Беседа со Светланой Евгеньевной Афанасьевой
Государственное бюджетное учреждение культуры
Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Беседа со Светланой Евгеньевной Афанасьевой

Беседа со Светланой Евгеньевной Афанасьевой

Беседа со Светланой Евгеньевной Афанасьевой, социальным педагогом высшей категории, консультантом центра «СЕМьЯ».

Вера Юрьевна: Добрый день, Светлана Евгеньевна, Вас приветствует Липецкая областная универсальная научная библиотека. Сегодня хотелось бы побеседовать с Вами о детях, так как очень скоро, 1 июня – День защиты детей. Этот праздник отмечается ежегодно, но думаю, немногие знают его историю. Не могли бы Вы напомнить нашим читателям, как, когда и почему появился День защиты детей.

Светлана Евгеньевна: Добрый день, Вера. Рада общению с Вами. Напомню, что в этом году – 70-летие праздника Дня защиты детей. Ежегодно в этот день проводятся различные акции и мероприятия, цель которых – сохранение счастливого детства для всех маленьких жителей нашей планеты. Однако так было не всегда. Появлению этого международного праздника способствовали совсем нерадостные события. После окончания Второй мировой войны число детей, оставшихся без родителей, без крыши над головой, лишенных нормальных условий жизни, было огромно. И женщины всего мира решили защитить своих детей, а также жизнь последующих поколений. В декабре 1945 года в Париже состоялся Первый Международный женский конгресс, который принял решение о создании Международной Демократической федерации женщин. Эта федерация объединила миллионы женщин в борьбе с фашизмом, против бедствий и разрушений, за безопасность семейного очага. Был принят Устав организации, председателем федерации стала Эжени Коттон, ученый-физик, деятель французского и международного демократического движения. Именно по её инициативе на парижском конгрессе федерации в 1949 году было принято решение о ежегодном праздновании Дня защиты детей. Впервые отмечался этот праздник 1 июня 1950 года. В дальнейшем функцию защиты детей взяла на себя Организация Объединенных наций, и в 1959 году появилась Декларация прав ребенка. Но, к сожалению, она носила рекомендательный характер и не была обязательна к исполнению. Только в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая ратифицирована в нашей стране в июне 1990 года. В настоящее время в нашей стране права детей защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от июля 1998 года. Напомню также, что в мае 2017, по указу президента, в России было объявлено десятилетие детства с 2018 по 2027 годы. На данный момент государство оказывает разнообразную и всестороннюю поддержку семьям, имеющим детей.

В. Ю.: Вы очень интересно рассказали нам историю возникновения праздника Дня защиты детей, мы погрузились в события 70-летней давности и представили ужасное положение детей после войны. Но сейчас у нас мирное время, и многое создано для гармоничного развития детей. И все же мы отмечаем этот праздник. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, от чего же нужно защищать детей сегодня?

С. Е.: Независимо от отношения к этому празднику необходимость защиты детей признается почти всеми. Но существуют разные точки зрения по поводу того, от чего именно надо защищать детей. Одна, наиболее консервативная категория граждан, считает, что детей необходимо оградить от насилия и вредной информации и, конечно же, прежде всего гарантировать им право на жизнь, образование и развитие. И я согласна с этой точкой зрения, но не могу не заметить, что решение этих задач под силу только государству. Существует и другая позиция, ее сторонники считают, что надо защищать детей от государства, от школы, от родителей, которые плохо выполняют свои обязанности. С моей точки зрения, каждая категория детей нуждается в защите в любом возрасте в зависимости от той опасности, которая может подстерегать ребенка в определенный жизненный период. Родителям желательно знать особенности развития детей в каждый возрастной период, чтобы оценить возможные риски, то есть понимать, что несет угрозу для здоровья и психики ребенка. Так, в младенчестве вскармливание, выхаживание, защита ребенка равнозначны его выживанию. Но мне бы хотелось остановиться на таком сложном возрасте, как подростковый и юношеский, когда контролировать детей становится очень сложно. Сегодня в социальных сетях предпринимаются попытки вовлечь подростков в политические события, процессы и организации. В Москве, Петербурге уже были попытки массово вывести детей на улицу для участия в различных политических акциях. Очень важно защитить детей от таких политических активистов, от людей, которые стремятся «выдернуть» ребенка из семьи, внушают детям какие-то иные ценности, неуважение к родителям, к обществу. В настоящее время наши дети нуждаются в защите от дефицита хороших взрослых: опытных родителей, мудрых наставников, внимательных учителей. К сожалению, нашим детям не хватает достойных и умных, вдумчивых и серьезных взрослых, как родителей, так и учителей. А ведь это очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался мудрый родитель, учитель, наставник, потому что именно заложенное в детстве помогает сделать в дальнейшем правильный выбор.

В. Ю.: Какие серьезные вопросы Вы затронули, Светлана Евгеньевна... Действительно, «дефицит хороших взрослых» – это очень сложная проблема. Родители заняты зарабатыванием денег, учителя – выполнением Федеральных Государственных стандартов, и всем некогда просто посмотреть в глаза ребенку, погладить его по голове, задать самые простые, но искренние и важные вопросы. Это очень большая проблема – детям не хватает тепла взрослых. Конечно, обо всем этом мы не сможем поговорить сегодня, но у нас впереди, например, День Семьи, Любви и Верности, День Учителя... Наверное, накануне этих праздников можно будет вернуться к вопросам, поставленным выше. А сейчас мне бы хотелось отметить, что современным детям можно посочувствовать, потому что на них обрушивается огромный поток информации, который становится мощнее и мощнее с каждым днем. Как сегодня защитить детей от перегрузок информацией?

С. Е.: Во-первых, существует защита на уровне государства. 29 декабря 2010 года вышла первая публикация закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но дети могут выходить в интернет независимо от возраста. Ответственность за ребенка, в конечном счете, всегда несут родители, поэтому мне бы хотелось перечислить правила пользования интернетом для детей, которые взрослые должны объяснить детям и контролировать их соблюдение:
1. Учитывайте возраст ребенка. Только с 14 лет возможна самостоятельная регистрация в социальных сетях, до наступления этого возраста родители решают, нужно ли ребенку пользоваться социальными сетями. На мой взгляд, до 10 лет дети могут обойтись без социальных сетей.
2. Обсуждайте с ребенком, что он смотрит в интернете и почему. И запретных тем здесь нет и быть не может.
3. Расскажите ребенку об угрозах, которые таят в себе различные сайты и социальные сети.
4. Четко объясните ребёнку, что не вся информация во «всемирной паутине» правдива, соответствует действительности и заслуживает внимания.
5. Постарайтесь обеспечить технически родительский контроль за тем, какие сайты ребенок посещает в интернете.
6. Установите время пользования интернетом для ребенка и следите за соблюдением этого ограничения. Один или полтора часа, но только не ущерб учебной деятельности и отдыху.
Нужно обсудить и прослушивание музыки, и просмотр фильмов. Безусловно, стоит запретить покупки в интернете и участие в азартных играх. Пока Вы ведете диалог с ребенком, Вы контролируете, что он смотрит, чем увлекается в интернете. И не забывайте напоминать ребенку об установленных правилах. Если говорить о детях подросткового возраста, то у них пока нет опыта управления своей обидой, агрессией, поэтому важно формировать культуру поведения в социальных сетях, иначе не избежать конфликтов. Очень важно объяснить ребенку, что категорически нельзя отвечать на письма и вопросы незнакомых людей, сообщать личные данные.

В. Ю.: Светлана Евгеньевна, этой весной дети школьного возраста находились на дистанционном обучении иногда вместе с родителями. И трудно сказать, кому приходилось тяжелее детям или родителям. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к дистанционному обучению, и может ли такое обучение заменить учителя?

С. Е.: Конечно, живое общение ученика и учителя дистанционное обучение заменить не может. Поймите, грамотный учитель-профессионал всегда видит и знает, как, каким образом ребенок усваивает информацию. Есть дети-визуалы, есть аудиалы, а есть кинестеты. Электронные устройства пока не дают возможность педагогу получать такую информацию, поэтому, думаю, дистанционное обучение возможно только в экстремальных ситуациях.

В. Ю.: Наступает лето, долгожданные летние каникулы. Многие родители сейчас побоятся отправить детей в лагеря отдыха, не у всех есть бабушки в деревне, а это значит, что дети остаются дома, предоставленные сами себе. Светлана Евгеньевна, что Вы можете посоветовать родителям по организации детского досуга летом?

С. Е.: Самое главное для родителей, это сохранить здоровье детей. Сложный учебный год не лучшим образом отразился на детях: хронические недосыпания, недостаток физической активности, нервная напряженность... Поэтому, в первую очередь, с наступлением каникул детям необходимо хорошенько выспаться, больше двигаться и получать положительные эмоции. Хотелось бы дать рекомендации родителям детей младшего школьного возраста, которые еще не могут самостоятельно решать, чем им заняться, у которых важно формировать новые умения и навыки. Первое, что я бы хотела предложить, – это чтение. Конечно, это старо, как мир. Но очень важно научить ребенка внимательно читать, важно, чтобы чтение стало одним из любимых дел ребенка. Потому что ничто так не развивает, не воспитывает, не оказывает такого огромного влияния на формирование личности ребенка, как книга. И если ребенку много читают мама, папа, дедушки, бабушки, и все вместе обсуждают прочитанное, смеются, значит у ребенка счастливое детство. Второе, что я бы хотела предложить, – это вечер правильного фильма. Очень здорово организовать просмотр хорошего, поучительного фильма всей семьей хотя бы раз в неделю. Потом обязательно обсудить увиденное, дать возможность ребенку высказаться. Хорошо играть в разнообразные развивающие игры всей семьей. Лето для младших школьников – идеальное время, чтобы найти своё увлечение, заинтересоваться чем-то. Можно предлагать ребенку каждый день какие-то новые занятия: готовить, фотографировать, лепить, рисовать, и обязательно для каждого найдется дело по душе. Важно формировать у ребенка полезные для него и необходимые навыки, хотя бы по одному новому навыку в неделю. Еще можно порекомендовать родителям виртуально посещать с детьми музеи России и мира, вот здесь нам помогут новые технологии. Именно летом можно и нужно заложить в семье культуру проведения досуга. Наличие культуры проведения досуга предполагает вовлеченность всех членов семьи в активную совместную деятельность, расширяет круг интересов ребенка, а значит может помочь ему в дальнейшем правильно выбрать профессию, найти себя.

В. Ю.: Спасибо, Светлана Евгеньевна, за ценные и вполне выполнимые рекомендации. Особенно приятно было услышать от Вас слова о важности чтения и книги в жизни ребенка. А что предлагает летом для детей и родителей центр «СЕМьЯ», специалистом которого Вы являетесь?

С. Е.: Советую родителям и педагогам чаще заходить на наш сайт. Специалистами центра «СЕМьЯ» уже подготовлен план мероприятий, который позволит сделать онлайн-каникулы полезными и интересными. Каждый летний месяц будет иметь свою тематику. Информирование и возможность участия в этих мероприятиях доступна для разных категорий семей, имеющих детей. Также продолжатся вебинары для педагогов, по-прежнему доступны консультации по скайпу. Напоминаю, что все консультации специалистов центра бесплатны. Хотелось бы пожелать родителям больше и чаще интересоваться вопросами воспитания детей, заглядывать на региональный портал «Родитель-48», на сайт нашего центра и по всем проблемам воспитания и обучения детей обращаться к профессионалам.

В. Ю.: Светлана Евгеньевна, спасибо за интересную и содержательную беседу, за добрые и полезные советы и рекомендации. Сотрудники и читатели нашей библиотеки уже знают, что лекции и тренинги консультантов центра «СЕМьЯ» дают ответы на многие важные вопросы семейного воспитания, поэтому мы надеемся на активное сотрудничество в новом учебном году. Но сейчас самое главное – это здоровье, за лето я желаю Вам оздоровиться и набраться сил для новых дел и свершений. Всего доброго, до свиданья.

С. Е.: Спасибо, Вера. Рада общению и сотрудничеству, до новых встреч.