Примерная тематика районных семинаров 2021 года
Государственное бюджетное учреждение культуры
Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Примерная тематика районных семинаров 2021 года

Уважаемые коллеги!

В течение длительного периода перед библиотеками вставал вопрос об их предназначении в информационном обществе, основанном на цифровых технологиях. «Качественный скачок» в развитии происходил постепенно. 2020 год поставил всех перед фактом, показывающим, что время постепенного вхождения в систему информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) прошло. Учреждения культуры, в том числе библиотеки, одномоментно должны были сдать экзамен на организацию работы в виртуальной среде.

Удаленный режим работы вывел на первый план задачи:

  • организации информационно-библиотечного обслуживания в удаленном формате;
  • предоставления доступа к электронным ресурсам;
  • умения выстраивать диалог в электронном пространстве;
  • генерации собственных ресурсов в цифровом формате;
  • консультирования населения.

Не все библиотеки оказались готовы к кардинальному изменению своей деятельности. Многим не хватило профессиональных знаний и технических ресурсов. В связи с тем, что основные приоритеты библиотечной деятельности значительно изменились, мы предлагаем в следующем году районные семинары посвятить теме «Библиотеки в электронной среде или вызовы цифровой эпохи».

Примерные темы семинаров 2021 года:

  • Информационно-коммуникационные технологии. Компетентность библиотечных работников как условие успешной деятельности.
  • Услуги библиотек нового поколения: инновации и практические возможности.
  • Электронные продукты библиотек как ресурсная база обслуживания пользователей.
  • Продвижение чтения в век цифровой трансформации.

В настоящее время можно сделать вполне обоснованный вывод, что бурное развитие информационного пространства потребует от специалистов общедоступных публичных библиотек еще более активного использования IT-технологий. Мы рекомендуем уделить самое пристальное внимание этому вопросу.

При необходимости Вы можете приглашать специалистов ЛОУНБ для практического участия в районных семинарах и совещаниях.

Свои замечания, пожелания и предложения по организации учебы кадров направляйте в научно-методический отдел областной научной библиотеки по адресу:
398050 г. Липецк, ул. Кузнечная, 2.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семинар 1

Информационно-коммуникационные технологии. Компетентность библиотечных работников как условие успешной деятельности

Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет-технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Профессиональные компетенции специалиста библиотеки сегодня не могут исключать знания и навыки работы с ИКТ на уровне, позволяющем решать задачи различной сложности. Необходима профессиональная грамотность в области их использования, наилучшим образом отвечающая потребностям современных пользователей.

Информационно-коммуникационные технологии в широком смысле слова – всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, действиями для достижения желаемого результата. В узком смысле слова – компьютерные технологии.

Мы предлагаем библиотекарям проанализировать информационно-коммуникационные возможности библиотеки, а также свой уровень владения компьютерными технологиями. Для этого использовать анкету «Информационная компетентность современного библиотекаря». Об итогах анкетирования проинформировать в ходе семинара.

Библиотекари могут поделиться своим опытом работы с читателями в онлайн-среде, ответив на вопросы:

  • В каком формате вы в настоящее время взаимодействуете с читателями?
  • Что из инициатив и направлений наиболее востребовано пользователями?
  • Почувствовали ли вы повышение активности посетителей на своих интернет-площадках с переходом на дистанционный режим?

По теме семинара мы предлагаем консультацию «Библиотекарь в цифровой среде» (Селиванова Л.В.)

Анкета

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в мониторинге «Информационная компетентность современного библиотекаря».

Нас интересует Ваше мнение об использовании цифровой информации для удовлетворения запросов читателей вашей библиотеки.

Выберите, пожалуйста, в вопросах подходящие ответы из предложенных вариантов (подчеркните) или напишите свое мнение в свободной форме. Не пропускайте ответы на открытые вопросы. Благодарим за участие!

1. Оцените Ваш уровень владения социальными медиа и офисными программами (поставьте любой знак в ячейке напротив выбранного Вами варианта ответа):

Уровень подготовки    Word      Excel      PowerPoint    Социальные сети и сервисы 
Базовый        
Продвинутый        
Специалист        

 2. Ресурсы Интернет используете:
- в личных целях
- для работы
- для выполнения запросов пользователей библиотеки
- другое _______________________________________

 3. При использовании цифровых ресурсов Вам хватает знаний, навыков, опыта работы для предоставления читателям качественной информации? Да. Нет.
Ваш вариант __________________________

4. Назовите проблемы, возникающие у Вас в работе с цифровыми технологиями:
__________________________________________________________

5. Имеет ли ваша библиотека доступ к Национальной электронной библиотеке (НЭБ)?
Да. Нет.
- если Да, как часто Вы обращаетесь к этому ресурсу? _________________________________________________________
- если Нет, считаете ли Вы необходимым подключение? _________________________________________________________
- пользуетесь ли Вы этим ресурсом без договора, как пользователь? _________________________________________________________

6. Какие краеведческие электронные ресурсы, расположенные на сайте ЛОУНБ Вы используете в своей работе? _________________________________________________________

7. Укажите сайты библиотек Липецкой области или страны, отвечающие, по Вашему мнению, запросам читателей. Почему?
_________________________________________________________

8. Укажите сайты библиотек, помогающие Вам в профессиональной деятельности.
_______________________________________________________

9. Используете ли Вы в работе удаленную доставку документов (УДД)? Да. Нет.
Почему? __________________________________________________________

10. Какие электронные ресурсы собственной генерации создает ваша библиотека?
__________________________________________________________

11. Назовите направления работы, по которым ваша библиотека может развиваться, используя цифровые технологии.
__________________________________________________________

12. Готова ли ваша библиотека стать центром цифровой грамотности в вашем населенном пункте? Да. Нет.
Почему? __________________________________________________________

Немного о себе:

  • Ваше место работы: центральная библиотека, детский отдел ЦБ, сельская библиотека, городская библиотека.
  • Ваш стаж работы в библиотеке: до 3 лет, 3-10 лет, более 10 лет.
  • Ваше образование: высшее библиотечное¸ среднее специальное библиотечное, другое.

Список литературы

  1. Библиотеки в социальных сетях : методическое пособие / Рос. науч.-техн. пром. б-ка ; сост.-ред. Г.Б. Ткаченко. – Москва : РНТПБ, 2014. – 52 с.
  2. Будущее библиотек в условиях цифровой экономики : материалы ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2018 г. – СПб. : РНБ, 2019. – 169 с.3.
  3. Федоров, А.О. Библиотечная блогосфера: в чем феномен библиотечного блога? / А.О. Федоров ; Рос. гос. б-ка ; сост.-ред. Г. Б. Ткаченко. – Москва.: Пашков дом, 2013. – 83 с.
  4. Ястребцева, Е.Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета / Е.Н. Ястребцева. – Москва. : Библиомир, 2015. – 223 с.
  5. Баркова, И. Объединила ВикиСибириаДа : зона коллективного творчества / И. Баркова // Библиотека. – 2017. – № 10. – С. 20-23.
  6. Библиотеки в изоляции : [тема номера] // Библиотечное дело. – 2020. – № 10.
  7. Бражникова, С. Электронный ландшафт села : продвижение
    цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе. – 2016. – № 9. – С. 13-18.
  8. Встречаемся в сетях и на сайтах : [сообщения о работе библиотек в режиме самоизоляции] // Библиотека. – 2020. – № 5. – С. 14-33.
  9. «На полных парусах? Библиотечный ренессанс или его иллюзия?» : [онлайн-сервисы библиотек в период пандемии] // Современная библиотека. – 2020. – № 5. – С. 37-44.
  10. Стихиям неподвластны : [инициативы и направления дистанционного обслуживания] // Библиополе. – 2020. – № 5. – С. 19-31.

    Электронные ресуры

  11. Степанов В.К. Применение Интернета в библиотечных процессах / В.К. Степанов – Москва : Литера, 2013. – 320 с. – URL: https://ru.b-ok.org/book/2657050/a31899 (дата обращения: 30.07.2020).

 

Семинар 2

Услуги библиотек нового поколения:
инновации и практические возможности

Библиотечно-информационное обслуживание пользователей является критерием, который формирует образ библиотеки в глазах общества, создает ее позитивный или негативный имидж.
Современные пользователи библиотек уже не довольствуются традиционными видами обслуживания, а ожидают особых индивидуально ориентированных услуг, комплексной библиотечно-информационной поддержки своей профессиональной или образовательной деятельности. В связи с этим внедряются новые формы обслуживания, позволяющие наращивать объем библиотечного сервиса.

В первую очередь, это доступ к полнотекстовым базам НЭБ, ЛитРес, ресурсам крупных региональных библиотек, справочно-правовым системам, сайтам государственных органов. Растет число удаленных пользователей, предпочитающих получение информационных услуг через сайт библиотеки или социальные сети. Существенную роль в комплексе библиотечной деятельности сегодня занимают образовательные курсы для взрослого населения. Мы рекомендуем в ходе семинара освоить практические навыки доступа к федеральным полнотекстовым электронным базам, познакомиться с новыми услугами библиотек в онлайн-пространстве, рассмотреть пути партнерства с IT-сообществами в формировании цифровой грамотности населения.

По теме семинара мы предлагаем консультации специалистов ЛОУНБ:

  • Интернет – библиотекарям. Удаленные электронные библиотеки и профессиональные электронные ресурсы (Остроухова Е.И.)
  • Счет в пользу клиентов. Работа библиотек по обучению финансовой грамотности (Каплина М.Д.)
  • Библиотека – пространство свободного общения (Каплина М.Д.)

 

Список литературы

  1. Елисина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек. / Е. Ю. Елисина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 303 с. – (Библиотека).
  2. Шуминова, И.О. Библиотеки будущего: спектр перспективных услуг / И.О. Шуминова. – М. : Либер-Дом, 2016. – 112 с.
  3. Гурьева Г.С. В фокусе – интересы горожан. Обучаем, просвещаем, помогаем / Г.С. Гурьева // Библиотечное дело. – 2020. – № 11. – С. 42-44.
  4. Дворкина, М.Я. Дистанционное библиотечное обслуживание: сущность и реализация в современных условиях / М.Я. Дворкина, Е. Ю. Елисина // Библиотековедение. – 2015. – № 5. – С. 38-43.
  5. Конина, И.А. Онлайн-обслуживание удаленных запросов / И.А. Конина // Современная библиотека. – 2016. – № 8. – С. 30-34.
  6. Королева, И.С. Никто не уйдет от цифровизации, или Где в библиотеке цифровое «третье место» / И.С. Королева // Библиотечное дело. – 2020. – № 2. – С. 27-31.
  7. Кулишевская, А. Доступ к виртуальной библиотеке – быстро, удобно, защищено законом / А. Кулишевская // Независимый библиотечный адвокат. – 2016. – № 5. – С. 31-36.
  8. Мартынова, Н.В. Центр цифровой грамотности при библиотеке / Н.В. Мартынова // Библиотечное дело. – 2020. – № 3. – С. 43-44.
  9. Овчинникова, И. Литературные тропы в виртуальном пространстве : использование платформы izi.trevel для продвижения новых услуг / И. Овчинникова // Библиополе. – 2017. – № 3. – С. 43-45.
  10. Огнева, И. Осваиваем виртуальную среду : организация онлайн-общения / И. Огнева // Библиополе. – 2017. – № 11. – С. 29-32.
  11. Полшкова, Н.В. Библиография в сети / Н.В. Полшкова // Современная библиотека. – 2017. – № 4. – С. 25-27.
  12. Родионов, М. «НЭБ» формирует единое российское электронное пространство знаний / М. Родионов ; беседу вела Г. Башманова // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2016. – № 10. – С. 18-22.
  13. Семиног, О. Хочешь узнать о писателе? Зайди на сайт : рекомендательная веблиография сельской библиотеки / О. Семиног // Библиополе. – 2017. – № 9. – С. 37-39.

 

Семинар 3

Электронные продукты библиотек
как ресурсная база обслуживания пользователей

Современные пользователи библиотек сегодня все чаще предпочитают получение информационных услуг в электронном виде. Их область интересов значительно расширилась – от каталогов и полнотекстовых баз данных, до локальных аналитических библиотечных продуктов.

В настоящее время мультимедиа (синтез статичного текста, графики, анимации, звука и видео) становятся неотъемлемой частью любой сферы деятельности, в том числе библиотечной. Главным достоинством мультимедийного продукта является возможность использования нескольких видов информации, что позволяет более эффективно воздействовать на пользователя через разные каналы восприятия. Эксклюзивный контент делает их уникальными в электронном информационном массиве интернета, а также расширяет ресурсные возможности библиотеки.

Обслуживание пользователей в электронной среде, умение создавать и использовать мультимедийные продукты – важная задача современного профессионала библиотечной деятельности. Мы рекомендуем в ходе семинара рассмотреть виды библиотечных электронных продуктов, провести презентацию собственных электронных ресурсов библиотек системы: виртуальных выставок, буктрейлеров, видеороликов и др.

По теме семинара мы предлагаем консультации специалистов ЛОУНБ:

  • Интерактивные возможности электронных краеведческих ресурсов ЛОУНБ (Иванова Л.А.)
  • Краеведческие ресурсы сельской библиотеки. Способы их формирования и сохранения: [консультация и практическое занятие] (Каплина М.Д.)
  • Ода малой Родине»: литературный электронный поисковый ресурс ЛОУНБ в помощь образовательному процессу (Вырикова В.А.)

Список литературы

  1. Баркова, И. Виртуально экспонироваться / И. Баркова // Современная библиотека. – 2015. – № 7. – С. 20–23.
  2. Дятлова, Т.Н. «Живая память поколений» / Т.Н. Дятлова // Современная библиотека. – 2016. – № 6. – С. 78–81.
  3. Журина, А. Учение с увлечением поднимает настроение / А. Журина, Л. Рахимжанова // Библиотека. – 2011. – № 11. – С. 42–45.
  4. Исметова, Е. Сохраним родную речь! : [семейный архив – в электронную коллекцию] // Е. Исметова // Библиополе. – 2020. – № 2. – С. 28-31.
  5. Кислицын, Д.Ю. Виртуальная экскурсия : технология создания / Д.Ю. Кислицын // Современная библиотека. – 2015. – № 6. – С. 40-44.
  6. Лобанкина, Е. Лучше один раз увидеть: рекомендации по созданию презентаций в PowerPoint / Е. Лобанкина // Библиополе. – 2016. – № 2. – С. 45–50.
  7. Матвеева, И. Листовка, памятка, закладка...: красиво и информативно : [пособия малых форм] / И. Матвеева // Библиотека. – 2017. – № 7. – С. 20-23.
  8. Огнева, И. «Говорящие» открытки, интерактивные плакаты и виртуальные прогулки : как объединить в библиотеке краеведение и онлайн-технологии / И. Огнева // Библиополе. – 2017. – № 11. – С. 29-32.
  9. Петрова, Г.Н. Как делать буктрейлер / Г.Н. Петрова // Современная библиотека. – 2015. – № 7. – С. 28-37.
  10. Попова, О. Народный путеводитель расскажет о селе : электронные ресурсы как востребованный формат популяризации истории края / О. Попова // Библиополе. – 2017. – № 7. – С. 44-45.
  11. Севрюкова, А. Вооружитесь смартфоном! / А. Севрюкова // Библиополе. – 2020. – № 3. – С. 19-23.
  12. Табунова, Н.С. Средства продвижения краеведения / Н. С. Табунова // Современная библиотека. – 2017. – № 2.– С. 36–37.
  13. Трофимова, В. «Сын полка» в электронном формате : презентация литературы о Великой Отечественной войне / В. Трофимова // Библиополе. – № 10. – С. 36–37.
  14. Чернышова, Т.Н. Краеведение в электронном формате / Т. Н. Чернышова // Современная библиотека. – 2018. – № 5. – С. 40-41.
  15. Чуприна, О.С. «Книга у микрофона» : [краевед. коллекция аудиокниг] // О.С. Чуприна, Т.А. Юрченко // Современная библиотека. – 2020. – № 4. – С. 84-87.
  16. Швецова, Е.А. Виртуальная выставка: мастер-класс / Е.А. Швецова // Современная библиотека. – 2016. – № 3. –С. 30–35.

    Электронные ресуры

  17. Буктрейлер как инструмент продвижения книги : методическое пособие / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И.В. Бабушкина ; сост. О.В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г.А. – Вологда : ВОУНБ, 2016 – 23 с.: – URL: https://www.booksite.ru/forum/knigi/buktreyler.pdf (дата обращения: 30.07.2020).
  18. Новикова, М.И. Видеохостинги как средство продвижения услуг библиотеки / М.И. Новикова // Вестник СПбГУК. – 2013. – № 4 (17). – C. 63-67 ; Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videohostingi-kak-sredstvo-prodvizheniya-uslug-biblioteki/viewer (дата обращения: 20.11.2020).

 

Семинар 4

Продвижение чтения в век цифровой трансформации

Современное общество сейчас проходит путь бурного информационно-цифрового развития. В связи с пандемией просветительская деятельность библиотек переместилась в виртуальную среду. На сайтах и в социальных сетях учреждений появляются новые инициативы: прямые эфиры с писателями, виртуальные выставки, буктрейлеры, подкасты и др. Библиотеки совершенствуют работу в онлайн-формате, а читатели получают знания, не выходя из дома.

Особую актуальность получило дистанционное библиотечное обслуживание. В дальнейшем эта форма работы станет нормой и будет развиваться дальше.

В ходе семинара мы предлагаем рассмотреть формы онлайн-мероприятий, направленных на продвижение чтения в интернет-пространстве, а также обсудить следующие вопросы:

  1. Какой станет книга и чтение в цифровом мире?
  2. Какова судьба классического книжного формата?
  3. Может ли библиотека быть навигатором чтения в виртуальном пространстве?

    По теме семинара мы предлагаем консультации специалистов
    ЛОУНБ:
    • Библиотечный сайт как средство формирования репутации современной библиотеки (Селиванова Л.В.)
    • Дистанционные формы работы с читателями: плюсы и минусы (Володина Г.А.)

Список литературы

  1. Матвеева, И.Ю. Медийная поддержка чтения : практическое пособие / И.Ю. Матвеева. – Москва : Литера, 2010. – 166 с. – (Современная библиотека).
  2. Балушкина, О. Электронные ресурсы и интернет-технологии. Стимулирование чтения молодёжи / О. Балушкина // Библиотечное дело. – 2018. – № 22. – С. 11–13.
  3. Баркова, И.В. Виртуальная книжная выставка как инструмент привлечения к чтению / И.В. Баркова // Библиотечное дело. – 2020. – № 6. – С. 34-36.
  4. Беляева, Н.Е. Интернет-ресурсы художественной литературы : практическое пособие / Н.Е. Беляева. – Москва : Литера, 2012. – 144 с. – (Современная библиотека).
  5. Брюхова, Л.М. Библиотечная блогосфера – 2018: тренды, форматы, контент / Л.М. Брюхова // Современная библиотека. – 2018. – № 10. – С. 32–36.
  6. Галаева, П.В. Книговорот / П.В. Галаева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. – № 12. – С. 46-53.
  7. Знобищева, О.В. Читаем... в парикмахерской?! / О. В. Знобищева // Современная библиотека. – 2018. – № 6. – С. 34 –37.
  8. Минина, Т. Их судьбы связаны с Армавиром : библиотечный сайт, посвященный творчеству кубанских писателей / Т. Минина // Библиополе. – 2017. – № 7. – С. 59-62.
  9. Овчинникова, Н.В. Читать подано! / Н.В. Овчинникова // Современная библиотека. – 2014. – № 8. – С. 28-33.
  10. Свергунова, Н.М. Библиотеки в блогосфере : современные тенденции / Н.М. Свергунова // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 4. – С. 28–36.
  11. Степанова, А. Подходы разные, цель неизменна : формы и средства в помощь практику / А. Степанова // Библиотека. – 2017. – № 12. – С. 14-17.
  12. Уварова, Е. Общение с молодежью в залах и сетях : арсенал форм и приемов / Е. Уварова // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 37-42.
  13. Чемоданова, Е. От стеллажа – в Интернет: интерактивные площадки как новая форма продвижения информации // Библиотека. – 2012. – № 3. – С. 55–56.
  14. Шабанова, М. Что общего между интернет-сообществом, читательским клубом и читательским дневником? / М. Шабанова // Библиотечное дело. – 2013. – № 14. – С. 29–34.Бакалова С.Л. Виртуальный музей как новая реальность пространства. / С.Л. Бакалова // Совре
    Электронные ресурсы
  15. Смирнова, И.П. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников) / И.П. Смирнова. – Текст : электронный // Библиотека в эпоху перемен. – 2016. – Вып. 1. – URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/BEP/2016/01/2016-01_bep-1.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
  16. Чудинова, В.П. Чтение и сообщества юных читателей в Интернете: [доклад : заседание секции 30. Секция по чтению. XIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Вологда, 17.05.2009 –22.05.2009] / В. П. Чудинова // Российская библиотечная ассоциация : [сайт]. – 2019. – URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2009/11.pdf (дата обращения: 14.08.2020).