Беседа с Феликсом Кувшиновым

  • 01 мая 2020

Беседа с доктором филологических наук Феликсом Владимировичем Кувшиновым.

Вера Юрьевна: Добрый день, Феликс Владимирович, как поживаете в замкнутом пространстве?

Феликс Владимирович: Добрый день, Вера Юрьевна, потихонечку, как и все, работаем, трудимся, отдыхаем, справляемся…

В. Ю.: И что же Вам позволяет хоть как-то расширить это замкнутое пространство?

Ф. В.: Во-первых, конечно, моя профессиональная деятельность. По роду моих научных интересов я много читаю серьезной литературы, а, во-вторых, – книги, любимые художественные произведения.

В. Ю.: И это такое хорошее лекарство, которое занимает ум, отвлекает от того, что вокруг. Вообще, мне кажется, читающему человеку можно позавидовать. Скажите, широкой аудитории, что Вы сегодня посоветуете почитать, чтобы несколько отодвинуть от себя окружающую действительность, и, может быть, погрузиться в другую, более интересную реальность?

Ф. В.: Да, Вы правы. Люди сейчас находятся в четырех стенах круглосуточно, а художественная литература погружает нас в мир, который нам предлагают авторы. Я думаю, интересно, наверное, проследить, как писатели обращаются к проблеме самоизоляции. Можно порекомендовать художественные произведения, которые я позже назову, где действие происходит в замкнутом пространстве, но при этом жизнь героев наполнена романтикой, сильными чувствами и переживаниями и позволяет перешагнуть рамки повседневности.

В. Ю.: Это Вы, наверное, говорите о советской литературе, где есть такие романтические герои, которые открывают мир для себя и не только для себя, путешествуют, преодолевают трудности, иногда жертвуют собой… Мне кажется, я права.

saninФ. В.: Да, Вы каким-то образом угадали. Но ведь, Вы – профессионал. Да, действительно, я бы хотел поговорить о советской литературе, потому что она была сосредоточена на сугубо личностных отношениях без отсылок в политику и светскую хронику. Мне бы хотелось, отметить литературу периода «оттепели», 60-х годов, период, когда культура СССР была глубоко европеизирована. Отечественный кинематограф, отечественная литература данного периода вполне соответствовали запросам мирового сообщества. Поэтому да, советская литература, созданная писателями романтически настроенными, именно те произведения, которые отражали, то, что есть, невыдуманное, настоящее. И мне вспоминается сборник Владимира Санина «Трудно отпускает Антарктида», так называется одна из повестей в этой книге. Все повести в этой книжке посвящены жизни полярников, события повестей происходят в замкнутом пространстве: на дрейфующей льдине, на полярной станции в экстремальных условиях. В этом замкнутом пространстве люди начинают проявлять себя, показывать тайные стороны человеческой души. И случается странная вещь: положительные герои проявляют себя не с лучшей стороны, читатель, сопереживая одним героям, негодует на других. Эта книга, все повести которой связаны общими героями, – настоящий роман воспитания. Хорошо видно, как идет становление личностей, как меняются черты характера персонажей. Так, строгий начальник становится мягче в трудных условиях, горячий молодой парень начинает вести себя сдержаннее. Еще эта книга привлекает знанием того мира Арктики или Антарктики, показом суровой северной экзотики и честностью. Эти книги я читал в детстве, но очень хорошо помню их, и мне кажется, при самоизоляции такие книги будут полезны, их будет приятно читать.

В. Ю.: Да, наверное, чтобы понять, что люди и в таких трудных условиях продолжают жить, работать, исследовать, оставаться людьми. И сам Владимир Санин был полярником и прочувствовал все это на себе, поэтому так правдиво он описывает жизнь в условиях вечной зимы. К сожалению, мы как-то подзабыли эти книги, хотя, конечно, нашему юношеству они очень нужны. Какие еще книги сегодня можно почитать или перечитать?

askenovФ. В.: Хорошо, что Вы затронули вопрос по поводу молодежи. Современная литература не дает таких ярких, запоминающихся героев, не раскрывает в полной мере тех проблем, которые так важны для молодежи: дружба, любовь, отношения в коллективе. Проблемы взаимоотношений молодых людей, поиск ответов на вечные вопросы – все это в повести замечательного писателя, очень популярного в 60-е годы, Василия Аксенова «Апельсины из Марокко». Действие повести с таким «теплым» названием происходит на Дальнем Востоке, опять же все-таки экзотика, суровые условия существования. В вымышленном городке Фосфатогорске трудятся молодые ребята: геологи, разработчики, моряки. Парни, девушки не только трудятся, но и познают мир, не преследуя никаких корыстных целей. Перед ними встают совсем другие вопросы: как реализовать себя, как не уронить лицо перед товарищами, как завоевать сердце любимого человека… Я не хочу рассказывать сюжет этой повести, но это книга о людях дела. Эта книга читается молодо, свежо. Я долгое время прожил на Камчатке, мой отец – моряк на рыболовецком траулере, он ходил в море… И когда я принес ему эту книгу лет пять назад, он очень быстро и легко ее воспринял. И сказал: «А все так и было, я узнаю этих людей, я с ними работал». Поэтому книга будет интересна и людям старшего поколения, не только молодежи. Книга очень просто, увлекательно написана, там представлены разные точки зрения на одни и те же события, и очень интересно вживаться в разные характеры. Книга оставляет очень яркое впечатление.

В. Ю.: Не зря Василий Аксенов был так популярен в 60-годы. Я знаю его ранние произведения в пересказе моей мамы. Она вспоминала, с каким упоением они читали его повести «Коллеги», «Звездный билет», и в этих произведениях описываются именно те проблемы, о которых Вы говорили. И для молодого Аксенова они были важны.

Ф. В.: Да, тем более что Василий Аксенов – человек «трудной судьбы».

В. Ю.: Репрессированные родители, оторванность от дома, необходимость самому «пробиваться» в жизни…

Ф. В.: И при этом в его книгах нет обиды на судьбу.

В. Ю.: Что, в общем-то, очень хороший показатель. Что же еще Вы бы порекомендовали почитать сегодня?

vladimovФ. В.: Хочется посоветовать очень хорошую повесть «Три минуты молчания» писателя тоже с очень непростой судьбой Георгия Владимова. Эта повесть посвящена экзотической природе Севера. Северное море, моряки (и сам Владимов был моряком). Главный герой – молодой человек, который ищет себя в очень тесном мужском коллективе. Все вместе они попадают в очень непростую ситуацию, очень по-разному персонажи проявляют себя. Суровые условия Севера сделали их сильными, резкими, никто не лезет за словом в карман, поэтому часто бывают напряженные моменты. И все же, прочитав книгу, вы замечаете, что в ней нет отрицательных героев, разве что – начальство… Очень тщательно выписаны женские образы. Женщинам особенно тяжело на Севере, им хочется найти для себя сильное и теплое мужское плечо, и их обладатели тоже жаждут тепла. Поэтому здесь и любовь, и трагедия, и столкновения суровых и сильных мужчин, и необыкновенная красота северной природы, и прекрасное знание автором того мира, о котором он пишет. Так точно и подробно описывает Георгий Владимов детали, снасти корабля, что это все очень легко представить.

В. Ю.: Вы так увлекательно обо всем этом рассказываете, что, действительно, представляешь себя на корабле в открытом море. Я знаю, что на данный момент Вы преподаете в школе, и я очень завидую Вашим ученикам. К сожалению, сегодня таких увлеченных своим предметом учителей остается все меньше и меньше. В связи этим мне хочется еще немного остановиться на проблемах нашего образования. Ранее в школах был такой урок – внеклассное чтение. Хорошо помню эти уроки в своей школе, обычно они проводились по субботам. Ученики приносили книги, которые они в данный момент читали, которыми были увлечены и рассказывали о них всему классу, советовали почитать те или иные произведения. На Ваш взгляд, что сегодня можно сделать в школе, чтобы привить любовь к чтению?

Ф. В.: Это очень сложный, очень болезненный вопрос. Молодежь стала значительно меньше читать. Мы перешли на новый виток развития цивилизации, когда визуальность в культуре преобладает над остальными видами получения информации. Быть может, за время самоизоляции детям надоест смотреть фильмы и сериалы, надоедят компьютерные игры, и кто-то вернется к книге. Хотя, молодежь тоже разная, разные есть ребята, девчата… Кто-то читает, но говоря об этом сегодня, не принято что-то советовать, делиться впечатлениями, как это делали мы. Заставить читать нельзя, как вообще не имеет смысла что-либо заставлять. Поэтому можно надеяться только на то, что время расставит все на свои места и определит ценность тех или иных навыков и способов познания. Конечно, новые формы обучения, например, дистанционное, наносят большой удар по культуре чтения.

В. Ю.: Да, грустно, что уходит культура чтения, исчезает необходимость, потребность ежедневно читать, но хочется надеяться, что читающие люди будут всегда, можно будет говорить о книгах, делиться впечатлениями, что-то советовать… Спасибо Вам большое за интересный и увлекательный рассказ, за ценные рекомендации. Мы всегда очень рады видеть Вас в стенах нашей библиотеки, надеемся, что и нашим читателям Вы что-то интересное как-нибудь расскажите.

Ф. В.: Спасибо и Вам за Вашу работу, за Ваш труд, за то, что библиотека – это место, куда хочется приходить.

В. Ю.: Очень хорошо. На данный момент главное – здоровье, а мы Вас всегда рады видеть.

Ф. В.: Спасибо, до свидания.