Алейников Моисей Никифорович (1885 - 1964)

 

Старейший деятель отечественного кинопроизводства, один из самых выдающихся русских кинопродюсеров, автор ряда книг о русском и советском киноискусстве, а также исторических и приключенческих повестей (см. Литературную карту Липецкой области).

aleinikov1999 04 1Моисей Никифорович Алейников родился 16 ноября 1885 года в селе Монино Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Хлевенский район Липецкой области) в многодетной еврейской семье мастера винокуренного завода. Моисей был одиннадцатым ребёнком в семье и рос без отца: в полтора года остался сиротой.

Биография М. Н. Алейникова – это живая история русского дореволюционного и советского кинопроизводства. Он проработал в русском, а затем в советском кино около 40 лет, большую часть жизни занимая руководящие посты.

А начиналась его карьера в 1907 году, когда М. Алейников поступил на работу в редакцию первого в России кинематографического журнала «Сине-фоно», издававшегося в Москве С. В. Лурье. Журналистская деятельность М. Алейникова подчинялась задаче просвещения и распространения знаний о кино.

В 29 лет, окончив Московское высшее техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана) по специальности «инженер-технолог», М. Н. Алейников стал главным редактором киножурнала «Проектор», издававшегося И. Н. Ермольевым. На страницах «Проектора» Алейников настойчиво защищает интересы кино как искусства. Продолжением журналистской деятельности являются книги о кино, составленные и написанные М. Алейниковым в 1912–1916 годах: «Разумный кинематограф и кинематография», «Практическое руководство по кинематографии» (совместно с И. Ермольевым). В них Алейников систематизировал технические и творческие положения о развитии кино.

К этому времени М. Алейников определился «чем быть в кинематографе – организатором, руководителем постановочного процесса, который сливает в единое целое усилия основных художников коллектива, создающих фильм...». И далее он вспоминал: «...Не помню, была ли в Техническом училище специальная кафедра, но я хорошо запомнил стройную фигуру профессора, с увлечением читавшего курс организации производства. Немного студентов посещало его лекции, но я не пропускал ни одной. Ни лекции Н. Е. Жуковского, раскрывавшие все новые горизонты..., ни богатые опыты, о которых на лекциях рассказывал Чичибабин (органическая химия), не возбуждали моё воображение так, как действовали чёткие, ясные слова профессора, ...что только там дело развивается гармонически и поступательно, где найдено точное управление действующим коллективом» .

В 1916 году по приглашению Михаила Семеновича Трофимова – купца-старовера, основателя «Торгового дома «Русь» – М. Алейников возглавил кинопроизводство «ТД Русь». Он был страстным поклонником Московского Художественного театра и считал его работу образцом организации творческого процесса. Театр и оперу М. Алейников любил и очень хорошо знал, поэтому свою деятельность он начал с того, что встретился с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко с целью привлечения творческих сил театра для съёмок в кинокартинах. Их встреча в «Славянском базаре» длилась 18 часов. По рекомендации К. С. Станиславского к работе в киноателье «Русь» были привлечены: актёр и режиссер А. А. Санин, театровед и сценарист Н. Е. Эфрос, сценарист-оператор Ю. А. Желябужский, артисты МХТ. Позже, в 1947 году, Алейников написал книгу «Пути советского кино и МХАТ», где изложил свои мысли о союзе театра и кино. Принципами работы в «Руси» стали постулаты, исповедуемые в МХТ: кино не служба, а служение, «дело святое», общинное, духовное, культурное. За год с помощью Алейникова «Русь» превратилась в одну из самых известных русских кинофирм.

М. Н. Алейников не поддался велению новой эпохи – «сбросить Пушкина с корабля современности» и создаёт фильмы по произведениям русской классики: «Сорока-воровка» (А. Герцен), «Поликушка» (Л. Толстой), «Коллежский регистратор» («Станционный смотритель» ) (А. Пушкин), «Мать» (М. Горький). Фильм «Поликушка» (1919) режиссера А. Санина, созданный в холодное и голодное революционное время, стал творческим достижением студии во многом благодаря игре великого артиста Ивана Михайловича Москвина (роль Поликея). Дебютировала в этом фильме и актриса МХТ, ельчанка по рождению – Варвара Осиповна Массалитинова, сыгравшая столяриху. В следующем фильме А. Санина – «Девьи горы» (сцен. Е. Чирикова, 1919) – снялись 150 артистов Художественного  и Малого театров, в их числе и наши земляки – Владимир Михайлов–Лопатин и Варвара Массалитинова. Для своего времени в художественном отношении картина «Девьи горы»  была выдающаяся. Луначарский говорил о ней как о «...безусловно, самой роскошной и художественной постановке, какие имеются в области русского производства фильмов». Но по идейным соображениям картину запретили. Её сочли контрреволюционной и обвинили в буржуазности её создателей.

27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации отечественного кинопроизводства. Все акционерные общества ставились под контроль Наркомпроса РСФСР. В январе 1920 года ателье «Русь» стало называться 4-ой фабрикой Госкино. Тогда Алейников обратился с письмом в Наркомпрос РСФСР о реорганизации 4-й госкинофабрики в самостоятельное хозрасчётное предприятие, что и было сделано в феврале этого года.

В 1923 году, чтобы сохранить независимость ТО «Русь» от Госкино, Алейников пошёл на объединение «Руси» с международной организацией Межрабпом (Международная рабочая помощь). 6 марта 1923 года между организациями был подписан договор, по которому «Русь» вошла в состав «Межрабпома», при этом оставаясь самостоятельным юридическим лицом. Первым фильмом после объединения был фильм «Морозко» (авт. сцен. реж., оператор – Ю. Желябужский), в котором роль старухи исполнила В. О. Массалитинова.

1 августа 1924 года был подписан договор об акционерном обществе «Межрабпом-Русь» с М. Н. Алейниковым во главе. Так родилась марка, которую в зарубежной прессе называли Русским Голливудом. Руководство Межрабпома находилось в Берлине, откуда для киностудии поставлялись пленка и аппаратура. С точки зрения технического оснащения сравниться с «Межрабпом-Русью» не мог никто. Поэтому первые звуковой и цветной фильмы появились именно на этой студии. В 1925 году «Межрабпом-Русь» была отлучена от господдержки, но смогла доказать, что существование киноорганизации возможно исключительно на доходы от своего производства. И в этом была заслуга прежде всего М. Н. Алейникова.

Алейников создал в «Межрабпом-Руси» сильный сценарный отдел, в который входили О. Брик, Н. Зархи, И. Попов, В. Туркин, В. Шкловский. «Главное в руководстве «Межрабпома» у Алейникова, – вспоминал В. Шкловский, – было руководство сценарным отделом: он помогал строить сценарий, находя самые верные решения, предлагал свои варианты, не навязывая их, конечно, и не входя в соавторство... В результате коллектив создавал режиссеров, таких, как Пудовкин, Барнет, и помогал рождаться актёрам, таким, как Игорь Ильинский...».

В 1923 году в Берлине Алейников встретился с Яковом Протазановым, эмигрировавшим из России в 1920 году, и пригласил его вернуться в Россию, чтобы снимать фильмы в «Межрабпом-Руси». Уже в 1924 году выходит фильм Протазанова «Аэлита» (по произведению А. Толстого). В 1925 году постановкой «Закройщик из Торжка» Яков Протазанов открыл целую серию своих комедий и авантюрных фильмов: «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Праздник святого Йоргена» (продолжение), «Насреддин в Бухаре». В прокате самым большим успехом пользовались фильмы «Межрабпом-Руси». К февралю 1925 года капитал студии увеличился с первоначальной суммы в 5 тыс. до 200 тыс. рублей. В 1927 году штат студии составлял 300 человек. За год снималось 25 игровых кинолент. «Межрабпом-Русь» была упразднена в 1928 году в «Межрабпомфильм», который, в свою очередь, в 1936 году стал именоваться «Союздетфильм», а в 1946 году – Киностудией им. М. Горького. Таким образом, знаменитая на весь мир Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького берёт начало именно от киноателье «Русь» и в 2015 году отметила 100-летний юбилей.

Благодаря грамотной экономической и репертуарной политике М. Н. Алейникова экспорт картин «Межрабпомфильма» за границу составлял 60% от общего количества советских фильмов, поставляемых за рубеж. «Маленький, привычный говорить с иностранцами... Он был в самом точном смысле – человек бизнеса», – писал об Алейникове Л. Трауберг.

Алейников был одним из тех кинематографистов, испытавших на себе преследования периода культа личности. В конце 1929 года перегибщики объявили Алейникова капиталистом (на том основании, что он был акционером «Межрабпом-Руси») и лишили его избирательных прав. В ответ на это последовало письмо партийному руководству от коллег Алейникова. В письме от 9 февраля 1930 года отмечались заслуги Алейникова перед кинематографом: «Этому коллективу [Межрабпом-Русь] удалось собрать около себя лучшие советские художественные и литературные силы, благодаря чему в истории советской кинематографии он сыграл такую же роль, как в свое время Московский Художественный театр в истории русского театра. Идейным вдохновителем и руководителем этой работы был М. Алейников». Под ходатайством о восстановлении прав подписались А. В. Луначарский, В. Э. Мейерходьд, В. И. Качалов, И. Москвин, Н. Сац, В. Пудовкин, Б. Барнет, Ю. Желябужский, Я. Протазанов и другие. М. Н. Алейников пожертвовал государству все свои акции «Межрабпом-Руси», которыми владел. Лишение избирательных прав было аннулировано. Но Алейников всё-таки был арестован. Затем ему было разрешено возобновить работу студии при условии ежедневного возвращения под конвоем в тюрьму. Вскоре он был освобожден. Только после 20 съезда КПСС с Алейникова были сняты все обвинения, и он был полностью реабилитирован.

С 1932 года Алейников работал в Совкино, в 1936–1944 годах – редактором киностудии «Мосфильм», в создании которой принимал участие, заместителем начальника Управления по производству художественных фильмов. О его писательской деятельности можно узнать в Литературной карте Липецкой области.

Aleynikov IK 1964 10Кто бы ни писал об Алейникове, все отмечают его высокий профессионализм и заботливое отношение к людям. «Административная сноровка, умение вести дело, внимательное отношение к работникам – вот, что мы имеем только на «Межрабпом-Руси» и ни на одной другой киноорганизации», – отмечал В. Пудовкин. Кстати, прозвище Алейникова среди коллег было «Тишайший».
В некрологе, посвящённом памяти М. Н. Алейникова, читаем : «Он обладал удивительным даром распознавания таланта, доверия к таланту, способностью помочь таланту расцвести, проявиться неожиданно, сильно, полно...». Это подтверждают в своих мемуарах актёры, режиссёры, операторы – все те, с кем работал Алейников.

Актриса Галина Кравченко вспоминала о таланте М. Н. Алейникова объединять одарённых людей: «...Уже в начале 20-х годов умный и дальновидный организатор производства «Межрабпомфильма» Моисей Никифорович Алейников обратил внимание на ГИК [Государственный институт кинематографии] и стал привлекать нас к профессиональной работе. Моисей Никифорович был великолепным знатоком кинопроизводства. Сам он не поставил ни одного фильма, хотя мог бы, наверное. Сценарии, правда, писал, но по ним снимались, как правило, очень неважные фильмы. Тем не менее, к советам Алейникова прислушивались и молодые и убеленные сединами кинематографисты. Он пользовался редкостным уважением. Помню при первом знакомстве меня поразила его суховатая сдержанность, аристократическая аккуратность во внешнем облике и поведении, так контрастировавшие с тогдашним миром кино. Подружиться с ним было трудно, но уважение к себе он внушал сразу же..."

А вот как вспоминает свою первую встречу с Алейниковым оператор Николай Яковлевич Прозоровский: «... в кабинете директора из-за стола мне навстречу вышел невысокий, худенький человек с внимательными глазами. Испытующий взгляд этих глаз мне запомнился навсегда. Он поздоровался со мной за руку. Усадил в огромное кожаное кресло, чем сразу успокоил моё волнение и навсегда завоевал симпатию, и после нескольких вопросов предложил работать на студии фотографом и помощником оператора... Как потом выяснилось, М. Н. Алейников побывал на фотовыставке и решил пригласить на работу в студию ребят, показавшихся ему творчески интересными...».

Для режиссера Григория Львовича Рошаля, снявшего на «Межрабпомфильме» картину «Саламандра», Алейников виделся директором-творцом : «...Алейников – человек точного плана и абсолютной выдержки. ... невысокого роста, аккуратно, я бы сказал даже элегантно одетый, сдержанный, знающий, как вести дело, и предвидевший все возможности неудачи или ошибки. Он обладал совершенно особым очарованием истинного специалиста в кинематографическом деле и разворачивал работу студии «Межрабпомфильма» с точным знанием интересов и талантов своих творческих кадров, в числе которых были Я. Протазанов и В. Пудовкин. Для меня, однако, и Кресин и Алейников совмещаются в единый образ директора-творца, директора-художника...». Кстати, в первый день съёмок фильма «Саламандра» в павильон пришёл Моисей Никифорович и каждому участнику съёмки преподнёс по букету цветов.

Об умении Алейникова работать с людьми и создавать творческую атмосферу на площадке рассказывал кинорежиссер Ефим Львович Дзиган: «Руководитель «Межрабпом–Русь» Моисей Никифорович Алейников, человек большого ума, такта, прекрасно понимавший все особенности творческого процесса, каждую неделю приглашал к себе домой или на дачу всех ведущих работников и режиссеров студии. Даже находясь за рубежом, он поддерживал интенсивную личную переписку с Всеволодом Пудовкиным. Это было в тот период, когда рождался замысел экранизации «Матери». И я помню, с какой радостью читал нам отрывки из этих писем Всеволод Илларионович, как воодушевляли его добрые слова, какую внушали веру в удачу первой самостоятельной художественной картины, которую он собирался снимать...».

На фабрике «Межрабпомфильм» были сняты многие замечательные фильмы, ставшие классикой русского кино: «Поликушка», «Коллежский регистратор», «Конец Санкт–Петербурга», «Мать», «Дон Диего и Пелагея», «Праздник святого Йоргена», «Сорок первый», «Потомок Чингис-хана», «Окраина», трилогия М. Донского по М. Горькому («Детство», «В людях», «Мои университеты») и многие другие. Во многих фильмах снимались наши земляки: В. М. Михайлов-Лопатин, В. О. Массалитинова, Н. И. Боголюбов, Н. И. Дорохин, Н. Малишевский, Р. Торбан.

Перед смертью М. Алейников закончил рукопись книги «50 лет в кино». Умер М. Н. Алейников 30 апреля 1964 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Моисей Никифорович Алейников, стоявший у истоков зарождения и становления отечественного кино, внёс огромный вклад в развитие национального кинематографа, сохранение его лучших традиций.

На первом снимке - М. Н. Алейников с сестрой в Воронеже в 1914 г.

 

        Библиография        

Произведения

Алейников М. Н. Художественная постановка и кинематограф : [о съемках «Бориса Годунова» с актёрами МХТ] // Сине-фоно. – 1908.

Разумный кинематограф : каталог образов. лент для шк. целей : вып. 1–2. – Москва, 1912–1914. –

            Вып. 1. – 1912. – 96 с. : ил.

            Вып. 2. – 1914. – 148 с. : ил.                             

Практическое руководство по кинематографии / сост.,  ред. М. Н. Алейников, И. Н. Ермольев. – Москва : изд. М. Н. Алейникова и И. Н. Ермольева, 1916. – 406 с. : ил.

Пути советского кино и МХАТ / предисл. В. Пудовкина. – М. : Госкиноиздат, 1947. – 192 с. : ил.

Яков Протазанов [1881-1945] / сост. М. Н. Алейников. – М. : Госкиноиздат, 1948. – 335 с. : ил.

Яков Протазанов : сборник статей и материалов о творческом пути режиссера / сост. М. Н. Алейников . – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1957. – 414 с.  

Алейников М. Н. Яков Протазанов / М. Н. Алейников. – Москва : Искусство, 1961. – 208 с. – (Мастера киноискусства).

Алейников М. Н. Е. Эфрос в нашей кинематографии : [гл. из рукописи М. Н. Алейникова «50 лет в кино». О том, как создавался фильм «Поликушка»] // Искусство кино.1964. – № 10. – С. 53–56.

Алейников М. Н. Ещё одна грань : [о роли М. Ф. Андреевой в развитии отеч. киноискусства] // Мария Фёдоровна Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой. – Москва : Искусство, 1968. – С. 568–576.

Алейников М. Н. Рождение «Матери» : [из воспоминаний о Вс. И. Пудовкине] // Искусство кино. –1968. – № 8. – С. 56–58.

Алейников М. Н. Кри-кри: отрывок / М. Алейников // Писатели Липецкого края: антология. XX век / ред.-сост. Н. Н. Калтыгин. – Липецк, 2020. – С. 14–19.

[Мемуары]. РГАЛИ, ф.2071, оп.1, ед. хр. 31.

Список художественных произведений М. Н. Алейникова см. также в Литературной карте Липецкой области.

Литература о нём

История советского кино. 1917-1967.  Т. 1 : 1917–1931. – Москва : Искусство, 1969. – С. 115, 369, 438.

Райзман Ю. Я. Вчера и сегодня. – Москва : Бюро пропаганды совет. киноискусства, 1969. – 80 с. : ил. – Из содерж. : «Да, кинематограф!». –С. 3–4.

Кравченко Г. С. Мозаика прошлого : (рассказывает киноактриса). – Москва : Искусство, 1971. – 144 с. : ил.  – Из содерж. : [о М. Н. Алейникове]. – С. 38, 55,56, 75, 106, 107.

Гаврюшин К. Общественность и кино : [о деятельности АРК (Ассоциации работников кинематографии). Критика работы «Межрабпом-Русь»] //  Жизнь в кино : ветераны о себе и своих товарищах : вып. 1. – Москва, 1971. – С. 176–193.

Дзиган Е. Перелистывая старые записи : [о М. Н. Алейникове – с. 201] // Жизнь в кино : ветераны о себе и своих товарищах : вып. 1. – Москва, 1971. – С. 194–206.

Рошаль Г.  Мой друг директор : [воспоминания о М. Л. Кресине. О М. Н. Алейникове – с. 216] // Жизнь в кино : вып. 1. – Москва, 1971. – С. 207–217.

Караганов А. Всеволод Пудовкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 1983. – 272 с. : ил. – Из содерж. : [о М. Н. Алейникове – с. 20].

Прозоровский Н. Я.  В объективе – жизнь : [о режиссере В. Шнейдерове. О М. Н. Алейникове  – с. 265] // Жизнь в кино : ветераны о себе и своих товарищах : вып. 3. – Москва, 1986.  – С. 260–281.

Великий Кинемо : каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919). Каталог. – Москва : Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с.  –  Из содерж. : Девьи горы. – С. 481–484 ; Поликушка. – С. 487–492. – Именной указ. : Алейников (Зорин) М. Н. – С. 352, 445, 482, 484, 489, 490, 502, 513, 533.

История отечественного кино. – Москва : Прогресс-традиция, 2005. – с. 154, 195.

Косинова М. И. Институт кинопродюсирования в России как феномен отечественной культуры : дис. на соиск. уч. степ. канд. философ. наук. – Москва, 2005. – 209 с.

Гращенкова И. Н. Кино Серябряного века и проблемы культурно-национального самоопределения  кинематографа : дис. на соиск. уч. степ. д-ра искусствоведения.  – Москва, 2007. – 354 с.

Плотникова А. Г. М. Горький и кинематограф : моногр. / РАН ; ИМЛИ. – Москва, 2018. – Из содерж. : [об М. Н. Алейникове – с. 177, 216, 227].

Памяти старейшего кинематографиста : [М. Н. Алейникова]  / Н. Агаджанова, И. Вайсфельд, С. Гинзбург // Искусство кино. – 1964. – № 10. – С. 50–52.

Кравченко Г.  Когда начинался ВГИК… // Искусство кино. – 1966. – № 1.  – С. 84–91.

Ребров В. И снова о «Руси» // Искусство кино. – 1999. – № 4. – С. 70–83 : [фото].

Федина А. У нас был Голливуд [Электронный ресурс] : [история Киностудии им. М. Горького]. – Режим доступа : http://izvestia.ru/news/308168 . - 15.06.2016.

Справочная и библиографическая литература

Алейников М. Н. // Кинословарь. Т. 1. – Москва, 1966. – С. 50.

Алейников М. Н. // Кино : энцикл. слов. – Москва,  1986. – С. 16.

Алейников М. Н. // Воронежская историко–культурная энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж, 2009. – С. 14.

 Интернет–ресурсы

Литературная карта Липецкой области [Электронный ресурс].