”, ,,Бѣдность не порокъ” и другие… Театралъ А. П
Липецкое театральное общество состояло, по всей вероятности, из людей, искушенных в театральном искусстве. Объясняется это тем, что поправить здоровье на липецкие воды приезжала интеллигенция из обеих столиц и крупных губернских городов. О взыскательности местной публики говорит заметка «скромного наблюдателя», опубликованная в «Липецком сезонном листке» от 2 июля 1900 г.
«Театральныя впечатлѣнія. Подвизающееся въ текущемъ сезонѣ на мѣстномъ курортѣ товарищество драматическихъ артистовъ подъ управленіемъ г. В. С. Васильевой дало много спектаклей, которые до 20-хъ чиселъ іюня с/г. не могли привлечь особенное вниманіе здѣшней и пріѣзжей публики, очень вяло посѣщавшей театръ, что можно объяснить отчасти бывшей дурной погодой, а главное, - надо признаться, недостаточно удовлетворительнымъ въ началѣ лѣта составомъ труппы. Чтобы заинтересоватъ и побѣдить равнодушіе Липецкой публики, видавшей неоднократно и первоклассныхъ столичныхъ и провинціальныхъ артистовъ, чтобы возбудить умственно-художественный интересъ къ сценическому искусству, нужны были болѣе значительныя въ качественномъ и количественномъ отношеніи артистическія силы. Правда, общія жалобы на оскудѣніе талантовъ въ наше время стало обычнымъ явленіемъ и весьма не рѣдко бываетъ, что въ провинціальныхъ театрахъ одинъ, два болѣе или менѣе крупныхъ талантика вытаскиваютъ на своихъ плечахъ всю труппу, но такихъ въ этомъ составѣ до указаннаго времени, къ сожалѣнію, не было. Только съ появленіемъ свѣжихъ силъ въ лицѣ извѣстнаго столичнаго артиста Императорскихъ театровъ г. Петина, приглашеннаго сюда на гастроли, и симпатичнаго провинціальнаго актера г. Нежданова, мѣстный театръ оживился и наплывъ публики сталъ замѣтно увеличиваться… Скромный наблюдатель».
В начале XX в. в Липецке выступали такие известные тогдашней театральной России актеры, как В. Н. Рыжова, В. П. Далматов, М. В. Дальский, Н. П. Россов. На сцене курзала играла столичная прима Наталья Волохова – одна из муз А. Блока. Ей был посвящен цикл стихов «Снежная маска», вышедший в 1907 г. «Всякому, кто хорошо знал Наталью Николаевну, должно быть понятно и не удивительно общее увлечение ею в этот период. Она сочетала в себе тонкую, торжественную красоту, интересный ум и благородство характера», - из воспоминаний В. П. Веригиной, современницы актрисы. Мастерство и обаяние Волоховой не остались незамеченными липецкими театралами. «Липецкий сезонный листок» от 13 июня 1904 г., освещая постановку пьес «Две жизни» В. И. Немировича-Данченко и «Искупление» И. Н. Потапенко, писал: «Надо отдать полную справедливость и женскому персонажу этого товарищества. Г-жи Волохова и Корнилова привлекаютъ симпатію зрителей своимъ задушевнымъ голосомъ и чувствомъ, которыми проникнута ихъ естественная игра, выражающая не только навыкъ къ сценѣ, но и безсомнѣнное дарованіе и чуткое пониманіе изображаемыхъ ими героинь. Въ особенности г. Волохова проявляетъ столько выразительности, такой захватывающій своеобразный драматизмъ, которые способны глубоко проникнуть въ душу зрителей…».
Незабываемые впечатления оставил о себе выдающийся русский актер Павел Николаевич Орленев, который показал местным и приезжим зрителям свои коронные роли: Раскольникова в «Преступлении и наказании» и Дмитрия в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского, Освальда в «Привидениях» Ибсена.
Афиша, 1917 г.
 

Афиша, 1917 г.

И все-таки гастроли гастролями, а своего стационарного театра в городе все еще не было.
После 1917 года в Липецке стали появляться театральные кружки при рабочих клубах и народных домах. Вообще в эти трудные голодные времена наблюдался настоящий театральный бум. В Липецком областном краеведческом музее сохранились афиши того времени. Просматривая их, узнаешь, что в 1917 году театрализованные действия давались в здании школы Сокольского завода любителями драматического искусства; в 1918 году ставились спектакли в Народном доме (бывший дом Шелихова на ул. Фрунзе); в 1919 г. в городе по решению отдела политпросвета уездного Совета возник театр-клуб «Красноармеец». Размещался самодеятельный театр в курзале и просуществовал недолго.
Обилие форм театральной работы, пестрота учреждений искусства заставили задуматься о централизованном управлении. Впервые вопрос о создании единого театра в Липецке был вынесен на обсуждение подотдела искусства уездного отдела народного образования в конце декабря 1920 года.
Лавров Е. Н.
 

Лавров Е. Н.

Создание и руководство театром было поручено двадцатипятилетнему Евгению Николаевичу Лаврову. Родился он в Ельце 7 октября 1896 г. Выпускник филологического факультета Московского университета и Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе (ныне РАТИ). Он уже имел опыт актерской и организационной работы, много и плодотворно работал в Тамбове, Кирсанове, Ельце. Лавровым была собрана первая актерская труппа, появился хор и оркестр. Для работы нового коллектива национализируется и специально оборудуется помещение бывшего курзала.
1-ая афиша театра
 

1-ая афиша театра

5 июня 1921 года состоялось открытие в Липецке первого профессионального драматического театра. В тот воскресный летний вечер зрителям был показан спектакль по пьесе Л. Андреева «Савва», поставленный режиссером В. А. Русловым. Из первой афиши, сохранившейся до наших дней, мы узнаем, что 7-го июня 1921 г. театр показал пьесу А. Н. Островского «Бесприданница». Ее поставил режиссер В. Н. Харламов. 9-го июня на сцене курзала была показана комедия Кадельбурга «Темное пятно», в постановке В. А. Руслова. Затем повторные спектакли «Савва» и «Бесприданница». Драматический театр просуществовал всего полтора сезона, до 1923 года, и возобновил свою уже постоянную деятельность лишь девять лет спустя…
Поварени А. А.
 

Поварени А. А.

Новым этапом в развитии Липецкого театра стали 30-е годы, которые связаны с именем А. А. Поварени (1894-1963 гг.). Родился Александр Александрович в семье служащего завода военно-врачебных заготовлений в Санкт-Петербурге. Рано лишился родителей. В 1908 г. работал на том же заводе, где и отец. Затем вместе со старшим братом поступил на вечерние курсы, на которых они проучились до 1913 г. и выдержали экстерном экзамены на аттестат зрелости. Три года служил в царской армии. После демобилизации вступил в ряды Красной гвардии и был назначен начальником клуба и красного театра Елецкого гарнизона.
До 1931 г. А. Поварени работал в Ельце, где возглавлял коллектив народного театра, который пользовался успехом у публики. В этом же году Александра Александровича переводят директором театра в Липецк. Премьерой по пьесе В. Вишневского «Первая конная» началась работа новой труппы. Его руководство не ограничивалось только административными функциями, он постоянно вникал в работу труппы, в подбор репертуара. Несмотря на трудные условия, он сумел создать коллектив, который отличался особым творческим климатом.
В 30-е годы темы революции, гражданской войны и современной советской действительности, как правило, доминировали в репертуаре театра. Зрителям были показаны «Любовь Яровая» К. Тренева, «Интервенция» Л. Славина, «Аристократы» и «Падь серебряная» Н. Погодина, «Таня» А. Арбузова. Ни одно значимое событие в Липецке не обходилось без участия театра. Коллектив, возглавляемый А. А. Поварени, отличался неуемной жаждой творчества. В те далекие времена на сцене блистали такие интересные актеры, как М. С. Селянин, К. И. Полянский, С. Ф. Волгина, В. В. Сенский, Е. Д. Валуйская, С. Дуван. Актеры нередко выступали в качестве режиссеров, а те, в свою очередь, выходили на театральные подмостки как исполнители. Военное лихолетье театр переживал вместе с А. Поварени. Деятельность театра в военные годы получила высокую оценку городских властей, а в 1946 г. Александр Александрович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Пять лет Поварени возглавлял областной драматический театр в Иваново, а в 1952 г. по ходатайству Липецкого горкома партии он вернулся в Липецк. С небольшим перерывом Поварени руководил театром до 1954 г.
Селянин М. С.
 

Селянин М. С.

Много поставленных спектаклей и сыгранных ролей было на счету М. С. Селянина (1889-1957 гг.). Выходец из российской глубинки, Михаил Семенович, родился в семье бедного крестьянина из Тверской губернии. Непростым был его путь к успеху. В 1915 году он начал работать рядовым актером на эпизодических ролях в Народном Доме в Петербурге по окончании драматической школы Петровского и Санина. В Липецк Селянин приехал в 1935 г. Город строился, его население год от года увеличивалось. В Липецке актер нашел своего верного, взыскательного зрителя. Он создал на липецкой земле целый ряд ярких, запоминающихся образов. Из классического репертуара можно отметить такие роли, как Жадов в «Доходном месте», Тихон в «Грозе», Каренин в «Анне Карениной». Его игра всякий раз восторженно освещалась в прессе, становилась неотъемлемой темой разговоров театралов. Как режиссер, Михаил Семенович обладал огромным темпераментом, и его творческая энергия передавалась коллективу.
Примечательной страницей в истории театра является сотрудничество с местными авторами. В 1937 г. М. С. Селянин осуществляет постановку пьесы «Мечта» нашего земляка, Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. Прославленный летчик приезжал на репетиции и премьеру. В результате совместного творчества в репертуаре театра появляются спектакли «Вынужденная посадка», «Семейное счастье». 
Труппа театра, 1937 г.
 

Труппа театра, 1937 г.

В предвоенном десятилетии театр много работал как над отечественной, так и зарубежной классикой. Была продолжена добрая традиция, начатая еще в первый год существования театра – гастроли. География гастрольных поездок липецких артистов значительно расширилась. Театр неоднократно выезжал в Воронеж, Борисоглебск, Моршанск, Грязи. Выступления носили характер творческих отчетов и не ограничивались одним-двумя спектаклями. К примеру, в мае 1939 г. наши артисты дали 20 спектаклей в рабочем поселке при станции Грязи.
5 июня 1941 года Липецкий театр отметил свое 20-летие. 21 июня состоялась премьера по пьесе А. Н. Афиногенова «Машенька». Все прошло прекрасно, жизнь обещала много работы и счастья. Начавшаяся на следующий день война оборвала все планы. 
Всю войну театр дышал одним дыханием с народом, он стал прифронтовым. Ушли в действующую армию актеры Н. Н. Сухов, С. И. Турченко, А. Кузьмин, художник Зимин, артист С. Литаврин, ставший впоследствии прославленным летчиком, Героем Советского Союза. Оставшиеся актеры, несмотря на трудности военного времени, продолжали работу.
А. Грибоедов Горе от ума, 1945 г.
 

А. Грибоедов "Горе от ума", 1945 г.

Более двух лет они ездили со спектаклями и концертами в действующие части Брянского, Воронежского, Второго Западного и Сталинградского фронтов. Военное время внесло свои поправки в репертуар театра. Были поставлены пьесы, посвященные героическим событиям войны:  «Русские люди», «Парень из нашего города» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Бессмертный» А. Арбузова, «Брусилов» И. Сельвинского. Наряду с пьесами советских авторов новое звучание приобретают пьесы русских и зарубежных классиков: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Егор Булычев» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и другие. М. Катуков, командир первого танкового корпуса, формировавшегося в Липецке весной 1942 г., на страницах своей книги «На острие главного удара» вспоминает: «Городской театр давал спектакли, и наши танкисты были желанными гостями у местных артистов. Помнится, показывали они несколько вечеров подряд «Коварство и любовь». В далекое и чужое прошлое уносила зрителей-воинов романтическая драма Ф. Шиллера. Но бойцы корпуса воспринимали ее по-современному, их глубоко волновали перипетии разыгрываемого на сцене представления».
В 1943 г. липецкий театр первым организует постановки спектаклей в освобожденном от немецких оккупантов городе Воронеже, т. к. местные театры находились в эвакуации. Гастроли открылись «Русскими людьми». В 1944 году за отличную работу в сложных военных условиях театр был поощрен Комитетом по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР.
В Липецке не было театра юного зрителя, и городской театр включал в репертуар спектакли и для детей. В 1945 г. поставили сказку «Финист - Яный Сокол» - красивый спектакль с чудесами и превращениями.
Долгое время театр размещался в неприспособленном помещении - бывшем здании курзала Липецкого курорта на улице Карла Маркса (в дальнейшем в этом здании до его сноса находилась областная филармония). В 1949 г. по инициативе депутатов, при поддержке всей городской общественности здание было реконструировано. Для открытия театрального сезона в обновленном здании была выбрана пьеса В. Собко «За вторым фронтом». Основой театральной фабулы стали реальные события…
В послевоенные годы основу театрального репертуара составляли пьесы молодых драматургов страны. На липецкой сцене шли спектакли о героизме нашего народа в период Великой Отечественной войны. По-прежнему неизменным успехом пользовались пьесы русских и зарубежных классиков. В 1951 году режиссером Б. М. Долиновым была поставлена драматическая поэма украинского поэта и драматурга И. Кочерги «Ярослав Мудрый». Липецкий театр первым показал этот спектакль на русском языке. Роль Ярослава Мудрого исполнял старейший актер театра М. С. Селянин.
В 1954 году с образованием Липецкой области театр получил статус областного. Начиная с 1955 года, областной драматический театр организует систематические выезды на летние гастроли в сельские районы области.
Почетное место в репертуаре театра заняли пьесы историко-революционной темы – «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Третья патетическая», «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Можно сказать, в Липецке началась сценическая Лениниана. Ведущий артист театра Г. Д. Горелов был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Кремлевские куранты».
Спектакль Всем смертям назло
 

Спектакль "Всем смертям назло"
В ролях-артисы В. Звон и З. Горячева

В начале 60-х театр знакомит липчан с лучшими произведениями современной советской драматургии. В их числе «Иркутская история» А. Арбузова, «Русский лес» Л. Леонова, «Ленинградский проспект» Штока, «Совесть» Д. Павловой. 20-летие Победы нашего народа над фашистской Германией коллектив отметил постановкой пьесы драматурга А. Салынского «Камешки на ладони».
Театр активизировал работу с местными авторами. Так, была осуществлена постановка пьесы липецкого писателя А. Баюканского «Когда цветет вереск» о красном комиссаре Александре Вермишеве. Интерес у зрителей вызвала постановка спектакля «Всем смертям назло». Пьеса написана по одноименной автобиографической повести нашего земляка В. Титова ее автором в содружестве с режиссером К. Миленко. Затем она вошла в репертуар многих театров страны. Несколько позже, в 1975 г., была поставлена драма А. Баюканского «Сестра милосердия», посвященная памяти нашей землячки - Герою Советского Союза, фронтовой медсестры Ксении Константиновой.
Макет нового здания театра, 1964 г.
 

Макет нового здания театра, 1964 г.

В 1968 году коллектив театра переезжает в новое здание на Красной площади, построенное по проекту архитектора Марка Бубнова. В дальнейшем эту площадь переименовали в Театральную. На торжественном открытии, 6 ноября был показан премьерный спектакль «Тихий Дон» Михаила Шолохова в постановке А. Найденова.
В 1971 г. театр отметил 50-летие. К открытию 51-го театрального сезона было подготовлено три премьеры. Это спектакли: «Мой друг» по пьесе Н. Погодина, «Рождество в доме синьора Купьелло» драматурга Эдуарда де Филиппо, «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева. Выбор пьесы Погодина для юбилея был не случаен, еще в самом начале 30-х гг. она шла с большим успехом в Липецке. Хорошей школой стала для театра работа над пьесой итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо под руководством народного артиста РСФСР М. А. Гершта. Премьера спектакля состоялась на гастролях в г. Тамбове и была очень тепло и радушно принята зрителями. И третья постановка – спектакль по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» (реж. А. Найденов) не оставила липчан равнодушными.
Именно репертуар определяет творческое лицо театра, а у липецкого театра репертуар всегда был разнообразен. В 70-х гг. на подмостках театра проходила история нашей страны, история, воплощенная в характеры и судьбы героев сотен спектаклей.
В репертуаре театральных сезонов были постановки о людях труда, о социально-нравственных проблемах в коллективе: «Сталевары» по пьесе Г. Бокарева 1974 г., «Заявление за две недели» по повести Е. Воеводина 1976 г. (реж. Е. Минский). В спектакле «Характеры» (реж. Б. Голубицкий, 1975 г.) уже другие герои – жители сибирского села, неповторимые шукшинские чудаки, искатели вечных истин о мире и о себе в этом мире.
На сцене театра рядом с постановками пьес о современнике соседствовала классика – русская и зарубежная: «Иванов» по А. Чехову (реж. Е. Минский, 1974 г.); «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорка (реж. Б. Голубицкий, 1976 г.). Традиционно каждый сезон театр готовил подарок для юных зрителей: 1972 г. – «Аленький цветочек»; 1974 г. – «Принцесса и Свинопас»; 1976 г. – «Красная шапочка».
Пахомов В. М.
 

Пахомов В. М.

В 1977 году художественным руководителем и директором театра становится Владимир Михайлович Пахомов. Начинается новый этап в развитии театра. На театральных афишах рядом с серьезным классическим репертуаром - веселая музыкальная комедия и детская сказка, рядом с пьесой исторического плана – произведение о проблемах деревни. Так один театр смог совместить в себе функции трех: «взрослого, детского и музыкального, что было названо «Липецким театральным экспериментом». Благодаря этому театр получает широкую известность в России и за ее пределами. Разнообразен был не только репертуар театра, но и его творческий состав. В коллектив театра пришло способное молодое поколение: В. Бражник, Н. Чебыкин, С. Погребняк, М. Янко и др. Их творческая биография только начиналась, и мастера старшего поколения, заслуженные артисты РСФСР: М. Н. Соболев, В. В. Боков, Ю. И. Ганина, М. В. Якушкина и др. - заботятся о творческой смене. В газете «Ленинец» за 1978 год старейший актер театра М. Соболев дает напутствие молодому актеру Михаилу Янко: «В добрый час!..» и здесь же первое впечатление о липецком театре М. Янко: «А - впереди работа».

В 1981 году состоялось значимое событие: театру по просьбе его коллектива было присвоено имя Л. Н. Толстого. Это выбор ко многому обязывал, и на вопрос, как это связано с позицией театра, В. М. Пахомов отвечал: «В этом имени не просто название театра, а определение его пути, видение его предназначения, его религия, если хотите выраженная в стремлении следовать не только Слову, но, в первую очередь, Духу великого Льва.

Имя Толстого – это камертон, на который настраивается наш театр. Этим определяется и его репертуар, и уровень разговора со зрителем, и максимализм предъявляемых к себе требований, и верность традиции оставаться театром просветительским по своему духу, театром, где бы воедино соединилась эстетика творчества с эстетическими принципами, исповедуемыми в жизни».
Дядя Ваня А. П. Чехова.
 

"Дядя Ваня" А. П. Чехова.
Мелихово, 1984 г.

Особым притяжением для театра стал Антон Павлович Чехов. Много лет живут на сцене театра негромкие чеховские герои, ищущие, страдающие, мыслящие. И в унисон им ищет, мыслит, переживает зрительный зал. Благодаря липецкому театру и его художественному руководителю Владимиру Пахомову родился фестиваль «Мелиховская весна». В. Пахомов воспитал и вырастил целое поколение зрителей, полюбивших классику. Впервые в 1982 г. «Чайку» сыграли там, где она была написана, - в Мелихове. И с тех пор каждый год, в мае, когда цветет сирень, в мелиховской усадьбе играется новый спектакль. Здесь показывали «Дядю Ваню», «Пять пудов любви», «Даму с собачкой», «Диалоги 1914 года» и другие постановки по мотивам произведений А. П. Чехова. Высоким признанием творческого уровня Липецкого театра стала Государственная премия РСФСР 1985 года в области театрального искусства – премия имени К. С. Станиславского за спектакль «Дядя Ваня», в котором блистали Светлана Погребняк и Михаил Янко. В 1988 г. художественный руководитель В. Пахомов был удостоен премии журнала «Театральная жизнь» за последовательное воплощение чеховской темы на современной сцене. В 1999 г. фестиваль «Мелиховская весна» получает международное признание.
Имя Л. Н. Толстого, присвоенное театру, соединило его с музеем-усадьбой «Ясная Поляна», где жил и творил русский классик. 9 сентября, в день рождения Толстого, липецкие актеры неоднократно выезжали в усадьбу и там, на природе, при стечении многочисленной публики показывали свои спектакли, созданные по произведениям писателя. Среди зрителей были и потомки Толстого, приезжавшие из разных уголков мира на день рождения своего знаменитого предка. К сожалению, традиция эта не имела продолжения.
М. Ульянов, В. Пахомов, В. Лакшин
 

М. Ульянов, В. Пахомов, В. Лакшин

Известен театр и своими «Липецкими театральными встречами». С 1985 г. они проводятся ежегодно на сцене академического театра. Этот фестиваль собирает людей, занимающихся проблемами сценического искусства: известных актеров, режиссеров, ученых-театроведов, искусствоведов, филологов. В рамках фестиваля проводятся научно-практические конференции, показ спектаклей театров разных городов России и других стран. В разные годы на «Липецких театральных встречах» побывали: академик Владимир Лакшин, писатель-публицист, литературовед Лев Аннинский, народные артисты СССР Михаил Ульянов, Василий Лановой, Иннокентий Смоктуновский, народные артисты России Евгений Стеблов, Станислав Любшин и многие другие, а также руководители московских театров Олег Ефремов, Марк Розовский, Владимир Андреев, Иосиф Райхельгауз. … Кстати, для Райхельгауза липецкая сцена стала почти родной, в нашем городе он поставил 7 спектаклей. С 1991 г. в театральных встречах начинают принимать активное участие видные зарубежные театроведы и филологи, т.к. фестиваль приобретает статус международного.
О. Овчинникова
 

О. Овчинникова
на норвежской сцене

В 1994 г. театру присвоено звание «государственного академического». В 1999 и 2001 годах липецкий театр становится обладателем диплома лауреата в конкурсе «Окно в Россию» в номинации «Театр года» среди российских (нестоличных) театров. Обширна гастрольная деятельность Липецкого театра. Актеры с успехом показывали свои работы в Москве и Ленинграде, во многих крупных городах России, Украины и Белоруссии, Молдавии и Прибалтики, а также в Париже, в Осло…
В 2000 г. зрителями спектакля липецкого театра «Кукольный дом» по пьесе Г. Ибсена стали жители столицы Норвегии. Спектакль имел успех. Местные газеты вышли с портретом Ольги Овчинниковой в роли главной героини, который занимал полполосы. Русская «Нора» покорила Норвегию!
Важнейшим событием в культурной жизни областного центра в 2003 г. стало открытие при театре курса Российской академии театрального искусства, ранее известной как ГИТИС. Студенты обучались по программе РАТИ у лучших московских и липецких педагогов и одновременно выходили на сцену, участвуя в репертуарных спектаклях. Первый выпуск Липецкого филиала РАТИ состоялся в 2007 г., все выпускники были зачислены в труппу театра. В 2011 году состоялся последний выпуск.
 В 2007 г. умер В. Пахомов, 30 лет возглавлявший творческий коллектив театра имени Льва Николаевича Толстого. Эти тридцать лет – замечательный этап в жизни липецкого областного театра драмы. Владимир Михайлович много сделал для развития театра, создания сильной труппы талантливых актеров – единомышленников, обретения липецким театром своего лица. Ему удалось создать интересный для зрителя и актеров театральный репертуар, в котором русская и зарубежная классика сочеталась с современными постановками, а лучшие традиции русской театральной школы с новаторскими режиссерскими приемами.
В 1988 г. в Мемориальном музее-усадьбе А. П. Чехова «Мелихово» на пленэре был снят фильм-спектакль «Чайка» как телевариант постановки режиссера В. Пахомова в Липецком театре драмы. Также Центральным телевидением были сняты фильмы-спектакли в постановке В. Пахомова – «Бенефис сегодня и вчера», по произведениям А. П. Чехова, «Диалоги 1914 года» В. Я. Лакшина, а в 1992 г. – «Репетиция одного спектакля, или Версия Владимира Пахомова» телефильм о репетиционном методе режиссера Пахомова. Дважды театр удостаивался приза «Золотая маска» в 1995 г. и в 1999 г. В сценическом искусстве России Владимир Михайлович Пахомов оставил заметный след.
На разных этапах становления и развития Липецкого театра менялся и его творческий коллектив. На липецкой сцене играли легендарные М. Соболев и Ю. Ганина.
В 1963-1965 гг. на афишах Липецкого театра появлялось имя Леонида Кулагина, который многим известен по сериалу «Кулагин и партнеры». Немногие знают, что со своей супругой – актрисой Э. Лапицкой он познакомился именно в Липецке. Сегодня он живет в Москве, участвует во многих антрепризных постановках как режиссер и актер.
В 1982-2001 гг. в театре работал Ю. Ильин, запомнившийся по чеховским пьесам. С 2001 г. он актер Малого театра.
Многие помнят актера Андрея Новикова, игравшего в театре с 1989-2003 гг., с 2003 г. он служит в Театре Российской Армии.
На липецкой сцене было поставлено много успешных спектаклей, в которых блистали актеры, завоевавшие любовь зрителей: С. Лисовская, С. Погребняк, В. Пономарев, О. Овчинникова, В. Бражник, Н. Чебыкин, Л. Кабанова, М. Янко, В. Кравченко. Список можно продолжать бесконечно.
Сегодня в нашу жизнь прочно вошли кино и телевидение, завоевав массовые симпатии зрителей. Но по-прежнему остаются истинные поклонники, сохранившие проверенную годами верность именно театру.
С. Бобровский
 

С. Бобровский

Творческий коллектив Липецкого государственного академического театра драмы в 2008 г. возглавил Сергей Бобровский, выпускник знаменитого Щукинского училища. С 2003 по 2008 он был главным режиссером Бийского городского драматического театра.
В одном из первых интервью он обозначил несколько главных принципов своей работы: «Сейчас очень важно понять, чем жил театр до меня, чтобы сохранить все ценное, те традиции, которые здесь есть. Я не хочу ничего ломать, устраивать революций. Конкретно пока ничего сказать не могу – ни о репертуаре, ни о премьере. Но мое дыхание совпадает с дыханием театра. Я люблю Чехова, люблю всю классику – и русскую, и мировую, люблю современную драматургию, если она высокого уровня. Хотелось бы, чтобы в этом театре была разнообразная режиссура, широко отражающая мир».
По прошествии времени уже можно сказать, что у главного режиссера свой творческий почерк и оригинальные идеи. В труппу пришли новые интересные актеры.
Продолжена традиция проведения «Липецких театральных встреч». С каждым годом фестиваль становится все более авторитетным и престижным. Каждую весну академический театр ждут в Мелихове на Чеховском фестивале. «Мелиховская весна» стала уникальным театральным праздником. Спустя четверть века 16 мая 2010 года Липецк снова представил на суд зрителей новую версию «Чайки» в постановке С. Бобровского, которая была высоко оценена экспертами и критиками-чеховедами.
В 2011 году театру исполнилось 90 лет! Творческая жизнь продолжается…
Хочется пожелать академическому театру драмы им. Л. Н. Толстого осуществление новых замыслов и неизменных зрительских симпатий.

Список литературы

  • Липецкий драматический театр имени Л. Н. Толстого / худож. И. Л. Чемякина; фот. В. Базылев, А. Н. Козин, В. Строков. - Липецк, 1988. - 32 с. : ил.
  • Липецкий драматический театр имени Л. Н. Толстого / сост. Г. И. Коваленко; худож. И. Л. Чемякина; фот. А. Н. Козин. - Липецк, 1991. - 64 с. : ил.
  • Мурзина М. А. Есть в России театр...: [о Липец. акад. театре драмы им. Л. Н. Толстого] / М. А. Мурзина. - Липецк : Ориус, 1996. - 221 с.: ил.
  • Театральный сезон : коллекция афиш Липец. обл. краевед. музея / авт. текста Д. В. Нижегородова; худож. ред. И. Л. Чемякина; фот. А. Н. Козин; дизайн. В. В. Черепнин; Липецкий областной краеведческий музей. - Липецк : Де-Факто, 2006. - 16 с. : ил. - (К 85-летию Липецкого академического театра драмы имени Льва Николаевича Толстого).
  • Спектакль длиною в девяносто лет...: Липец. гос. акад. театр драмы им. Л. Н. Толстого / Администрация Липецкой области, Управление культуры и искусства Липецкой области, ОАУК "Липецкий государственный академический театр драмы им. Л. Н. Толстого". - Липецк, 2011. - 56 с. : ил.
  • Липецкий государственный академический театр драмы им. Л. Н. Толстого (к 80-летию со дня основания) : библиогр. указ. лит. / Липец. ОУНБ; сост. Г. Б. Мартынова, Е. В. Никитина, Н. В. Пендюрина; ред. Л. П. Курило; отв. за выпуск К. Н. Сухинина. – Липецк, 2001. – 80 с.
  • 90 сезонов вдохновенья : Липецкий государственный академический театр драмы им. Л. Н. Толстого : библиогр. указ. (по фондам Липецкой областной универсальной научной библиотеки) / Липец. ОУНБ; сост. В. М. Виноградова, М. В. Парамзина, М. В. Борисова; ред. В. М. Виноградова. – Липецк, 2011. – 46 с.

Статьи из книг

  • Шахов В. В. Липецк – город театральный // Липецк: годы и судьбы / В. В. Шахов, Б. М. Шальнев. - Липецк, 1993. - С. 135-137.
  • Липецкий театр драмы // Русский драматический театр : энциклопедия / ред. М. И. Андреева [и др.]. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – С. 249-250.
  • Пахомов Владимир Михайлович // Русский драматический театр : энциклопедия / ред. М. И. Андреева [и др.]. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – С. 344-345.
  • Погребняк Светлана Павловна // Русский драматический театр : энциклопедия / ред. М. И. Андреева [и др.]. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – С. 357.
  • Ланикин В. Поварени Александр Александрович / В. Ланикин // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3 : П-Я. - С. 71-72.
  • Чередниченко П. Пахомов Владимир Михайлович / П. Чередниченко // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3 : П-Я. - С. 29-30.
  • Чередниченко П. Театр драмы Государственный академический им. Л. Н. Толстого / П. Чередниченко // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3 : П-Я. - С. 325-326.
  • Селянин Михаил Семенович / сост. Шальнев Б. М., Шахов В. В. // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3 : П-Я. - С. 220-221.
  • Курзал : [на сцене курзала выступали артисты столичных театров] // Липецк и Липецкие Минеральные Воды в открытках и фотографиях начала ХХ века / авт.-сост. И. А. Жирова. - Липецк : Дельфин, 2003. – С. 6-8. : ил.
  • Катуков М. Е. [Воспоминания о театре : 1942 г.] // На острие главного удара : [мемуары] / М. Е. Катуков. - Москва : АСТ, 2003. - С. 179. - (Военно-историческая библиотека).
  • Калтыгин Н. Театр имени великого писателя / Н. Калтыгин // Земля Липецкая: Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. - Липецк : НИИЦентр, 2003. - С. 68-69. - (Наследие народов Российской Федерации).
  • Культурная жизнь провинции на рубеже веков : [театральная и музыкальная жизнь Липецкого курорта XIX-XX вв.] / ред. А. В. Овчинников. - Липецк : РеСпект, 2008. - 13 с. : ил.
  • Овчинникова (Пахомова) Ольга Александровна // Наши современники. Известные жители Липецкого края : иллюстрир. биогр. справ. / [директор проекта Г. Тарасова; гл. ред. В. Баюканский; фот.: В. Москалев, А. Козин, В. Баюканский, Г. Тарасова; Бюро путешествий "Солнечный ветер"]. - Липецк : Принт-Сервис. – Т 1. - 2011. – С. 62.

Статьи из периодических изданий