Живая память: наследие Флорентия Павленкова

Живая память: наследие Флорентия Павленкова

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
Н. А. Некрасов

В 2019 году исполнилось 180 лет со дня рождения издателя, мецената, просветителя Флорентия Федоровича Павленкова.
Флорентий Федорович Павленков родился 8 октября 1839 года в Тамбове в дворянской семье. Семья была многодетной, прокормить такое семейство было нелегко, и по достижении 10-летнего возраста Флорентия определили в Санкт-Петербургский кадетский корпус на казенный счет. Целых десять лет предстояло будущему издателю провести в этом заведении. Мундир, застегнутый на все пуговицы, строгий распорядок – все это укрепило характер Флорентия Федоровича и повлияло на его отношение к любым трудностям, на его готовность не пасовать перед ними. Руководство кадетского корпуса после успешного завершения Павленковым учебы охотно рекомендовало своего воспитанника в Михайловскую артиллерийскую академию. Он проявлял склонность к занятиям естественными науками, в совершенстве владел французским языком, интересовался историей, политической жизнью общества, а также сочинял стихи. Во время учебы в академии он опубликовал на страницах журнала «Светоч» стихотворение «Дума степняка», которое обращало на себя внимание не только литературным мастерством, но и неприятием автором крепостного права.
Под воздействием статей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева у Флорентия Федоровича сформировалось мировоззрение демократа. Взгляды, проповедуемые Д. И. Писаревым, вызвали исключительный по силе отзвук в душе молодого Павленкова и во многом совпадали с его собственными мыслями. Он увлеченно перечитывал статьи критика и глубоко сожалел, что у него нет возможности лично познакомиться с ним. Задумываясь о призвании, о деле, к которому можно приложить свои силы, знания, энергию, Павленков нашел ответ в одной из статей Д. И. Писарева. «Популяризирование науки составляет самую важную всемирную задачу нашего века. Хороший популяризатор может принести обществу гораздо большую пользу, чем даровитый исследователь», – говорил Д. И. Писарев.
После завершения учебы в академии в 1861 году Павленков получил назначение на службу в Киевский военный арсенал по гвардейской конной артиллерии в чине прапорщика.
Книга «Собрание формул для фотографии» Е. Бертрана, переведенная и изданная Флорентием Федоровичем в 1863 году, считается началом его издательской деятельности.
А в начале 1864 года появился на свет первый выпуск книги французского автора А. Гано «Полный курс физики с кратким обзором метеорологических явлений», которую Ф. Павленков вместе со своим другом В. Д. Черкасовым перевел и издал на свои деньги. Это был популярный, щедро иллюстрированный и полный учебник, на издание которого восторженно отозвались журналы «Отечественные записки» и «Натуралист». Молодой издатель открыл предварительную подписку на «Физику» А. Гано и решил издавать ее отдельными выпусками, чтобы оплачивать расходы. После успеха его первых книг у Флорентия Павленкова созрело решение: издание книг – это его призвание. Как только завелись деньги от продажи «Полного курса физики», Флорентий Федорович вышел в отставку и решил приступить к изданию полного собрания сочинений Д. И. Писарева.
Примерно в 1865 году Ф. Ф. Павленков, пока еще никому неизвестный издатель, выпустивший всего две книги, написал письмо Д. И. Писареву, заключенному в это время в Петропавловской крепости, с просьбой о согласии на издание его полного собрания сочинений. Дмитрий Иванович с радостью принял это предложение.
В редком фонде Липецкой областной научной библиотеки есть первое издание собрания сочинений Д. И. Писарева, которое вышло в издательстве Ф. Ф. Павленкова. После выхода в свет первой части реакционная и либеральная пресса обрушила на молодого издателя поток критики: не слишком ли высока честь для молодого критика издавать его полное прижизненное собрание сочинений? Флорентий Федорович в ответ на это в одном из томов подготовил собственное предисловие, в котором написал: «Будем ли мы иметь материальную выгоду от издания сочинений Д. И. Писарева или нет, – во всяком случае оно будет доведено до конца. Мы полагаем, что оно не только полезно для публики, но даже необходимо для нее в настоящие минуты». С изданием сочинений Д. И. Писарева начался самый трудный период в жизни Флорентия Павленкова.

Общественная атмосфера России 1866 года была взорвана выстрелом Д. Каракозова в императора Александра II. Многие прогрессивные журналы были закрыты. Судьба издания полного собрания сочинений Д. И. Писарева оказалась под вопросом. Как только первые экземпляры произведений заключенного в Петропавловской крепости критика вышли из-под типографского станка, цензура насторожилась. Вторая часть сочинения была арестована, а против издателя Ф. Ф. Павленкова возбуждено уголовное дело за издание запрещенных к публикации статей Д. И. Писарева «Бедная русская мысль» и «Русский Дон Кихот». Флорентию Федоровичу вменялось в вину нарушение закона о печати, «осмеяние православно-христианского образа мыслей» и «оправдание гнусного политического преступления». Павленков отказался от адвоката и тщательно подготовился к самозащите. Состоявшийся в 1868 году суд закончился победой издателя. Его блестящая речь на суде, яркая, образная, насыщенная иронией и сарказмом, напоминала лучшие статьи Писарева. Издателю удалось не только оправдаться, но и «превратить судебное заседание в резкую литературную рекламу по поводу Писарева, писателя, замешанного и осужденного по политическим делам» (из записки министра внутренних дел Тимашева).
4 июля 1868 года утонул на Рижском взморье выпущенный из Петропавловской крепости под поручительство матери Д. И. Писарев. На могиле литератора среди прочих выступил с речью Ф. Ф. Павленков. По его предложению была начата подписка и сбор денег на сооружение памятника Дмитрию Ивановичу. Вскоре Павленков был арестован, посажен в Петропавловскую крепость и в 1869 году сослан в бессрочную ссылку в Вятку под наблюдение полиции с запретом издательской деятельности и посещения столиц. Вятка поразила его безграмотностью и забитостью своих обитателей. Своим практическим умом он сразу понял, какие безграничные здесь возможности для просветительства. В Вятской ссылке, пользуясь услугами местного типографа и издателя А. А. Красовского, Флорентий Федорович тайно продолжил издание книг, несмотря на обещание не заниматься издательской деятельностью.
Одним из первых и дерзких начинаний его вятской деятельности было обращение к повторному изданию полного собрания сочинений Д. И. Писарева, но вышла в свет только половина, остальное было арестовано. Но и эта половина насытила книжный рынок России сочинениями рано умершего публициста.
В 1873 году в типографии А. А. Красовского появились в печати три сочинения иностранных авторов, изданные в одной книге и посвященные естественно-научным проблемам: «Единство физических сил, Опыт естественно-научной философии» А. Секки, «Роль воображения в развитии естественных наук» Д. Тиндаля и «Соотношение жизненных и физических сил» А. Баркера.
Книга А. Секки была естественным продолжением «Полного курса физики» А. Гано, но более углубленным, ставящим физику на философский уровень. Анджело Секки, римский аббат и астроном, основательно знавший физику и астрономию, глубоко веровавший в Бога, вводил в ряд научных понятий Провидение и изначальную волю Творца, находя в этом не противоречие, а гармонию. Павленков исключил из русского текста все упоминания о Боге, превратив «Единство физических сил» в чисто научный труд. Он приложил к книге сочинения английских ученых Д. Тиндаля и А. Баркера, которые усиливали позиции науки и ослабляли воздействие на читателя божественного начала. Эти издания есть в редком фонде ЛОУНБ.
Ссылка в Вятку, знакомство с реальной жизнью провинциального уголка России, постижение подлинных масштабов безграмотности народа заставили Флорентия Федоровича задуматься об издании азбуки. Просмотрев книги К. Д. Ушинского «Родное слово», он пришел к выводу, что в наглядности «лучшее и, может быть, единственное средство» для того, чтобы «достигнуть в упражнениях дара слова», а также, что «наглядность есть необходимое условие самостоятельного понимания ребенком той или иной мысли». В 1873 году «Наглядная азбука» увидела свет в Петербурге как издание Н. Н. Блинова. Павленков тщательно скрывал свою причастность к ее составлению и изданию. Многие в Вятке, включая губернатора и епископа, считали, что «Азбуку» составил священник Н. Н. Блинов, в лице которого Флорентий Федорович обрел верного друга и помощника. Священник лишь по сану, всю свою жизнь посвятивший просвещению народа, Блинов был уже известен как автор руководства для обучения русской грамоте. Естественно, что его заподозрили в составлении «Наглядной азбуки», за что отлучили от службы. Сразу после выхода «Азбуки» по распоряжению Ф. Ф. Павленкова две тысячи экземпляров были бесплатно отправлены учителям народных школ. На всемирной конференции педагогов, которая проходила в 1873 году в рамках всемирной выставки в Вене, книга была удостоена почетного отзыва. «Наглядная азбука», – пришли к выводу участники конференции, – лучше всех до сих пор напечатанных и известных конференции руководств возбуждает самостоятельность учащихся, чем и может оказать неоценимые услуги школе». В последующие годы Флорентий Федорович продолжал совершенствовать свое детище и регулярно переиздавал его до самого своего смертного часа, а в 1909 году его душеприказчики выпустили двадцать второе издание.
С каждым годом пребывания в Вятке его подпольная издательская, общественная деятельность росла. Вокруг Павленкова образовался кружок из числа ссыльных интеллигентов. Власти пытались принять меры противодействия сближению политических ссыльных с молодежью и усилили поиск следов «политической пропаганды». В 1874 году во время обыска у Ф. Ф. Павленкова было изъято несколько писем, содержание которых показалось полиции подозрительным. Этого оказалось достаточно для ареста. Его тотчас же отправили в местную тюрьму и продержали там около года.

Здесь же, в Вятке, в типографии А. А. Красовского в 1875 году вышло в свет учебное пособие для юношества «Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей» в изложении В. Фармаковского.
В тюрьме у Флорентия Федоровича возникла мысль издания сборника, бичующего нравы и порядки Вятского местного самоуправления. Как только 25 августа 1875 года перед Флорентием Федоровичем открылись тюремные двери, он тут же принялся за реализацию замысла издания сборника «Вятская незабудка. Памятная книжка Вятской губернии на 1877 г., неофициальное издание», который было решено издавать в Петербурге. В «Вятской незабудке» напечатаны корреспонденции разных, преимущественно политических ссыльных авторов. Все статьи передавались, пересылались в обход правил надзора. Только самые близкие друзья Ф. Ф. Павленкова принимали участие в распространении «Незабудки». Тайком от полиции, через сочувствующих лиц, велась продажа всего тиража. Долго никто не знал издателей «Незабудки», а властям не удавалось конфисковать даже малой части экземпляров. Собранные вместе, статьи «Незабудки» давали красочную картину темных сторон Вятского самоуправления, мошенничества и самодурства местной администрации. Сборник был напечатан в количестве 800 экземпляров и разошелся за чрезвычайно короткий срок. Потребовалось второе издание, которое также вышло в Петербурге.
Многолетние хлопоты об освобождении из ссылки самого Павленкова и его друзей увенчались успехом: в декабре 1877 года ему разрешили вернуться в Петербург. Возвратившись в столицу, Флорентий Федорович принялся за возрождение едва не заглохнувшего во время его отсутствия издательства. Но за связи с вятскими политическими ссыльными Павленков был подвергнут в Петербурге негласному полицейскому надзору.
У него произвели обыск и обнаружили номер газеты «Народная воля». Это стало поводом для заключения его в вышневолоцкую пересыльную тюрьму почти на год, а потом Павленкова отправили по этапу в Западную Сибирь, откуда он был освобожден через год под поручительство вдовы барона Н. А. Корфа Н. Д. Половцевой и в 1881 году смог вернуться в Петербург.
Еще в ссылке у Павленкова сформировалась программа издательской деятельности, которой он твердо и неуклонно следовал все последующие годы. В качестве важной составляющей ее он избрал выпуск переводных книг, рассчитанных на массовую аудиторию. В фонде ЛОУНБ хранится книга А. В. Эспинаса, французского философа, социолога и историка «Социальная жизнь животных», переведенная и изданная Ф. Павленковым. Книга была полезна не только биологам и зоологам, но и широкому кругу заинтересованных читателей. Эта книга стала одним из  первых изданий Ф. Павленкова после возвращения из ссылки.

Человек энциклопедически образованный, любознательный, владеющий основными европейскими языками, Павленков следил за последними достижениями наук и быстро превращал в книги научно-популярные новинки, появлявшиеся на родине или за ее пределами. Все павленковские издания научно-естественной тематики отличались научной новизной и общественной актуальностью. Издатель предлагал своему читателю первым узнать сущность еще неустоявшихся научных теорий. Достоянием гласности делались новшества, смелые гипотезы, неопробованные научные положения. Едва появилась теория Ч. Дарвина, как Павленков в 1867 году издал книгу Д. Омбони «Дарвинизм, или теория появления и развития животных и растительных видов». В 1891 году он издал книгу «Дарвинизм: популярное изложение теории Ч. Дарвина и ее приложение к жизни растений, животных и человека» французского популяризатора Э. Ферьера.
Издатель стремился привлекать к редактированию книг зарубежных авторов известных ученых: В. М. Бехтерева, О. Д. Хвольсона, И. И. Мечникова. Создатель русской физиологии В. О. Ковалевский, физиолог В. Я. Данилевский также оказывали помощь в редактировании изданий Ф. Ф. Павленкова.
Убежденный просветитель Павленков уделял особое внимание изданию пособий для начальной школы, книг для чтения детей и юношества, для малообразованных слоев населения. Издатель выпустил целую серию методических пособий для начального обучения и самообучения. Вышла брошюра Н. А. Корфа «Как обучать грамоте ребят и взрослых», «Руководитель для воскресных повторительных школ» – с программами, конспектами и домашними работами, «Методика арифметики» и «Церковнославянский букварь» Т. Г. Лубенца. В редком фонде ЛОУНБ есть прекрасно иллюстрированные «Природа растений» Д. Нелюбова, «На Севере и на Юге» А. Е. Брема, «Конец мира», «Звездный мир», «Общедоступная астрономия», «Рассказы о небе» К. Фламмариона, которые были любимым чтением юношества.

Счастливым оказалось случайное знакомство Флорентия Федоровича с молодым ученым из Тифлиса В. В. Лункевичем, которому талант популяризатора достался от Бога, а увлекательное объяснение научных процессов было любимым занятием. Ф. Ф. Павленков попросил Лункевича написать серию книжек по всем отраслям естествознания. В результате на свет появилась серия «Научно-популярная библиотека для народа» из сорока иллюстрированных книжек. «Популярная биология», «Великаны и карлики в царстве животных», «Растения-дармоеды и растения-хищники», «Жизнь в капле воды» были написаны в форме бесед, простым, доступным языком и хорошо иллюстрированы. Большинство этих книг выдержали в несколько изданий. Читателям ЛОУНБ будет интересно познакомиться с этими изданиями в редком фонде библиотеки.
Наряду с пропагандой научных знаний Павленков стремился выпускать издания, которые носили чисто практический характер. В 1891 году Флорентием Федоровичем была издана первая и самая полная на русском языке монография Ю. Майера и В. Присса «Телефон и его практическое применение», а также книги и брошюры на самые разные темы: о домашних занятиях ремеслами, о фонографе, микрофоне и их практическом применении. Цель этих книг - просветительство и забота о внедрении технического прогресса в жизнь. В серии «Библиотека полезных знаний» Ф. Ф. Павленков издал около двадцати популярных брошюр и справочников по медицине: «Детский доктор» Ж. Варио, «Гигиена семьи» Ф. Гебера, «Фабричная гигиена» В. В. Святловского, «Уход за больными детьми» Э. Перье. Целый ряд книг рассчитан на сельских хозяев и городских ремесленников: «Огородничество», «Воздушное садоводство», «Предсказание погоды». Привлекает внимание книга с названием «На всякий случай» А. Альмедингена. Это – хранилище самых разных домашних секретов, которые актуальны и по сей день. Также интересна книга Э. Госпиталье «Электричество в домашнем быту», имеющаяся в редком фонде ЛОУНБ.

В конце 80-х годов Флорентий Федорович задумал издать «Сельский календарь» – настольную книгу сельского хозяина. «Календарь» вышел из печати в 1888 году, но из-за статьи «Советы переселенцам, идущим в Сибирские губернии и области», в которой говорилось, что каждый переезжающий в Сибирь «пользуется землей вольно», был запрещен, а весь тираж уничтожен.
Всегда верный демократическим принципам, Павленков стремился представить в своих изданиях весь современный спектр научных направлений и мнений. Например, о зарождении и развитии семьи Павленков выпустил в 1897 году три разные книги известных авторов: Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М. М. Ковалевского и книгу австрийского ученого Ю. Липперта «История семьи».
Интерес издателя к психологии и социологии объясняется тем, что эти науки в 70-80 гг. 19 века только обретали самостоятельность. В 1895 году он издал нашумевшую книгу «Гениальность и помешательство» Ч. Ломброзо, в которой автор взялся привести к одному знаменателю два полярных состояния человеческого духа. Ф. Ф. Павленков впервые издал русский перевод «Очерка психологии» В. Вундта, а затем «Психологию великих людей» Г. Жоли. В это же время вышла из печати книга французского философа А. Сабатье «Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма». В ней автором была предпринята попытка обоснования бессмертия души. В выборе Павленковым книги для перевода именно публицистический резонанс играл главную роль.

Так было с книгами И. Карно «История французской революции» и «Рабочий вопрос» немецкого буржуазного либерала Ф. А. Ланге. Предчувствуя читательский успех «Истории цивилизации в Англии» Т. Бокля, Флорентий Федорович напечатал одно за другим два издания этого произведения, заново переведенного и снабженного массой подстрочных примечаний. В фонде ЛОУНБ сохранились все эти издания, а также литературоведческие работы датского литературоведа, профессора Копенгагенского университета Г. Брандеса «Литература XIX века в ее главных течениях», изданные в трех книгах: «Английская литература», «Немецкая литература», «Французская литература».

Определенную дань отдал издатель и пропаганде марксистского учения в России. Было бы неверно сказать, что он принял это учение, стал его поборником и приверженцем. Но он был убежден, что граждане России должны сами разобраться в истинной значимости марксизма. В декабре 1896 года он представил в цензурный комитет книгу «Очерк политической экономии по учениям новейших экономистов», где составителем значился Д. Норден. На самом деле книга представляла собой перевод с немецкого сочинения К. Каутского «Экономическое учение Карла Маркса», но так как книга была запрещена, пришлось прибегнуть к такой хитрости.
Мысль об издании произведений классиков русской литературы пришла Ф. Ф. Павленкову еще в ссылке. Возвратясь в Петербург, он стал издавать произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, продавая их по цене, доступной каждому, кто пожелал их приобрести. Большой популярностью пользовались его «Иллюстрированная Гоголевская библиотека», «Иллюстрированная Пушкинская библиотека», «Иллюстрированная Лермонтовская библиотека», «Сочинения: полное собрание в одном томе» Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В качестве красочного приложения к собраниям сочинений А. С. Пушкина он издал «Большой иллюстрированный альбом к сочинениям А. С. Пушкина», который состоял из гравированных на дереве рисунков В. Васнецова, П. Загорского, А. Земцова, Н. Каразина.
Кроме этого им были напечатаны сказки Г. Х. Андерсена, романы В. Скотта, М. Сервантеса, рассказы В. Гаршина, фантастические произведения Э. Бульвера и Э. Беллами, сочинения Ч. Диккенса и В. Гюго, «Иллюстрированная сказочная библиотека: избранные сказки всех народов».

Имена прогрессивных писателей-демократов Д. И. Писарева, В. Г. Белинского, Г. И. Успенского, А. М. Скабичевского, А. И. Герцена обозначили демократическую линию издательства Ф. Ф. Павленкова. После неудачной попытки в семидесятых годах второго издания Д. И. Писарева Павленков в 1897 году предпринял выпуск нового шеститомного собрания его сочинений. Это издание есть в редком фонде ЛОУНБ.

Долгое время в России были запрещены сочинения А. И. Герцена. Несколько лет Ф. Ф. Павленков боролся с цензурным комитетом за возможность издать его произведения. В 1894 году он купил у сына А. И. Герцена, А. А. Герцена, права на издание сочинений его отца, но воплотить в жизнь свой замысел не успел. «Сочинения А. И. Герцена и переписка его с Н. А. Захарьиной» вышли уже после смерти издателя в 1905 году, сильно пострадавшие от цензуры. После революции 1905 года душеприказчики Ф. Ф. Павленкова выпустили отдельными тиражами произведения А. И. Герцена, не вошедшие в собрание сочинений. Так в 1905 и 1906 годах были изданы без купюр произведения: «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «С того берега».

В редком фонде ЛОУНБ присутствует издания «Очерков истории русской цензуры» и «История новейшей русской литературы» А. М. Скабичевского, прогрессивного литературного критика и писателя, изданные Ф. Ф. Павленковым в 1891-1892 годах.

Вслед за изданием произведений А. М. Скабичевского вышли в свет сочинения В. Г. Белинского. Издание это возобновлялось трижды: в 1900, 1906 и 1910-х годах.
Разумеется, публицистика не ограничивается у Павленкова только этими несколькими именами. Нерв времени пронизывал многие издания Павленкова – биографические, исторические, научно-популярные.

Познакомившись с писателем Г. И. Успенским еще в вятской ссылке, Павленков прозорливо предвидел его популярность. Предложения об издании своих произведений Г. И. Успенский принял с радостью, а осенью 1883 года три тома очерков и статей Успенского вышли в свет. Именно павленковские книжки познакомили читающую Россию с творчеством этого писателя.

«Но ни одно из издательских начинаний Ф. Ф. Павленкова не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на русских читателей всех слоев, классов и рангов изданная Павленковым и почти законченная (если только можно ее закончить) «Биографическая библиотека «Жизнь замечательных людей» (А. Н. Рубакин).
Еще в 1884-1885 годах в его издательстве вышла книга А. Жоли «Психология великих людей», в которой автор предпринял попытку проникнуть в тайны гения. В эти же годы под редакцией Ф. Ф. Павленкова появился перевод книги французского метеоролога Г. Тиссандье «Мученики науки» – краткие биографии подвижников науки.
При разработке новой биографической серии перед издателем встало множество вопросов. Как она должна выглядеть? Как сделать ее доступной  большому количеству читателей? Кто определит героев серии? Найдутся ли авторы? Намерение издателя выпускать биографическую серию вызвало живой отклик у его друзей и сподвижников. Многие прогрессивные писатели, журналисты, критики активно предлагали свои услуги в написании биографий выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры, науки, общественной мысли. Историк Д. М. Петрушевский предложил Павленкову написать биографию Джона Уиклифа. А в письме Н. К. Михайловского к Ф. Павленкову мы читаем: «Мне улыбаются и Магомет, и Франциск Ассизский, и Лермонтов, и Ренан. Вернее, однако, что я вам предложу биографию Ивана Грозного, если она, конечно, вам пригодится». Активно включились в подготовку серии «Жизнь замечательных людей» Е. А. Соловьев, В. В. Берви-Флеровский, Н. К. Михайловский, К. А. Скальский, В. В. Огарков, С. М. Бриллиант. Они стали авторами целого ряда биографий: Кромвеля, Грозного, Мильтона, Карамзина, Ротшильда и других. А вообще в издании биографической серии приняли участие 78 авторов, среди которых были женщины-писательницы: переводчицы А. Н. Анненская и М. В. Ватсон, писательницы М. А. Давыдова, Е. Ф. Литвинова, врач и литератор А. Н. Паевская, сочинительница сказок Б. Д. Порозовская-Яновская. Павленков не обращал никакого внимания на политические взгляды авторов. Среди них: кадет В. А. Мякотин и эсер М. А. Энгельгардт, будущий советский дипломат Х. Раковский и будущий политический эмигрант Т. Полнер. Биографическая серия не разъединяла людей, а мирила их и роднила на основе приверженности просветительской идее.
Целью каждого очерка было – дать первое представление о человеке, расширить горизонт познания мира через жизнеописание людей науки, искусства, литературы. При формировании биографической библиотеки предпочтение отдавалось отечественным деятелям.

Первые одиннадцать биографий вышли в свет в конце 1890 года. Это были Линкольн и Дарвин, Шопенгауэр и Лойола, Гоголь и Галилей. Властям очень скоро прояснился подлинный замысел начинания Ф. Ф. Павленкова. И цензурные препоны последовали очень быстро. «На днях задержали биографию Л. Толстого», - пишет он Р. И. Сементковскому. Обосновывая эту задержку, цензурный комитет характеризовал биографию Л. Н. Толстого как своего рода прокламацию, рассчитанную на широкие массы читателей, потому что она издана «в десять печатных листов и предложена к продаже всего за 25 копеек». Павленков боролся до последнего, не соглашаясь на изъятие мест, запрещенных цензурой, но отстоять некоторые книги так и не удавалось. Так, цензурный комитет не разрешил выпускать в серии «Жизнь замечательных людей» биографию Миттерниха только на том основании, что автором ее был Д. И. Писарев.
Цензура обвиняла издателя в дешевизне выпускаемых книг, а общественность, наоборот, приветствовала это. Журнал «Русское слово» так отзывался о доступности биографической библиотеки: «Подобное дешевое издание делает честь г. Павленкову, а читатели должны поддержать его благое предприятие, сделав эти книги, столь доступные по цене, непременной принадлежностью своих библиотек». Серия пользовалась большой популярностью и быстро раскупалась. Читатели получали жизнеописания тех, кто своей деятельностью, служением искусству, литературе несли в народные массы передовые идеи своего времени, показывали образцы борьбы за социальное равенство. Павленков предпринял усилие, чтобы в серии вышла биография К. Маркса, добился, чтобы читатели получили биографии А. И. Герцена, Д. И. Писарева, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова. При жизни издателя в серии «Жизнь замечательных людей» была издано 200 биографий выдающихся писателей, музыкантов, ученых, философов, общественных деятелей. Общий ее тираж составил полтора миллиона экземпляров. Завершали серию уже после смерти издателя его душеприказчики. «Жизнь замечательных людей» стала первым в России универсальным собранием биографий.

В редком фонде ЛОУНБ есть около пятидесяти экземпляров книг серии «Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Ф. Павленкова». Попавшие в библиотеку из личных и публичных библиотек дореволюционной России, они хранят на своих страницах владельческие печати Тургеневской библиотеки в Париже, Петровского училища купеческого общества и Городского мужского среднего заведения в честь 300-летия царствования Дома Романовых в Санкт-Петербурге, Русско-французской библиотеки Ф. И. Трескиной в Риге, а также экслибрисы и записи владельцев: Н. Писарева, Нольде и многих других, что говорит о большой популярности книг этой серии среди читателей разных сословий.
В 1899 году Флорентий Федорович воплотил в жизнь свою мечту, издав однотомный иллюстрированный «Энциклопедический словарь», над созданием которого трудился десять лет. Словарь содержит около 34 тысяч терминов. Общедоступный по своему изложению и по цене, энциклопедический словарь пользовался большой популярностью у широкого круга читателей: народных учителей, учащихся, рабочих, о чём свидетельствует общий тираж его изданий - свыше 100 тысяч экземпляров, небывалый для дореволюционных энциклопедий. Словарь выдержал пять изданий. После смерти Павленкова его душеприказчики выпустили 4 издания словаря, последнее издание вышло в 1913 году. Часть второго издания от 1907 года включала «Добавление», в котором были помещены статьи на актуальные политические темы: «Аграрное движение», «Безработица», «Карательные экспедиции», статьи о деятелях русского революционного движения. «Добавление» было запрещено цензурой и вошло в урезанном виде в 4-е издание.
Ф. Ф. Павленков был фанатиком своего дела. До последних дней он неустанно работал, правил рукописи, делал последние распоряжения. К осени 1900 года чахотка, которой Флорентий Федорович страдал многие годы, обострилась. Врачи рекомендовали немедленно уехать из Петербурга, и Павленков отправился в Ниццу. Там его состояние резко ухудшилось, и 20 января 1900 года Флорентия Федоровича не стало. Издателя похоронили на Волковом кладбище Петербурга, где 32 года назад погребен был его друг и кумир Д. И. Писарев, рядом с могилами В. М. Гаршина и Н. И. Костомарова. Место, где нашел свой последний приют Ф. Ф. Павленков, обозначает ограда. На памятнике высечены названия двух книг – «Физики» А. Гано и «Энциклопедического словаря». Итог издательской деятельности Ф. Ф. Павленкова – свыше 750 названий книг общим тиражом более 3,5 миллиона экземпляров.
Все начатые им издательские проекты должны были завершить его душеприказчики в лице В. И. Яковенко, В. Д. Черкасова и В. И. Розенталя. Свой капитал он завещал передать на организацию библиотек в самых глухих уголках Российской империи.
В 1900-1907 годах на деньги Ф. Ф. Павленкова совместно с уездными земствами, просветительскими, крестьянскими обществами в Пермском крае, Вятской, Воронежской, Тамбовской губерниях, Чувашии, Коми-Пермяцком крае и других отдаленных районах России на основе правил о бесплатных народных читальнях от 15 мая 1890 года было создано более 2030 библиотек.
Земства получали разрешение на открытие библиотеки, подбирали помещение, нанимали библиотекаря и оплачивали половину одного комплекта литературы, а Павленковский фонд на льготных условиях комплектовал библиотеку изданиями Ф. Ф. Павленкова и книгами других издательств и участвовал в ее развитии. Павленковские библиотеки преследовали общедемократические и просветительские цели, состояли из историко-биографических, художественных, научно-популярных, общественно-политических, сельскохозяйственных и других книг, ориентированных на малообразованные слои населения.
В знак признания заслуг Ф. Ф. Павленкова в издании и распространении книг, его меценатства в деле народного просвещения, в Советском Союзе были организованы научные конференции, получившие название «Павленковские чтения». Они готовились Российской национальной библиотекой и проводились один раз в два года в Ленинграде. В их работе принимали участие и зарубежные ученые. По материалам конференций были опубликованы девять сборников научных трудов. В 1994 году был организован семинар представителей павленковских библиотек Свердловской области, который принял обращение ко всем павленковским библиотекам России о создании «Содружества павленковских библиотек». По инициативе журнала «Уральский следопыт» начался всероссийский целенаправленный поиск библиотек, открытых на средства Ф. Ф. Павленкова, для последующего объединения их в Содружество. Инициатором и вдохновителем этой работы стал журналист Ю. А. Горбунов – признанный лидер движения, журналист, писатель и публицист, первый президент Содружества с 1996 по 2002 годы.
В 2013 году специалистами Воронежской ОУНБ им. И. С. Никитина на территории бывшей Воронежской губернии было выявлено 27 библиотек (из 99), открытых на средства Ф. Ф. Павленкова. Две их них находятся в Липецкой области: Калабинская публичная народная библиотека Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Задонский муниципальный район Липецкой области) и Фомино-Негачевская публичная народная библиотека Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Хлевенский муниципальный район Липецкой области). Эти библиотеки работают и сегодня.
В 1933 году благодаря усилиям А. М. Горького была возрождена серия «Жизнь замечательных людей». В годы Советской власти она получила массовое развитие и заняла ведущее место в литературе биографического жанра и издается в издательстве «Молодая гвардия» до настоящего времени. В 2000 году редакция издательства уточнила текст фронтисписа и к словам «Серия биографий» было добавлено: «Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким».
Таким образом, наследие Ф Ф. Павленкова в виде книг, изданных им, и библиотек, открытых на его деньги, продолжает служить на благо людей, а его имя вошло в историю русской культуры как пример самоотверженного служения ради просвещения народа.