«Четыре времени жизни Виктора Сорокина», режиссер С. А. Тихомиров
Фильм «Четыре времени жизни Виктора Сорокина» о народном художнике России В. С. Сорокине – следующий из цикла «Жизнь замечательных людей. Липецкая серия». Виктор Семенович Сорокин – заслуженный художник РСФСР (1976), народный художник России (1991). Он награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1986), «Знак Почета» (1997), золотой медалью Российской Академии художеств (1997).
С 2004 года ежегодно 25 декабря в день его рождения в Липецкой области проводится День Художника. Учреждена областная премия имени В. С. Сорокина, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ.
Автор фильма режиссер Сергей Тихомиров, член Союза кинематографистов с 2004 года о работе над фильмом:
«В названии фильма «Четыре времени жизни Виктора Сорокина» отражено не только искусствоведческое разделение творчества мастера на четыре основных периода, но и попытка философского осмысления жизни большого художника, которую я и все те, кто мне помогал, предприняли. Кроме того, это еще и попытка рассмотреть эволюцию таланта В.С. Сорокина. Кроме того «Четыре времени жизни» ассоциативно могут восприниматься зрителем, как «четыре времени года» - символическое обозначение детства, юности, зрелости и мудрого возраста. Таким образом, название подчеркивает еще и биографичность фильма. Этого требовал и формат фильма «Жизнь замечательных людей. Липецкая серия».
Сразу скажу, что проделана сложная, совершенно титаническая работа. Мы знаем официальную биография Сорокина, но до сих пор не существует достоверных сведений, как было на самом деле. Нет архива художника, материалы о нем обрывочные или путанные, сохранившиеся интервью – односложны или противоречат друг другу.
И вот приходится читать в собственноручно написанной Сорокиным биографии, выложенной в Липецком краеведческом музее, что он из семьи рабочих: мама была колхозницей, папа работал слесарем на машзаводе, и я, мол, тоже пошел по его стопам - учился в ФЗУ... И таких примеров много...
А сколько на самом деле нитей в жизни Виктора Семеновича - Москва, Липецк, Елец, Самарканд, Крым, Франция!.. С какими знаменитыми, талантливыми, удивительными современниками сводила его судьба! И каким глубоким человеком был он сам!
Людей, кто знал и общался с Сорокиным, приходилось призывать к участию. Кто-то недоговаривал, кто-то отворачивался, уходил от ответов... А кто-то был даже противником фильма о Сорокине... Все эти вечные интриги в творческих и околотворческих кругах... Сколько было сомнений! Столько пришлось выслушать!
Конечно, всем угодить было нельзя. И родным художника, и его почитателям. Поэтому этот фильм - попытка понять художника, осмыслить наследие такого большого масштаба, почему у него такой талант, такая сила жить в любое время и в любом месте, почему в разные периоды жизни он так писал свои картины...
Мне хотелось сделать фильм, далекий от музейно бесстрастного подхода к Сорокину. В этом фильме - мое авторское видение, это моя точка зрения. В нем то, что мне позволили понять участники фильма - искусствоведы, художники, близкие люди и сам Виктор Семенович.
К сожалению, не все получилось в фильме. И не обо всем удалось рассказать. Многое осталось за кадром. Но моя попытка осмыслить наследие художника этим фильмом не заканчивается. Масштаб личности Сорокина такой, что не отпускает, хочется еще больше познать его. Конечно, у фильма есть свой финал. Но для себя я точку в этой истории не ставлю.
Как сказал один мудрец, мы все заложники своих страстей. Я, например, делаю кино всю свою сознательную жизнь – с 1972-го года. За это время создал более 200 фильмов, к сожалению, их мало кто видел. У многих фильмов есть награды, дипломы российских и международных фестивалей. Но я не буду надувать щеки, чтобы произвести впечатление, извольте со мной считаться. Нет... Важно другое: каждый человек - режиссер собственной жизни, поэтому не нужно ссылаться ни на власть, ни на время, ни на окружение, ни на прочие внешние вещи.
Свобода всегда начинается изнутри. Художник Сорокин был свободным человеком, автором своей жизни. Он был сильнее всех обстоятельств. Для него высшее проявление свободы - проснуться утром, посмотреть в окно и осознать, что живешь той жизнью, какой ты захочешь. И он жил согласно своим ценностям, старался всегда уходить от того, что ограничивало бы его свободу.
Думаю, что свое ощущение свободы Сорокин выработал до семи лет, и с тех пор у него, несмотря ни какие обстоятельства, не было оснований его пересматривать. Для себя он решил, что если сумеет сказать что-то, это даст свободу и другим вещам. И тогда ты непобедим.»