Беседа с Леонидом Иосифовичем Земцовым

  • 23 апреля 2020

Беседа с доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной и всеобщей истории ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского Леонидом Иосифовичем Земцовым.

Вера Юрьевна: Добрый вечер, Леонид Иосифович.

Леонид Иосифович: Добрый вечер.

В. Ю.: Леонид Иосифович, ситуация сегодня непростая, неожиданная для нас, странная… Но я знаю, что Вы продолжаете работу преподавательскую и, наверное, научную. Скажите, пожалуйста, какие исторические личности сегодня скрашивают Ваше существование?

Л. И.: Мы все-таки имеем в виду литературу, книги?

В. Ю.: Да, конечно, расскажите, пожалуйста, какие томики, с чьими портретами у Вас находятся поблизости.

homyakovЛ. И.: Рядом с мной уже много лет книги таких писателей, как А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, П. В Киреевский – все это выдающиеся русские мыслители-славянофилы. Они много писали о прошлом и настоящем России… Братья Аксаковы, их замечательная публицистика. Это все мне сегодня очень интересно. Мое внимание привлекает философско-публицистические работы XIX – начала XX веков и мемуарная литература, воспоминания, а также возможность читать старые дореволюционные журналы, не выходя из дома. Это мое любимое развлечение сейчас.

В. Ю.: Приятное развлечение. Но вернемся к славянофилам. Скажите, а почему, на Ваш взгляд, часто в школьных учебниках, да и в вузовских такое несколько пренебрежительное отношение к славянофилам?

Л. И.: Могу сказать, почему так. Прежде всего у авторов учебников слабая теоретическая подготовка для того, чтобы понять основные мысли славянофилов. Я, например, считаю, что проблемы, поставленные славянофилами необыкновенно актуальны сегодня, и по целому ряду вопросов они дают очень четкие позиции. Славянофилы – это те люди, которые выступают за своеобразный, самобытный путь исторического развития России. Поэтому, когда начинаешь читать их и их критиков, например, В. В Розанова, понимаешь, что и социализм – это западническая идея, это там и родилось на Западе. Н. Н. Алексеев в 20-годы в эмиграции замечательную написал работу «Русское западничество», в которой показал, что Россия прошла все то, что было на Западе, пройдет и социализм, и вернется на свой исторический путь. Да, они в 20-е годы были оптимистами… Славянофилы часто сами выступали против того, чтобы из них делали дураков, которые призывают вернуться назад в прошлое. Нет, они призывали вернуться на исторический путь развития России.

В. Ю.: Спор западников и славянофилов кажется вечным, а, на Ваш взгляд, этот спор отражается в современной исторической науке?

panarinЛ. И.: А как же, можно по-разному характеризовать и либерализм XIX в., и современный либерализм. Недавно я разбирал старые журналы конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, просматривал многие статьи. Сколько было надежд! Нужно с любовью отнестись к Отечеству. Нужно все правильно понять. И подход опять же был славянофильский. Прежде всего возникал вопрос, что нужно сделать для народа… Потому что славянофилы утверждали, что главная преобразующая сила – это народ. Нужно только власти установить с народом сознательные отношения, которые издавна складывались на Святой Руси. Все эти проблемы очень живые, и к ним нужно иногда обращаться. В связи с этим можно обратиться к трудам Александра Сергеевича Панарина «Реванш истории» или «Православная цивилизация». С ним не во всем можно согласиться, но он опять же говорит о возвращении России на свой национальный путь развития.

В. Ю.: Леонид Иосифович, а что Вы посоветуете почитать людям, любящим историю, чтобы заинтересоваться славянофилами, с чего начать, чтобы разобраться в этом направлении, узнать больше об этих мыслителях?

Л. И.: Читайте мемуары. Читайте воспоминания «продвинутых» людей XIX-XX веков, например, Павла Васильевича Анненкова, «задружившего» с Карлом Марксом. Эти turgenevвоспоминания написаны хорошим литературным языком, ярко, художественно. Из них и складывается представления о людях, о том, каким человеком был Тимофей Николаевич Грановский – лидер западников, или Виссарион Григорьевич Белинский – главный идеолог западничества. Почитайте роман Ивана Сергеевича Тургенева «Дым». Там есть образ ярого западника – Созонта Ивановича Потугина, который утверждает, что Россия вообще ничего не принесла в этот мир. Конечно, мы ценим то, что дает Запад, но зачем так относиться к своей Родине… Ведь это естественно – любить свою родину. В связи с этим хотелось бы вспомнить и нашего земляка Николая Яковлевича Данилевского и его работу «Россия и Европа». Он четко утверждает, что Россия – это не Европа в историческом смысле. К сожалению, молодежь мало читает сегодня.

В. Ю.: Спасибо Вам за интересную беседу, за множество рекомендованных серьезных книг. Понятно, что славянофилы Вам близки, их работы, что называется, согревают Вам душу, и говорить об этих людях Вы можете бесконечно. Хорошо было бы провести в библиотеке целый цикл мероприятий, посвященных славянофильству и славянофилам, так как знаем мы об этом мало и поверхностно.

Л. И.: Да, тем более, что главный идеолог славянофильства, Алексей Степанович Хомяков, связан с нашим краем, он скончался на липецкой земле в селе Знаменском.

В. Ю.: Мы всегда рады видеть Вас в нашей библиотеке и надеемся, когда библиотека откроется, мы сможем не раз серьезно и вдумчиво поговорить об этих выдающихся русских мыслителях. Еще раз большое спасибо, очень приятно с Вами беседовать. Всего доброго. Будем надеяться на скорую встречу.

Л. И.: Будем надеяться, спасибо и Вам за беседу, всего наилучшего.