Музыкальный мир Альфреда Шнитке

Музыкальный мир Альфреда Шнитке

Альфред Шнитке – один из крупнейших композиторов XX века, вошедший в разряд классиков на века.
На выставке представлены биографические издания, книги, посвященные творчеству композитора, грампластинки.
Интересна она будет как музыкантам, так и любителям, знатокам-меломанам и всем тем, кто только открывает для себя мир прекрасной, загадочной и, без преувеличения, великой музыки Альфреда Шнитке.

53131Первая советская монография об Альфреде Шнитке была написана музыковедами В. Холоповой и Е. Чигаревой в 1990 году. Она знакомит читателя с творчеством одного из ведущих современных композиторов, который пользовался и сегодня пользуется огромной популярностью как у нас в стране, так и за рубежом. Перед авторами стояла задача рассказать обо всех его сочинениях, выделив наиболее важные, затронув период формирования, становления стиля композитора. Имя Альфреда Гарриевича стоит в одном ряду с такими выдающимися его современниками, как Эдисон Денисов, София Губайдулина, Сергей Слонимский и другие. В своем творчестве Шнитке – глубокий философ, стремящийся охватить воедино и запечатлеть многообразный мир во всех его проявлениях: от уродливого, безобразного, пошлого и приземленного до возвышенного, гармоничного и прекрасного. Новый подход Мастера к запечатлению вечных тем в искусстве проявился, в частности, в его обращении к полистилистике: методу, впервые открытом Шнитке-теоретиком (полистилистика – намеренное сочетание в одном произведении несовместимых стилевых элементов).
Книга иллюстрирована и снабжена нотными и справочными материалами и предназначена всем, кому не безразличны судьбы отечественной культуры.

85.313(2)6
Х73
451115-КХ
452489-ИСК
452490-ИСК
Холопова В. Н. Альфред Шнитке: очерк жизни и творчества /В. Н. Холопова,
Е. И. Чигарева.-Москва: Советский композитор, 1990 – 346 с.: ил., портр., нот. ил.

 

10114504661В 2002 году выходит вторая книга В. Н. Холоповой «Композитор Альфред Шнитке». Это первая на русском языке биография композитора. Смысл книги можно выразить словами: «Альфред Шнитке, каким я его знаю, каким я его вижу». Это взгляд современника, находившегося вблизи музыканта на протяжении всей его жизни в Москве, сохранившего много личных материалов и воспоминаний. В книге прослеживается жизнь и творческий путь Шнитке и содержится частичное описание некоторых его произведений. При ее создании фактологическим материалом послужило множество источников, помимо личных рукописных материалов и публикаций автора книги, пять бесед с композитором шнитковедов А. Шульгина и А. Ивашкина; многочисленные интервью, воспоминания Ирины Гарриевны Комарденковой, сестры композитора.
Книга снабжена множеством фотографий, указателями имен и цитируемой литературы. Она адресована как музыкантам-профессионалам, так и широкому кругу читателей, интересующихся музыкальной культурой ХХ века.

85.313(2)6
Х73
572096-КХ
572097-ИСК
Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова – Челябинск: Аркаим, 2002 – 253 с., порт. (Биографические ландшафты).

 

edc66aaf0d1e24aeac2d9f4cd61523951Музыка Шнитке впитала в себя почти все, чем богат XX век. Но несмотря на довольно-таки динамичную творческую эволюцию (авангардный период, тихий период, поздний период), в стиле Шнитке всегда присутствовало романтическое начало.
Е. И. Чигарева, профессор Московской консерватории, ученица Шнитке, в книге «Художественный мир Альфреда Шнитке» размышляет о музыкальном феномене известного композитора, о месте его творчества в современном мире.
Исследование состоит из ряда очерков, каждый из которых посвящен одной стороне многогранного и сложного творчества композитора. Основная цель автора – на основе этих очерков создать целостную картину художественного мира Альфреда Шнитке, живой образ композитора и его музыки, которая воспринимается как единый текст. Очерки написаны в свободной форме, сочетающей аналитический и художественный подходы, что делает ее доступной и интересной не только для профессионалов, но и для широкого круга любителей музыки.

85.313(2)6-8
Ч-58
605825-КХ
Чигарева Е. Художественный мир Альфреда Шнитке: очерки / Е. Чигарева – Санкт-Петербург: Композитор, 2012. – 368 с., фото; ил., нот.

 

10054723411Не меньший интерес представляет книга «Беседы с Альфредом Шнитке». Алесандр Ивашкин – близкий друг Альфреда Шнитке постарался раскрыть перед нами личность композитора с разных сторон. Основной материал книги составляют записи бесед с известным композитором, которые вел Ивашкин на протяжении 1985 – 1992 годов. Темы этих бесед чрезвычайно разнообразны: от личных воспоминаний и переживаний до широких философских обобщений, метких суждений об окружающем мире. Сквозной линией бесед является музыка: суждение Шнитке о своем творчестве, отзывы о музыке классиков и современников. Беседы с Альфредом Шнитке построены в виде диалогов на разные темы. И живая речь делает книгу динамичной и интересной для чтения. Люди, интересующиеся творчеством композитора, многое откроют с помощью этой книги и получат большое удовольствие от ее прочтения. В ней представлен полный каталог сочинений Шнитке, список статей и интервью с ним. Легкость литературного стиля, живой и искренний тон бесед делает книгу равно интересной и музыкантам-профессионалам и широкому кругу читателей.

85.313.(2)6
Б53
477906-ИСК
477907-ИСК
506422-АБ
506423-АБ
Беседы с Альфредом Шнитке: сборник / сост., авт. вступ. статьи А. В. Ивашкин. – Москва: Культура, 1994. – 304 с. : ил.

 

В советское время фирма звукозаписи «Мелодия» выпускала грампластинки с записями произведений Альфреда Шнитке. С некоторыми из них, имеющимися в фонде отдела искусств нашей библиотеки, мы хотим вас познакомить.

000000011Композитор является автором многочисленных произведений камерной музыки, среди которых Фортепианный квинтет. Он был окончен в 1976 и посвящен автором памяти матери. Пять частей, связанные интонационным родством тем и единым настроением, следуют без перерыва. Скорбная первая часть, открывающаяся вступительным монологом фортепиано, меланхолическая вторая часть, где движение вальса сопоставляется с хоральной и речитативной фактурой, драматическая третья часть, четвертая часть – траурный хорал и, наконец, как выход из круга скорби, пасторальный финал, где на фоне беспрерывно повторяющегося наигрыша фортепиано проходят отголоски предыдущих частей. Ансамбль струнных трактован как единый хор, противопоставленный солирующему фортепиано. Лишь изредка появляются соло струнных. Квинтет звучит в исполнении прекрасного ансамбля: Юрий Смирнов (фортепиано), Гидон Кремер и Татьяна Гринденко (скрипки), Юрий Башмет (альт), Каринэ Георгиан (виолончель).

Фн:85.952.5
Ш77
9770-ИСК
Шнитке Альфред. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели: соч. 1976 года [Звукозапись]. – Москва: Мелодия, 1978. – 1 грп (32. 13): 33 об/мин, стерео; 30 см.

 

000000041Четвертая симфония Альфреда Шнитке написана в 1983 году. Это был заказ французского камерного оркестра из города Шампиньи (Франция), руководимого Полем Мефано. Симфония, задуманная первоначально как своего рода симфония-концерт, синтезирует разнообразные жанровые искания композитора. В ней он объединил разные пласты культуры, прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского (в симфонии встречаются элементы знаменного распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал). Шнитке избрал три интонационные системы, характеризующие культовую музыку каждой из этих религий. Он ввел в партитуру хор и солистов. Задуманная как музыкальное действо, симфония символизирует духовную общность человечества. Драматургия Четвертой симфонии отличается ясностью логического и эмоционального развития. Симфония звучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР под руководством Геннадия Рождественского.

Фн:85.951.1
Ш77
9819-ИСК
Шнитке Альфред. Симфония № 4 [Звукозапись]. /Шнитке А. – Москва: Мелодия, 1987. – 1 грп (46.13): 33 об/мин, стерео; 30 см.

 

000000031Альфред Шнитке написал три Concerti grosso. Первый – для двух скрипок, подготовленного фортепиано, клавесина и струнных написан и впервые исполнен в 1977 году. Третий – также для двух солирующих скрипок и четырнадцати струнных – прозвучал в 1985 году. Второй Concerto grocco – сочинение совсем другого рода. И не только потому, что солистами здесь являются скрипка и виолончель, играющие в сопровождении не камерного, не струнного, а большого симфонического оркестра, который включает в свой состав электрогитару, бас-гитару и множество ударных инструментов. Новаторский по замыслу Второй концерт сочетает в себе не только многие формальные признаки современного инструментального концерта и доклассического concerto grosso, но и присущие этим жанрам разные типы, высказывания, экспрессии. В Concerto grosso № 2 четыре части, идущие без перерыва. Вся композиция разворачивается на одном дыхании, представляет собой единый процесс развития. Gonserto grocco N 2 был впервые исполнен в сентябре 1982 года в Западном Берлине Наталией Гутман, Олегом Каганом и оркестром Западноберлинской филармонии под управлением Джузеппе Синополи. Позднее автор вновь обратился к партитуре и довольно значительно переработал ее. В этом виде сочинение и записано на данной пластинке. Наталию Гутман, Олега Кагана и Шнитке связывало тесное творческое содружество. Этим музыкантам композитор посвятил многие свои сочинения. Именно поэтому они были их первыми исполнителями. Прекрасная музыка Concerto N 2 звучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского. Шнитке постоянно сотрудничал с дирижером. Еще в 60-годы Рождественский стал первым исполнителем сочинений композитора. Позднее дирижер исполнил и записал все симфонии композитора, многие его инструментальные концерты. Творчество Шнитке постоянно находилось в центре исполнительских интересов замечательного мастера.

Фн:85.951.1
Ш77
6829-ИСК
9813-ИСК
 Шнитке Альфред. Concerto Crosso № 2 [Звукозапись]: для скрипки и виолончели с оркестром / А. Г. Шнитке. – Москва: Мелодия, 1990. – 1 грп (40 мин.): 33 об/мин, стерео; 30 см.

 

000000021В конце 80-х годов ХХ века Аьфред Шнитке написал несколько сочинений для фортепиано. Первая фортепианная соната посвящена Владимиру Фельцману и впервые исполнена в Нью-Йорке 22 мая 1989. В музыке Первой сонаты проявляются черты, свойственные многим сочинениям Шнитке, написанным после 1985 года, когда композитор перенес тяжелую болезнь, поставившую его на грань жизни и смерти. Рельеф музыки становится более жестким, звучание в целом приобретает экспрессионистский характер, резко усиливаются контрасты: музыка как бы оказывается лицом к лицу с равнодушной материей, едва удерживаясь на поверхности живого ... В Сонате обнажается главная идея всех поздних сочинений Шнитке: противостояние созидания и разрушения, живого и неживого. Произведение звучит в исполнении композитора и пианиста Василия Лобанова. Язык самого сложного сочинения обретает у пианиста ясность и чрезвычайную эмоциональную наполненность. Он один из тех музыкантов, кто умеет говорить просто и понятно о вещах очень сложных.

Фн:85.954.2
П 80
7165-ИСК
7166-ИСК
Произведения Шнитке А. и Лобанова В. [Звукозапись]. – Москва: Русский диск, 1991. – 1 грп (50 мин.); 33 об/мин, стерео; 30 см.

 

000000051В разное время (1974-1979 г.г.) композитором были написаны четыре гимна для различных инструментальных составов и лишь позднее объединенных в цикл «Гимны». В «центре» всех четырех ансамблевых композиций – виолончель, которая становится лидером, тембровым стержнем цикла. Поэтому все четыре гимна посвящены виолончелистам. Первый – известному австрийскому музыкантуХайнриху Шиффу, второй – участнику квартета имени Бородина Валентину Берлинскому, третий – артисту Ансамбля солистов Большого театра Александру Ивашкину, четвертый – победителю III Международного конкурса им. Чайковского Каринэ Георгиан. Вначале был написан третий гимн. Он возник из музыки к кинофильму режиссера Игоря Таланкина «Дневные звезды», где был эпизод воображаемого отпевания в церкви царевича Дмитрия. В первом гимне Шнитке обратился к подлинным темам знаменного распева из сборника Николая Успенского «Древнерусское певческое искусство». Гимн строится как цикл вариаций. Интонационная система гимна, присущая православному церковному пению, и «представляет огромный интерес как образец естественного природного диссонантного творческого мышления». Во втором гимне композитор не обращался к церковным темам, но использовал звуковые символы не менее значимые и универсальные. Гимн построен на контрасте объективного и субъективного: спокойствия звучащей природы и полного смятения человеческой души. Четвертый гимн суммирует материал и инструментальные краски предыдущих, объединяя всех участников в большой ансамбль. Здесь слышны темы первого гимна, трезвучия – второго, колокольные звучания – третьего. И все это сплетается в едином, «фантастическом» ритме, словно чеканящем слоги молитвы – исступленной и истовой. Гимны звучат в исполнении Ансамбля солистов оркестра Государственного академического Большого театра СССР.

Фн:85.951.1
Ш77
9772-ИСК
Шнитке Альфред. Гимны для камерно-инструментального ансамбля: соч. 1974-1978 годов/А. Шнитке. – Москва: Мелодия, 1989.-1 грп (50 мин.): 33 об/мин, стерео; 30 см.

 

Творчество Альфреда Шнитке завоевало признание во всем мире. Его сочинения исполняются лучшими оркестрами, входят в репертуар ведущих музыкальных театров, солистов, издаются крупнейшими издательствами, записаны на пластинки и, наконец, звучат с киноэкрана.