Виртуальный обзор "Сеятель знанья на ниву народную" К 200-летию Н. А. Некрасова

Виртуальный обзор "Сеятель знанья на ниву народную" К 200-летию Н. А. Некрасова

Виртуальный обзор

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, критик, издатель XIX столетия, чьё творчество оказало влияние на всё дальнейшее развитие русской поэзии. В своих сочинениях он использовал как новые литературные жанры, так и фольклорные мотивы. Наследник и продолжатель традиций А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, чья поэзия навсегда вошла в сокровищницу русской культуры.

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии (сейчас территория Украины). Будущий поэт происходил из обедневшей дворянской семьи.

Его отец – Алексей Сергеевич Некрасов – помещик, бывший армейский офицер. Несдержанный и грубый по характеру, он имел слабость к азартным играм и женщинам. Любовь к картам, семейная черта Некрасовых, привела его к финансовым трудностям.

Мать будущего поэта – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская) была одной из самых завидных невест Херсонской губернии. Красивая и прекрасно образованная девушка, варшавянка, из богатой семьи. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, и хотя её родители были против брака, она решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь стала кошмаром: её избранник оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге.

Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении отца, в деревне Грешнево, близ Ярославля. В семье Некрасовых было 13 детей, большинство из которых умерли в младенчестве. Атмосфера в семье была тягостной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью. Шаткое материальное положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт, наоборот, навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу. Когда Николаю было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился будущий поэт не очень хорошо, к тому же не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в Дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. В Питере он повстречал приятеля-студента и решил поступать в Петербургский университет. Неудачно сдав экзамен, Некрасов стал вольнослушателем лекций. Строгий отец в наказание перестал обеспечивать сына деньгами. Николай Алексеевич был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он брался за любую работу: писал письма и прошения за неграмотных крестьян на Сенной площади, переписывал бумаги, давал частные уроки, помещал коротенькие заметки в газеты. Платили гроши, но все же это было лучше, чем ничего.

О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне.

Впоследствии поэт так писал о тех годах:

...Праздник жизни – молодости годы
Я убил под тяжестью труда...

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, этап страшной нужды миновал. Он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“», сочинял пьесы и водевили для Александринского театра под псевдонимом Перепельский. Первые успехи вдохновили юношу, и он всерьез задумался о литературной деятельности.

В 1840 году Некрасов выпустил свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки», большая часть которых была написана еще в гимназические годы. И тут молодого поэта постиг удар: вместо славы и признания он столкнулся с жесткой критикой. Стихи этого сборника были ещё незрелые и явно подражательные. Белинский в своем отзыве отметил, что «посредственность в стихах нетерпима», и дал в целом негативную оценку книге, хотя отметил, что стихи юного поэта «вышедшие из души». Не только критики, но и читатели не восприняли всерьез поэтический дебют Некрасова. После того, как Николай Алексеевич убедился, что сборник практически не продаётся, он скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их. Но молодой поэт сделал из всей этой истории необходимые выводы для себя. Он понял, что литература — это очень серьезное дело, которому нужно отдавать все силы души и сердца, надо искать в ней свое место и свой стиль.

В то время Некрасов почти прекратил писать поэтические произведения и с головой окунулся в журналистику. Он стал постоянным сотрудником журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф. И. Кони. Работы у молодого сотрудника было очень много: он печатал очерки, рассказы, повести, фельетоны, критические статьи, рецензии.

Некрасов пробовал себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: писал балагурные поэмы и водевили, пробовал свои силы в прозе. Именно к раннему творчеству Некрасова относится и работа над большим романом «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» (1843). Произведение повествует о жизни городской бедноты, которой противопоставлена жизнь богачей, причём симпатии автора целиком на стороне бедноты. Петербург здесь представлен писателем как город ужасающих социальных контрастов.

Издательская деятельность тоже привлекала Некрасова. Во многом Николаю Алексеевичу помогло сближение с Белинским, познакомившим его с литераторами, которые работали в «Отечественных записках»: с И. И. Панаевым и его женой А. Я. Панаевой, П. В. Анненковым, В. П. Боткиным и др. Николай Алексеевич стал постоянным членом этого литературного кружка, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».

С помощью Виссариона Григорьевича Некрасов подготовил к изданию два альманаха: «Физиология Петербурга» (1844-1845) и «Петербургский сборник» (1846). Уже из названий альманахов понятно, что они прежде всего о Петербурге, о «маленьких людях», о чердаках, углах и подвалах, хорошо знакомых самому Николаю Алексеевичу. В «Петербургском сборнике» напечатана известная повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Оба альманаха были очень популярными.

Литературно-издательская карьера А. Н. Некрасова стремительно шла вверх. В 1846 году вместе с И. И. Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё А. С. Пушкиным, журнал «Современник».

С 1847 года Некрасов стал его бессменным редактором-издателем. Вокруг «Современника» сложился удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входили И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов. Возглавляли редакцию И. И. Панаев и Н. А. Некрасов. Журнал стал центром литературной жизни Петербурга.

Совместная работа над журналом сблизила Николая Алексеевича с Авдотьей Яковлевной Панаевой, которой он был очарован ещё при первом знакомстве. Будучи образованной и умной женщиной, Панаева дружила с Белинским, Герценом, Тургеневым, была хозяйкой одного из самых известных литературных салонов Петербурга того времени. Авдотья Яковлевна пробовала писать: её рассказы под псевдонимом Н. Станицкий печатались в «Современнике», она сочиняла фельетоны и вела в журнале раздел моды. Спустя какое-то время симпатия превратилась в глубокое и сильное чувство. Авдотья Яковлевна не сразу ответила Некрасову взаимностью, да и ему долгое время приходилось скрывать свою любовь к ней, ведь Иван Иванович Панаев был его другом и соредактором журнала. В 1848 году Панаева решилась оставить мужа и стала гражданской женой Некрасова.

По воспоминаниям современников, семейный союз с Панаевой, — это «самые светлые страницы в мрачной жизни» Некрасова. Их отношения не всегда были ровными и спокойными из-за тяжёлого, раздражительного характера поэта, его болезни, двусмысленности положения самой Авдотьи Яковлевны, смерти их детей. В итоге, прожив вместе более 15 лет, они расстались, сохранив до конца жизни в душе тёплые чувства друг к другу. В память об этой любви остался замечательный «Панаевский цикл» лирических стихотворений Некрасова.

Тем временем «Современник» набирал популярность, за ним установилась прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1852 году на его страницах появилось первое произведение Л. Н. Толстого — повесть «Детство». В 1853 году Н. А. Некрасов познакомился с Н. Г. Чернышевским, который стал ведущим сотрудником журнала.

Издание журнала требовало огромных моральных и физических сил: на поиск денег, на борьбу с цензурой, на переписку с авторами, на чтение рукописей. Но Некрасов не забывал и о творчестве. Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, вызванного жаркой полемикой о необходимости отмены крепостного права. Литературные произведения использовались как средство политической борьбы. В эти годы Некрасов писал особенно много. В письме к И. С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

1855 год был ознаменован смертью императора Николая I, гнёт цензуры ослаб. В этой благоприятной атмосфере Некрасов впервые после сборника «Мечты и звуки» решил выпустить книжку своих стихов. Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова», вышедший в 1856 году, стал настоящим событием в литературной жизни России. Открывался он стихотворением «Поэт и гражданин», которое сразу определяло общественную позицию автора и его взгляд на роль литературы. «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся», — отзывался о нём в одном из писем И. С. Тургенев. Несколько стихотворений из сборника, напечатанных позже в «Современнике», вызвали резкое недовольство правительства с предупреждением о закрытии журнала.

Во второй половине 50 – начале 60-х годов написаны «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «На Волге», «Рыцарь на час», «Дума», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Зелѐный шум», «Калистрат», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.

В ноябре 1861 года от туберкулёза умер Добролюбов, что явилось тяжёлым ударом как для «Современника», так и для Некрасова, который был к нему искренне привязан. Круг сотрудников «Современника» редел: в начале 1862 года умер друг и единомышленник Некрасова Иван Панаев, в июле арестован Н. Г. Чернышевский. На восемь месяцев была приостановлена издательская деятельность «Современника». Некрасов потрясён потерей друзей и любимого детища — журнала...

В лето перед закрытием «Современника» была задумана и написана поэма «Коробейники», строки из которой : «Ой, полным, полна коробушка, / Есть и ситцы, и парча...» стали народной песней. Поэт успел напечатать ее в одном из последних номеров журнала, а также издать в виде тоненькой дешёвой книжечки в серии «Красные книжки».

Одним из самых светлых стихотворений, созданных в то же время и посвящённых народу, стало стихотворение «Крестьянские дети».

После возобновления в 1863 году издания «Современника», в нём напечатан роман Чернышевского «Что делать?». В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, усилились репрессии на науку и просвещение, многие образованные люди оказались в тюрьме и ссылке. Ужесточена цензура. «Современник» был закрыт уже окончательно. В 1868 году Некрасов вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным стал во главе журнала «Отечественные записки», который под их руководством превратился в выразителя передовых демократических идей. В эти годы главная тема творчества Некрасова — активный протест против самодержавного строя. Тогда были написаны поэмы «Русские женщины» и первые главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Отечественные записки» продолжили линию «Современника». Журнал, отражавший самые важные общественные проблемы и знакомивший читателей с лучшими произведениями своего времени, довольно быстро завоевал популярность.

В 1870 году Некрасов встретил девушку, которая стала его последней любовью и венчанной женой. Девятнадцатилетняя Фёкла Викторова, девушка из «простого звания», необразованная, но милая, добрая, весёлая и обаятельная, стала верным другом поэта. Некрасову не нравилось имя избранницы — он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Николай Алексеевич нанял для неё учителей музыки и языков, помог полюбить театр, словом, стал для неё настоящим Пигмалионом.

Несмотря на активную издательскую деятельность в «Отечественных записках», Некрасов продолжал много писать. В конце 60-х— начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работал над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877), которая публиковалась отдельными частями в «Отечественных записках». Это произведение сам автор назвал «эпопеей современной крестьянской жизни». Поэма сразу же привлекла внимание читателей и подвергалась непрерывным цензурным запретам со стороны властей. В 70-е годы Некрасовым были созданы исторические поэмы о декабристах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873), множество лирических стихотворений, сатирическая поэма «Современники» (1875-1876).

Между тем и без того слабое здоровье Некрасова резко ухудшилось. С 1874 г. Николая Алексеевича мучили постоянные недомогания, но он продолжал работать. Последние его работы — цикл стихотворений «Последние песни» посвящены жене Зинаиде. Некрасов знал, что умирает. С декабря 1876 года он писал и редактировал, не вставая с постели, страдая от невыносимых болей.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н. А. Некрасов скончался.

Похороны поэта, достигшего всенародного признания, носили характер народной политической демонстрации. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

Хочется вспомнить слова А. В. Луначарского:

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Тютчева, Фета и других, мы всегда говорим: нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Поговорим более подробно о редких и ценных изданиях произведений Н. А. Некрасова, хранящихся в фондах Липецкой областной универсальной научной библиотеки.

Почти двадцать лет, с 1847 по 1866 год, возглавлял Н. А. Некрасов журнал «Современник», в нём же впервые печатались почти все его произведения.

В журнале «Современник» (1866, Т. СXIII), экземпляр которого есть в нашей библиотеке, были впервые опубликованы стихотворения «Рассыльный», «Наборщики», «Журналист-руководитель», «Журналист-рутинер», «Поэт», «Литераторы», «Фельетонная букашка», «Публика» под общим заглавием «Песни о свободном слове». Эти стихотворения написаны Некрасовым в ноябре и декабре 1865 года. Вместо подписи автора — три звездочки.

k1 k1 k1 k1

Этот цикл стихотворений создан после выхода нового закона о печати от 6 апреля 1865 г., по которому ряд изданий освобождался от предварительной цензуры, но одновременно вводилась цензура карательная. В действительности, реформа вовсе не облегчила положение печати. Журнал просматривался цензором, но уже в отпечатанном виде. Выходило, что вся ответственность за опубликованные материалы возлагалась на авторов и редакторов изданий. Карательные органы получали право привлекать их к суду, а также «вырезывать» «вредные» печатные материалы, уничтожать уже готовые тиражи.

Будучи профессиональным литератором, блестящим редактором, Некрасов всегда и в первую очередь осознавал себя поэтом. 1845 годом датируются его строки: «Стишки! Стишки! давно ль и я был гений...», «Я за то глубоко презираю себя», «В дороге», «Пускай мечтатели осмеяны давно», «Когда из мрака заблужденья»; 1846-м – «Перед дождем», «Огородник», «Тройка», «Родина»; 1847-м – «Если мучимый страстью мятежной...», «Еду ли ночью...», «Ты всегда хороша несравненно...». С них начиналась большая некрасовская поэзия. В редком фонде нашей библиотеки хранятся издания этих и других стихотворений великого поэта.

k1 k1

Наиболее раннее из них — двухтомник «Полного собрание стихотворений Н. А. Некрасова» (Спб., 1902). В настоящее издание вошли все основные стихотворные произведения Н. А. Некрасова, кроме несущественных отрывков и набросков, не обладающих смысловой завершенностью. Стихотворения расположены в хронологическом порядке.

В первом томе помещён портрет Н. А. Некрасова с его подписью и факсимиле одной из жемчужин его поэтического творчества — стихотворения «Русь», которое, являясь частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», рассматривается иногда как самостоятельное произведение. Наш экземпляр первого тома интересен ещё тем, что на его форзаце помещенs наклейка с дарственной надписью: «За благонравие и отличные успехи в течение 1904/05 учебного года в III классе, Киевское коммерческое училище награждает ученика Всеволода Попова этою книгою» и печат Киевского коммерческого училища.

Ещё одно издание стихотворений Некрасова, на которое хочется обратить ваше внимание, это миниатюрное двухтомное издание «Стихотворения» (М., 1938), вышедшее в серии «Библиотека поэта. Малая серия» под общей редакцией К. Чуковского и со вступительной статьёй историка, филолога А. Максимовича.

В «Малой серии» в 1938—1939 годах издавались авторы, чьё творчество частично или полностью пришлось на дореволюционное время. «Малая cерия» занимала в рамках «Библиотеки поэта» своё, достаточно четкое структурное место. Прежде всего, эти книги, меньшие по объему, более дешевые, были ориентированы на более широкую и демократичную аудиторию. Тексты печатались без «ранних редакций» и «вариантов», но качество текстологической и комментаторской работы оставалось очень высоким. «Библиотека поэта. Малая серия» выходила в издательстве «Советский писатель», а после распада СССР — в его правопреемнике — «Петербургский писатель».

В этом двухтомнике стихотворные произведения расположены в хронологической последовательности: в первый том «Стихотворений» Н. А. Некрасова вошли произведения 1845-1864 гг., во второй — 1865-1877 гг. Оба тома оформлены фронтисписом — портретом Некрасова.

Неиссякающая сила Некрасова-поэта — в особой доверительности его художественных интонаций, обращенных к сокровенным сторонам человеческой натуры. Всенародную любовь и известность принесли Некрасову поэмы. Интересна история создания поэмы «Русские женщины», воспевающей подвиг жён декабристов. Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем сохранил приятельские отношения. Они вместе охотились и много беседовали. От Волконского поэт узнал историю о непростой судьбе его родителей, которая тронула Некрасова до глубины души. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники той поры и мемуары декабристов. Летом 1871 года в своей усадьбе Карабиха поэт начал работать над поэмой «Декабристки», которую впоследствии переименовал в «Русские женщины», как бы подчеркивая, что всем русским женщинам, независимо от социального сословия, присущи чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию.

Некрасов задумывал свое произведение как единое целое, в котором будет несколько героинь, поэтому поэма состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». В каждой из частей поэмы описываются определённые события: сборы в дорогу, прощание с близкими, воспоминания, впечатления и сложности в пути, достижение конечной цели, приезд к мужьям на рудники Нерчинска. Но особое внимание Некрасов уделяет изменениям в характерах героинь, наблюдает, как из светских дам, далёких от общественной жизни, они, по сути, становятся последовательницами убеждений мужей-декабристов, в трудные минуты способными проявить твердость характера. Многие страницы этого произведения, в том числе свидание Волконской с мужем в руднике, можно отнести к самым трогательным и пронзительным в русской литературе.

Первая часть поэмы, посвященная Е. И. Трубецкой, была окончена в 1871 году. Вторая, в основу которой положены записи М. Н. Волконской, вышла в свет в 1872 году. У Н. А. Некрасова был замысел по поводу третьей поэмы, которую он хотел посвятить А. Г. Муравьевой, но она так и не была написана. Две поэмы под общим названием «Русские женщины» впервые напечатаны в журнале «Отечественные записки» в 1872-1873 годах.

В наше миниатюрное издание «Русские женщины» (М., 2006) кроме непосредственно поэмы вошли стихотворения, посвященные женщинам, из циклов: «Душевное общение с матерью», «Панаевского цикла» и «Во всякой одежде красива».

Некрасовским поэтическим творчеством восхищались многие современники. Его называли народным поэтом, заступником и «певцом народного горя». Чернышевский говорил о Некрасове, что он — «гениальный и благороднейший из всех русских поэтов». С 1865 по 1876 годы Николай Алексеевич работал над поэтическим произведением, которое называл своим «любимым детищем». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» считают одним из важнейших произведений в творческом наследии Николая Некрасова. «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял „Кому на Руси жить хорошо“». По признанию автора, материал для поэмы он копил, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины Некрасов сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Главная идея поэмы – поиск счастливого человека на Руси.

Рукопись первой части поэмы помечена автором 1865 годом, первые же наброски к ней могли появиться и раньше. Публикацию «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал вскоре по окончании работы над её первой частью. Уже в январском выпуске «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Николай Алексеевич воздержался от опубликования последующих глав первой части поэмы. К продолжению работы Некрасов приступил после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвертая части поэмы следуют одна за другой с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» — в июле-августе 1873-го, «Пир — на весь мир» — осенью 1876 года. Публикация «Последыша» в февральском номере «Отечественных записок» за 1873 год вызвала шквал придирок цензуры, которая считала, что эта часть поэмы «отличается... крайним безобразием содержания... носит характер пасквиля на все дворянское сословие».

Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 года, была напечатана только зимой 1874-го в январском выпуске «Отечественных записок». Однако Николай Алексеевич не прекращал борьбы с цензурой. Уже прикованный болезнью к постели, он упорно продолжал добиваться опубликования «Пира...», переделывал текст, сокращал, вычеркивал. «Испакостив» текст четвертой части поэмы (так называл поэт переделку произведения в угоду цензуре), Некрасов рассчитывал на разрешение. Однако «Пир — на весь мир» оставался под цензурным запретом до 1881 года, когда он появился во второй книжке «Отечественных записок» с большими сокращениями и искажениями. Отдельного издания поэмы автор при жизни так и не увидел. Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре.

В редком фонде нашей библиотеки есть издание «Кому на Руси жить хорошо» с иллюстрациями известного российского художника-живописца, искусствоведа С. В. Герасимова. Сергей Васильевич Герасимов — академик АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник РСФСР и СССР, лауреат Ленинской премии. Его полотна находятся в экспозициях Русского музея и Третьяковской галереи. Художественные композиции многих его работ связаны с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Герасимов иллюстрировал произведения М. Горького, Н. А. Некрасова и других авторов.

k1 k1

k1 k1

Интересно также издание «Избранные стихотворения» Некрасова (М., 1948), иллюстрированное другим известным художником — Д. А. Шмариновым. Дементий Алексеевич Шмаринов, народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственных премий СССР. За многие годы творческой деятельности он создал иллюстрации к произведениям крупнейших представителей русской и мировой классики. В сборнике представлена полная картина творчества Некрасова: его пейзажная и гражданская лирика, стихотворения о крестьянской жизни, детские стихи («Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин» и др.). В эту книгу вошли также такие значимые произведения Некрасова, как поэмы «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Произведения для этого издания отбирал редактор — выдающийся советский поэт, писатель и ученый Корней Иванович Чуковский, многие годы посвятивший изучению и пропаганде некрасовского наследия.

Как уже говорилось выше, Некрасов писал и прозаические произведения, разные по жанрам, стилю и тематике, действие которых часто происходит в Петербурге. К таким произведениям относятся рассказы «Жизнь Александры Ивановны» и «Ростовщик», а также «Макар Осипович Случайный» и «Без вести пропавший пиита». Активная творческая работа 1840–1841 годов привела Н. А. Некрасова к весьма значительному замыслу. В 1843–1848 годах он работал над большим романом «Жизнь и похождения Тихона Тросникова», так и оставшимся незаконченным. В основу этого произведения легла «Повесть о бедном Климе», отдельные эпизоды которой вошли в роман. Роман во многом автобиографичен, как и сам образ главного героя — Тихона Тросникова, с которым у автора не только просматриваются очевидные биографические параллели (скитание по «петербургским углам», неудача с книгой стихов, работа в газете и т. п.), но чувствуется, что он и внутренне, психологически близок Некрасову.

В 1847 году в некрасовском «Современнике» появился анонс по поводу публикации в скором времени на страницах журнала романа Н. А. Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тросникова». Публиковать его, однако, редактор «Современника», он же сам сочинитель романа, не стал. Некрасов предпочел написать в соавторстве с А. Я. Панаевой другой роман — «Три страны света». Причины этой замены толкуются некрасоведами по-разному: одни указывают на возможные трудности с цензурой, другие говорят о сюжетной слабости романа, или о том, что роман попросту надоел Некрасову. Единого мнения на этот счёт не существует. Спустя 80 лет этот недописанный роман в подлинной некрасовской рукописи был найден, но не был тогда опубликован: помешала война, потом революция. В нашем издании 1931 г. представлен роман «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» и «Повесть о бедном Климе». В книгу также включена статья Гуковского «Неизданные повести Некрасова в истории русской прозы».

В эпистолярном наследии русских писателей письма Н. А. Некрасова занимают особое место. Большая часть опубликованных в издании «Некрасовский сборник: неизданные письма и воспоминания, статьи, библиография» (Пг., 1918) писем Николая Алексеевича адресована писателям. Эти письма — Тургеневу, Толстому, Боткину и многим другим — для нас особенно ценны, в них живой разговор о литературе, о журнальных делах, о цензуре. Есть письма и просто друзьям, людям, с которыми Некрасову приятно было общаться.

В них раскрывается и замечательная, не изменившая поэту до конца жизни работоспособность и даже предприимчивость, когда речь шла об интересах того дела, которому он посвятил почти всю свою сознательную жизнь. Мы замечаем его слабости и заблуждения, а также его выдержку и мужество, особенно проявившиеся в последние годы жизни.

Кроме разделов «Письма Некрасова к разным лицам» и «Письма разных лиц к Н. А. Некрасову», книга содержит две статьи В. Евгеньева-Максимова «Революционная идея в поэзии Некрасова» и «Н. А. Некрасов и "братья - писатели"», а так же «Воспоминания о Н. А. Некрасове» М. А. Ушакова. На титульном листе нашего издания имеется владельческая печать: «Управление Данковского народного дома».

В редком фонде нашей библиотеки есть книги, изданные к юбилейным датам Н. А. Некрасова.

Работа «Н. А. Некрасов» ( М., 1921) П. И. Лебедева (псевдоним Валерьян Полянский), была опубликована к столетию со дня рождения поэта. Павел Иванович Лебедев — цензор, критик, литературовед, профессор МГУ, Академик АН СССР. Как литературный критик, он сформировался под сильным влиянием Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Лебедев-Полянский вёл большую редакторскую работу. Он — главный редактор «Литературной энциклопедии», член главной редакции «Большой советской энциклопедии», редактор «Малой советской энциклопедии». Лебедев заведовал сектором русской и иностранной классической литературы Гослитиздата и отделом литературоведения в издательстве «Academia».

Произведение Павла Ивановича «Н. А. Некрасов: к столетию со дня рождения» — это не просто ещё одна критико-биографическая статья. На основе изученного и переработанного материала автор попытался сделать анализ и дать всестороннюю, справедливую и беспристрастную оценку творчеству писателя и его человеческому облику. В начале книги помещён фронтиспис — портрет Н. А. Некрасова.

k1 k1 k1

Небольшая книжечка-памятка «Некрасов : к 50-летию со дня смерти» (1928) была выпущена Федерацией объединений советских писателей. Первая её часть называется «Мои воспоминания о Н. А. Некрасове». Она принадлежит авторству Натальи Павловны Некрасовой — второй жены брата поэта, Федора Алексеевича Некрасова. Редактор книги В. Евгеньев-Максимов так рассказал историю возникновения этих воспоминаний: «Летом 1927 года мне довелось побывать в Ярославском имении Н. А. Некрасова — Карабихе. Там я имел случай познакомиться с престарелой вдовой его брата, Федора Алексеевича — Натальей Павловной Некрасовой. Исполняя мою просьбу, последняя написала свои воспоминания о поэте, воскрешающие ту жизнь, которую он вел свыше 50 лет тому назад в своей карабихской усадьбе в обществе родных, то есть братьев и их семейств».

Любопытен рассказ Натальи Павловны о первой встрече с Н. А. Некрасовым: «На другой день Николай Алексеевич пришел обедать к нам вместе с Зинаидой Николаевной. Оказалось, что у братьев было обыкновение обедать поочередно друг у друга. Перед обедом я была представлена поэту. Сперва я очень робела, ведь я была тогда неопытная 22-летняя провинциалка, а он крупный литератор, которому перевалило уже за 50. Но вскоре я к нему присмотрелась, и это чувство исчезло. Я заметила, что поэт был выше среднего роста, моложавый, с живыми черными глазами, с темной жидковатой растительностью и темным, почти бронзовым цветом лица, может быть, благодаря загару. Ничего строгого или чересчур серьезного в нем не было. Он был приветлив, общителен и довольно скоро приучил меня к себе».

В книгу также включены статьи Б. Эйхенбаума, В. Евгеньева-Максимова, А. Гизетти, Э. Голлербаха, посвященные жизни Некрасова и его творчеству. Книга вышла в обложке работы М. А. Кирнарского, с портретом Н. Некрасова и неизданными иллюстрациями Б. М. Кустодиева к его произведениям.

Большой интерес представляет издание «Некрасов в портретах и иллюстрациях» (М., 1938). Его составитель Голлербах Эрих Фёдорович — известный русский искусствовед, художественный и литературный критик, библиограф и библиофил. Он окончил Царскосельское реальное училище, учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Голлербах был научным сотрудником Русского музея, заведовал отделом Петроградского отделения Госиздата, был председателем Общества библиофилов, членом Русского общества друзей книги.

Эрих Фёдорович оставил богатое литературоведческое наследие. Он писал об Александре Пушкине, Александре Блоке, Алексее Толстом, Фёдоре Сологубе и др.

k1 k1 k1

В альбоме помещены 228 репродукций с портретов, картин, рисунков, документов, сопровождающих важнейшие моменты жизни и творчества Н. А. Некрасова. Кроме иллюстраций к произведениям Некрасова, в книге содержатся также репродукции с картин русских художников, не являющихся иллюстрациями к произведениям поэта, но идейно и тематически близких к ним. Изобразительный материал сопровождается цитатами из произведений поэта, высказываний о нем, документов и др. В книгу входят также статьи «Жизнь и творчество Н. А. Некрасова» В. Евгеньева-Максимова и «Н. А. Некрасов в изобразительном искусстве» Э. Ф. Голлербаха.

Будучи по своей натуре человеком энергичным, предприимчивым и талантливым, Н. А. Некрасов имел множество знакомств среди членов литературного общества Петербурга. Многие известные литераторы были в числе его друзей и хороших знакомых.

Близко знаком с Николаем Алексеевичем был и А. Ф. Кони — автор другой книги, предлагаемой вашему вниманию. В основу очерка «Некрасов. Достоевский : по личным воспоминаниям : 1821-1921» (Пг., 1921) легла третья часть «Отрывков из воспоминаний» А. Ф. Кони, напечатанных в «Вестнике Европы» N 5 за 1908 г. К 100-летию со дня рождения поэта воспоминания о Некрасове были существенно переработаны, дополнены и вышли в виде книги.

В рукописном отделе Института русской литературы сохранился текст очерка с правкой автора. Юбилейному изданию предшествует следующее вступление: «Сочинения выдающихся писателей представляют обыкновенно ценный материал для суждения о их литературных вкусах, о взгляде их на задачи искусства и о их нравственных и общественных идеалах. Нередко в их измененной внешним образом форме содержатся автобиографические данные, которыми, однако, следует пользоваться с большой осторожностью, ввиду возможности создания себе далекого от действительности представления о личности писателя. В этом последнем отношении хорошим материалом могут служить личные воспоминания, рисующие писателя, так сказать, «живьем», причем иногда какая-нибудь, даже мелкая, подробность из житейских встреч с ним изображает его более ярко, чем длинные рассуждения о нем, почерпнутые из его сочинений».

Книга состоит из двух биографических очерков: «Николай Алексеевич Некрасов» и «Федор Михайлович Достоевский», в неё также включены два рукописных факсимильных фрагмента их писем.

Автор биографической работы «Н. А. Некрасов» (СПб., 1905) не просто знаком с великим поэтом, он был его приятелем и соратником по «Современнику». Александр Николаевич Пыпин — известный историк литературы, профессор Петербургского университета, академик, двоюродный брат Н. Г. Чернышевского. Он начал печататься в «Современнике» с 1854 года и вскоре стал одним из его постоянных сотрудников. В молодости Пыпин находился под обаянием поэзии Некрасова. В июле 1857 года он писал Чернышевскому из Саратова по поводу первого издания стихотворений поэта: «Когда увидишься с Некрасовым, передай ему мое глубочайшее почтение от моего лица и за много других лиц. Поблагодари его за книжку стихотворений, доставляющую истинное наслаждение его читателям. <...> Да! Теперь Некрасов единственный поэт, которого может слушать порядочная публика...»

k1 k1 k1

В 1863 году Александр Николаевич стал членом редакции «Современника», а последние два года до закрытия журнала—его вторым ответственным редактором. В конфликте Некрасова с М. А. Антоновичем и Ю. Г. Жуковским Пыпин встал на сторону последних. После отказа Александра Николаевича принять участие в издании «Отечественных записок», его отношения с Некрасовым почти прекратились, но он по-прежнему проявлял интерес к творчеству поэта, к его делам. В 1877 году, когда Некрасов уже тяжело болел, они помирились, и Пыпин навещал его в последние месяцы болезни.

Вскоре после смерти Некрасова, Пыпин стал собирать материалы для биографии поэта — письма, воспоминания о нем. Летом 1881 года Александр Николаевич получил от Тургенева письма Некрасова к нему. Однако его замысел составления биографии поэта не был тогда осуществлен. Пыпин вернулся к нему значительно позднее. В декабре 1902 года он сообщил корреспонденту «Петербургской газеты», что «намерен в самом недалеком будущем приняться за капитальный труд о Некрасове», в который также войдут его воспоминания о поэте. Работа А. Н. Пыпина впервые была напечатана в 1903 г. в журнале «Вестник Европы».

Во вступительной статье к разделу писем Некрасова автор так описал свое отношение к поэту: «Я знал Некрасова давно; очень близок с ним я не мог быть, — слишком велика была уже разность поколений, — но я довольно близко его видел в делах журнальных. Не все мне было симпатично в этом характере; но большой ум, многие черты поэзии, тонкий литературный вкус были привлекательны; во всяком случае, это было замечательное лицо, о котором должна быть сохранена историческая память».

Издание содержит 3 портрета Н. А. Некрасова и обширный библиографический материал «Библиографический обзор литературы о Некрасове, с его смерти».

В серии «Историко-литературная библиотека» вышла книга «Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, письмах и несобранных произведениях» (М., 1911). Её составитель Ч. Ветринский — историк русской литературы, переводчик, критик, публицист. Чешихин Василий Евграфович (Ветринский — псевдоним) известен как автор монографий о Т. Н. Грановском, А. И. Герцене, Г. И. Успенском, Н. Г. Чернышевском. Он автор ряда глав в «Истории русской литературы XIX века» под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского. Чешихин-Ветринский является редактором и составителем историко-литературных сборников о Ф. М. Достоевском. Н. А. Некрасове и др. На протяжении многих лет Чешихин  был связан с М. Горьким, В. Г. Короленко и другими писателями. Горький высоко ценил его как историка.

Книга содержит вступительные статьи от редакции и от составителя, письма Некрасова, биографические статьи и воспоминания современников о поэте. Интересен раздел «Из несобранных произведений Н. А. Некрасова», куда вошли стихотворения из первой, уничтоженной самим Некрасовым, книги «Мечты и звуки».

Об авторе следующего критико-биографического труда «Некрасов» (Пг., 1921), изданного к столетию великого поэта, мы уже упоминали как о редакторе. Евгеньев-Максимов Владислав Евгеньевич (псевдоним, настоящая фамилия Максимов) – известный литературовед. Он окончил Петербургский университет. С 1920 — преподаватель, затем профессор Ленинградского университета. Основные его труды посвящены главным образом жизни и творчеству Н. А. Некрасова, а также истории русской журналистики. Все они обстоятельно документированы. Евгеньев-Максимов одним из первых занялся планомерным, научным изучением жизни и творчества Н. А. Некрасова. Ученый детально изучил окружение Николая Алексеевича, встречался с его родными и близкими, много работал в архивах и с периодикой. Результатом исследования стало появление научных статей на некрасовскую тематику, объединенных позже в монументальные научные издания. Владислав Евгеньевич был инициатором создания мемориальных музеев Некрасова в Ленинграде и Ярославле, в имении Карабиха. Практически весь творческий путь Евгеньева-Максимова посвящен изучению жизни и творчества любимого поэта, его памяти.

Данное юбилейное издание содержит три очерка В. Евгеньева-Максимова, первый из которых представляет собой сжатую биографию Н. А. Некрасова, второй — характеристику его творчества, третий — говорит о Некрасове как вдохновителе революционно-освободительных настроений в русском обществе. Книга интересна ещё и тем, что в ней предлагаются образцы примерных программ литературных вечеров, посвященных памяти Некрасова, в конце книги приведена библиография.

Следующий сборник историко-литературных статей «Николай Алексеевич Некрасов» (М., 1906) составлен Василием Ивановичем Покровским. Открывает его биографический очерк Г. В. Александровского «Николай Алексеевич Некрасов», описывающий основные этапы жизни и творчества поэта. Далее в книге опубликовано более 40 статей литературно-критического и биографического характера, посвящённых Некрасову. Любопытно, что примерно половина из них носит резко отрицательный характер. К таким можно отнести очерк Толычевой «Поэзия Некрасова — подделка под народность» или М. Де-Пуле «Болезненное поэтическое дарование Некрасова, неверно изобразившего народную жизнь». Есть статьи, подписанные только инициалами. «Отсутствие глубины мысли и чувства — причина популярности Некрасова в публике», автор — Н. Б. Сборник завершают два очерка с оригинальными названиями: «Светлые стороны в личности Некрасова» Ф. М. Достоевского и «Тёмные стороны в личности Некрасова» Н. М. Гутьяра.

Книга имеет владельческую печать: «Библиотека экономического общества коммерческих служащих» и наклейку: «Библиотека общества столовой коммерческих служащих».

Об авторе издания «Сборник критических статей о Н. А. Некрасове» (М., 1903) Зелинском Василии Аполлоновиче нам известно немного. Родился он в 1853 г., в с. Красноселка Житомирского уезда Волынской губернии. Преподавал в Московском Александро-Мариинском институте. Занимался составлением сборников статей о русских писателях.

В начале книги размещено предисловие автора, из которого следует, что 2-е издание ч. 3-й отпечатано «без перемен, только раскрыто несколько псевдонимов авторов критических статей». Настоящая третья часть сборника содержит 52 критико-биографические статьи о Н. А. Некрасове, по времени первого появления в печати в основном относящихся к 1874-1877 годам, а также включает несколько некрологов и описаний похорон поэта.

Корней Иванович Чуковский — известный русский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, популярен в первую очередь детскими произведениями, но известны также его критико-публицистические работы. Мы уже говорили о нём как о редакторе сборника стихов Некрасова. В 1922 году в серии «Некрасовская библиотека» вышла в свет его работа «Некрасов, как художник».

В предисловии к ней Корней Иванович пишет, что книга эта была задумана уже давно и написана им в 1917 г., и что если бы он писал её теперь, то написал бы по-другому. Хотя, «у этой книжки своя, очень скромная, но, кажется, не праздная цель: пробудить в широких кругах интерес к изучению художественной техники Некрасова», — пишет автор. Корней Иванович делает анализ некоторых произведений Некрасова, показывая его работу над фольклором, прослеживает творческий процесс в динамике. Вообще, Некрасов был любимым поэтом Чуковского, и он не одно десятилетие работал над темой его творчества. Исследование «Некрасов, как художник» позже легло в основу фундаментального труда Корнея Чуковского «Мастерство Некрасова», который в начале 1960-х годов был выдвинут на Ленинскую премию.

Мнения литературных критиков по поводу этой монографии разделились: одни отметили у Чуковского «полное незнакомство с наукой о языке», другие оценили кропотливость автора при раскрытии «тайны некрасовской ритмики». Стоит отметить, что сам Чуковский тоже был недоволен написанным и даже после получения Ленинской премии называл свой труд «не мастерством, а рукоделием».

Сочинения Н. А. Некрасова вошли в золотой фонд российской прозы и поэзии. Его считают классиком не только русской, но и мировой литературы. Творчество Некрасова стало закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. Созданные им виды поэмы – народные, сатирические – явились подлинным вкладом в историю русской поэзии. Некрасовское наследие обогатило также музыку и живопись. Многие стихи поэта ещё при его жизни стали народными песнями. В русской живописи с XIX века существует некрасовская тема, связанная, в первую очередь, с изображением русских просторов, крестьян-тружеников, крестьянских детей. Но самое главное, это был первый писатель, который полностью посвятил свою лиру народу.

 

Гл. библиотекарь отдела редкой книги

Сушкова Ж. В.

 

Список изданий, упоминаемых в обзоре

  • Некрасов, Н. А. Песни о свободном слове / Н. А. Некрасов // Современник : журнал литературный и политический, издаваемый Н. А. Некрасовым. — 1866. — Т. СXIII. — С. 5-20 (1-й паг.)
  • Некрасов, Н. А. Полное собрание стихотворений Н. А. Некрасова : в 2 томах. – 8-е изд. с портретом, факсимиле и биографическим очерком. – Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1902.
    Т. 1 : 1842–1872. – XXX, 608 с., 1 л. фронт. (портр.), [2] л. факс.
    Т. 2 : 1873–1877. – [4], 566 с., 1 л. фронт. (портр.), [2] л. факс.
  • Некрасов, Н. А. Жизнь и похождения Тихона Тросникова : новонайденная рукопись / Н. А. Некрасов ; под редакцией В. Евгеньева-Максимова и К. Чуковского. — Москва ; Ленинград : Гослитиздат, 1931. — 382 с. : фронт. (портр.), 10 л. ил.
  • Некрасов, Н. А. Стихотворения / Н. А. Некрасов ; общая редакция К. Чуковского ; вступительная статья, редакция и примечания А. Максимовича. — Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1938. — (Библиотека поэта. Малая серия ; № 44).
  • Некрасов, Н. А. Избранные стихотворения / Н. А. Некрасов ; [вступительная статья, редакция и примечания К. Чуковского ; иллюстрации Д. А. Шмаринова]. — Москва, 1948. — 254 с.
  • Некрасов, Н. А. Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов ; иллюстрации С. Герасимова. — Москва : Художественная литература, 1968. — 333 с. : ил.
  • Некрасов, Н. А. Русские женщины / Н. А. Некрасов. — Москва : Зарницы, 2006. — 303 с., портр.

  • Зелинский, В. А. Сборник критических статей о Н. А. Некрасове : в 3 частях Часть 3 : 1874–1877 / составитель В. А. Зелинский. — 2-е изд. — Москва : Типолитография В. Рихтер, 1903. — 268 с.
  • Пыпин, А. Н. Н. А. Некрасов : с тремя портретами / [соч.] А. Н. Пыпина. — Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1905. — [6], 321, [4] с., 2 отд. л. портр.
  • Покровский, В. И. Николай Алексеевич Некрасов : сборник историко-литературных статей / составитель В. Покровский. — Москва : [Типография Г. Лисснера и Д. Собко], 1906. — IV, 705, [3] с.
  • Ветринский, Ч. (Чешихин). Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, письмах и несобранных произведениях / Ч. Ветринский. — Москва : Типография издательства И. Д. Сытина, 1911. — 303 с. — (Историко-литературная библиотека / под редакцией А. Е. Грузинского ; вып. 6).
  • Некрасовский сборник : неизданные письма и воспоминания, статьи, библиография / под редакцией [и с предисловием] В. Е. Евгеньева-Максимова, Н. К. Пиксанова. — Петроград : Издательство Общественная польза, 1918. — VII, [1], 269, [3] с.
  • Кони, А. Ф. Некрасов. Достоевский : по личным воспоминаниям : 1821–1921 / А. Ф. Кони. — Петербург : Кооперативное издательство литераторов и ученых, 1921. — 81 с.
  • Евгеньев-Максимов, В. Е. Некрасов / В. Е. Евгеньев-Максимов. — Петроград : Госиздат, 1921. — 148 с. — (К столетию рождения Н. А. Некрасова).
  • Полянский, В. (Лебедев П. И.) Н. А. Некрасов : к столетию со дня рождения / В. Полянский. — Москва : Госиздат, 1921. — 43 с. : 1 л. портр.
  • Чуковский, К. И. Некрасов, как художник / К. Чуковский. – Петербург : Эпоха, 1922. — 78, [2] с. — (Некрасовская библиотека).
  • Некрасов : к 50-летию со дня смерти / Федерация объединений советских писателей ; [редактор В. Е. Евгеньев-Максимов, Э. Ф. Голлербах ; обложка М. А. Кирнарского ; иллюстрации Б. М. Кустодиева]. — Ленинград : Прибой, 1928. — 80 с. : фронт. (портр.), ил.
  • Голлербах, Э. Ф. Н. А. Некрасов в портретах и иллюстрациях : пособие для учителей средней школы / Э. Ф. Голлербах, В. Е. Евгеньев-Максимов. — Ленинград ; Москва : Учпедгиз, 1938. — 143 с. : ил.

Список использованных источников

  • Жданов, В. В. Некрасов / В. В. Жданов. — М. : Молодая гвардия, 1971. — 496 с. — (Жизнь замечательных людей).

  • Коровин, В. Л. Некрасов Николай Алексеевич / В. Л. Коровин // Большая Российская энциклопедия : в 30 томах / ред. Ю. С. Осипов. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2013. — Т. 22 : Нанонаука — Николай Кавасила. — С. 327—328.
  • Стахорский, С. В. Русская литература : популярная иллюстрированная энциклопедия / С. В. Стахорский. — Москва : Дрофа-Плюс, 2007. — С. 307—309.
  • Венгеров, С. А. Некрасов, Николай Алексеевич / С. А. Венгеров // Источники словаря русских писателей : [в 4 томах] / собрал С. А. Венгеров. — Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1900. — Т. 4. — 1917. — С. 533—542.
  • Некрасов Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь / под редакцией Б. А. Введенского. — М. : Большая советская энциклопедия, 1954. — Т. 2. — С. 481.
  • Лазурин, В. С. Некрасов Н. А. / В. С. Лазурин // Русские писатели, 1800–1917 : биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев ; Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. — Москва : Большая Российская энциклопедия : Фианит, 1989 — . — (Русские писатели, 11–20 вв. : серия биографических словарей).
    Т. 4 : М — П. — 1999. — С. 269—280.
  • Лебедев, Ю. В. Некрасов Николай Алексеевич / Ю. В. Лебедев // Русские писатели : биобиблиографический словарь : [в 2 частях] / под ред. П. А. Николаева. — Москва : Просвещение, 1990. — Ч. 2 : М — Я — С. 67—78.