Российские литературные премии за 2016 год

Российские литературные премии за 2016 год

Литературные премии России вручаются за достижения в области литературы с целью поощрения литераторов, признания их заслуг и влияния, которое они оказывают на развитие литературы в целом или её отдельных направлений. Основная цель премий – выделить из множества литературных произведений действительно неповторимое и выдающееся творение.

В последнее время в России появляются все новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц.

Вашему вниманию будет представлены наиболее престижные российские премии в области литературы.

 

Премия Правительства Российской Федерации в области литературы и искусства

ab lau1

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 2005 года, премия присуждается деятелям и работникам культуры за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения литературы и искусства, получившее общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культуру России.

 

ab lau2

Премией Правительства РФ в прошедшем году отмечен роман «Ненастье» А. Иванова. Книга повествует, пожалуй, о самой больной теме в недавней истории нашей страны – о переломе в жизни общества и каждого из нас, о периоде, начавшемся с афганской войны. Но эта история не только о лихих девяностых, а прежде всего, как и полагается большому и сильному произведению искусства, эта книга — о людях: лихих и тихих, преступниках и законопослушных, бессовестных рвачах и благородных разбойниках. Но в душе каждого из них живёт ненастье: «хмарь на душе, которая горит» и ведёт к бесконечному несчастью. Все герои романа носят ненастье в себе. Для одних –  это война, намертво засевшая в душах: поэтому они продолжают воевать и «на гражданке». Для других — бесконечные попытки выжить в эпоху перемен, ради чего они идут на подлости и предательства. А для кого-то — растоптанные мечты и отсутствие выхода из постоянного ненастья на душе.
Роман дает удивительное ощущение полноты жизни и, что немаловажно, не вызывает ощущения безысходности, несмотря ни на что.
«Ненастье» — яркая, сильная и трогательная история, в которой органично уживаются энергичная маскулинность и тонкие чувства, ударный экшен и философия. Алексей Иванов создал очень необычный роман и в своём неповторимом стиле рассказал, какое несчастье может нести ненастье в душе.» (Г. Ноговицын).
84(2Рос=Рус)6
И20
612128-АБ
612129-АБ
612130-АБ
Иванов А.В. Ненастье : роман : [18+] / А. Иванов. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. - 637 с. - (Новый Алексей Иванов)

 

ab lau3Среди лауреатов премии – известный литературовед Игорь Волгин. Его книга «Персональные данные» – явление почти уникальное для нашей поэзии. Сборник был высоко оценен такими известными поэтами, как Евгений Евтушенко, Евгений Рейн, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков и многими другими совсем не последними ценителями поэзии.

Новая книга отражает три этапа творческой жизни и включает раздел «Из ранних тетрадей» (стихи 60-х годов), раздел «Разные годы» (когда Игорь Волгин из «публичной» поэзии уходит, но продолжает — для себя — писать стихи) и раздел «Поздние стихи».
«Из ранних тетрадей» составлен из стихов, написанных И. Волгиным в «донаучный» период, совсем еще юным человеком в шестидесятые годы прошлого века. Эти стихи в свое время вызвали восторг Павла Антокольского, рекомендовавшего Волгина к первой публикации в «Литературной газете». Свои ранние произведения автор в предисловии называет «наивными».
                                                    Воспряну ото сна,
                                                    откину одеяло.
                                                    Окончилась война,
                                                    а мне и дела мало!
Стихи Игоря Волгина — не рассказ о каких-то исторических событиях, но в них — самых разных, даже в любовной лирике — всегда присутствует чувство истории.
                                                    Не разжигается уголь древесный —
                                                    падает с неба дождик отвесный,
                                                    гасит костёр, заливает мангал,
                                                    жить нам мешает, как римлянам галл.
«Волгин всегда был по-пушкински прозрачен, ясен в изложении, независим от временной моды, своеобразен в отражении эпохи. А главное, ... обладал всей палитрой русского языка – от сумароковского и державинского до современного ему. Что и сформировало ни на кого не похожий стиль.» (Е. Бершин).
Свое возвращение в поэзию Волгин начинает с декларации:
                                                    Не хочу я больше быть учёным —
                                                    это званье мне не по плечу.
                                                    Ни о чём бесплотно-отвлечённом
                                                    толковать ни с кем я не хочу.
Пронзительность в его стихах достигается просто и буднично.
                                                    Они ушли в две тысячи втором.
                                                    А я живу. И ничего такого.
                                                    И мир не рухнул. И не грянул гром –
                                                    лишь Сколковом назвали Востряково.
В иронических стихах он не пересмешник, а почти философ. «Такой иронический философ-достоевсковед».
«Евгений Евтушенко прав: Игорь Волгин – один из лучших представителей шестидесятников. Я бы добавил, что и сегодня – он один из лучших. А то, что он вернулся к стихам через сорок лет не только без потери качества, а намного улучшенным – форменное чудо. Это уникальный случай.» (Е. Бершин).
84(2Рос=Рус)6
В67
М618819-АБ
Волгин И.А. Персональные данные : стихи / И.А. Волгин. - Москва : Время, 2015. - 254 с. - (Поэтическая библиотека).

 

ab lau4Премией правительства РФ за 2016 год отмечен роман «Обитель» З. Прилепина. «Обитель», по мнению критиков, на сегодня одно из самых значительных произведений русского двадцать первого века. Писатель «влез» в историю Соловецкого монастыря, желая написать поначалу небольшую новеллу, сценарий, в результате возник роман на 750 страниц. Эта книга, если верить прилепинской легенде, с легкой руки Д. Быкова стала «последним аккордом Серебряного века».

Чем была для России ХХ века Соловецкая обитель? Это обитель зла? Или же обитель преображения? Это узилище или уникальная лаборатория по переделке человека? И что за власть царила на этом диковинном острове в двадцатые годы? Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, воспел его. Александр Солженицын заклеймил его, особо не разбираясь в деталях. По его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Так ли это?
Спустя почти сто лет писатель Захар Прилепин попытался художественно, через образную систему восприятия мира, рассказать не просто о Соловецкой обители, а на примере жизни СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), обо всем русском ХХ веке, о русском человеке. Он взялся решить почти невозможную задачу – свести вместе добро и зло. Автор искренне стремился понять, что же происходило в двадцатые годы на этом чудо-острове?
Лагеря 20-х годов — это такой «последний исход» Серебряного века. Туда попадали люди из элитарных артистических салонов, поэты, духовенство и в то же время блатные из одесской мифологии, актеры. Получилось такое странное варево. Там и начальники лагерей назначались из уникальных людей.
Как и положено большому роману, он вбирает в себя все: любовную драму и плутовской роман, документальную хронику и остросюжетный детектив, босхианскую метафоричность и набоковскую чувственную выразительность. Из этой мешанины, из этого соловецкого варева и впрямь вырастает загадочный образ России. Роман никого не оправдывает и не судит, Прилепин только показывает, как легко могут сочетаться в одной душе, на одном клочке земли ад и рай, любовь и смерть, вой и песня, бред и прозрение.
«Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел» – этими словами заканчивает Прилепин свою книгу. Обитель – это, конечно же, не только монастырь, «но и душа человеческая, которую здесь, как чернику, легко могут смять пальцами».
84(2Рос=Рус)6
П76
606979-КХ
606980-АБ
Прилепин З. Обитель : роман : [16+] / З. Прилепин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. - 746 с. - (Проза Захара Прилепина).

 

Русский Букер

ab lau5

Одна из самых престижных литературных премий современной России – «Русский Букер» – основана в 1991 году.
Это первая негосударственная премия в России после 1917 года.
Она вручается за лучший современный роман прошедшего года.

 

ab lau6

В 2016 году премию получил роман «Крепость» П. Алешковского. Это произведение – исторический эпос и высокая трагедия. В нем слой за слоем вскрывается наше время. Это роман о судьбах людей и их выборе. О том, как человеку с принципами и чувством собственного достоинства очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Параллельно на страницах «Крепости» оживают события времён монгольских завоеваний и междоусобных войн. Сражения, тяжелые переходы по степям и пустыням, обретение учителей и соратников, предательства и месть погружает нас в совершенно другую эпоху. Культурные особенности, кодекс чести, этнографические описания – завораживают.
В книге много драматических историй и колоритных персонажей, захватывающее изображение археологической работы, философский спор о свободе, классический для отечественного повествования нравственный конфликт между совестью и наживой. А еще страсть, ревность, измены, месть, пожар и виртуозные картины природы.
Председатель жюри «Русского Букера» О. Николаева назвала «Крепость» живым романом с необычными героями. «И главное – здесь герой положительный, что редко случается в нашей современной литературе.» (О. Николаева).
84(2 Рос=Рус)6
А49
613373-КХ
613374-АБ
613375-АБ
Алешковский П.М. Крепость : роман : [18+] / П.М. Алешковский. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015 - 586 с. - (Новая русская классика).

 

Национальный бестселлер

ab lau7

Литературная премия «Национальный бестселлер» учреждена в 2000 году в Санкт-Петербурге и по праву считается сегодня одним из самых живых и игровых литературных состязаний. Учредителем Премии выступает фонд «Национальный бестселлер». По мнению ее устроителей, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, бестселлером, то есть самым покупаемым и читаемым. В 2016 году таким произведением стало «Зимняя дорога» Л. Юзефовича.
ab lau8
Роман «Зимняя дорога» посвящен походу Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, автор собирал материал для неё около двадцати лет. Л. Юзефович попытался взглянуть на Гражданскую войну как на национальную трагедию. Отчаянная жестокость противостояния и «дыхание космоса в застывшей тишине якутской зимней ночи», ставят человека в ситуацию, когда он оказывается один на один с собой и с окружающим миром. Поэтому «документальный роман» – возможно, единственный жанр, в котором эта ситуация может быть рассмотрена с максимальной достоверностью.
События в произведении предстают перед читателем не как застывшее полотно о прошлом, а как часть жизни тех, кто был их участником. Леонид Юзефович написал роман не о противостоянии белых и красных, а о доблести, мужестве, отчаянии и вере. «Трагичность Гражданской войны, когда прекрасные люди, которые в другое время могли быть друзьями, оказываются по разные стороны баррикад. Я просто хотел рассказать о двух благородных людях, имевших несчастье жить в такие времена, когда благородство не в чести.» (Л. Юзефович). 
84(2Рос=Рус)6
Ю20
Юзефович Л.А. Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922-1923 годы : роман / Л.А. Юзефович. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. - 432 с.

 

Большая книга

ab lau9

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в художественную культуру России, повысить социальную значимость современной русской литературы, привлечь к ней читательское и общественное внимание.
Премия присуждается ежегодно, начиная с 2005 г., за произведения, написанные на русском языке, и авторские переводы произведений, первоначально написанных на других языках.
Первую премию получил роман "Зимняя дорога" Л. Юзефовича. 
 
ab lau10Второй премией отмечена книга Е. Водолазкина «Авиатор». Роман «Авиатор» — это прежде всего роман о чувстве истории, о ее ускользающих атрибутах и принципиальной невозможности законсервировать и сохранить прошлое. В центре романа – начинающий художник, петербуржец из интеллигентной семьи Иннокентий Платонов. В 1932 году он попадает на Соловки по обвинению в убийстве и, доведенный до края, подвергается эксперименту – заморозке в жидком азоте. «Воскрешен» Иннокентий в Петербурге в 1999 году благодаря новейшим достижениям науки, он мало что о себе помнит и не представляет, что происходит вокруг. «Мой герой восстанавливает историю, но не ту, что состоит из могучих событий-переворотов, войн. Речь идет о том, что сопровождает "большую" историю, но исчезает безвозвратно.» (Е.Водолазкин).
Все критики, кто уже анализировал роман, отметили в качестве основной его темы вопрос преступления и неминуемого наказания. Однако в христианском контексте имеет смысл говорить не о преступлении и наказании, а о грехе, его понимании, преодолении и искуплении.
Критик Галина Юзефович признается, что хоть и не сразу вчиталась в текст, но в итоге оказалась заворожена его интеллектуальной магией и возможностью разбирать роман, как замысловатую китайскую шкатулку.
84(2Рос=Рус)6
В62
617816-КХ
617817-АБ
617818-АБ
621412-АБ
Водолазкин Е.Г. Авиатор : роман : [16+] / Е.Г. Водолазкин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2016. - 410 с. - (Новая русская классика) (Новый роман).

 

ab lau11
Третью премию «Большой книги» получил роман «Лестница Якова» Л. Улицкой. Эта книга вместила в себя целый век: от начала двадцатого до наших дней. Автор мастерски погружает читателей в нашу общую историю, заставляя задаваться сложными вопросами и пытаться ответить на них хотя бы самому себе. Очень необычный роман. Это такая оригинальная семейная сага, где личный архив автора сыграл не последнюю роль. Пять поколений, два континента, четыре войны, не считая «холодную», три смены власти – но все это само по себе как будто неважно. Мировая история интересует Улицкую лишь в той степени, в какой она коснулась семьи. Главная роль в повествовании отведена женщине – просто потому, что именно она приводит в мир новую жизнь, а продолжение жизни – ключевая тема романа. Жизнь продолжается, лестница продолжает куда-то вести, только возникает вопрос – куда, в чем смысл истории и человеческой жизни? Улицкая не дает ответа. Возможно, потому, что во сне патриарха Иакова лестница – это не только путь, но и связь земли и неба, человека и Бога, личности с чем-то, что ее превосходит; в контексте книги это еще и связь с природой, культурой, связь поколений и памяти. Светлая история о памяти завершается осознанием факта, что есть утраты, восполнить которые невозможно. Символической лестницей в заглавии романа автор хочет привести читателя к восстановлению памяти и единства поколений.
84(2Рос=Рус)6
У48
615001-КХ
615002-АБ
615003-АБ
Улицкая Л.Е. Лестница Якова : роман : [18+] / Л.Е. Улицкая. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. - 731 с. - (Новая Улицкая).

 

Литературная премия «Ясная Поляна»

 

ab lau13Литературная премия «Ясная Поляна» – ежегодная общероссийская премия, учрежденная в 2003 г. Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компанией Samsung Electronics.
Она поддерживает традиции классической литературы, вспоминая авторов выдающихся произведений XX века, и отслеживает актуальные тенденции современной русской литературы, отмечая талантливых авторов. Эти две линии позволяют премии сохранять внутреннюю гармонию и взвешенность.
Премия вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в трех номинациях: «Современная классика», «XXI век», «Детство. Отрочество. Юность».
В 2015 году была введена номинация «Иностранная литература», премия вручается как автору, так и переводчику.

 

Современная классика

ab lau12

В этой номинации была отмечена премией повесть В. Маканина «Где сходилось небо с холмами». Это маленький шедевр периода восьмидесятых.
В ней автор размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности. В центре повести – жизнь Аварийного поселка и судьба его выходца – композитора Георгия Башилова. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил, и стал той почвой, которой питалось его творчество. Поселковые напевы и мотивы, благодаря профессиональной обработке Башилова, превращались в шедевры музыкального мира. Но он отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и в поселке перестали петь старинные песни, корнями, уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа. Автор показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой.
Р2
М15
382338-КХ
Маканин В.С. Где сходилось небо с холмами : повесть / В.С. Маканин. - Москва : Современник, 1984. - 207 с. - (Новинки "Современника)

 

XXI век
ab lau14В 2016 году лауреатом в номинации «XXI век» стал роман «С неба упали три яблока» Н. Абгарян. Представляя книгу, член жюри Алексей Варламов рассказал, что в книге много чудесного и, вместе с тем, обыденного. "Это локальная история, которая показывает человеческую жизнь с разных ракурсов. Наринэ рассказывает удивительную историю, миф, развернутый наоборот. Ее книга – это одно из таких яблок, которое должно всем достаться." (А. Варламов).
Роман разделен на три части, следуя побасенке о трех яблоках, упавших с неба. «Одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро». Книга написана на сказочный лад, а автор выступает в роли сказительницы. Оттого и герои вышли добрыми и великодушными. Это история одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных обитателей, в каждом из которых таятся настоящие «сокровища духа». Там царит настоящая идиллия, здесь лечатся травами, дают прозвища родам, живут в дружбе и согласии, вдыхают ароматы чабреца и меда. Тем не менее, автор поднимает труднейшую для понимания проблему жизни и смерти, их неразрывной связанности. Это ещё живой трепетный рассказ о людях вообще.
«Книга удивительная по чувству. Всему в ней сопереживаешь, будто всё это происходило с тобой и все кругом твои родственники. На самом деле, все люди в мире друг другу родственники. Только эту простую истину сложно усвоить. Для этого, наверное, нужны жертвы – возможно, большие жертвы.» (А. Етоев).
Как многоцветный шелковый узор, сплетает Наринэ Абгарян в своей книге судьбы человеческие и истории целых семей, и иногда золотой нитью блеснет чудо, настоящее чудо.
84(2Рос=Рус)6
А13
618613-КХ
618614-АБ
618615-АБ
Абгарян Н.Ю. С неба упали три яблока : [16+] / Н.Ю. Абгарян ; ил. С.Ю. Абгарян. - Москва : АСТ, 2016. - 318 с.

 

ab lau15

Повесть А. Григоренко "Потерял слепой дуду" разделила премию в номинации «XXI век». Член жюри Владислав Отрошенко подчеркнул, что "повесть Григоренко обладает пронзительностью".
В своём последнем произведении автор рассказывает притчу. В центре повествования – жизнь вымирающей деревни и печальная история глухонемого Шурика на фоне распада советской империи, когда крах большого мира перекликается с печальной судьбой отдельного человека. Григоренко показывает трагичность одинокого человека, о котором все забывают, погружаясь в собственные нужды. Автор призывает не быть равнодушными, «пусть ближний подобен свинье, от него смердит и он забыл о человеческом достоинстве». Если не проявлять заботу о таких людях, к чему придёт общество в итоге? Истинный гуманизм взывает к справедливости для всех, в том числе и для тех, кто о ней не думает. Повесть полна грустной любви к заброшенному в мир человеку
«Такие тексты — лишенные сильных, исключительных героев, рассказывающие о слишком печальном и понятном многим, — пишутся вовсе не для того, чтобы стать бестселлерами. Никто не называет их шедеврами и не стремится продать. Их легко потерять и не услышать. Тем больше их ценность — как в той самой дуде, помогающей людям не растерять друг друга.» (Надежда Сергеева).
84(2Рос=Рус)6
Г83
Григоренко А. Потерял слепой дуду : повесть / А. Григоренко. - Москва : Arsis Books, 2016. - 196 с.

 

Детство. Отрочество. Юность

ab lau16
В номинации "Детство. Отрочество. Юность" лауреатом стал роман М. Нефедовой "Лесник и его нимфа". Это дебют автора в художественной литературе, однако первые главы романа она написала, когда ей было всего 15 лет. По ее словам, герои «пришли» к ней еще в юности и не оставляли в покое до завершения книги. Название отсылает к романтической и античной литературе, мифу. Этот роман – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. «Подростковый возраст можно сравнить с той эпохой, которую пережили Россия и Церковь в то время», – отметил главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Движения рокеров и хиппи в восьмидесятые были нераздельно связаны с поиском веры, обретением себя. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «всё становится другим, когда соприкасается со смертью».
«Лесник и его нимфа» – эта история из тех, что читаются на одном дыхании, хотя сюжет на основе любовного треугольника он – она – смертельная болезнь далеко не нов. Очень точно передана атмосфера предперестроечной эпохи с квартирниками в прокуренных коммуналках и зависаниями на крышах, когда нельзя было купить, можно было только достать ― и кассеты с записями The Beatles, и лекарства от смертельной болезни.
Роман заканчивается неопределенностью, дальше будут 90-е с их переворотами, свободой, искушениями и массовым приходом людей в Церковь.
Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной, – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.
«Марина Нефедова, замечательный автор, написала для нас такую книжку, от которой больно. Красивую и острую книжку о тяжелом взрослении одинокой девочки... Это красивая книга о милосердии, которое само по себе целительно: для тех, кто в нем нуждается, и для тех, кто способен его излучать.» (Л. Улицкая).
84(2Рос=Рус)6
Н58
Нефедова М. Лесник и его нимфа : роман / М. Нефедова. - Москва : Никея, 2016. - 256 с.

 

Иностранная литература

ab lau17В 2016 году в номинации «Иностранная литература» премию получила книга О. Памука «Мои странные мысли». Название романа взято из стихотворения английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта "Прелюдия" (Strangeness in my mind"). В своём новом произведении «Мои странные мысли» О Памук сделал свой родной город Стамбул не просто значимым и любимым фоном, а главным героем. Душа города воплощена в персонаже Мевлюте, старомодном неудачнике, упрямом уличном торговце, который в течение почти полувека бродит по улицам, улочкам, паркам и кладбищам. Мевлют считает, что «человек создан для того, чтобы быть счастливым, честным и открытым», а потому всегда поступает «неправильно», против выгоды, против собственных «шкурных» интересов, сообразуясь лишь с совестью. Перед читателем разворачивается весь жизненный путь Мевлюта – учёба, армия, влюблённость, женитьба и семейное счастье, потеря жены, расставание со взрослыми дочерями, одиночество и снова женитьба. Но всё это лишь внешние обстоятельства, обрамляющие беспокойную, огромную внутреннюю жизнь Мевлюта, связанную с улицами Стамбула и с торговлей бузой.
«Я не ставил перед собой задачу познакомить мир со Стамбулом. Я хотел описать перемены, которые произошли в моем городе за последние 40 лет... Я ... хотел передать внутренний мир человека, который живет в эпоху глобальных перемен, одновременно пытаясь как-то свести концы с концами.» (О. Памук).
Это невероятно тонко сплетённый роман, который надо читать спокойно, медленно, смакуя каждую деталь.
84 (5Тур.)
П15
617821-КХ
617822-АБ
617823-АБ
Памук О. Мои странные мысли : роман : [16+] / О. Памук, [пер. с тур. А. Аврутиной]. - Москва : Иностранка, 2016. - 573 с. - (Большой роман).

 

На нашей выставки представлены далеко не все достойные произведения, более подробно с лауреатами литературных премий вы сможете познакомиться в ежегодных библиографических справочниках «Литературные премии и награды».

Зав. отделом абонемента Е. Климова