Музыка театра

Музыка театра

"Вы любите театр? Театр врачует души...
Из будничности дней уносит в мир другой,
И трепетом смычков ход времени нарушит,
Лишь только дирижер взмахнет своей рукой..."
Е. Журавлева-Подольская.

Театр — особый и прекрасный мир. В этом мире все любопытно, волнующе и волшебно. Театр — это маленькая жизнь, и в этом мире все необычно.Наша выставка посвящена музыкальному театру, где музыка является главным героем. В музыкальном театре музыка — важнейшее средство характеристики образов и сценических действий, неотъемлемая часть драматургии спектакля и, в конечном счете, – ведущий проводник художественной идеи. Опера, оперетта, балет, мюзикл — вот основные жанры музыкального спектакля.

mogilewskajaОпера — искусство, которое рождено взаимовлюбленностью музыки и театра. Это спектакль, выраженный музыкой. Гармоническое сочетание этого дружественного союза муз венчает рождение такого великого искусства, как опера. Побывать за кулисами оперного театра читателям поможет книга Лии Могилевской "За кулисами оперы: Записки концертмейстера". Лия Абрамовна Могилевская более 30 лет была ведущим концертмейстером Большого театра, наставником многих прославленных певцов. Вместе с выдающимися дирижерами, режиссерами, артистами она принимала активное участие в создании большого количества оперных постановок. В своей книге автор приоткрывает завесу над некоторыми событиями, происходившими за кулисами главного театра страны в 60 — 80-х годах прошлого века. Издание адресовано музыкантам - профессионалам, а также широкому кругу читателей. Книга снабжена прекрасными фотографиями и DVD - диском с документальным фильмом «Маэстро коллабораторе из Большого».  

85.335.41
М74
595489-ИСК
Могилевская Л. За кулисами оперы : записки концертмейстера / Л. Могилевская. - Москва, 2010. - 288 с.

 

hvorostovskijПевцы в оперный театр приходят разные. Здесь играет роль три фактора. Первый — каким голосом наделила певца природа. Второй — как певца научили технически правильно с голосом справляться. Третий — трудолюбие и усердие, готовность посвятить искусству огромное количество времени и сил. Профессия оперного певца окружена ореолом славы и гламура. Но прежде всего это работа над собой, это ежедневный труд. Первое имя, которое вспоминается в этой связи — имя Дмитрия Хворостовского, ставшего символом оперного искусства XX века. Автор книги "Дмитрий Хворостовский. Эпизоды" тележурналист Наталья Чернова много лет была знакома с артистом. Особенность этой книги состоит в том, что она написана в форме живого, занимательного повествования и целиком основана на архивно-документальном материале. Неизвестные или малоизвестные факты из жизни и творчества певца, неординарность и неоднозначность его личности и составили суть этого повествования, не претендующего на фундаментально-искусствоведческое исследование. Каждый читатель найдет в этой книге свой сюжет, свою главу, которую прочитает с интересом.    

85.335
Ч-49
569663-ИСК
Чернова Н. Дмитрий Хворостовский. Эпизоды / Н. Чернова. - Москва : Международный дягилев Центр, 2006. - 178 с.

   

kallasПуть к успеху величайшей оперной певицы Марии Каллас был бесконечной работой над собой. При жизни она стала легендой, а после смерти для миллионов почитателей превратилась в миф, достойный поклонения. Клод Дюфрен, лично знавший певицу, в своей книге "Мария Каллас" ведет читателя не только по ее звездному маршруту от юной гречанки из скромной квартиры в Бруклине до первой оперной дивы на мировой сцене, но и задается вопросом: а какой в жизни была артистка, достигшая вершины славы? Задается и другим вопросом: как случилось, что певица, жертвующая личной жизнью ради искусства, вдруг, влюбившись в богатого судовладельца Онассиса, спустилась с Олимпа, возжелала земного счастья, а обрела трагедию? Автор приводит воспоминания многих выдающихся людей, знавших Марию Каллас, и дополняет ее жизнеописание редкими фотографиями.    

85.335.41(4Гре)
Д97
575134-ИСК
Дюфрен К. Мария Каллас / К. Дюфрен ; пер. с фр. Л. Чечет. - Москва : Молодая гвардия, 2007. - 261 с. - (Жизнь замечательных людей).

   

operettaУменьшительное от слова “опера”— слово “оперетта”. Оперетта — музыкально- театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии. По своим жанровым признакам оперетта близка к комической опере, но для оперетты характерно более широкое использование разговорного диалога. В опере музыка несет на себе все, в оперетте же она подключается время от времени, выступает в разных функциях: то как легкая ретушь эмоций, то как ритмическая сетка танца. Красота в самом прямом понимании: красивые молодые герои, упоительные мелодии, эффектные костюмы, отточенный танец. Праздник веселья, добра и красоты. О судьбе жанра оперетты, о наивысших его достижениях, о творчестве выдающихся композиторов Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, И. Дунаевского и о многом другом рассказывает книга А. Р. Владимирской "Оперетта. Звездные часы". Книга эта удивительная, в своем роде единственная, показывает историю оперетты в виде нескольких ярких эпизодов и обладает феерическим качеством— театральностью. Она читается легко, описанное встает перед глазами читателя куда ярче, чем это бывает у обычных книг по истории искусства. С ней будет интересно познакомиться и специалистам, и любителям оперетты, этого очаровательного, прелестного и многоликого жанра.

85.335.43
В57
592112-ИСК
Владимирская А. Оперетта. Звездные часы / А. Владимирская. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань; Планета музыки, 2009. - 288 с. - (Мир культуры, истории и философии).

   

smigaКоролевой жанра оперетты стала Татьяна Шмыга. Именно ей посвящена книга Лады Акимовой "Загадочная Шмыга". Автор рассказывает не только о творчестве актрисы, но и раскрывает многие ее личные тайны. Дополняют рассказ о примадонне уникальные фотографии из личного архива. Она ушла 3 февраля 2011 года. Ушла, оставив на память уникальный полетный голос, очаровательную улыбку, звонкий смех, гибкую фигурку, искусство быть Женщиной, неповторимую Карамболину, роскошную Диану, озорную Катрин. Ушла, оставшись на этой грешной земле уникальной актрисой — единственной королевой в своем королевстве, имя которому Оперетта.    

85.317.43
А39
622575-ИСК
Акимова Л. Загадочная Шмыга / Л. Акимова. - Москва : Аргументы недели, 2015. - 224 с.

 

moskowskajaОчерки о жизни и творчестве известных актеров Московского театра оперетты помещены в сборнике "Московская оперетта". Среди них: Л. Амарфий, С. Алимпиев, Г. Васильев, Ю. Веденев, Ж. Жердер и другие. Шестнадцать имен, имен ведущих мастеров, которые создали славу нашей отечественной оперетте. О жизни и творчестве артистов рассказано ярко и увлекательно. В книгу вошли прекрасные фотографии. Адресован сборник широкому кругу читателей.    

85.335.43
М82
532253-ИСК
Московская оперетта / ред.-сост. Б. Покровский. - Москва : Центрполиграф, 2001. - 315 с. - (Звезды московской оперетты).

 

krasowskaja Вид театрально - музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью музыки, хореографии, танцевально - пластического языка— это балет. Об истории этого удивительного жанра рассказывает книга В. М. Красовской "Русский балетный театр". Красовская Вера Михайловна— выдающийся деятель петербургской и российской культуры, крупнейший балетовед. В 1933 году она окончила Ленинградское хореографическое училище по классу А. Я. Вагановой и почти десятилетие была артисткой балета Театра имени Кирова (Мариинского). Но свое подлинное призвание она нашла на теоретическом поприще. Ее книга посвящена русскому балетному театру от возникновения до середины XIX века. Очерки в книге рассказывают о творчестве видных хореографов и исполнителей. Издание снабжено указателем имен. Предназначено для студентов и преподавателей театральных и музыкальных учебных заведений и институтов культуры. Книга представляет интерес  для историков театра, специалистов по балету и любителей балетного искусства.    

85.335.423
К78
581843-ИСК
Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. Красовская. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Лань, 2008. - 284 с. - Мир культуры, истории и философии).

 

majaМир балета в полной мере раскроется для читателя в книге всемирно известной балерины Майи Плисецкой "Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах". Это не книга, это записки и многие написаны как бы для себя. Мемуары являются своеобразным дополнением книги "Я, Майя Плисецкая". Откровенный рассказ о временах дикого капитализма, скандальные подробности закулисной жизни, встречи с талантливыми людьми, благородство и подлость — в этой книге присутствует все... Это судьба балерины и ее творческий путь, правда о гастролях, конкурсах, поездках, о мире высокого искусства. Плисецкая без прикрас описывает противостояние в творческом мире среди известных личностей, наговоры и склоки, закулисные черные сплетни. Особый интерес вызывает рассказ о том, как создавались балетные постановки, как ставились спектакли, каков мир балета и его изнанка. В книге большое количество иллюстраций, фотографий из личного архива балерины. Перед читателем встает интересная судьба женщины, которая покорила весь мир своим мастерством и талантом. Повествованием книги невозможно не восхищаться. Книга читается на одном дыхании, написана она откровенно и ярко.  

85.335.42
П38
582069-ИСК
Плисецкая М. Тринадцать лет спустя : сердитые заметки в тринадцати главах / М. Плисецкая. - Москва : АСТ, 2008. - 160 с.

   

liepaПартнером Майи Плисецкой многие годы был известный танцор, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Марис Лиепа. Его книга "Я хочу танцевать сто лет"— наиболее полное издание о жизни и творчестве артиста балета. Здесь много воспоминаний самого Лиепы, его знакомых, друзей, детей, любимых женщин. Много фотографий из личного архива семьи Мариса: фотографии его детей, фотографии сцен из спектаклей, из повседневной жизни артиста. Его дочь Илзе Лиепа писала: "Жизнь балетного артиста так коротка. И даже вслед за блистательным взлетом слишком быстро — стоит лишь оставить сцену — наступает тишина и забвение. Мне кажется, что личность моего отца не просто продолжает привлекать внимание, а вырастает в перспективе лет, говорит об истинности его таланта. Он действительно был артист каждой клеточкой своего существа. Своими стремлениями, мечтами отдавался творчеству, которое было смыслом его жизни".    

85.335.423
Л55
565904-ИСК
Лиепа М. я хочу танцевать сто лет / М. Лиепа. - Москва : АСТ-Пресс книга, 2005. - 344 с. - (Звезды балета).

Мы познакомили вас, дорогие читатели, лишь с малой частицей фонда, раскрывающего удивительный мир музыкального театра. В отделе искусств вы сможете взять книги о любимых оперных певцах, артистах балета, оперетты и мюзикла. А фонотека даст вам возможность прослушать записи любимых исполнителей.

Ольга Фёдоровна Сорочкина
гл. библиотекарь отдела искусств